Статья на тему «Применение интеллект-карт на уроках истории и обществознания»
ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ – КАРТ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Етнеут Анастасия Александровна
учитель истории, обществознания и МХК
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 пгт. Палана»
В настоящее время школьное образование в России находится на этапе реформирования. Прежде всего, это проявляется в многообразии форм и методов проведения современного урока, который подразумевает постоянный творческий поиск. Основной девиз стандартов второго поколения ФГОС - научить учиться. Научить учиться не только здесь и сейчас, но и на протяжении всего жизненного пути, поэтому главная задача учителя – создание и организация таких условий, которые будут стимулировать и мотивировать учащихся к деятельности. Каждый по – настоящему заинтересованный учитель хочет, чтобы его уроки, были интересными, разнообразными, увлекательными и, несомненно, запоминающимися. На этих критериях стоится непрерывный поиск новых форм и методов проведения современного урока, которых к настоящему моменту огромное количество. Одной из таких технологий, обладающей высокой мотивационной направленностью и познавательной активностью является интеллект - карта.
Интеллект-карты (в оригинале Mind maps) — это инструмент визуального отображения информации, представленного в виде образов, ассоциаций на листе бумаги в графическом виде. Англоязычное словосочетание Mind map дословно переводится как «карта ума» («map» - карта, «mind» - ум). Встречаются и другие варианты перевода этого понятия: ментальная карта, карта мыслей, диаграмма связей или ассоциативная карта.
Пример интеллект – карты на тему «Электронная почта»
Интеллект-карта представляет собой древовидную схему, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. Ветви, имеющие форму плавных линий, обозначаются и поясняются ключевыми словами или образами.
Пример интеллект - карты
Сам же процесс создания интеллект-карт получил название майндмэппинга (англ. mindmapping) и на сегодняшний день признан удобной и эффективной техникой визуализации мышления и альтернативной записи - в отличие от традиционной линейной формы с использованием текста, списков, таблиц и схем.
Интеллект-карты являются разработкой Тони Бьюзена, британского писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления. По мнению разработчика, интеллект - карта - это мощный графический метод, предоставляющий универсальный ключ к высвобождению потенциала, скрытого в мозге.
Сам же Тони Бьюзен в своей книге «Думайте эффективно», утверждает, что создавая интеллект-карты, он хотел получить универсальный инструмент для развития мыслительных способностей, которым мог бы легко овладеть любой человек, чтобы их можно было бы применить в любой жизненной ситуации, иными словами, инструмент, в основе которого лежали бы законы природы. Более того, с помощью этого инструмента люди могут реализовать творческие способности, а работать с ним — одно удовольствие.
Как обычно люди записывают свои мысли? Пишут текст, при необходимости добавляя к нему таблицы, графики, диаграммы и т.п., даже при условии того, что человек разработал собственную систему сокращения слов, выделения главных мыслей, содержание от этого принципиально не меняется — линейная запись остается линейной.
Чтобы вникнуть в суть объемного линейного текста, порой требуется приложить значительные усилия. Такой текст сложно запомнить, в нем сложно выделить главное, а самое неприятное — интерес к написанному может пропасть настолько, что идея просто не будет воплощена в жизни.
Другое дело, интеллект-карты. Сплошной текст и схемы однообразны. В майндмэппинге, напротив, используются такие инструменты, которые позволяют максимально разнообразить запись и тем самым активировать восприятие. Разная толщина линий, разные цвета ветвей, точно выбранные ключевые слова, образы и символы, значимые лично для вас — все это создает яркий визуальный продукт, который не оставит равнодушным.
В чем тут секрет? В отличие от линейной формы выражения мыслей, которая производится только одним, левым полушарием мозга, в майндмэппинге задействованы сразу оба, и правое, и левое. Благодаря этому техника ментальных карт помогает не только организовать и упорядочить информацию, но и лучше воспринять, понять, запомнить и проассоциировать ее.
Пример интеллект - карты
Метод интеллект-карт может найти применение практически в любой сфере жизни, где требуется совершенствование интеллектуального потенциала личности или решение разнообразных интеллектуальных задач.
Выделяют шесть основных областей применения интеллект - карт:
Мозговой штурм. Майндмэппинг способствует свободному потоку идей и наталкивает на новые мысли через ассоциации
Создание заметок. Делать заметки в ментальной карте более эффективно и потом их легко можно просмотреть и запомнить
Планирование. Вы можете использовать карты, чтобы набрасывать планы проектов планировать мероприятия и многое другое.
Управление идеями. С помощью интеллект-карт Вы легко генерируете, захватываете и управляете идеями. Собирайте мнение участников, голосуйте и комментируйте темы
Управление совещаниями. Подготавливайте и распространяйте информацию для встреч, создавайте быстрые презентации, протоколы встреч и назначайте задачи
Управление знаниями. Интеллект-карты позволяют организациям хранить, обмениваться и управлять своими коллективными знаниями централизованно и надежно.
Интеллект - карты имеют следующие отличительные свойства:
Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.
Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.
Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.
Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект - карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
Интеллект – карта как педагогическая технология
Для более эффективного применения данного метода обучения необходимо следовать трем принципам:
«Принимай» – сначала внимательно изучи все достоинства интеллект - карт, правила и инструкции по их созданию.
«Применяй» – начни применять эту технологию, составь не меньше 100 интеллект - карт.
«Приспосабливай» – пропусти эту технологию через себя, совершенствуй свои навыки.
Метод интеллект - карт дает обучающимся огромные возможности в процессе обучения, которые можно использовать на разных типах и формах урока, внеурочных и внеклассных занятиях, например:
1. Эффективнее готовиться к экзаменам
Собственная разработка интеллект – карты, используемая при подготовке к экзамену по обществознанию в 9 классе по теме «Форма государства». Выполнена при помощи программы MindMeister
2. Запоминать больше информации. Темы на уроках истории и обществознания содержат много материла, что является сложным для усвоения и запоминания учащимися. Но с помощью мыслительных карт можно запомнить и классифицировать большое количество информации.
Интеллект – карта ученицы 8 класса по истории нового времени на тему «Германская империя: борьба за место под солнцем». Иллюстрирует совместную работу с детьми, в которой класс работал в группе и представлял свою часть материала в виде одного разветвления из общей интеллект – карты.
3. Осуществлять контроль собственной̆ интеллектуальной̆ деятельности: улучшать все виды памяти, задействовать оба полушария головного мозга;
Интеллект – карты учеников 6 класса по теме «Монгольская империя», которая была составлена на уроке. При таком варианте составления учитель совместно с учениками заполняет разветвления карты на этапе изучения нового материала. Часть от общей карты (в данном случае – это ветвь «Причины побед») выполняется учащимися дома при использовании дополнительных источников и учебника.
4. Повышать работоспособность
В ходе такого урока учащиеся сначала знакомятся с основами предложенной темы, а затем, составляют свой вариант интеллект – карты по данной теме, задействуя творческий потенциал и фантазию. Такая форма урока возможна только в том случае, когда ученики уже знакомы с принципами составления карт.
Учащиеся могут, как сами составлять интеллект-карту, так и с помощью учителя. Учителю лучше заранее самому составить свою интеллект-карту, чтобы не забыть те или иные важные моменты при изучении темы. Карту можно составить как вручную, так и с помощью компьютерных программ, которых большое количество и среди них вы можете найти бесплатную версию.
Метод интеллект - карт дает возможность учителю: повышать мотивацию, качество знаний, конкурентоспособность учащихся; развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности; активизировать деятельность; выявлять причины когнитивных затруднений; корректировать знания учащихся.
При помощи «Интеллект - карты» легче выделить основную мысль: она размещена в центре листа, четко видна относительная важность каждой идеи. Более значимые идеи будут находиться ближе к центру, а менее важные – на периферии. Лучше видны связи между ключевыми понятиями. В результате информация будет воспроизводиться лучше и быстрее. Карту можно без труда дополнить новой информаций без вычеркиваний и вставок (советы при составлении интеллект – карт - приложение 1). На запоминание и повторение информации тратится меньше времени, её воспроизведение становится более осмысленным.
Таким образом, можно сделать вывод, что применение интеллект - карт очень эффективно для использования на уроках истории и обществознания, так как данная технология развивает критическое мышление, позволяет использовать собственные ассоциации, также учащийся самостоятельно структурирует и отбирает важную информацию. Интеллект - карты построены на принципах, на которых построено наше мышление, поэтому информацию, записанную в виде интеллект - карт, легко воспринимать и запоминать, что делает процесс обучения увлекательным, запоминающимся и понятным.
Приложение 1
12 советов при составлении интеллект – карт
1. Включайте образное, творческое мышление и ассоциативность. Это помогает мозгу с разных сторон подходить к проблеме и искать необычное, но эффективное решение.
2. Используйте разные цвета веток, чтобы разделять направления работы. Если это карта с заданиями для сотрудников, помечайте ветки конкретным цветом для каждого участника проекта. Цветов должно быть не больше 8, чтобы не растеряться. Самая высокая скорость восприятия у красного, желтого и оранжевого цветов. Самая низкая – у коричневого, голубого и зеленого.
3. Количество веток 2 и последующих уровней не должно быть больше 5-7.
4. Карта отражает стиль мышления, поэтому не стремитесь ее стандартизировать.
5. Утрированные примеры лучше запоминаются. Поэтому смело рисуйте необычные картинки.
6. Рисование от руки стимулирует мышление. Несмотря на разные удобные сервисы, не пренебрегайте белой бумагой и фломастерами.
7. Делайте образы яркими и запоминающимися, чтобы они вызывали эмоции. Это поможет мозгу работать в правильном направлении.
8. Выстраивайте структуру согласно иерархичности: важные понятия ближе к центру, детали – дальше. Можно пронумеровать ветки при необходимости.
9. Меньше слов, больше рисунков. Если несколько слов, то записывайте их в одну линию, чтобы глаз не совершал лишних движений.
10. Придумывайте свои символы. Молния – быстрый, глаз – контроль, лампочка – важное.
11. Линии первого уровня рисуйте толще, чтобы видеть важность действий. Длина линии равна длине слова. Изменяйте размер букв, чтобы подчеркнуть важность ветки.
12. Разграничивайте ветви, обводя их в блоки, соединяйте стрелками, чтобы показать взаимосвязь.
Использованная литература
Бьюзен Тони. Карты памяти: используй свою память на 100 % [Текст] / Тони Бьюзен, Сюзанна Эббот; [пер. с англ. У. В. Сапциной] — М. : Росмэн, 2007. — 192 с.
Дорожкина Н.И. Современный урок истории. 5-11 классы. – М.: ВАКО,2017. – 288 с. – (Мастерская историка)
Савенков А.И. Исследовательский подход к изучению истории в современной школе //Школьные технологии. – 2006. – No3. – С. 112-120.
Интернет - источники
https://www.mindmeister.com/ru
https://texterra.ru/blog/obzor-15-besplatnykh-programm-dlya-sozdaniya-intellekt-kart.html
Мещеряков Андрей Геннадьевич