>

Открытый урок по окружающему миру в 4 классе.

0
0
Материал опубликован 17 January в группе

Тема урока: У Черного моря.

Форма проведения: урок – исследование.

Цель:1. Создавать условия для формирования у учащихся представления о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа. Научить описывать на основе предложенного плана географическое положение субтропической зоны, растительный и животный мир этой зоны, использовать карту для описания природной зоны.

2.Развивать познавательную активность детей, умение находить информацию, систематизировать знания, умение работать с картой, учебником, дополнительной литературой, умение работать в группе.

3.Воспитывать интерес к предмету, потребность к самостоятельному выбору решения, бережное отношение к окружающему миру, воспитывать культуру общения.

Формируемые УУД:

Личностные:

-признавать важность учебы и познания нового, понимать, зачем нужно выполнять те или иные учебные действия;

- ориентировать на понимание принципа успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль, способность к самооценке.

Регулятивные:

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации;

- сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

-осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

Познавательные:

-осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, географической карты;

-строить сообщения в устной форме.

Коммуникативные:

-сотрудничать с одноклассниками при работе в паре, группе;

-участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.

Оборудование: учебник «Окружающий мир. 4 класс» Плешаков А.А.; карточки для индивидуальной, кластер, лис самооценки, энциклопедии, карта природных зон России.


Ход урока


Этапы урока

Содержание этапа

Перечень УУД,

выполняемых

учащимися

на данных этапах

1.Организационный момент.

Цель, которая должна быть

достигнута учащимися:

настроиться на урок.

Цель, которую хочет достичь учитель:

определить готовность учащихся к уроку,

мотивировать на учебную деятельность


Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Все ль на месте? Все ль в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

-Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок. Прежде чем нам начать урок, создадим друг другу хорошее настроение, а хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнемся друг другу.

- Садитесь. Итак, начинаем наш урок.

-Прочитайте фразу. Кто пожелает поделиться своими мыслями?

Я ожидаю от сегодняшнего урока……..(на доске)

(ответы детей)

-А я ожидаю от сегодняшнего урока вашей активной, плодотворной работы, интересных идей.

Мы сегодня снова будем наблюдать,

выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно включайся в работу, дружок!


Регулятивные УУД


Личностные УУД





Упражнение

психогимнастики «Улыбка» позволит создать комфортную обстановку в начале урока, снять напряжение и волнение.


Личностные УУД


Коммуникативные УУД


2.Актуализация опорных знаний. сообщение темы,

постановка учебной

проблемы, составление плана

Цель, которая должна быть

достигнута учащимися:

показывать изученную зону на карте, устанавливать причинно- следственные связи.

Цель, которую хочет достичь учитель:

актуализировать опорные знания с целью выявления уровня усвоения и коррекции.


Мы с вами продолжаем путешествие по нашему разделу, а называется он…(природные зоны)


- Что такое природная зона? (совокупность неживой и живой природы на отдельном участке Земли)

-Вспомним названия всех природных зон, которые мы уже изучили, и покажем их на карте.( - Мы изучили зону арктических пустынь, тундру, лесную зону, зону степей и зону пустынь)


-Сегодня мы продолжим увлекательное путешествие по России. Выполнив задание, вы сможете узнать тему урока.

- Выделите из названия предметов, изображенных на картинках, первые буквы и составьте два слова.

t1737092285aa.jpg

- Прочитайте тему урока.

- … «У Чёрного моря».

- Итак, к берегам какого моря мы отправимся в путешествие? (Мы отправимся в путешествие к берегам Черного моря).

- Что мы должны узнать о Черноморском побережье?

(Название природной зоны, географическое положение, климат, особенности

растительного мира, особенности животного мира, экологические проблемы). (кластер)

t1737092285ab.jpg

- Вы готовы к путешествию?

Да!

-Здорово!

Возьмите лист

самооценки и оцените себя по 1-ому заданию. Смогли ли вы определить тему урока?

Если вы активно работали и справились с первым заданием, то ставим 3 балла

-Если были затруднения, ставим 2 балла

-Если не справились с работой, то 1 балл.




Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД(обобщение знаний)

Личностные УУД

































3. Усвоение «открытие» новых знаний.

Цель, которая должна быть

достигнута учащимися:

уметь работать с книгой,картой, находить информацию по требованию учителя, высказывать предположения.

Цель, которую хочет достичь учитель:

Создать условия для формирования

представления о природной зоне по плану.

- Посмотрите, что мы должны узнать в первую очередь? Вернемся к нашему кластеру.

Мы должны узнать… название природной зоны.

- А после этого?

После этого мы узнаем ее географическое положение.

- Для этого обратимся к карте. Найдите на карте Черное море. (один ребенок у доски)


-Посмотрите, Эта удивительная зона расположена на побережье и занимает очень маленькую территорию. С одной стороны находятся Кавказские горы, а с другой – Чёрное море.

- Эту зону называю субтропической. В переводе с латинского языка «суб» означает «под». «Субтропическая» означает «расположенная под тропиками», то есть вблизи тропической зоны. Основная часть этой зоны расположена южнее нашей страны, а здесь, на Черноморском побережье, - лишь маленький кусочек.

- Можем ли мы теперь дополнить схему?

- Да, можем дополнить

название природной зоны – субтропическая.

Географическое положение – побережье Черного моря.

- В расположении зоны кроется секрет ее климата. Давайте рассмотрим пример: вы на пляже. Когда вода теплее – днем или вечером? (Вечером вода теплее).

-Да, вода медленно нагревается и медленно остывает. Поскольку Черноморское побережье ближе к Северному тропику, значит, солнце

посылает сюда прямые лучи. Солнце за лето нагревает море, а затем море отдает побережью зимой теплый воздух. Кавказские горы находятся близко, прямо у самого побережья.

-Подумайте, какое влияние оказывают горы Кавказа на климат побережья? (Высокие горы ограждают побережье от ветров).

- Да, они являются преградой для холодных северных ветров, поэтому на побережье умеренно жаркое лето и теплая зима.

- Дополните схему.

Умеренно жаркое лето и теплая зима.

- Скажите пожалуйста, как называется наука, изучающая растения? (Наука, изучающая растения, называется ботаника).

- А животных? (Наука, изучающая животных, называется зоология).

-А влияние людей на окружающую среду? (Эта наука называется экология).

- Предлагаю вам отправиться в научную экспедицию по побережью Чёрного

моря. Работать будут 3 группы.

1гр. Ботаники

2гр. Зоологи

3гр. Экологи.

- Каждая группа

будет работать над своим научным проектом, пользуясь карточками.

- Ботаники будут изучать особенности

растительного мира на стр. учебника 130

Карточка-помогайка:

1. Отличительная особенность растений субтропиков.

2. Растения широколиственные, завезённые из тёплых стран, фруктовые, дикорастущие.

- Зоологи , пользуясь учебником, расскажут о животном мире Черноморского Побережья, стр. учебника 128-130,

Карточка-помогайка:

1. Морские обитатели.

2. Обитатели суши.

3. Обитателям суши, добывающим пищу в море


- Экологи – рассмотрят экологические

Проблемы, стр. учебника 131-133

Карточка-помогайка:

1 Чем является для человека Черноморское побережье?

2 Экологические проблемы.

- Море, солнце, горячий песок, шелест листьев, дуновение ветерка — все

располагает к отдыху. Прежде чем нам отправится в экспедицию, Предлагаю отдохнуть!

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД


4. физкультминутка

МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ

Море волнуется — раз! (Шагаем на месте.)

Море волнуется — два! (Наклоны туловища влево-вправо.)

Море волнуется — три! (Повороты туловища влево-вправо.)

Морская фигура, на месте замри! (Присели.)



5. Закрепление учебного материала.

Цель, которая должна быть

достигнута учащимися:

ответить на вопросы и оценить свои достижения.

Цель, которую хочет достичь учитель:

уточнить представления детей о природной зоне, проверить знания детей по новой теме, организовать проверку.


- Сейчас мы выслушаем научные проекты всех групп.

Будьте внимательны, поскольку после прослушивания вам предстоит дополнить схему:

экологи – карточками с изображениями растений,

ботаники – с изображениями животных,

зоологи – с примерами экологических проблем.


- Первыми ми Выслушаем сообщение ботаников.

- В лесах на склонах гор растут дубы, буки и каштаны. В парках выращивают растения, привезенные из разных теплых стран: кипарисы, магнолии, пальмы. В садах зреют грецкие орехи, инжир, абрикосы и

персики.


- Назовите особенности растений этой зоны. В сравнении с карликовой березой растения, растущие в субтропической зоне какие? (Они высокие.)

- А листья у них какие? (Листья у них широкие)

-А могут ли эти растения расти в тундре? Почему? (Они теплолюбивые.)

- Повторите особенности растений.

(Особенности растений – высокие, теплолюбивые растения с широкими Листьями) (дополним схему)

Дополните схему карточками с изображениями растений субтропической зоны.

Назовите лишние карточки. Почему они лишние? (Лишние карточки с ягелем и джузгуном. Ягель растет в тундре, а джузгун – в пустыне)

- А сейчас выслушаем сообщение зоологов.

Животный мир Черноморского побережья разнообразен. К обитателям суши относятся насекомые: цикада, богомол, кавказская жужжелица, олеандровый бражник. Из крупных

животных назовем косулю.

К обитателям суши, добывающим пищу в море, относятся чайки и бакланы.

Морские обитатели:

дельфины, морские коньки и морские иглы, а также крабы и медузы.

- дополните схему карточками с изображениями животных, обитающих в субтропической зоне.

Назовите лишние карточки. Почему? (Лишние карточки с песцом и рябчиком. Песцы обитают в тундре, а рябчики – в тайге)


-И осталась нам выслушать экологов.

- Берега Черного моря – это место, куда приезжают для отдыха и лечения многие тысяч людей. Здесь расположен красивейший город-курорт Сочи. В нем построены санатории, дома отдыха, пансионаты. Но люди, приезжающие отдыхать, не всегда относятся к природе бережно. Они обрывают красивые цветы, ломают ветки деревьев, вырезают надписи на стволах, выбрасывают мусор где попало, ловят бабочек, уничтожают крабов, медуз.

Сточные воды попадают в море и загрязняют его.

-Команда экологов, назовите лишние карточки с изображениями. (Неумеренный выпас скота и распашка земель – это основные проблемы степи).

- Возьмите лист самооценки и оцените себя по работе в группе.

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД


6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Цель, которая должна быть

достигнута учащимися:

ответить на вопросы и оценить свои достижения.

Цель, которую хочет достичь учитель: проверить знания детей по новой теме, организовать самопроверку.









- Сейчас мы с вами закрепим нашу научную экспедицию Игрой «Да-нет»

- Внимательно прочитайте утверждения, в графе «да-нет» выберите

правильный ответ.

1 Черноморское побережье расположено в степной зоне

да

нет

2 Субтропическая зона находится на востоке страны

да

нет

3 В субтропической зоне умеренно жаркое лето и

теплая зима.


да

нет

4 На склонах гор в субтропиках часто встречаются

клён, берёза


да

нет

5 В садах субтропической зоны выращивают грецкие

орехи, абрикосы, персики.


да

нет

6 Одна из экологических проблем – это ловля

насекомых.


да

нет

7 В Черном море обитают черепахи, акулы, крокодилы

да

нет

-Проверьте свои ответы по эталону и оцените в листе самооценки.




6. Рефлексия. Итог урока.

Цель, которая должна быть

достигнута учащимися:

осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности.


- Итак, в какой зоне мы с вами сегодня побывали? (субтропической)

- Назовите географическое положение? (Побережье Черного моря)

- В чём особенность климата субтропической зоны? (Умеренно жаркое лето и тёплая зима)

моря?

- Чтобы вы посоветовали человеку, собирающемуся на отдых у Черного

моря? (Бережно относиться к природе, не бросать не побережье мусор,

носить головной убор, купаться только со взрослыми и т.д.)

- Посчитайте ваши баллы в листе самооценки :

У кого 6-9 баллов, вы поработали на «5»

У кого 3-5 баллов, вы поработали на «4»

У кого меньше «5», вы поработали на «3».

- Мы побывали с вами на Черном море.

А сейчас мы с вами создадим свое море – море настроения.

У вас на парте лежат рыбки: красная, оранжевая и зеленая.

Если вам было все понятно, если вы активно работали, прикрепите к нашему морю оранжевую рыбку.

Если у вас возникли небольшие трудности, но вы с ними справились зеленую рыбку.

Если вам было очень трудно, вы что – то не поняли, поэтому были не активными- прикрепите красную рыбку.




Регулятивные УУД

Личностные УУД

Коммуникативные УУД






















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.