Открытый урок по ОРКСЭ (модуль «Светская этика») на тему «Милосердие» (4 класс)

0
0
Материал опубликован 13 June 2023

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

ЗАТО г. Североморск «Оосновная общеобразовательная школа № 6»







ОТКРЫТЫЙ УРОК

по ОРКСЭ (модуль «Светская этика»)


«Милосердие»

4 класс













Учитель начальных классов

Бондарева Алла Геннадиевна






г. Североморск

2023


Название работы: Открытый урок по ОРКСЭ (модуль «Светская этика») в 4 классе на тему:

«Милосердие».

Учитель начальных классов Бондарева А.Г.

Место работы: МБОУ ЗАТО г. Североморск ООШ № 6


Предмет: ОРКСЭ (модуль «Светская этика»)

Аудитория: 4 класс

Тема: «Милосердие».

Тип урока: урок изучения нового материала

Продолжительность урока: 45 минут.


Цель: способствовать формированию ценностного отношения к окружающему миру, пониманию и осознанию учащимися нравственной ценности «милосердие».

Задачи:

актуализация и развитие понимания понятия «милосердие»;

объяснение значения милосердия в жизни людей, развитие представлений о законах человеческого общежития;

развитие умения оценивать свои и чужие поступки с точки зрения нравственных ценностей;

формирование внутренней установки на милосердное отношение ко всему живому;

совершенствование умений в области коммуникации, умений выстраивать эффективную коммуникацию;

совершенствование умений в области чтения и понимания прочитанного, ответов на вопросы разных типов, построения связного высказывания;

обогащение лексического запаса и формирование эрудиции;

развитие интереса к изучению предмета.


Планируемый результат обучения (формирование УУД):

Познавательные УУД:

моделирование при решении поставленных задач;

сравнение и классификация по заданным критериям;

осуществление анализа слов с выделением существенных признаков;

Регулятивные УУД:

принятие учебной задачи;

планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

построение понятных для партнёра высказываний;

умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Личностные УУД:

овладение мотивационной основой учебной деятельности;

использование адекватной самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности.


Основные понятия: заботливость, сочувствие, чуткость, внимательность, доброта, отзывчивость, милосердие

Ресурсы: мультимедийная презентация, медиапроектор, компьютер, экран для презентаций, учебник, толковый словарь русского языка авт. С.И. Ожегов, отрывок из сказки В.Катаева «Цветик-семицветик», макет цветка, карточки «Правила милосердия».

Организация пространства: фронтальная работа, парная работа, индивидуальная работа.

Виды деятельности: беседа, работа с иллюстративным материалом, работа с толковым словарём, работа в малых группах, выполнение коллективной творческой работы.




План урока:


Организационный момент.

(Формирование личностных УУД)


II. Актуализация опорных знаний. Постановка учебной проблемы.

(Формирование познавательных, личностных, коммуникативных УУД)


III. Открытие нового знания.

(Формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД)


IV. Закрепление по теме урока.

(Формирование регулятивных, познавательных, личностных, коммуникативных, логических УУД)


V. Рефлексия.

(Формирование личностных УУД)





































Ход урока.

I. Организационный момент.

- Сегодня к нам на урок пришли гости, давайте поприветствуем их.


II. Актуализация опорных знаний. Постановка учебной проблемы.


СЛАЙД 2

- Все вы хорошо знаете сказку «Цветик-семицветик».

- Кто автор этой сказки? (Валентин Петрович Катаев)

- Назовите главного героя сказки. (девочка Женя)

СЛАЙД 3

- Вспомните, на какие первые шесть желаний Женя израсходовала лепестки цветика-семицветика? (быть дома с баранками, ваза с цветами была целая, оказаться на Северном полюсе, чтобы медведь оказался в клетке, все игрушки были моими, вернуть игрушки в магазин)

- Как же она использовала последний лепесток? Давайте посмотрим.

СЛАЙД 4

Сказка «Цветик-семицветик» (отрывок)

http://www.youtube.com/watch?v=mOSX-Kk5www (1 мин 30 с)


III. Открытие нового знания.

СЛАЙД 5

- Какое желание загадала Женя? (помогла мальчику Вите избавиться от болезни, он смог ходить)

- Какие качества характера она проявила? (заботливость, сочувствие, чуткость, внимательность, доброта, отзывчивость, милосердие)

- Тема нашего урока МИЛОСЕРДИЕ. (запишем в тетрадь)

- Как вы понимаете слово «милосердие».

СЛАЙД 6

МИЛОСЕРДИЕ - сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку.

СЛАЙД 7

- Назовите корни слова «милосердие» (мил, серд)

- Подберите родственные слова с корнем –мил-, (милый, милость, помиловать);

с корнем –серд- (сердце, сердечный).


Работа с учебником

- Как в словарике учебника объясняется слово «милосердие»?

(проявление сочувствия и любви к ближнему, готовность делать добро всякому человеку независимо от того, кто он и какой он)

СЛАЙД 8

- На столе у вас лежат толковые словари Сергея Ивановича Ожегова.

- Как же в нём объясняется смысл слова «милосердие» (это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия).


IV. Закрепление по теме урока.

Работа с учебником

- Найдите в учебнике рубрику «Разъясняем, дополняем» (с. 116).

Что относится к милосердию?

- Иван Сергеевич Тургенев написал очень хороший рассказ о милосердии «Нищий».

Читаем самостоятельно.

- Прочитайте вопросы к этому рассказу.

- Прослушаем рассказ и подумаем над этими вопросами.




СЛАЙД 9

http://www.youtube.com/watch?v=tV8MqtvXb1c (1 мин 55 с)

Ответы на вопросы.


СЛАЙД 10

- Мы приводили примеры милосердия. Перед вами утверждения.

Вычеркните те утверждения, которые нельзя отнести к милосердию.

Подать милостыню; прощать от сердца обиды; накормить голодного; дать из-за боязни показаться другим жадным; предупредить об опасности; подарить то, что самому негоже; утешить печального, плачущего; не мстить за зло; напоить жаждущего; дать в обмен на что-то; одеть бедного; сделать доброе ради похвалы или благодарности; помочь немощному по хозяйству; отдать игрушку брата; поделиться последним куском хлеба; творить добро не на показ; посетить больного; дать добрый совет.


Работа в парах

- У вас на столе лежат слова. Составьте из них предложения.

(После составления выходят к доске парами крепят получившиеся предложения на доске)

СЛАЙД 11

- Мы с вами вместе составили правила милосердия. Поделимся ими с нашими гостями (раздают гостям).

ПРАВИЛА МИЛОСЕРДИЯ

Научитесь прощать людям их слабости, видеть достоинства людей.

Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.

Не стесняйтесь проявить свое сочувствие, сопереживание окружающим.

Старайтесь прийти на помощь в нужный момент.

- Д/з задание: прочитать с родителями правила милосердия и вклеить их в тетрадь.

СЛАЙД 12

- Послушаем притчу «Последний лист»

http://www.youtube.com/watch?v=CRNx8mTf_Mk&feature=youtu.be (3 мин 30 с)


СЛАЙД 13

Всё живое нуждается в милосердном отношении. Нельзя проявить его ни умом, ни словом. Оно проявляется только сердцем.

- Я хочу, чтобы в вашем сердечке осталась частичка милосердия, которое проявил старик к больной девушке.

V. Рефлексия.


- С какой сказки мы начали урок?

- Представьте, что у нас в классе есть цветик-семицветик. Вы можете загадать одно желание. Какое оно будет? Напишите на лепесточке.

- Составим наш цветик-семицветик. (Выходят к доске, читают желание, крепят на доску.)


Заканчивается наш урок.

Будьте внимательными, вдруг кому-то нужна ваша помощь!

Не ждите, когда вас попросят, а помогите нуждающимся!

(звучит музыка)










в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.