Открытый урок по биологии в 5 классе «Шляпочные грибы»
Тема « Шляпочные грибы»
Задачи урока:
1. Образовательная: создание условий для самостоятельной деятельности,направленной на изучение шляпочных грибов.
2. Развивающая: продолжить формирование умений работать с текстом учебника, раздаточным материалом; навык распознавания съедобных и ядовитых грибов, навык правильного сбора грибов.
3. Воспитательная: воспитание положительной мотивации учения, умение работать индивидуально и в группе, воспитание у школьников бережного отношения и любви к природе, экологической культуры;
Планируемые результаты обучения:
Предметные: обучающиеся знают особенности строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, умеют отличать грибы съедобные от ядовитых, знают приемы первой медицинской помощи при отравлении ядовитыми грибами.
Метапредметные: развитие умений работы с текстом и иллюстрациями учебника, натуральными объектами
Личностные: формируется бережное отношение к родной природе и понимание ценности здорового образа жизни; усваиваются правила безопасного поведения в природе
Тип урока: открытие новых знаний
Оборудование : Муляжи шляпочных грибов, компьютер, проектор, презентация урока.
Содержательная часть урока:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Развиваемые УУД |
1.Организационный момент |
Взаимные приветствия учителя и учащихся; организация внимания и внутренней готовности. Из глубокого колодца ,солнце медленно встает. Свет его на нас прольется, луч его нам улыбнется. Новый день оно начнет. Улыбнитесь мне, друг другу и нашим гостям. Пусть сегодняшний день будет таким же солнечным , как ваши улыбки! |
Обучающиеся настраиваются на работу на уроке. |
Регулятивные: волевая саморегуляция на усвоение знаний. |
2. Актуализация |
Выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные нөдочёты. Проверка домашнего задания. Биологический диктант. Слайды 1-2 На прошлом уроке мы с вами начали изучать новое Царство Грибы. Утверждения: да + , нет - 1.Клетки грибов содержат хлоропласты - 2.Грибы–сапротрофы питаются мёртвыми органическими веществами + 3. Хитин –это вещество, входящее в состав клеток некоторых грибов + 4.Грибы относят к царству растения- 5. Наука о грибах — цитология - |
Отвечают на вопросы Работа в тетради. Работают в паре. Взаимопроверка, оценка и обсуждение результата ( что необходимо сделать, чтобы лучше усвоить учебный материал?). |
Регулятивные: оценка-выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Коммуникативные: оценка действий партнёра. |
3. Мотивация |
На уроке мы встретимся с лесными обитателями. Я сегодня принес корзинку, где лежит то, что является темой нашего урока. Ответить на загадку. Под сосною у дорожки Заслушать ответы учащихся |
Предполагаемый ответ обучающихся(Шляпочный гриб) |
|
4. Изучение нового материала. |
Формулируем тему и цель урока . Слайд 3 1. Строение шляпочного гриба. Слайд 4 2.Грибы трубчатые и пластинчатые. Слайды 5-6-7-8 Распределить грибы по группам( трубчатые или пластинчатые) 3.Образование спор. Жизнь царства короткая. В процессе развития под шляпкой каждого гриба появляются чёрные споры . Когда споры попадут в землю, из них прорастут новая грибница, а на ней образуются мелкие бугорки — плодовые тела будущих грибов. Лабораторная работа «Строение плодовых тел шляпочных грибов». Слайд 9 Инструктивная карта: 1. Рассмотрите плодовое тело шляпочного гриба. Найдите пенек и шляпку. 2. Зарисуйте внешнее строение шляпочного гриба. 3. Сделайте вывод к работе, укажите, где образуются споры у шляпочных грибов. Какие грибы вы рассмотрели : трубчатые или пластинчатые? 3. Симбиоз грибов и растений Слайд 10 Многие шляпочные грибы тесно привязаны к определенным древесным породам и не встречаются в отрыве от них. Подосиновик под осиной. Подберёзовик под берёзой. Вспомните как называется в природе тесная связь, полезная одному и другому организму? (симбиоз) Рассмотрите рис. 43, найдите незнакомое вам слово, биологический термин (грибокорень, микориза) Что вы должны сделать, чтобы узнать определение и значение термина? (прочитать) Сформулировать определение, записать в тетрадь: микориза-нити грибницы, проникающие в корень дерева. Вновь у нас физкультминутка. Наклонились, ну-ка, ну-ка! Голова устала тоже. Так давайте ей поможем!Вправо-влево, раз и два. 5. Грибы съедобные и ядовитые. Слайды 11-12 - Что вы знаете о съедобных грибах? - Какие съедобные грибы встречаются в наших лесах? - Какие грибы нельзя употреблять в пищу? Какой гриб считают самым ядовитым?
Грибы / \ Съедобные ядовитые ? ? При сборе грибов надо уметь отличать ядовитые от съедобных. (обьяснение) Отравление ядовитыми грибами может привести к смерти. - Какой самый ядовитый гриб вы знаете? (Бледная поганка). Бледная поганка – самый опасный гриб из рода мухоморов. Ее яд не обезвреживается при кипячении, а признаки отравления наступают лишь через сутки, когда помощь оказывать уже поздно. Большая часть смертельных отравлений грибами приходится на бледную поганку. Ее легко спутать с молодыми шампиньонами. Повстречаться с бледной поганкой можно в дубовых и других лиственных лесах, в хвойных она растет редко. Мухомор красный – красивый, ярко окрашенный гриб, встречается летом и осенью в лиственных и смешанных лесах. Название мухомор получил из-за того, что настой этих грибов применяли для уничтожения мух (в лесу мухи напившись воды в шляпке, погибали). Внимательно прочитайте правила сбора грибов, стараясь запомнить …воспроизведите, что запомнили. Быть внимательными при сборе грибов; Не пробуй сырой гриб на вкус и не доверяй запаху, можешь ошибиться; Не уверен, что знаешь гриб - выбрось его, каким бы аппетитным он тебе не показался; Яд из грибов не всегда можно удалить кипячением; Старые плодовые тела съедобных грибов тоже могут быть ядовитыми; Нельзя собирать грибы вблизи автомобильных дорог, промышленных предприятий, т.к. плодовые тела накапливают их выбросы). Слайды 13-14-15 |
Записывают тему в тетрадь. Формулируют цель урока. Анализ текста в учебнике стр.70-71, рис. 41 Самостоятельная работа. Обучающиеся работают по инструктивной карточке Анализ рис.43 Проговаривают определение вслух Сообщение обучающегося «Съедобные и ядовитые грибы» Самостоятельная работа: рис 44,45 Заполнение схемы |
Познавательные, общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные:
Познавательные, общеучебные: поиск и выделение необходимой информации Познавательные, общеучебные: поиск и выделение необходимой информации Логические: доказательство, построение логической цепи рассуждений. Познавательные, общеучебные: применение методов информационного поиска необходимой информации., умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Коммуникативные: постановка вопросов. |
5. Первичное закрепление |
Решить кроссворд «Шляпочные грибы» |
Обучающиеся работают самостоятельно |
Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения . |
6. Рефлексия учебной деятельности |
Слайд 17 Сегодня я узнал…. Было интересно… Я научился… Я понял,что… Меня удивило… Мое настроение.... |
Выбирают начало фразы и формулируют ответ |
Познавательные, общеучебные: контроль и оценка процесса и результата деятельности. |
7. Домашнее задание |
1. В учебнике изучить параграф 14 «Шляпочные грибы» . Ответить на вопросы после параграфа. В рабочей тетради выполнить задания 51 и 52. 2. Творческое: подготовить сообщение о плесневых грибах: мукор , пеницилл. Слайд 18 |
Познавательные, общеучебные: выбор наиболее эффективных способов подготовки д/з. |