Статья на тему «Развитие эмоционального интеллекта на уроках английского языка»

1
0
Материал опубликован 12 March 2021

Развитие эмоционального интеллекта

на уроках английского языка

 

Только эмоционально одаренные люди могут

рационально распоряжаться своими природными

способностями и знаниями, полученными

в процессе своего образования.

(Д. Гоулман)

 

Способность считывать эмоциональное состояние окружающих людей и проявлять свои собственные эмоции в определенных жизненных ситуациях является одним из важнейших аспектов общения в современном мире. Однако, умение вести успешную коммуникацию необходимо не только в повседневной жизни, но и в рамках школьного урока, что позволит конструктивно разрешать возникающие конфликты, успешно общаться со сверстниками и педагогами, повысит уровень внешней и внутренней мотивации.

Среди технологий, внедряемых на уроках иностранного языка, особо хочется отметить именно технологию развития эмоционального интеллекта. Её актуальность обусловлена требованиями нового федерального государственного образовательного стандарта, национального проекта «Образования».  Главная цель, которая стоит перед педагогом сегодня, это сформировать гармоничную, целостную личность.

Эмоциональный интеллект (англ. emotional intelligence) — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Структурные компоненты эмоционального интеллекта:

1. Идентификация собственных эмоций.

2. Управление эмоциями связано с проблемой самоконтроля.

3. Понимание эмоций других.

4. Управление эмоциями других людей.

Человек с развитым эмоциональным интеллектом обладает следующими качествами: высокая стрессоустойчивость; харизма; коммуникабельность; общительность; ответственность; решительность; продуктивность; работоспособность.

Рассмотрим следующие эффективные приемы развития эмоционального интеллекта на уроках английского языка:

1) Сторителлинг - это способ передачи информации и нахождение смысла через рассказывание истории.

В рамках данного интерактивного приема, где в дополнение к закреплению грамматических знаний, расширению словарного запаса, развитию навыков аудирования и отработки навыков разговорной речи, ученики имеют возможность проявить свое творчество, раскрасить эмоционально эту историю и выразить свое Я.

2) Списки – составление ассоциативного ряда в рамках той или иной темы.

Выполняя это, на первый взгляд простое упражнения, у вас автоматически всплывают определенные позитивные образы, и вы развиваете лексико-грамматические навыки в устной либо письменной речи, отрабатываете тот или иной материал.

3) «Немой телевизор» - воспроизведение ситуации на основе просмотра видео фрагмента без звука, основываясь только на невербальных подсказках.

Данный прием учит считывать эмоции других людей на основе невербального общения и проявлять свое отношение к предложенной ситуации.

Более того, вы можете создавать свои собственные истории, списки и видеофрагменты, используя следующие онлайн-инструменты:

VoicethreadVocaroo – аудиозапись истории

Befunky – создание коллажей, серии картинок

Superlame – создание облаков с текстом

Zimmertwins – создание анимационной истории

Toondoo – создание комиксов

Storybird – создание истории в виде книги

Slidestory – наложение звука на картинку

Данные приемы содержат набор таких эмоциональных элементов (удивление, самовыражение, провокацию, эмпатию, самоконтроль), которые привлекают внимание к изучаемой теме и вовлекают детей в образовательный процесс не только в рамках урока английского языка, но и других предметов.

Подведем итог, основываясь на двух позициях:

Я ученик: через развитие ЭИ ученики приобретают навыки и знания, чтобы управлять собой, принимать ответственный решения и найти свое место в обществе. Создать свою собственную ситуацию успеха и подготовить себя к взрослой жизни в 21 веке. Школа – эта идеальная платформа, где путем скрытых приемов мы сможем смоделировать многие поведенческие ситуации.

Я учитель: Мы все работаем на результат. И наша задача – провести урок так, чтобы создать безопасную, комфортную образовательную среду для каждого ученика. Что в свою очередь способствует качеству обучения и эмоциональному и социальному развитию личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


 


 

Список литературы:

Алешина А., Шабанов С. Ничего личного — только бизнес. Эмоциональный интеллект для достижения успеха. СПб.: Питер, 2012. ISBN 978-5-459-01580-5

Алешина А., Шабанов С. Эмоциональный интеллект. Москва, Манн-Иванов-Фербер, 2014

Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. — Новополоцк: Полоцкий государственный университет, 2011. — ISBN 978-985-531-260-5.

Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта // Вопросы психологии. 2007. № 5.

Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена // Вопросы психологии. 2006. № 3.

Гоулман Д. С чего начинается лидер. — М.: HBR, 2006.

Гоулман Д. Эмоциональный интеллект М.: АСТ, 2008. ISBN 978-5-17-039134-9

Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ — М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2013. — С. 560. — ISBN 978-5-91657-684-9

Манфред Кэ де Ври. Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта = The Leadership Mystique: A User's Manual for the Human Enterprise. — М.: «АльпинаПаблишер», 2011. — ISBN 978-5-9614-1483-7.

Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика. 1976.

Стивен Дж. Стейн Преимущества EQ. — М.: Баланс Бизнес Букс, 2005. — ISBN 978-966-415-016-0.

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – М., 1969


 

 


 

 

 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.