Открытый урок по биологии в 5 классе «Многообразие условий обитания на планете»

4
0
Материал опубликован 7 December 2022

Презентация к уроку биология 5 кл
PPT / 4.13 Мб

/data/files/j1670360789.ppt (Презентация к уроку биология 5 кл)

Презентация к уроку биология 5 кл
PPT / 4.13 Мб

/data/files/j1670360789.ppt (Презентация к уроку биология 5 кл)План- конспект урока по теме «Многообразие условий обитания на планете»

Биология -5 класс

Учитель: Кучерявых В. В.

МБОУ «Архангельская СОШ» Губкинского района

Белгородской области


Цели урока: 

Образовательные:

актуализировать знания учащихся  о разнообразии мест обитания живых организмов;

систематизировать знания учащихся об условиях существования жизни на Земле;

познакомить с разными средами жизни.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной, парной и индивидуальной работе.

Задачи

Образовательные: познакомить с понятиями «условия и среда обитания». Раскрыть смысл приспособления животных к различным средам обитания. Научиться выделять главное, из прочитанного. Способствовать развитию грамотной биологической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Формировать УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, иметь общее представление о моральных нормах поведения, соблюдать их.
Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и табличной форме; слушать и понимать речь других; следовать правилам поведения и общения в школе.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, умение перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Оборудование урока: иллюстрации учебника, презентация, раздаточный материал (тексты заданий, выполнение которых предусмотрено в ходе закрепления изученного материала). Тип урока: Урок изучения нового материала 
Ход урока:
1. Организационный момент. Приветствие. Здравствуйте ребята! Здравствуйте уважаемые гости.

Урок мы свой начнём о том, что вся Земля наш общий дом.

Наш добрый дом, просторный дом, мы все с рожденья в нём живём.

Учитель: Ребята мы с вами живём на удивительной планете. Можем ли мы назвать себя хозяевами на планете Земля?

2. Актуализация знаний
Учитель организует работу учащихся на уроке. Активизирует деятельность учеников через стихотворение  Леонида Олюнина:

Спросили у Мухи  – глазастой и бойкой: 
– Скажите, чем вас привлекает помойка? 
Не всякий пойдёт на такое сближение –
Отходы кругом и следы разложения. 
И Муха ответила –  честно, открыто: 
– Кому-то – помойка, кому-то – корыто. 
Легко здесь живётся, и просто – с питанием: 
Это моя среда обитания.

Устный фронтальный опрос:
Учитель: Какие среды населяют живые организмы?
Как вы думаете, почему пчела не может жить в водной среде, а рыба в почвенной?
Учитель заслушивает ответы и предположения ребят. 
Учитель: Чтобы ответить грамотно на эти вопросы, скажите какая сегодня тема урока?

Дети высказывают предположение, а учитель корректирует называя тему урока: «Многообразие условий обитания на планете»

Мы с вами познакомимся со средами жизни планеты Земля. Запишите тему урока. (СЛАЙД 1)
3. Изучение нового материала
Учитель: Ребята, как вы думаете, что мы можем назвать «средой обитания»?
- ответы ребят…
Записывают в тетради определение: 
Cреда обитания – условия, окружающие организм. (СЛАЙД 2)
Организация самостоятельной работы учеников:
Ребята, открываем учебник на стр. 75, параграф 17. Вам необходимо выполнить описание среды обитания по предложенному плану. Задания следующие:
1-я группа. Работает с водной средой.
2-я группа. Работает с наземно - воздушной.
3-я группа. Работает с почвенной средой обитания.

4-я группа. Работает с организменной средой обитания (СЛАЙД 3)

План (СЛАЙД 4)
1. Назовите основные характеристики среды обитания?
2. Какими признаками обладают организмы населяющие среду?
3. Назовите основных представителей среды?
После самостоятельного выполнения характеристик сред обитания учитель заслушивает выборочно нескольких учеников. Недостающая информация о средах обитания вносится учащимися класса по ходу обсуждения в составленную таблицу (СЛАЙД 5).

Физкультминутка
4. Закрепление:
Учащиеся выполняют задания, дают устно ответы на вопросы. 
Задание 1(СЛАЙД 6). Прочитать текст и ответить на вопросы.
Живя в этой среде, животные либо дышат жабрами, либо поднимаются к поверхности для вдоха. Животные, активно передвигающиеся в этой среде, имеют обтекаемую форму тела.
Вопросы.
1. О какой среде идёт речь?
2. Назовите животных, живущих в этой среде.
Задание 2 (СЛАЙД 7). Определите, о какой среде обитания идет речь?
Среда обитания характеризуется тем, что она плотная. В ней обитатели находят воздух, воду. А вот свет сюда почти не проникает. Поэтому животные обычно имеют маленькие глаза или вовсе лишены органов зрения. Выручают их в жизни обоняние и осязание.
Вопросы.
1. Как называется эта среда обитания?
2. Каких животных, живущих в этой среде, вы знаете? Назовите их.
Задание 3 (СЛАЙД 8). 
Внимательно прочитайте текст и найдите в нем 5 несоответствий. 
СТРЕКОЗЫ
Хорошо летом пройтись вдоль пруда или по лугу! В сухую погоду здесь летает множество насекомых. Все, в том числе и стрекозы, заняты своим делом. 
Стрекоза - неутомимый летун, оба её крыла двигаются с высокой скоростью, чтобы поддержать насекомое в воздухе. Только иногда, особенно в сильную жару, она может присесть на какой-нибудь листок и вытянув крылья вдоль тела, отдохнуть. 
Огромные глаза стрекозы позволяют ей охотиться даже ночью. Такое строение глаз позволяет стрекозе видеть все вокруг. Стрекозы обладают тонким слухом и могут на большом расстоянии услышать звон комара, чтобы начать свою охоту.
Питаются стрекозы нектаром, иногда могут съесть комара или мошку.
С наступлением зимы стрекоза засыпает, ну а когда пригреет весеннее солнце и зазвенят комары, она опять проснётся, чтобы патрулировать воздушное пространство на своём охотничьем участке. 
Издавна на земле живут эти удивительные насекомые, только в прошлом они были намного крупнее.
5. Подведение итогов урока.
Учитель выслушивает ответы учащихся, корректирует их.

Демонстрирует СЛАЙД 9, на котором выписаны все биологические несоответствия, допущенные в тексте, делаются выводы 

6. Контролирующее задание (6 мин.)

Учащиеся выполняют тестированное задание по двум вариантам.
Выпишите буквы, обозначающие названия сред жизни и рядом выпишите номера, под которыми обозначены организмы, обитающие в соответствующих средах.

Вариант I

А. Водная среда:
Б. Наземно-воздушная среда:
В. Почвенная среда:
Г. Организменная среда:

1. Дождевой червь. 2. Волк. 3. Лягушка. 4. Крот. 5. Свиной цепень. 6. Рак. 
7. Личинка майского жука. 8. Человек. 9. Холерный вибрион. 10. Щука. 
11. Клубеньковые бактерии.         

Вариант II

А. Водная среда:
Б. Наземно-воздушная среда:
В. Почвенная среда:
Г. Организменная среда:

1. Зелёная жаба. 2. Лиса. 3. Сазан. 4. Синица. 5. Землеройка. 6. Гриб-трутовик.
7. Слепыш. 8. Человеческая аскарида. 9. Медведка. 10. Дельфин.
11. Туберкулёзная палочка.

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2 мин.)

Учитель предлагает учащимся оценить свою деятельность на уроке.

Отвечают на вопросы

Сегодня урок :

лёгкий – трудный

интересный – скучный

полезный – ненужный

Я ученик:

старательный – ленивый

внимательный – невнимательный

урок усвоил – не усвоил


Оцени свое настроение на уроке

(поставь галочку)

1

t1670360508aa.gif

2

t1670360508ab.gif

3

t1670360508ac.gif




8. Домашнее задание

Подводится итог урока, записывается домашнее задание, выставляются оценки. 
В тетрадях написать небольшое сочинение-рассуждение на темы:
1-я группа. Как человек изменяет водную среду обитания?
2-я группа. Как человек изменяет наземно – воздушную среду обитания?
3-я группа. Как человек изменяет почвенную среду?

4-я группа. Как человек влияет на организменную среду?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.