Конспект открытого урока по математике в 5 классе «Действия с натуральными числами»
Конспект открытого урока по математике
Тема урока: «Действия с натуральными числами»
Дата урока: 27.10.2021г.
Класс: 5 «А»
Тип урока: урок повторения и закрепления полученных знаний.
Цели урока:
· обобщение и систематизация знаний, умений, навыков учащихся при выполнении арифметических действий над натуральными числами;
· развивать умения решать уравнения, примеры и текстовые задачи;
· развивать внимание, память, познавательную активность, грамотность математической речи;
· воспитывать дисциплинированность, ответственность, самостоятельность, интерес к предмету, готовность прийти на помощь друг к другу.
Оборудование и материалы урока:
· Компьютерная сеть или мультимедийный проектор.
· Урок - презентация на электронном носителе.
· Эпиграф «Числа правят миром»
1.Организационный момент. Мотивация.
Здравствуйте ребята! Рада вас видеть!
Сегодня у нас необычный урок-сказка, тему которого вы поможете определить сами. Есть самые разные сказки. И сегодня мы попадем в одну из них, но я вас познакомлю с ее математической версией. Прежде чем отправиться в путешествие по сказке вспомним:
-Какие числа называются натуральными?
-Сколько цифр используют для написание чисел? Назовите эти цифры.
-Как называются числа при сложении? Может ли сумма быть равной одному из слагаемых?
-Как называются числа при вычитании? При делении, при умножении?
Проблемная ситуация: Для чего нужны были числа древним людям? Назовите основные действия с натуральными числами?
Примеры решаются с одним учащимся у доски, с повторением (проговариванием) правил выполнения действий в столбик.
34 + 5610 = 5644
1893 – 896 = 997
12 * 380 = 4560
5706 : 18 = 317
На уроках литературы вы уже не раз встречались со сказками, а сегодня на математике мы отправимся в путешествие со сказочными героями.
Сказка об Иван – царевиче и Кощее Бессмертном.
“В мире много сказок
Грустных и смешных
И прожить на свете
Нам нельзя без них!
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло
Пусть добро навеки
Побеждает зло”.
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-Царевич со своими сестрами. Отец и мать у них умерли. Отдал Иван-Царевич сестер своих замуж за царей медного, серебренного и золотого царства. Целый год жил он без сестер и сделалось ему скучно. Решил он проведать сестриц и отправился в путь. По дороге повстречал Елену Прекрасную. Они полюбили друг друга. Но злой Кощей Бессмертный похитил Елену. Иван-Царевич взял верных воинов и пошел выручать Елену Прекрасную. Вышли они к реке, а там огромный камень закрыл дорогу на мост. А на камне что-то написано. Если прочитать, что на нем написано, то камень повернется и освободит дорогу.
Игра “Поле-чудес”
Чтобы разгадать, что написано на камне, найдите значение следующих выражений и сопоставь полученному результату букву (воспользуйся ключом).
Долго не пришлось ждать, камень повернулся. Долго шли они по лесу, пока дорога не привела их к избушке Бабы-Яги.
И так Иван-Царевич со своими воинами прибыли к избушке Бабы-Яги. Из–за двери раздался голос: “Ответьте на вопрос: сколько будет два плюс два умножить на два? Тогда я с вами буду беседовать”. Впустила Баба-Яга Ивана-Царевича, выслушала его и согласилась помочь Ивану-Царевичу, так как давно враждовала с Кощеем. Но с условием, что его воины решат задачу с помощью уравнения.
Задача: Нам с Кощеем 250 лет. Я старше Кощея на 50 лет. Сколько лет ему? Сколько лет мне?.
Решение:
х + (х + 50) = 250
2х + 50 = 250
2х = 250 – 50
2х = 200
х = 200 : 2
х = 100 лет Кощею.
100 + 50 = 150 лет Бабе-Яге.
Прощаясь с Иваном-Царевичем, Баба-Яга рассказала, что кто знает сколько лет Кощею, тот имеет большую силу в открывании различных замков, только нужно произнести это число, мигом все исполнится. Черный ворон подслушал разговор и рассказал Кощею. Тот подстерег Ивана-Царевича и его воинов, схватил их и бросил в глубокое подземелье. Закрыл на четыре замка. Разглядели воины на стенах подземелья задание:
Решить уравнения:
1. 35 : х – 20 =15
2. У : 2 +35 = 36
3. (3 + с) * 5 = 35
Решение:
35 : х – 20 = 15
35 : х = 15 +20
35 : х = 35
х = 35 : 35
х = 1
Ответ: 1.
У : 2 + 35 = 36
У : 2 = 36 – 35
У : 2 = 1
У = 1 * 2
У = 2
Ответ: 2.
(3 + с)*5 = 35
3 + с = 35 : 5
3 + с = 7
С = 7 – 3
С = 4
Ответ: 4.
Расположите ответы в порядке возрастания, справа припишите число лет Кощея и прочитайте это число — замки и откроются.
Иван-Царевич быстро справился и с этой задачей. Освободили воины Елену Прекрасную. И стали Иван-Царевич с Еленой Прекрасной жить-поживать и добра наживать.
Физминутка
Учитель читает стихотворение, учащиеся выполняют произвольные упражнения по смыслу
Выглянуло солнышко
Из мохнатой тучки,
Потянулось к дождику
Пальчиками – лучиками.
Но не струсил дождик,
С нами не расстался,
Семицветной радугой
Над землей остался.
«Лесная полянка. Посчитаем?»
– Некоторые ученые считают, что продолжительность жизни людей тесно связана с загрязнением окружающей среды. Почему они так считают, как вы думаете?
Учащиеся отвечаю, что деревья поглощают разное количество радиации, выхлопных газов и различных вредных веществ. Ребятам предлагается решить задачу о продолжительности жизни разных деревьев.
Задача. Ель живёт примерно 1200 лет. Сосна живёт примерно в 3 раза меньше Ели, а Берёза – примерно на 280 лет меньше Сосны. Определите сколько лет живёт каждое дерево?
Решение. (решение задачи выполняется учащимися класса самостоятельно, а в это время два ученика по очереди работают на закрытой доске для последующей взаимо- и самопроверки)
1200 : 3 = 400 (лет) живёт Сосна.
400 – 280 = 120 (лет) живёт Берёза.
Ответ: 400 лет, 120 лет
Числовые великаны внутри нас»
– Человек живет гораздо меньше деревьев. Для жизни человека огромную работу выполняет наш «моторчик». Сердце перекачивает громадное количество крови. Произведя расчет, вы в этом убедитесь.
Задача. Сердце человека перекачивает за час около 300 литров крови. Какое количество крови сердце перекачивает за 70 лет?
Решение.
Перед решением задачи учащиеся вспоминают, что в сутках 24 часа, в году 365 суток. И решают задачу самостоятельно, затем устная фронтальная проверка решения.
24*300 = 7 200 (л) – крови перекачивает сердце за сутки.
7200 * 365 = 2 628 000 (л) – крови перекачивает сердце за год.
2628000 * 70 = 183 960 000 (л) – крови перекачивает сердце за 70 лет.
Ответ: 183 960 000 л.
– Итак, за час сердце перекачивает около 300 л крови, за сутки — свыше 7 000 л, за год — около 2 700 000, а за 70 лет жизни — почти 200 000 000 л. Кровью, которую перекачивает сердце в течение жизни человека, можно наполнить 4 375 железнодорожных цистерн. Если бы сердце перекачивало не кровь, а воду, то из перекаченной им за 70 лет воды можно было бы создать озеро глубиной 2,5 м, шириной 7 км и длиной 10 км.
Рефлексия
- Что было самым трудным сегодня на уроке?
- Оцените свою работу?
- Что бы вы хотели закрепить на следующем уроке?
Наше путешествие в сказку сегодня закончилось и думаю, что побывав в гостях у сказки, вы еще больше полюбите математику, будете дружить с математикой и не будете бояться трудностей на уроках математики.
Итоги урока.
Выставление оценок.
-Что узнали нового?
-Что вам понравилось.
Теперь что мне понравилось?
Домашнее задание. Сочинить задачи с использованием сказочных героев.
Директор школы /Р.Р.Хаблиева/