12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гасымова Алина Айдаровна23
Россия, Татарстан респ., Казань
4

Статья «Обучение говорению на основе метода интеллект-карт»

Обучение говорению на основе метода интеллект-карт

 

Все виды речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо) взаимосвязаны и взаимообусловлены в процессе обучения. Это необходимо для полноценного развития речевой компетенции, иначе говоря, для развития коммуникативных умений. При этом следует изучать виды речевой деятельности так, чтобы ученики регулярно чувствовали большое напряжение коммуникативной проблемы. Только лишь чёткая речевая предпосылка объясняет обоснованность и успешность формирования иноязычной коммуникативной компетенции. Именно поэтому учитель постоянно должен поддерживать мотивированность учеников к дальнейшему изучению языка и строить урок в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС).

Введение ФГОС нового поколения акцентирует внимание на формировании ключевых компетенций учащихся. В рамках компетентностного подхода основной целью обучения иностранным языкам принято считать овладение обучающимися коммуникативной компетенцией, которая, в свою очередь, предполагает развитие таких личностных качеств, как коммуникабельность, умение работать в группе, осуществлять коммуникативные действия и строить взаимоотношения с окружающими, основанные на сотрудничестве. Из этого следует, что урок английского языка невозможно представить и реализовать без использования современных образовательных технологий.

Одним из эффективных способов работы при формировании ИКК является применение интеллект-карт, сочетающих в себе широкие возможности для обучения, развития и стимулирования мотивации к изучению английского языка [Машкина, 2020]. Методист Ю.А. Власова считает, что навыки, приобретенные в результате использования интеллект-карт, помогут ученикам не только в усвоении материала, они станут тем фундаментом, на котором сформируется личность, способная мыслить творчески и созидать разумно [Власова, 2014: 24].

Рассмотрим организацию работы по использованию интеллект-карт в процессе обучения говорению. Согласно УМК Enjoy English М.З. Биболетовой, О.А. Денисенко, Н.Н. Трубаневой в 5 классе для примера предлагаем использовать интеллект-карту при знакомстве с новой темой Learning more about London.

Мы предлагаем организовать работу, состоящую из нескольких этапов. Первый этап введение новой темы. Учитель использует вопрос: «What associations do you have with the word London?» В это время ученики высказывают свои мысли, а учитель выносит это на доску. Идеи могут варьироваться, к примеру, capital of the UK, sights, the Queen, famous people и т.д. Параллельно с учителем ученики на своих местах, на ранее разданных листочках формата А4 рисуют.

На втором этапе ученики должны осознавать, что они готовятся к рассказу. Для этого учитель должен спросить учеников: «Чем Вы занимаетесь на данный момент?». Если ученик ответит, что он сейчас пишет слова или рисует интеллект-карту, то учителю необходимо подвести учащихся к пониманию цели создания интеллект-карты.

Далее с каждой ветвью учащиеся пытаются составить предложения типа:

 London is the capital of Great Britain.

The Queen rules the country.

You can visit a lot of sights when you are in London или There are a lot of places to visit.

London has many famous people или You can meet a lot of famous people. 

Для проверки фоновых знаний обучающихся о столице Великобритании учитель задает вопрос:

What can you say about the capital of the UK?

Ученики генерируют свои идеи, учитель их записывает на доске:

It’s very beautiful.

London is different to other cities.

London has different types of buildings.

Последующие ответвления, характеризующие аспекты Лондона, составляются подобным образом.

Таким образом, в результате вопросно-ответной игры рисуется интеллект-карта по теме «London» (Рис. 1).

t1623315223aa.jpgРис.1

Последний этап является основным. Этот этап предполагает устное высказывание по созданной учениками интеллект-карте. Интеллект-карта в данном случае является опорой для ученика. Сильные учащиеся могут и не воспользоваться своей интеллект-картой, но слабые обучающиеся обязательно будут опираться на свою карту.

Чтобы повысить мотивацию во время говорения важно отметить критерии оценивания. Для этого можно дать право ученикам самим выделить критерии оценки. Учащиеся в свою очередь предложат несколько критериев, включающих количество предложений в рассказе или использование новой лексики. На этом этапе нельзя забывать о том, что основное внимание уделяется говорению, а не интеллект-карте, ведь она служит в качестве плана, вербальной опоры. В данном случае мы определяем интеллект-карту как статичную опору обучения монологу на английском языке, которая визуализирует ментальную организацию вербальных и невербальных элементов в смысловом пространстве разговорной темы в виде открытой разветвленной схемы [Захарова, 2019: 59].

Представленную интеллект-карту можно дополнять и расширять по мере возникновения новых идей. Например, при изучении темы «Достопримечательности Лондона», учитель может предложить ученикам различные тексты, связанные с предложенной темой. Ученики читают небольшие отрывки текстов и выделяют главную информацию, тем самым дополняют свою интеллект-карту, опираясь на полученные из текста знания. В интеллект-карте, помимо отдельных слов, могут появиться целые фразы и словосочетания. Ученики смогут воспользоваться созданной ими интеллект-картой во время контроля говорения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 Биболетова, М.З. Английский язык: Английский с удовольствием Enjoy English: учебник для 5 кл. общеобразоват. учреж. / М.З. Биболетова, О.А. Денисенко, Н.Н. Трубанева. Обнинск: Титул, 2013. 208 с.

Власова, Ю.А. Мониторинг сформированности социально- коммуникативных компетенций с использованием метода интеллект-карт / Ю.А. Власова, А.В. Зайцева // Профессиональное образование и рынок труда. – 2014. 6. – С. 24-26.

Захарова, А.В. Организационно-педагогические условия применения интеллект-карт для обучения говорению на уроках иностранного языка / А.В. Захарова // Психологическая и педагогическая основа современной образовательной среды: сб. ст. Международной научно-практической конференции. Уфа: Аэтерна, 2019. С. 58-61.

Машкина, С.И. Возможности использования цифровых интеллект-карт на уроках английского языка для совершенствования лексической компетенции старшеклассников // Материалы XII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – Режим доступа: https://scienceforum.ru/2020/article/2018021022. 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.