12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Авдиенко Дарья Сергеевна315
Я учитель начальных классов с 2014г, стаж 4 года
Россия, Красноярский край, Идринский район, село Никольское

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Никольская средняя общеобразовательная школа

 


 

Рассмотрено на МС «Утверждаю»

Протокол № 1 от 31.08.2018 Директор МКОУ Никольская СОШ

________________/Л.А.Ощепкова/

Приказ № 30/3-01-03от31.08.2018г


 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

ДЛЯ 4 КЛАССА


 

Учитель начальных классов –

Авдиенко Дарья Сергеевна


 

 

2018-2019 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики для средней общеобразовательной школы составлена на основе:

Закон Российской Федерации "Об образовании в РФ" (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ).

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 с изменениями от 26 ноября 2010 г. № 1241, 22 сентября 2011 г. № 2357, 18 декабря 2012 г. (п.19.5) № 1060, 29 декабря 2014 № 1643;

Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. Регистрационный N19993).

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября 2010 №986 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 3 февраля 2011 г. Регистрационный N19682) «Об утверждении Федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 № 2106 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 2 февраля 2011 г. Регистрационный N19676) «Об утверждении Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».

Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников...»

Письмом Минобрнауки России от 28.10.2015 N 08-1 786 "О рабочих программах учебных
предметов";

-Приказом № 1576 от 31 декабря 2015 г. Минобрнауки России «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373».

-Приказом «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях.

- Образовательной программы ООО НОО МКОУ Никольской СОШ

- Примерной программы.

-Авторской программы Шемшурина А.И., Основы религиозных культур и светской этики, Модуль «Основы светской этики», М.:Просвещение, 2014г

- Положение о рабочей программе МКОУ Никольской СОШ.

- Учебного плана ОУ.

- Устава образовательного учреждения.

    Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» —формирование у обучающегося мотиваций к осознанному нравственному поведению,основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

  Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

    Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопроссовершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении  образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

       Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую,религиозную сложность нашей страны и современного мира.

   Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически иосновывается на ряде факторов:

общая историческая судьба народов России;

единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

    Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули

согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.

     Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

   

Основные задачи комплексного учебного курса:

познакомить обучающихся с основами религиозных культур и светской этики;

развивать представления младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

обобщить знания, понятия и представления о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

развивать способности младших школьников к общению в политичной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

       Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российскойкультуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства  российской жизни.

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

1.2.11. Основы религиозной культуры и светской этики.

Предметные результаты

1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

2) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

3) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

4) формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

5) первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

6) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

7) осознание ценности человеческой жизни.

По выбору родителей (законных представителей) изучаются основы православной культуры, основы иудейской культуры, основы буддийской культуры, основы исламской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики.

В результате изучения ОРКСЭ на ступени начального общего образования у обучающихся:

сформируется готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

произойдет знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

произойдет понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

сформируются первоначальные представления о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

сформируются первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

произойдет становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

произойдет осознание ценности человеческой жизни

В результате освоения каждого модуля курса выпускник научится:

понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях;

осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к нравственному совершенствованию и духовному развитию;

развивать первоначальные представления о традиционных религиях народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме), их роли в культуре, истории и современности, становлении российской государственности, российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации;

ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести;

Планируемые результаты по учебным модулям.

Основы светской этики

Выпускник научится:

раскрывать содержание основных составляющих российской светской (гражданской) этики, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации (отношение к природе, историческому и культурному наследию народов России, государству, отношения детей и родителей, гражданские и народные праздники, трудовая мораль, этикет и др.);

на примере российской светской этики понимать значение нравственных ценностей, идеалов в жизни людей, общества;

излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в жизни людей и общества;

соотносить нравственные формы поведения с нормами российской светской (гражданской) этики;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.

Выпускник получит возможность научиться:

развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе общепринятых в российском обществе норм светской (гражданской) этики;

устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской этики и поведением людей, общественными явлениями;

выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;

акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций

Формирование умения планировать,

контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха

Овладение начальными навыками

адаптации в динамично изменяющемся и

развивающемся мире

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Активное использование речевых средств и средств информационных икоммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе

Использование знаково-символических

средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

Формирование эстетических

потребностей, ценностей и чувств

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Развитие этических чувств,

доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее

осуществления.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным

ценностям.

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-­следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль

Готовность конструктивно разрешать

конфликты

Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного

предмета

Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами

Содержание учебного предмета, курса

На изучение основы религиозных культур и светской этики, модуль Основы светской этики в 4 классе отводится 34 учебных часа в год, из расчёта 1 учебный час в неделю, 34 недели.

Введение в курс (1ч.) Этика – наука о нравственной жизни человека. Общие представление об отечественной религиозно-культурной традиции (многонациональная, многоконфессиональная) России. Этические чувства и нормы.Общественные нормы нравственности и морали.

Этика общения (4 ч.)Добрым жить на свете веселей.Правила общения для всех.От добрых правил – добрые слова и поступки.Правила общения для всех.Взаимосвязи между культурой, моральными традициями и поведением людей. Взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Анализ жизненных ситуаций, выбор нравственных формы поведения, сопоставление их с нормами разных культурных традиций.Взаимосвязи между культурой, моральными традициями и поведением людей. Добро и зло как основные этические понятия.Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Добро и зло как основные этические понятия.

Этикет (4 ч.) Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета. Чистый ручеёк нашей речи. Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей.Взаимосвязь между культурой и поведением людей. Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей.Нравственный, творческий, ответственный гражданин России.

Этика человеческих отношений (4 ч.)В развитии добрых чувств – творение души. Природа – волшебные двери к добру и доверию. Чувство Родины. Жизнь протекает среди людей. Анализ жизненных ситуаций, выбор нравственных форм поведения, сопоставление их с формами религиозной культуры (православной и др.). Взаимосвязи между культурой, моральными традициями и поведением людей. Толерантное отношение к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей.

Этика отношений в коллективе (4 ч.) Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Мой класс – мои друзья. Ежели душевны вы и к этике не глухи. Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Золотое правило нравственности. Общечеловеческие ценности.

Простые нравственные истины (4 ч.) Жизнь священна. Человек рождён для добра. Милосердие – закон жизни. Жить во благо себе и другим.Анализ жизненных ситуаций, выбор нравственных форм поведения, сопоставление их с формами религиозной культуры (православной и др.).Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Материальные и духовные потребности. Ценности. Жизнь человека. Уникальность неповторимость жизни. Культура, мораль, нравственность. Справедливость. Тактичность.

Душа обязана трудиться (4 ч.) Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. Уметь понять и простить. Простая этика поступков. Взаимосвязи между культурой, моральными традициями и поведением людей. Моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе и религиозных традициях. Нравственность, бескорыстие, уважение, доброжелательность. Добро, нравственная установка. Гуманизм, гуманность, понимание, прощение. Свобода. Нравственный выбор. Ситуация морального выбора. Этика поступка.

Посеешь поступок – пожнёшь характер (4 ч.) Общение и источники преодоления обид. Ростки нравственного опыта поведения. Действия с приставкой «СО»:сочувствие, сопереживание, сострадание, соболезнование, соучастие. Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Ответственное поведение. Свободный выбор личности. Отношения ответственности. Моральный долг. Моральная обязанность. Добродетельные отношения. Дружба. Терпение и терпимость.

Судьба и Родина едины (5 ч.) С чего начинается Родина. В тебе рождается патриот и гражданин. Человек – чело века. Слово, обращённое к тебе. Отечество, долг и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России. Государство. Гражданин. Мораль. Патриотизм. Народ.Важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм.Человек, назначение человека.Подведение итогов. Презентация творческих работ.

Календарно-тематическое планирование по основам религиозных культур и светской этики

п/п

Раздел, тема

Кол-во часов/к.р

Дата

Введение в курс (1ч.)

1

Этика – наука о нравственной жизни человека.

1

03.09

Этика общения (4 ч.)

2

Добрым жить на свете веселей.

1

10.09

3

Правила общения для всех.

1

17.09

4

От добрых правил – добрые слова и поступки.

1

24.09

5

Каждый интересен.

1

01.10

Этикет (4 ч.)

6

Премудрости этикета.

1

08.10

7

Красота этикета.

1

15.10

8

Простые школьные и домашние правила этикета.

1

22.10

9

Чистый ручеёк нашей речи.

1

12.11

Этика человеческих отношений (4 ч.).

10

В развитии добрых чувств – творение души.

1

19.11

11

Природа – волшебные двери к добру и доверию.

1

26.11

12

Чувство Родины.

1

03.12

13

Жизнь протекает среди людей.

1

10.12

Этика отношений в коллективе (4 ч.)

14

Чтобы быть коллективом.

1

17.12

15

Коллектив начинается с меня.

1

24.12

16

Мой класс – мои друзья.

1

14.01

17

Ежели душевны вы и к этике не глухи.

1

21.01

Простые нравственные истины (4 ч.)

18

Жизнь священна.

1

28.01

19

Человек рождён для добра.

1

04.02

20

Милосердие – закон жизни.

1

11.02

21

Жить во благо себе и другим.

1

18.02

Душа обязана трудиться (4 ч.)

22

Следовать нравственной установке.

1

25.02

23

Достойно жить среди людей.

1

04.03

24

Уметь понять и простить.

1

11.03

25

Простая этика поступков.

1

18.03

Посеешь поступок – пожнёшь характер (4 ч.)

26

Общение и источники преодоления обид.

1

01.04

27

Ростки нравственного опыта поведения.

1

08.04

28

Доброте сопутствует терпение.

1

15.04

29

Действия с приставкой «СО».

1

22.04

Судьба и Родина едины (5 ч.)

30

С чего начинается Родина.

1

29.04

31

В тебе рождается патриот и гражданин.

1

06.05

32

В тебе рождается патриот и гражданин.

1

13.05

33

Человек – чело века.

1

20.05

34

Слово, обращённое к тебе.

1

27.05

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.