Обобщающий урок по теме «Соли», 8 класс
Разработка обобщающего урока по теме:”Соли” 8 класс
Учитель химии Головина С.А.
Цель урока: Обобщить знания учащихся о физических и химических свойствах солей, об основных процессах, протекающих при растворении ,о классификации солей
Урок позволит:
Узнать физические свойства солей ( агрегатное состояние , цвет, запах)
Разобрать наиболее интересные реакции и менее отработанные ( соль + соль, металл+соль)
Повторить процессы: диффузии (осмос), гидратации, диссоциации, кристаллизации, испарении
Повторить понятия: растворы ( истинные, коллоидные ), массовая доля растворённого вещества, кристаллогидраты, суспензии
Понять важность солей в природе ,обменных процессах
Физические свойства:
Сравниваем по таблице физические свойства соли (агрегатное состояние, цвет, запах, растворимость в воде).
Визуально определяем цвет.
Осторожными движениями ладони приближаем возможные пары соли для определения наличия запаха или его отсутствия.
Растворяем часть соли в стакане с водой для установления факта растворения или его отсутствия.
Классификация солей по составу:
Средние K2CO3
Кислые KHCO3
Основные (CuOH)2CO3
Двойные K2NaPO4
Смешанные Cl –O-Ca-Cl
Комплексные Na2{Zn (OH)4}
Классификация солей по растворимости:
Растворимые( > 1г. в 100г. воды)
Малорастворимые ( 0,001-1 г. в 100г. воды)
Нерастворимые (< 0,001 г. в 100 г.воды)
Разлагаются водой
Определение солей :
Солями называются электролиты, которые при диссоциации образуют катионы металлов или катионы________ и анионы кислотных остатков
NH4Cl= NH4++Cl-
Последовательность действий:
Поместить кристалл соли в воду
Образование гидратов (гидратация, выделение энергии)
Разрушение связей в твёрдых телах (затраты энергии)
Перемешивание раствора, связанное с диффузией гидратов (затраты знергии)
Ориентация молекул воды около ионов кристалла .Диссоциация
Процессы. Откуда берётся энергия
Процесс растворения твердого вещества связан с разрушением его кристаллической решетки, т.е. с разрывом межионных (ионная решетка солей) связей, что требует затраты определенного количества энергии. Источником энергии, необходимой для разрушения кристаллической решетки, является процесс образования новых связей между ионами растворенного вещества и молекулами растворителя, называемый гидратацией. Процесс гидратации всегда сопровождается выделением энергии
Диффузия в растворах:
Истинный раствор
CuSO4
FeSO4
MgCl2
Коллоидный раствор Растворимое стекло представляет собой коллоидный раствор натриевых силикатов в воде.
Na2SiO3+ CuSO4=
Na2SiO3+ FeSO4=
Na2SiO3+ MgCl2=
Диффузия — самопроизвольное выравнивание концентрации раствора, обусловленное тепловым движением частиц растворенного вещества ирастворителя.
Зависит от
1.Температуры
2.Перепада концентрации
3. Вязкости растворителя
4.Молекулярная масса диффундируемого вещества
“Химические водоросли”
Взаимодействие металлов с растворами солей:
Преобразование исходных условий задачи в новую проблемную ситуацию
Задача: при взаимодействии натрия с водой образуется гидроксид натрия и выделяется водород. А при взаимодействии натрия с раствором сульфата меди (II) образуется осадок голубого цвета и выделяется газ.
2Na+CuSO4+2H2O=Cu (OH)2+Na2SO4+H2
Взаимодействие металлов с растворами солей:
Задача: известно, что железо реагирует с раствором сульфата меди (II), а медь не реагирует с раствором сульфата железа (II) Сделайте предположение, если при этом образуется другая соль и металл.
Кристаллогидраты:
Кристаллогидраты, кристаллы, включающие молекулы воды. Многие соли выпадают из водных растворов в виде кристаллогидратов. Кристаллизационная вода обычно может быть удалена нагреванием, при этом разложение . часто идёт ступенчато; так, медный купорос CuSO4·5H2O (синий) выше 105 °С переходит в CuSO4·5H2O (голубой) и CuSO4·H2O (белый); полное обезвоживание происходит выше 250°С
Два метода кристаллизации:
Охлаждение горящих насыщенных растворов
Удаление части растворителя путём выпаривания
Значение минеральных солей:
Поддержание кислотно-щелочного равновесия, регулирование водно-солевого обмена (осмотическое давление)
2.Синтез ферментов, витаминов, гормонов
3.Построение и регенерация тканей
4.Передача нервных импульсов
5.Работа мышц
6.Входят в состав органических соединений
Применение солей:
медицина
производство стекла
сельское хозяйство
строительство
взрывчатые вещества
моющие средства
косметика
кондитерское производство