Урок русского языка во 2 классе «Правописание парных согласных»
Презентация у уроку.
PPTX / 2.09 Мб
Открытый учителя начальных классов Тищук Марины Юрьевны
Тема урока: «Правописание парных согласных»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Ход урока:
СЛАЙД 1 «ТИТУЛЬНЫЙ».
Организационный момент.
Эмоциональный настрой на урок.
- Прозвенел звонок для нас. Все вошли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво. Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо. Вижу-класс наш хоть куда!
Ну, начнём урок, друзья.
- Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемое жюри. Меня зовут Марина Юрьевна. Дети, на этом уроке вашим учителем буду я. У меня сегодня хорошее настроение, у вас, надеюсь, тоже. Улыбнитесь друг другу, гостям. Итак, начинаем наш урок.
Определение темы и целей урока.
(+Словарная работа).
- Поднимите руку те, кто любит веселиться и играть. Сегодня я приглашаю вас в парк развлечений «Весёлая орфография».
СЛАЙД 2. «ПАРК ВЕСЁЛАЯ ОРФОГРАФИЯ».
В этом парке мы будем не только развлекаться, но и закреплять свои знания. А чтобы попасть туда, нам нужны пригласительные билеты. Они у меня. Вы, наверное, знаете, что в парках развлечений бывают тематические дни. И я предлагаю вам узнать, какой же будет сегодня тема в нашем парке. Для этого нужно выполнить задание. Если вы всё сделаете правильно, то получите билеты в парк.
-На доске вы видите слова. В каждом из них пропущено по одной букве. Наша задача – вставить пропущенные буквы, объяснить свой выбор. По одному будете выходить к доске, класс тоже работает с помощью сигнальных кружков. Если вы согласны с учеником у доски, поднимаете зелёный кружок, если не согласны-красный.
- Кто желает пойти к доске? Какую букву будем вставлять? Почему?
Класс согласен? Просигнальте. (То же самое со всеми словами).
Народ, завод, морковь, сапог, мороз, тетрадь, город.
- Ещё раз внимательно посмотрите на все эти слова. Что их объединяет? (В каждом есть парный согласный).
- Может быть, вам вспомнилось какое-то правило? Как не ошибиться в правописании парного согласного? (Рассказывают).
- Кто теперь попробует определить тему дня в нашем орфографическом парке развлечений? («Правописание парных согласных»).
- Какие цели мы перед собой поставим? (Закрепить знания о правописании парных согласных, поиграть, получить заряд хорошего настроения).
- Я вижу, вы умные дети. И вы заслужили билеты. Я их вам отдаю. Помогите, пожалуйста, мне раздать билеты. В этих билетах мы сейчас будем выполнять интересные задания.
«Конструктор» (конструирование предложения).
- Кто из вас любит конструировать? Сейчас вы будете конструировать предложение. Работать будем в парах. У каждого из вас на парте лежит конверт №1. В нём несколько карточек со словами. Из этих слов нужно составить предложение и правильно записать его в ваши билеты. Работа считается выполненной, если с ней справились оба ученика в паре. Когда вы выполните задание, то подадите мне сигнал, подняв вверх соединённые руки. Вот так.
- Кто уже справился? Прочитай ваше предложение. НА ПОЛЯНЕ РАСТЁТ ВЫСОКИЙ ДУБ. Молодцы.
- Есть ли в этом предложении слова с парными согласными? (Дуб). – Какое слово будет проверочным к слову дуб? (Дубы).
Аккуратно убираем карточки обратно в конверт. СЛАЙД 3 «ДУБ».
- А знаете ли вы, ребята, что дуб-это долгожитель среди деревьев, возраст некоторых дубов превышает 500 лет. Дерево может вырасти до 30 метров в высоту, а диаметр ствола у некоторых гигантов превышает 3 метра.
- А в нашей местности где можно увидеть много дубов? (Шипова дубрава).
- Да, Шипова дубрава - гордость нашего Черноземья.
СЛАЙД 4 «ЗООПАРК».
«Зоопарк» (запись названий животных).
- В нашем парке есть всё, даже зоопарк. Давайте заглянем и туда.
- В первой клетке у нас косолапый…кто? (медве…ь).
- Во второй клетке горбатый …кто? (верблю...).
- В третьей клетке длинношеий ….кто? (жираф).
- В четвёртой клетке царственный …кто? (ле…).
- В пятой клетке изворотливый …кто? (уж).
- В шестой клетке у нас огромный кто? (сло…).
- Ребята! Ваша задача – в ваших билетах написать названия животных рядом со словами, обозначающими их признаки. Задание понятно? Приступаем к выполнению. Все справились?
- Выполним самопроверку.
СЛАЙД 5. «САМОПРОВЕРКА ЗООПАРК».
- Посмотрите на экран. Проверьте себя. Кто всё сделал без ошибок? Просигнальте.
- Вы большие молодцы, и поэтому я покажу вам всех животных.
СЛАЙД 6. «МЕДВЕДЬ»
- Косолапый медведь.
-Знаете ли вы, что у белых медведей кожа чёрная?
СЛАЙД 7. «ВЕРБЛЮД»
- Горбатый верблюд.
- Знаете ли вы, что зимой для защиты от холода у верблюда отрастает пышная грива?
СЛАЙД 8. «ЖИРАФ»
- Длинношеий жираф.
- Знаете ли вы, что несмотря на длинную шею, жираф не дотягивается головой до земли. Чтобы попить воды, жираф опускается на колени или расставляет ноги, уменьшая свой рост?
СЛАЙД 9. «ЛЕВ»
- Царственный лев.
- Знаете ли вы, что лев может развить скорость до 60 километров в час?
СЛАЙД 10. «УЖ»
- Изворотливый уж.
- Знаете ли вы, что ужи хорошо ныряют, плавают, и могут подолгу оставаться под водой?
СЛАЙД 11. «СЛОН».
- Огромный слон.
- Знаете ли вы, что слоны-ближайшие родственники ныне вымерших мамонтов?
СЛАЙД 12. «КАКОЕ СЛОВО ЛИШНЕЕ?».
- Ещё раз посмотрите внимательно на все эти слова.
- Что их объединяет? (В них есть парные согласные на конце слова).
- Какое слово здесь лишнее? (Слон). – Почему? (Потому что это слово не содержит парной согласной).
- Молодцы.
«Два острова». Деление слов на группы.
- Ребята, сейчас мы снова поработаем в парах. На ваших партах лежит конверт №2. В конверте есть карточки со словами. Эти слова нужно поселить на два разных острова. На первом острове будут жить слова, у которых в середине слова парный согласный [зэ], а на втором острове - слова, у которых в середине слова парный согласный [эс]. Эти буквы пропущены, их нужно вставить. Распределите слова на два столбика, а потом запишите их в свои билеты так же в два столбика. Когда справитесь, поднимите вверх соединённые руки.
- Проверим, правильно ли вы выполнили задание. Посмотрите на экран. (Показать на экране).
- Кто всё выполнил правильно, поднимает зелёный кружок, у кого были ошибки – поднимите красный кружок.
СЛАЙД 13. «ДВА ОСТРОВА. САМОПРОВЕРКА».
Физкультурная пауза.
- А мы продолжаем проводить время в нашем парке развлечений. Вот мы подошли с спортивному залу. Давайте все встанем и проведём физкультурную паузу. Повторяйте за мной все движения.
К речке быстро мы спустились, наклонились и умылись.
Раз-два-три-четыре-пять-как мы славно освежились.
А теперь поплыли дружно-делать так руками нужно.
Вместе раз-раз-раз-это брас-брас-брас.
Одной – другой, одной – другой, это кроль, кроль, кроль.
Вышли на берег крутой и отправились домой.
Вдруг мы видим-у куста выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берём и назад в гнездо кладём.
Впереди, из-за куста смотрит рыжая лиса.
Мы лисицу обхитрим, на носочках пробежим.
- Прошу садиться.
«Волшебные превращения слов» (изменение слов).
Измените слова так, чтобы они оканчивались на согласный.
флаги - флаг | луга - |
пироги - | пруды- |
враги - | пруты- |
берега - | утюги - |
сапоги - | лесорубы- |
СЛАЙД 14. ВЗАИМОПРОВЕРКА «ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ СЛОВ».
- Посмотрите на экран. Сейчас мы выполним взаимопроверку. Обменяйтесь билетами с соседом по парте. Проверьте работу друг у друга. Верните листочки обратно их владельцу. У кого в работе не было ошибок? Поднимите зелёный кружок, у кого были ошибки-красный.
«Зимняя прогулка». Восстановление текста.
СЛАЙД 15. «ЗИМА».
- Хорошо и тепло нам в нашем парке развлечений. Но посмотрите на фото. Там всё по-другому. Какое время года изображено на фотографии? (Зима).
- Как вы это поняли? (Снег, лёд и т.д).
- Сейчас я буду говорить начало предложения, а вы его заканчивать.
- Зимой часто бывает сильный… мороз.
- Повсюду лежит белый …снег.
- У дома вырос большой …сугроб.
- На реке крепкий …лёд.
- В своей норе уснул до весны колючий …ёж.
- Посмотрите в ваши билеты. В них мы видим текст. Но в каждом предложении не хватает одного слова. Нам нужно восстановить текст, дополнив предложения нужными словами. Приступим к выполнению задания.
Зима.
Зимой часто бывает сильный мороз. Повсюду лежит белый снег. У дома вырос большой сугроб. На реке крепкий лёд. В своей норе уснул до весны колючий ёж.
- Кто прочитает получившийся текст?
- Назовите слова с парными согласными на конце слова. Как их можно проверить?
СЛАЙД 16. «САМОПРОВЕРКА. ЗИМА».
Игра «Отвечай быстро» (с мячом).
СЛАЙД 17. «ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ».
1) б-п (бочка-почка)
2) в-ф (Веня-Феня)
3) г-к (горка-корка)
4) д-т (дочка-точка)
5) ж-ш (жар-шар)
6) з-с (злой-слой)
7) г-к (голос-колос)
8) д-т (день-тень)
9) г-к (гора-кора)
10) д-т (доска-тоска)
11) б-п (бой-пой)
12) г-к (год-код)
13) ж-ш (жили-шили)
14) б-п (балка-палка)
15) д-т (дом-том)
16) в-ф (ваза-фаза)
Рефлексия.
- Над чем сегодня работали? Какое умение закрепляди?
- Итак, ребята, мы посетили все уголки нашего парка развлечений. Остаётся подвести итоги. Рефлексия (ЗВЁЗДЫ). Вот настал момент прощания, будет краткой моя речь.
Говорю я: «До свидания, до счастливых новых встреч!».
ПЛАН УРОКА
Организационный момент. |
Определение темы и целей урока. |
«Конструктор» (конструирование предложения). |
«Зоопарк» (запись по памяти названий животных). |
«Два острова». Деление слов на группы. |
Физкультурная пауза. |
«Волшебные превращения слов» (изменение слов). |
«Зимняя прогулка». Восстановление текста. |
Игра «Отвечай быстро» (с мячом). |
Рефлексия. |
ПРИГЛАСИТЕЛЬНЫЙ БИЛЕТ ДЛЯ УЧЕНИКОВ К УРОКУ (УЖЕ ЗАПОЛНЕННЫЙ)
DOCX / 15.49 Кб
Язенина Ольга Анатольевна
Тищук Марина Юрьевна