Статья на тему «Оцифрованный интеллект»
Учеба неизменно ассоциируется у нас с книгами, а не с гаджетами. Хотя современный смартфон может не только легко вместить все необходимые школьнику учебники, но и предложить варианты обучения намного эффективнее и привлекательнее традиционных.
Что такое школа? Доска, мел, домашние задания, контрольные работы, – словом, ничего захватывающего и интересного. Тут можно поспорить: обучение не должно быть веселым. Это же не развлечение, а серьезное занятие! Так вот последние исследования говорят об обратном: дети (и, кстати, взрослые тоже) намного быстрее и эффективнее усваивают новый материал в игровой форме. Так что задача современных педагогов – увлечь ребенка. Сделать так, чтобы изучение предмета превратилось для него в захватывающее приключение.
На одном языке
Еще недавно был повсеместно распространен подход к ученику не как к индивидуальности, а как к приёмнику: педагог транслирует, ребенок воспринимает. Кстати, что интересно, против такого подхода выступал еще известный советский педагог А.С. Макаренко. Хотя к нему в тот момент неохотно прислушивались. Зато сейчас активно применяют его методы на практике.
Ученик, ребенок – это прежде всего личность. Со своими особенностями, желаниями и стремлениями. И при таком положении дел учитель не может быть надсмотрщиком. Он должен быть понятным, то есть говорить на одном языке с учащимися. Без обратной связи никуда.
Именно поэтому в современных школах есть не только компьютерные классы, но внедряются и становятся частью учебного процесса новейшие технологии.
Интерактивные электронные доски активно вытесняют меловые, привычные многим. Вместо обычных проекторов появляются интерактивные, которые позволяют работать с изображением сенсорно. Планшеты в некоторых образовательных учреждениях заменяют бумажные учебники. Вместо обычных парт некоторые учебные заведения уже могут позволить себе интерактивные сенсорные столы, которые позволяют ставить перед учениками задачи, требующие группового решения. А за успеваемостью своего чада родители могут следить с помощью электронного дневника. В этом случае вырвать страницу, не записать домашнее задание или стереть плохую оценку уже не получится. Таким образом, ребенок изначально поставлен в условия, которые учат его нести ответственность за свои поступки.
Кроме того, вместо привычных уроков труда вводятся секции робототехники, на которых у детей формируется алгоритмический, итерационный стиль мышления. В условиях современного ритма жизни эти знания намного полезнее и скорее найдут прикладное применение в повседневной жизни.
Знания прилагаются
Современные дети с гаджетами на «ты». Им не нужно тратить время на чтение инструкций, чтобы разобраться с новыми смартфоном или скачать нужное приложение. И, конечно, на уроке гаджет из рук никто не выпустит.
Вместо того, чтобы бороться с этим и пытаться отбирать смартфоны, придумывать меры наказания за их использование на уроках, продвинутые педагоги решили применить их возможности с пользой для учеников.
И яркий тому пример – Trivia Crack. Это не просто развлекательное приложение, как можно подумать, а вполне себе учебный инструмент. Компания Etermax решила использовать игровую платформу нетривиальным образом: она предоставляет игрокам возможность повысить уровень своего образования.
Как это работает
Первое, что нужно понимать: приложение Trivia Crack воспринимается детьми (и взрослыми) как игра. То есть это отличный способ занять свое время, например, в общественном транспорте.
Второй момент: Trivia Crack – социальная игра. Участник скачивает приложение, создает аккаунт (вводит электронную почту или входит, используя уже существующую учетную запись в социальных сетях), и дальше начинается соревнование. Приложение предлагает помериться силами ума с соперником: кто больше даст правильных ответов на одну из выпавших категорий.
В американских школах преподаватели даже устраивают среди учеников викторины Trivia Crack! Это чем-то напоминает известную телевизионную интеллектуальную игру Брейн-Ринг. Только в более продвинутом и доступном варианте.
Третья важная особенность: игра расслабляет и увлекает, появляется азарт. С точки зрения обучения это означает, что материал, представленный в такой привлекательной форме, быстрее и легче усваивается мозгом, чем сухой аналог из учебника.
Ну и еще один момент. Книгу или учебник всегда можно забыть дома. Гаджеты забывают намного реже. Так что фактически учебный процесс всегда под рукой в буквальном смысле слова.
«Мы стремимся сблизить людей и образование с помощью современных технологий и хотим превратить скучный, медленный процесс обучения во что-то более привлекательное и веселое. Наша цель – взять рабочую игровую механику и вывести её на образовательный уровень, чтобы тем самым помочь решить реальные проблемы, которые влияют на человечество» - говорит генеральный директор Etermax Максимо Каваццани.
Что будет
Многие родители относятся к гаджетам и приложениям настороженно. Их можно понять – развлечения всегда привлекательнее учебы, ведь правда? Поэтому эффективнее не бороться с тем, что ребенок не расстается со смартфоном, а научить его грамотно им пользоваться, повышая свой уровень образования без каких-либо видимых усилий и скучной, бестолковой зубрежки.
В конце концов, прогресс для того и нужен, чтобы сделать жизнь легче и приятнее. Даже для школьников. Учеба не должна быть скучной и тяжелой. В век цифровых технологий получать знания можно в любое время. Главное – разбудить в ребенке желание учиться. А уж дальше он все сделает сам.