Обобщающий урок по теме «Соли», 8 класс

0
0
Материал опубликован 21 January 2018

Разработка обобщающего урока по теме:”Соли” 8 класс

Учитель химии Головина С.А.


 

Цель урока: Обобщить знания учащихся о физических и химических свойствах солей, об основных процессах, протекающих при растворении ,о классификации солей

Урок позволит:

Узнать физические свойства солей ( агрегатное состояние , цвет, запах)

Разобрать наиболее интересные реакции и менее отработанные ( соль + соль, металл+соль)

Повторить процессы: диффузии (осмос), гидратации, диссоциации, кристаллизации, испарении

Повторить понятия: растворы ( истинные, коллоидные ), массовая доля растворённого вещества, кристаллогидраты, суспензии

Понять важность солей в природе ,обменных процессах

Физические свойства:

Сравниваем по таблице физические свойства соли (агрегатное состояние, цвет, запах, растворимость в воде).

Визуально определяем цвет.

Осторожными движениями ладони приближаем возможные пары соли для определения наличия запаха или его отсутствия.

Растворяем часть соли в стакане с водой для установления факта растворения или его отсутствия.

Классификация солей по составу:

Средние K2CO3

Кислые KHCO3

Основные (CuOH)2CO3

Двойные K2NaPO4

Смешанные Cl O-Ca-Cl

Комплексные Na2{Zn (OH)4}

Классификация солей по растворимости:

Растворимые( > 1г. в 100г. воды)

Малорастворимые ( 0,001-1 г. в 100г. воды)

Нерастворимые (< 0,001 г. в 100 г.воды)

Разлагаются водой

Определение солей :

Солями называются электролиты, которые при диссоциации образуют катионы металлов или катионы________ и анионы кислотных остатков

NH4Cl= NH4++Cl-

Последовательность действий:

Поместить кристалл соли в воду

Образование гидратов (гидратация, выделение энергии)

Разрушение связей в твёрдых телах (затраты энергии)

Перемешивание раствора, связанное с диффузией гидратов (затраты знергии)

Ориентация молекул воды около ионов кристалла .Диссоциация


 

Процессы. Откуда берётся энергия

Процесс растворения твердого вещества связан с разрушением его кристаллической решетки, т.е. с разрывом межионных (ионная решетка солей) связей, что требует затраты определенного количества энергии. Источником энергии, необходимой для разрушения кристаллической решетки, является процесс образования новых связей между ионами растворенного вещества и молекулами растворителя, называемый гидратацией. Процесс гидратации всегда сопровождается выделением энергии

Диффузия в растворах:

Истинный раствор

CuSO4

FeSO4

MgCl2


 

Коллоидный раствор Растворимое стекло представляет собой коллоидный раствор натриевых силикатов в воде.

Na2SiO3+ CuSO4=

Na2SiO3+ FeSO4=

Na2SiO3+ MgCl2=

Диффузия — самопроизвольное выравнивание концентрации раствора, обусловленное тепловым движением частиц растворенного вещества ирастворителя.

Зависит от

1.Температуры

2.Перепада концентрации

3. Вязкости растворителя

4.Молекулярная масса диффундируемого вещества

Химические водоросли


 

Взаимодействие металлов с растворами солей:

Преобразование исходных условий задачи в новую проблемную ситуацию

Задача: при взаимодействии натрия с водой образуется гидроксид натрия и выделяется водород. А при взаимодействии натрия с раствором сульфата меди (II) образуется осадок голубого цвета и выделяется газ.

2Na+CuSO4+2H2O=Cu (OH)2+Na2SO4+H2

Взаимодействие металлов с растворами солей:

Задача: известно, что железо реагирует с раствором сульфата меди (II), а медь не реагирует с раствором сульфата железа (II) Сделайте предположение, если при этом образуется другая соль и металл.


 

Кристаллогидраты:

Кристаллогидраты, кристаллы, включающие молекулы воды. Многие соли выпадают из водных растворов в виде кристаллогидратов. Кристаллизационная вода обычно может быть удалена нагреванием, при этом разложение . часто идёт ступенчато; так, медный купорос CuSO4·5H2O (синий) выше 105 °С переходит в CuSO4·5H2O (голубой) и CuSO4·H2O (белый); полное обезвоживание происходит выше 250°С


 

Два метода кристаллизации:

Охлаждение горящих насыщенных растворов

Удаление части растворителя путём выпаривания


 

Значение минеральных солей:

Поддержание кислотно-щелочного равновесия, регулирование водно-солевого обмена (осмотическое давление)

2.Синтез ферментов, витаминов, гормонов

3.Построение и регенерация тканей

4.Передача нервных импульсов

5.Работа мышц

6.Входят в состав органических соединений

Применение солей:

медицина

производство стекла

сельское хозяйство

строительство

взрывчатые вещества

моющие средства

косметика

кондитерское производство

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.