Открытый урок по истории России «Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII века» с применение ИКТ в 8 классе

3
0
Материал опубликован 12 December 2021

Открытый урок по истории России

«Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII века»

с применение ИКТ в 8 классе


Цели урока:

- Рассказать о кардинальном изменении всей культурной жизни страны и оценить новшества в области просвещения и образования, а также быта, введенные ПетромI.

- Доказать, что культура петровского времени соединяла в себе новации Петра I и традиции прежней Руси.

Задачи:

Образовательная: оценить новшества в области просвещения, образования и быта, введенные Петром I;

Развивающая: Развивать навыки работы с историческими источниками, обобщать исторический материал, уметь сравнивать различные эпохи;

Воспитательная: Воспитывать чувства патриотизма и толерантности, интерес к истории своей страны, прививать чувства прекрасного.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

Оборудование урока:

Компьютер;

Экран

Мультимедийный проектор;

Учебник – А.А Данилов, Л.Г. Косулина, «История России с конца XVI до конца XVIII века»

Перечень используемых на уроке цифровых ресурсов и программных средств

Тип урока – изложение нового материала с применением ИКТ

План

I. Организационный момент.

II. Актуальность опорных знаний.

III. Изучение новой темы по плану:

Просвещение и образование

Развитие науки и техники

Художественная культура

Перемены в быте

IV. Закрепление.

V. Рефлексия

VI. Домашнее задание.

Основные понятия: лексикон, барокко, Кунсткамера, Академия наук, гравюра,ассамблеи.

Выдающиеся личности: Л.Магницкий, Б.Растрелли, Д.Трезини, А.Нартов, А.Ф.Зубов, И.К.Коробов, М. Г. Земцов, Никонов.

Ход урока



I. Организационный момент.


Вступительное слово учителя. В конце ХVII века, когда на русском престоле оказался молодой царь Петр I наша страна переживала переломный момент своей истории. В России, в отличие от западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечивать страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Она не имела выхода к морям — ни к Черному, ни к балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю. Не имела поэтому Россия и собственного флота. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла в основном из дворянского ополчения.

Между старыми родовитыми боярами и служивыми людьми — дворянами шла ожесточенная борьба за власть. В стране происходили непрерывные восстания крестьян и городских низов. Россия привлекала к себе жадные взоры соседних государств — Швеции, Речи Посполитой, которые не прочь были захватить и подчинить себе Русские земли.

Россия ХVII века ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ. Уже до Петра вырисовывалась программа необходимых преобразований, во многом совпадающая с его реформами.

То, что в России грядут великие перемены, ощущалось еще в царствование отца Петра I, Алексея Михайловича. Но это были лишь преобразовательные настроения. По образному выражению В.О. Ключевского, царь Алексей Михайлович принял в преобразовательном движении такую позу: одной ногой он еще крепко упирался в родную православную старину, а другую уже занес было за ее черту, да так и остался в этом переходном положении.

В последующее время, в период своего царствования Петр I умело подбирал себе помощников. Он окружил себя способными, энергичными соратниками и специалистами, особенно военными. Среди иностранцев выделяются ближайшие друзья царя — Ф.Лефорт, П.Гордон, Я. Брюс и др. Сплоченная группа сподвижников сформировалась и среди русских.

Блестящую политическую карьеру сделали А. Головин, Г. Головин, братья Апраксины, А. Меньшиков и другие. Активно действовала и плеяда идеологов и мыслителей, обосновавших необходимость преобразований. Среди них ведущее место принадлежит Ф. Салтыкову, И. Посошкову, Ф. Прокоповичу.


II. Актуальность опорных знаний.


Учитель: При Петре I произошли большие изменения в различных областях общественной жизни: в экономике, в государственном управлении России. Преобразования коснулись также просвещения, культуры, науки. Об этой стороне деятельности Петра Великого мы поговорим на уроке.

Но прежде, давайте вспомним особенности культуры XVII века.


Ответы учеников: в культурной жизни страны наблюдалось обмирщение (усиление светских начал). Оно проявилось в следующем:

Рост грамотности, появление государственных школ.

Выпуск печатных книг.

Развитие научных знаний, хотя они еще находились на начальной стадии развития и главным источником продолжали оставаться книги западноевропейских авторов, переведенных на русский язык.

XVII век – время великих русских географических открытий: С.И.Дежнев, В. Д. Поярков, М. В. Стадухин, Е. П. Хабаров.

Появились первые «светские» произведения в литературе.

Изменения происходят в архитектуре (отход от строгих церковных канонов, появление «дивного узорочья») и живописи (появление портретной живописи – парсуны).

Открытие в 1672 г. театра (постановки иностранных авторов, исполнители – иностранцы).


Учитель: Мы на уроке должны узнать об изменениях в культурном развитии России в первой четверти XVIII века. В конце урока должны ответить на следующие вопросы:


Каковы особенности культуры данного периода?

Чем можно объяснить усиление внимания Петра к развитию научных знаний? Какие научные успехи Петра вы считаете главными и почему?

Почему новые элементы быта Петр вводил силой?

Значение культурного наследия Петровской эпохи.


III. Изучение новой темы.


1. Просвещение и образование.


Учитель: Процесс европеизации России получил, пожалуй, самое яркое воплощение в культурных преобразованиях Петровского времени. И именно в них сильнее всего видна противоречивость всей Петровской эпохи.Большие перемены произошли в области просвещения, науки, культуры. В те годы как никогда ранее, с особой остротой встала задача подготовки специалистов самого различного профиля: кораблестроителей, моряков, инженеров. Архитекторов и других, не говоря уже о просто грамотных людях. Жизнь властно требовала широких государственных мер и здесь.

Таким образом, вызванная самой жизнью потребность в широко образованных людях заставляет правительство Петра I провести ряд мер по созданию учебных заведений.


Ученик 1: (примерное выступление) В те времена нужно было многому учиться и учить других. Петр I подавал пример неустанного овладения знаниями и требовал того же от других. Он владел 14 ремеслами, в Голландии он получил звание корабельного плотника, в Англии – инженера, был прекрасным полководцем и флотоводцем, выдающимся дипломатом.

Интерес к знаниям сохранялся у Петра I на протяжении всей жизни. Приглашая на службу иностранных специалистов и ученых, Петр I не скупился на жалование им, преследуя цель обучения русских людей.

Для учебы и практического освоения наук россиян посылали за границу. Чаще это были юноши из дворянских фамилий. По возвращении на родину их ждал строгий экзамен. Петр I не раз сам был экзаменатором. В то время учеба приравнивалась к государственной службе, а потому спрос был особый. Далеко не всем это нравилось, некоторые пытались уклониться от учебы. Петр I запретил священникам давать разрешение на заключение брака дворянам, не имеющим свидетельства об образовании.

Царь – реформатор понимал, что школа, основанная лишь на церковном знании, так же как и посылка талантливой молодежи для обучения за границу, не могут дать хорошего результата, поэтому в стране начала формироваться система профессионального образования.

Поначалу в школах могли учиться дети из разных слоев населения. Однако вскоре во многие специальные учебные заведения стали принимать только детей дворян. Дети же крепостных крестьян в государственных школах обучаться не могли.


Ученик 2: (примерное выступление) Для подготовки специалистов открыли школы: навигацкие, артиллерийские, инженерные в Москве и Санкт-Петербурге, горные – на Урале. Навигацкие школы были открыты также в Новгороде, Нарве, Ревеле, Астрахани. Цифирные школы открылись более чем в 40 городах страны. Как видим, названия вновь открытых школ указывают на их практическое значение. Новые знания заменили старую науку, находящуюся под влиянием религии. Это было главной чертой, отличающей культуру XVIII века от культуры предшествующего времени. Характер обучения настоятельно диктовался внутренней жизнью страны.


Ученик 3: (примерное выступление) Создание системы образования потребовало издания множества книг (учебников, справочников, наглядных пособий). Только за первую четверть XVIII в России было издано больше книг, чем за все 150 лет, прошедшие с начала русского книгопечатания. В 1711 г. была основана первая типография в Петербурге. Одной из первых напечатанных в ней книг была «Книга Марсова, или Воинских дел», прекрасно оформленная, с множеством гравюр о Северной войне. В 1718 г. типография перепечатала первый русский учебник по истории – «Синопсис». Были изданы «Арифметика» Магницкого, таблицы логарифмов, учебник тригонометрии, «Грамматика» Смотрицкого, «Первое учение строкам» Прокоповича Ф., словарь иностранных языков лексикон.

Большое значение для повышения уровня грамотности населения имело введение в 1710 г. гражданской азбуки. Как отмечал позже М.В.Ломоносов, «при Петре Великом не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды».

Таким образом, не закон божий, а практические науки начинают занимать главное место в обучении.


Ученик 4: (примерное выступление) Учились в школах того времени много и трудно. Учебный день длился 8-9 часов. Каникулы были короткими – на рождественские праздники и один месяц летом. Учение продолжалось долгие годы. Некоторые учились и по десять лет. Главной причиной столь длительного срока обучения было отсутствие педагогической теории. Педагогика тогда еще не ставила задачу сделать обучение интересным для учащихся, разбудить их мысль, способности, выявить склонности. Ученикам приходилось почти все заучивать наизусть, зазубривать, так как язык учебных пособий был маловразумителен, отягощен иностранными терминами.

Многие учителя были иностранцы, плохо владевшие русским языком. Что-нибудь разъяснить, растолковать эти учителя были не в состоянии. В школах применялись жестокие наказания. За пропуск занятий – розги, за более серьезные проступки (пьянство, воровство) – плети, арест, ссылка на каторгу.

Но и из этих школ выходили хорошие специалисты. Довольно широко применялась наглядность, школа стала светской.


Ученик 5: (примерное выступление) С 1703г. начала издаваться первая печатная книга – «Ведомости», в которой публиковалась в основном иностранная хроника.

Крупным научным учреждением стала основанная Петром в Петербурге в 1714 г. Кунсткамера – помещение для редкостей. В ней хранились собрания минералов, медицинских препаратов, древних монет, находились зоологический кабинет, этнографическая коллекция, несколько земных и небесных «глобусов». Это был первый русский музей. (Просмотр фрагмента из фильма «Санкт-Петербург и пригороды»). Тогда же в Петербурге были основаны Военно-морской и Артиллерийский музеи. В 1714г. в Петербурге была открыта старейшая в нашей стране научная библиотека.

В 1724 г. Петр издал указ об учреждении Академии наук и художеств. Открылась она уже после смерти царя.


2. Развитие науки и техники.


Учитель: В конце XVII века – первой четверти XVIII века больших успехов достигла русская наука. Необходимость научных знаний объяснялось практическими потребностями государства:

освоением огромных сибирских и дальневосточных просторов страны,

поиском и использованием полезных ископаемых,

строительством новых городов,

ростом мануфактур и развитием торговли.

Внушительными были результаты географических исследований юга России, Каспийского и Аральского морей, Сибири, Курильских островов. Были изданы карты ряда районов России.

Развитие промышленности потребовало геологических изысканий, изучения физики, химии, механики и других наук. Не все обнаруженные тогда месторождения полезных ископаемых были в то время практически освоены, но честь их первооткрытия принадлежит людям той эпохи. Именно в ту пору нашли каменный уголь Донецкого и Кузнецкого бассейнов, нефть Поволжья и Коми края. Выделяется и ряд ученых в различных отраслях.


Ученик 1: (примерное выступление) Значительными были открытия полезных ископаемых – каменного угля в Донецком и Кузнецком бассейнах («рудознатец» Григорий Капустин), нефти – в Поволжье и Коми крае. В 1703 г. крестьянин Шилов открыл на Урале месторождения медных руд. В 1714 г. в России в районе Петрозаводска были открыты первые минеральные воды.

В этот период были заложены основы отечественной медицины. В 1706 г. в Москве основан аптекарский огород, ставший основой будущего ботанического сада. В 1707г. был открыт первый в России госпиталь и при нем врачебная школа. С 1718 г. в Петербурге стали изготавливать хирургические инструменты.

Яков Вилимович Брюс, организовавший Навигационную школу в Москве, способствовал созданию первой в России обсерватории, оборудованной в Сухаревой башне. По результатам 5-летних наблюдений в 1707 г. он составил первую в России карту звездного неба. С 1725 г. в Петербурге начались регулярные метеорологические наблюдения. Таким образом, мы можем говорить о развитии в России астрономии.


Ученик 2: (примерное выступление) Технические открытия связаны с развитием металлургии и оптики. Андрей Константинович Нартов в 1712 – 1725 гг. первым в мире изобрел и построил токарные, винторезные и токарно-копировальные станки, которые явились новинкой и для заграницы. Было освоено производство оптических приборов – подзорных труб, микроскопов и т.д.

В 1724 г. по проекту другого гениального русского механика – Никонова – была создана и испытана первая русская подводная лодка.Научные и технические знания применялись при сооружении каналов и плотин, механизмов на мануфактурах, корабельных верфей.

В петровское время возрастает интерес к истории России. По правительственным указам собирали вещественные и письменные памятники прошлого. Выходили в свет исторические сочинения. Петр I участвовал в сборе и редактировании материала по истории Северной войны, писал отдельные разделы текста. Работа оказалась незаконченной. Занимаясь «европеизацией» государства, царь чтил память героев прошлого, Петр понимал патриотическое, воспитательное значение истории родной страны.


3. Художественная культура.


Учитель: При Петре I художественная культура заняла новое место в духовной жизни. Она становится светской, разнообразной, получает поддержку со стороны государства. Однако в целом она носила переходный характер, так как во многом еще сохраняла черты прежней жизни.

В архитектуре наблюдается переход к регулярной планировке, для которой характерны:

геометрическая правильность,

симметричность,

установление единых правил и приемов в застройке улиц,

определенное соотношение размеров и высоты зданий.

Архитектурный стиль, зародившийся в XVII веке и получивший распространение в XVIII веке, получил название – барокко –монументальность, сочетающаяся с пышностью.

Все это нашло воплощение в строительстве новой столицы Российской империи – Санкт-Петербурге. В этой работе участвовали лучшие зарубежные специалисты – Ж. Леблон, Д. Трезини, Ф. Б. Трезини, а также русские архитекторы И. К. Коробов, М. Г. Земцов. Важнейшими памятниками архитектуры этого времени стали Петропавловский собор и Петропавловская крепость, здание Двенадцати коллегий, Меншиковский дворец в Петербурге, Меншикова башня в Москве, первые сооружения в Петергофе.

Ученик: (примерное выступление) Петербург был не только любимым детищем царя, но и символом его царствования, выражением эпохи преобразований. От старых городов Петербург отличался строгой планировкой улиц, каменными домами, уличным освещением, обширными парками, площадями и бульварами.

Основными путями сообщения была система каналов. Петр лично вникал во все детали архитектурных проектов строительства города, утверждал размещение и ширину улиц, места для скверов и парков, типы зданий. Были сделаны чертежи типов домов для «именитых», «зажиточных» и «подлых» людей.

Петербург — это принципиально новая архитектура России. В основу ее положен голландский вариант барокко со сдержанным оформлением и со стремлением к максимальной рациональности.

В период строительства Петербурга во всем государстве было запрещено каменное строительство, всякий въезжающий и входящий в город обязан был доставлять камень.

В Петербурге, прежде всего, отразилось такое новое явление русской культуры, как скульптурные композиции. Это особенно ярко выразилось в создании дворцово-парковых ансамблей, например, в оформлении Большого каскада Петергофского дворца. Примером паркового строительства и парковой архитектуры служит Летний сад

Петербург вошел в мировую историю, как одно из чудес света. Он притягивает массу туристов, ученых-исследователей. Даже пресыщенные, повидавшие, кажется, уже все чудеса мира туристы — знатоки градостроительства и архитектуры, восторгаются величественностью, строгостью и красотой, пропорциями и рациональностью сооружений петровского времени. Проспекты, каналы, мосты, парки делают честь искусству, архитектуре, всей петровской эпохе, её мастерам, их талантам и огромному созидательному трудолюбию. Не даром Петербург называют Северной Пальмирой.(Краткая экскурсия по Петербургу – просмотр фрагментов из фильма «Санкт-Петербург и пригороды»)


Учитель: Петровское время стало переломным и в развитии живописи. Евангелистские и библейские сюжеты в живописи заменяются сюжетами из реальной жизни.Особенно высокого уровня достигла портретная живопись. Портреты Петра I И.Никитина отличаются глубокой психологической характерностью, художник выразил глубокую волю и целенаправленность государственного деятеля.

Петровское время характеризуется значительным развитием жанра гравюры. Это был жанр близкий к повседневности. Книги украшались гравюрами, гравюры украшали дома. Техника их создания была весьма разнообразна. Многие гравюры посвящены прославлению побед в войнах, строительству Петербурга.Известным мастером-гравером был А.Ф.Зубов.

В начале ХVIII века издаются специальные указы, касающиеся подготовки и воспитания художников. Царским указом большую группу «мастеровых людей разных художеств» переселили в новую столицу для росписи церквей, новых дворцов и других работ. За счет казны посылали наиболее талантливых заграницу для обучения. Среди них можно назвать живописцев А.Матвеева, И.Никитина, Р.Никитина, гравера С.Коровина других.В Россию приглашали и иностранных художников, оставивших заметный след в истории нашего искусства.


Театр


Ученик: Просвещению должен был служить и театр. Попытка создать народный театр была предпринята в Москве. В 1704 г. на Красной площади было воздвигнуто здание театра – «комедиальная храмина», а из Данцига приглашена актерская труппа ЯгонаКупшта. Пьесы были в основном переводные, далекие от русской жизни. Вначале театр посещался хорошо, но затем интерес публики стал падать и он был закрыт. Позднее театр возник в Петербурге. Новые пьесы содержали намек на исторические события первого десятилетия XVIII века, осмеивали врагов петровских преобразований. Так, в комедии «Петр златые ключи» проводилась мысль о пользе поездок молодых людей за рубеж для обучения. На сцене высмеивались различные пороки духовенства, разоблачалось взяточничество и казнокрадство чиновников.


Перемены в быте.


Ученик: По обилию новых явлений в образе жизни людей первая четверть XVIII века занимает особое место в отечественной истории.

Новое, XVIII столетие Россия встретила необычно: с января 1700 г.было введено новое летоисчисление от Рождества Христова. Празднества сопровождались украшением домов еловыми и сосновыми ветками, весельем и взаимными поздравлениями.

По приказу царя для дворян было в обязательном порядке введено ношение европейской одежды – камзолов, чулок, башмаков, галстуков, шляп.

Под страхом опалы бояре и дворяне должны были сбрить бороды. За ослушание им грозил денежный штраф и даже ссылка.

Из Европы царь привез и новые формы общения и развлечения: праздники с фейерверками, маскарады. С 1718 г. специальным указом он ввел ассамблеи, устраиваемые попеременно в домах знати (работа со словарем в учебнике). В них участвовали женщины. Ассамблеи начинались обычно в 5 часов и продолжались до 10 часов вечера. На них танцевали, играли в шахматы и шашки, вели деловые разговоры. Обязательной частью ассамблеи был грандиозный ужин.

Распространение получила игра на клавикордах (прототип пианино), скрипке, флейте. Появляются любительские оркестры, на концерты которых в обязательном порядке должны были ходить представители знати.

Новшеств было так много, что понадобилось специальное пособие с правилами хорошего тона. В 1717 г. вышло знаменитое «Юности честное зерцало, или Показание житейскому обхождению, собранное из разных авторов».(работа с документом).


IV. Закрепление.


Учитель: Особенности культуры первой четверти XVIII века.

Становление научного знания. Наука – основа всех представлений о мире.

Становление светской культуры.

Ориентация на западноевропейские образцы.

Учитель: Чем можно объяснить усиление внимания Петра к развитию научных знаний? Какие научные успехи Петра вы считаете главными и почему?

(Петр I нуждался в специалистах в разнообразных сферах человеческой деятельности, которые способствовали европеизации России.Развивались науки, способствующие развитию мануфактур, военного дела,…)

Учитель: Почему новые элементы быта Петр вводил силой?

(Не все иностранные заимствования можно признать разумными.Как человек своей эпохи Петр, очевидно, полагал, что, заставив народ измениться внешне, он изменит его и внутренне. Предписывая носить европейскую одежду, брить бороды, курить табак, он стремился насадить европейские культурные навыки и, таким образом, превратить русских в европейцев.)

Учитель: Значение культурного наследия Петровского эпохи: на основе перемен петровского времени:

Зародилась и развивалась отечественная наука

Оформилась система образования

Расцвела художественная культура не только XVIII века, но и XIX века.

Культура носила переходный характер.

Новшества коснулись лишь высших слоев населения.


V. Рефлексия


Заполните таблицу «Изменения в культурной жизни России Петровской эпохи»


План

До Петра I

При Петра I

Образование



Наука



Архитектура



Живопись



Быт




VI. Домашнее задание:

пп.10-11, чтение, сообщения.


Используемая литература

1. История России. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / [Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И. В. Курукин, А. Я. Токарева]; под ред. А. В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016. – 112 с.

2. Соловьёв В. М. Русская культура с древнейших времён до наших дней. – М.: Белый город, 2004. – 735 с.

3. Стахорский С. В. Русская культура: попул. ил. энциклопедия. — М.: Дрофа-Плюс, 2006. – 815 с.












в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.