12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Корниенко Елена Сергеевна33 Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Открытый урок по окружающему миру «Органы пищеварения»
Предмет, класс | Окружающий мир, 3 класс | ||||||
УМК, автор программы | УМК «Гармония», Поглазова О.П. | ||||||
Учитель | Корниенко Е.С. учитель начальных классов | ||||||
Тема урока, № урока в рабочей программе | №37: «Питание и органы пищеварения» | ||||||
Цель урока | формирование первоначального представления о питании и пищеварительной системе человека | ||||||
Задачи урока | обучающие | развивающие | воспитательные | ||||
формировать знания о составе пищеварительной системы, о механизме обработки пищи; формировать представление о компонентах пищи и их значении для человека | развивать воображение, наблюдательность; умение рассуждать, делать выводы, оценивать свою деятельность на уроке и деятельность одноклассников | воспитывать разумное отношение к правильному питанию. | |||||
Планируемые результаты урока | Предметные знания и умения | Личностные качества, метапредметные УУД | |||||
расширить знания учащихся о пище и значении её разнообразия; познакомить со строением и работой пищеварительной системы. | Личностные УУД: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне; развитие мышления, памяти, умения слушать, рассуждать, сопоставлять. Познавательные УУД : осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе; обобщать полученные знания; осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. | ||||||
Методическое обоснование урока | Урок спроектирован с использованием технологии проблемного диалога (по Е.Л.Мельниковой), которая представляет собой современную образовательную технологию деятельностного типа и позволяет реализовать требования ФГОС. Создавать условия для возникновения у школьников внутренней потребности включения в учебно-познавательную деятельность и быть активными на уроке позволяет оптимальное сочетание приёмов создания проблемной ситуации и выбор парных, индивидуальных заданий, ориентированных на формируемые умения: предметные, метапредметные и личностные. | ||||||
ИОС урока | Учебно-методическое обеспечение | Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет) | Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства) | ||||
Учебник – с. 34-36 |
Организационная структура урока
Название этапа | Задачи этапа | Деятельность учителя | № слайда | Деятельность учащихся | |||||||||||||||||||||
Организационный момент. Эмоциональный настрой 1-2 минуты | Создать благоприятный психологический климат для работы на уроке. | - Ребята, давайте улыбнемся друг другу, гостям. Я рада, что у вас хорошее настроение, ведь улыбка, несомненно, залог успеха в любой работе и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Пусть вам помогут ваши сообразительность и те знания, которые вы уже приобрели. - Итак, начинаем урок. - Сегодня мы продолжаем «путешествие» по нашему организму. | Слайд 1 | Улыбаются друг другу и садятся за парты. | |||||||||||||||||||||
Создание проблемной ситуации 3 минуты | Создание для учеников проблемной ситуации – противоречия, порождающей удивление и интерес к новой теме. В процессе диалога учащихся с учителем происходит открытие темы урока. | - Ребята, сегодня нам пришло письмо от Незнайки. Он очень хотел попасть к нам на урок, но не смог. Давайте узнаем почему. «Здравствуйте, друзья! Своё письмо я пишу из больницы. Что-то случилось с моим здоровьем: в глазах звездочки, в животе колит. И совсем не хочется веселиться и шалить. Доктор Пилюлькин говорит, что мне нужно правильно питаться. Что значит правильно питаться? Я съел на завтрак сладкую кашу, какао с булочкой, кусочек торта и конфеты. Это моя любимая еда. Надеюсь, скоро я буду здоров и буду как всегда с вами». Ваш Незнайка. - Ребята, как вы думаете, почему Незнайка попал в больницу? (Неправильно питался) | Слайд 2 | Читают письмо Заслушиваются предположения учащихся | |||||||||||||||||||||
Формулирование проблемы 2 минуты | Постановка учебной задачи Постановка учебной цели урока | – Значит, о чём мы будем говорить на уроке? (О правильном питании) -Что в нашем организме помогает нам переваривать нашу пищу? (Органы пищеварения) - Так кто же может нам сказать, как будет звучать тема нашего урока? Тема урока: «Питание и органы пищеварения». | Слайд 3. | О питании и органах пищеварения | |||||||||||||||||||||
Выдвижение версии решения проблемы 2-3 минуты | Учащиеся предлагают версии решения проблемы, принимаются и абсурдные варианты | -Как вы думаете, на какие вопросы мы будем искать ответы? - Вы правильно сказали, все ваши ответы можно объединить в три вопроса: | Слайд 4 | ||||||||||||||||||||||
5. Поиск решения (открытие нового знания) 15 -20 минут | Предлагать ученикам рассказывать о результатах выполнения задания, чтобы развивалась и монологическая речь. | 1. Продукты питания. - Для чего человеку необходима пища? -С пищей человек получает необходимые организму питательные вещества. Эти питательные вещества получили название: жиры, белки, углеводы. (Вывешиваю таблички на доску) - Как вы думаете, для чего нам нужны белки? - Прочитайте информацию на слайде. «Белки» – строительный материал для клеток. - Прочитайте информацию об углеводах «Углеводы» – топливо для клеток, как бензин для машины, основной источник энергии для подвижных игр, бега, физической и умственной работы. «Жиры» – продовольственные и топливные склады (склад еды, топлива, одежды), прежде всего. - У вас на парте таблица с названием веществ: жиры, белки, углеводы и карточки с названием продуктов и их составом. Ваша задача распределить продукты по группам по тому веществу, которого в них больше. - Образуйте группы. - Группа, которая заканчивает работу показывает жест готовности. - Теперь проверим, правильно ли вы справились с заданием.
- Но для полноценного роста и развития организма необходимы витамины. (На доску вывешиваю табличку витамины) - -Найдите в учебнике на с. 34-35 информацию о витаминах и прочитайте её. -Для чего же нам нужны витамины? - Как вы думаете, где больше всего содержится витаминов? - Конечно в овощах и фруктах (Прикрепляю на доску фото фруктов) - Помимо витаминов человеку нужны и минеральные соли. Найдите в учебнике информацию о минеральных солях. - В каком продукте мы можем встретить минеральные соли? - Какие питательные вещества должны присутствовать в рационе человека ежедневно? - Может ли человек питаться однообразной пищей? ( Питание должно быть разнообразным. Ведь для поддержания хорошего здоровья нам нужны разные питательные вещества) - Как вы считаете, удалось ли вам справиться со всеми заданиями. Поднимите соответствующий смайлик. Динамическая пауза - Ребята, сейчас я вам буду правила питания и вредные советы, а вы, если услышите правило, хлопните в ладоши, если услышите вредный совет, топните ножками. Приготовились! 1. Нужно стараться есть разнообразную пищу(х) 2. Если хочешь - ешь пельмени, хоть целый месяц(т) 3. В твоем рационе должно быть как можно больше булочек и сладостей(т) 4. Сладкого и жирного надо есть поменьше(х) 5. Не надо есть много жареного, копченого, соленого и острого(х) 6. Нужно стараться кушать в одно и тоже время(х) 7. Жареная, копченая и соленая пища очень вкусная, ешь ее больше(т) 8. Утром перед школой надо обязательно завтракать(х) 9. Перед сном надо плотно покушать(т). 2. Как организм переваривает пищу. - Мы выяснили, как надо питаться, чтобы быть здоровым. -А теперь посмотрите видео о том, как наш организм переваривает пищу. Просмотр видеоролика «Путешествие пищи» Показ плаката «Органы пищеварения». - Итак, где начинается процесс пищеварения? Что говориться у нас в учебнике о полости рта? - Куда продвигается пища? Что нам сообщает учебник о пищеводе? -Найдите информацию о желудке. - Что происходит с пищей в двенадцатиперстной кишке? - Куда далее попадают питательные вещества? - Вот таким сложным способом извлекает организм питательные вещества из продуктов. | Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Видеоролик Слайд 7. | Учащиеся участвуют в диалоге, отвечают на предложенные вопросы Учащиеся прикрепляют таблички с изображением продуктов по группам. Читают информацию о витаминах Читают информацию о минеральных солях. Выполняют упражнения Смотрят видеоролик Работают с учебником, ищут информацию об органах пищеварения | |||||||||||||||||||||
6. Выражение решения. Применение нового знания 3 минуты | Обобщают, делают вывод по проблеме. Создание условий для применения полученных знаний | Самостоятельная работа. Работа в тетради № 2 с. 9 задание 22 - Подпиши на рисунке органы пищеварения. Взаимопроверка в парах. - Всем ли удалось справиться с заданием. - Покажите нужный смайлик. | Слайд 8,9 | Работают в тетрадях | |||||||||||||||||||||
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). 5 минут | На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности. | -Давайте вспомним какие вопросы мы с вами ставили в начале урока и ответим на них. - Для чего человеку необходимо питаться? -Какие питательные вещества нужны организму для роста и развития? - Какие органы входят в систему пищеварения? - Что мне этот урок дал для жизни? | Слайд 11 | Отвечают на поставленные вопросы | |||||||||||||||||||||
8. Информация о домашнем задании 3 минуты | Учитель сообщает задание | - Ребята, помните, что мы получили в начале урока? (письмо от Незнайки) – А как вы думаете, что нужно сделать, чтобы вылечить Незнайку? (Составить меню) - Это и будет первой частью нашего домашнего задания. Из предложенных продуктов: гречневая каша, торт, суп, яблоко, кефир, хлеб, котлета, омлет, чай, компот, картофельное пюре, творог, шоколад вы составите правильное питание для нашего героя на один день.. (Раздаю напечатанный список продуктов) И вторая часть задания: Уч: с.34-36, пересказ | Слайд 12,13 | Принимают информацию о домашнем задании |
Мельникова Е.Л. «Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации ФГОС» Пособие для учителя.- М., 2013. 138 с.10