Рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса (Модуль Основы светской этики)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Никольская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на МС «Утверждаю»
Протокол № 1 от 31.08.2018 Директор МКОУ Никольская СОШ
________________/Л.А.Ощепкова/
Приказ № 30/3-01-03от31.08.2018г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
ДЛЯ 4 КЛАССА
Учитель начальных классов –
Авдиенко Дарья Сергеевна
2018-2019 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики для средней общеобразовательной школы составлена на основе:
Закон Российской Федерации "Об образовании в РФ" (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 с изменениями от 26 ноября 2010 г. № 1241, 22 сентября 2011 г. № 2357, 18 декабря 2012 г. (п.19.5) № 1060, 29 декабря 2014 № 1643;
Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. Регистрационный N19993).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября 2010 №986 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 3 февраля 2011 г. Регистрационный N19682) «Об утверждении Федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 № 2106 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 2 февраля 2011 г. Регистрационный N19676) «Об утверждении Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников...»
Письмом Минобрнауки России от 28.10.2015 N 08-1 786 "О рабочих программах учебных
предметов";
-Приказом № 1576 от 31 декабря 2015 г. Минобрнауки России «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373».
-Приказом «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях.
- Образовательной программы ООО НОО МКОУ Никольской СОШ
- Примерной программы.
-Авторской программы Шемшурина А.И., Основы религиозных культур и светской этики, Модуль «Основы светской этики», М.:Просвещение, 2014г
- Положение о рабочей программе МКОУ Никольской СОШ.
- Учебного плана ОУ.
- Устава образовательного учреждения.
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» —формирование у обучающегося мотиваций к осознанному нравственному поведению,основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопроссовершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую,религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически иосновывается на ряде факторов:
общая историческая судьба народов России;
единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули
согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.
Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Основные задачи комплексного учебного курса:
познакомить обучающихся с основами религиозных культур и светской этики;
развивать представления младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщить знания, понятия и представления о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развивать способности младших школьников к общению в политичной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российскойкультуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
1.2.11. Основы религиозной культуры и светской этики.
Предметные результаты
1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
2) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
3) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
4) формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
5) первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
6) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
7) осознание ценности человеческой жизни.
По выбору родителей (законных представителей) изучаются основы православной культуры, основы иудейской культуры, основы буддийской культуры, основы исламской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики.
В результате изучения ОРКСЭ на ступени начального общего образования у обучающихся:
сформируется готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
произойдет знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
произойдет понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
сформируются первоначальные представления о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
сформируются первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
произойдет становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
произойдет осознание ценности человеческой жизни
В результате освоения каждого модуля курса выпускник научится:
– понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
– поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях;
– осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к нравственному совершенствованию и духовному развитию;
– развивать первоначальные представления о традиционных религиях народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме), их роли в культуре, истории и современности, становлении российской государственности, российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации;
– ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести;
Планируемые результаты по учебным модулям.
Основы светской этики
Выпускник научится:
– раскрывать содержание основных составляющих российской светской (гражданской) этики, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации (отношение к природе, историческому и культурному наследию народов России, государству, отношения детей и родителей, гражданские и народные праздники, трудовая мораль, этикет и др.);
– на примере российской светской этики понимать значение нравственных ценностей, идеалов в жизни людей, общества;
– излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в жизни людей и общества;
– соотносить нравственные формы поведения с нормами российской светской (гражданской) этики;
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе общепринятых в российском обществе норм светской (гражданской) этики;
– устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской этики и поведением людей, общественными явлениями;
– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
– акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
Личностные результаты |
Метапредметные результаты |
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций |
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. |
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. |
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха |
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире |
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии |
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения |
Активное использование речевых средств и средств информационных икоммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач |
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе |
Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. |
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств |
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. |
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей |
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. |
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций |
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации |
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. |
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами |
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. |
|
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. |
|
Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль |
|
Готовность конструктивно разрешать конфликты |
|
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета |
|
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами |
Содержание учебного предмета, курса
На изучение основы религиозных культур и светской этики, модуль Основы светской этики в 4 классе отводится 34 учебных часа в год, из расчёта 1 учебный час в неделю, 34 недели.
Введение в курс (1ч.) Этика – наука о нравственной жизни человека. Общие представление об отечественной религиозно-культурной традиции (многонациональная, многоконфессиональная) России. Этические чувства и нормы.Общественные нормы нравственности и морали.
Этика общения (4 ч.)Добрым жить на свете веселей.Правила общения для всех.От добрых правил – добрые слова и поступки.Правила общения для всех.Взаимосвязи между культурой, моральными традициями и поведением людей. Взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Анализ жизненных ситуаций, выбор нравственных формы поведения, сопоставление их с нормами разных культурных традиций.Взаимосвязи между культурой, моральными традициями и поведением людей. Добро и зло как основные этические понятия.Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Добро и зло как основные этические понятия.
Этикет (4 ч.) Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета. Чистый ручеёк нашей речи. Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей.Взаимосвязь между культурой и поведением людей. Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей.Нравственный, творческий, ответственный гражданин России.
Этика человеческих отношений (4 ч.)В развитии добрых чувств – творение души. Природа – волшебные двери к добру и доверию. Чувство Родины. Жизнь протекает среди людей. Анализ жизненных ситуаций, выбор нравственных форм поведения, сопоставление их с формами религиозной культуры (православной и др.). Взаимосвязи между культурой, моральными традициями и поведением людей. Толерантное отношение к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей.
Этика отношений в коллективе (4 ч.) Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Мой класс – мои друзья. Ежели душевны вы и к этике не глухи. Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Золотое правило нравственности. Общечеловеческие ценности.
Простые нравственные истины (4 ч.) Жизнь священна. Человек рождён для добра. Милосердие – закон жизни. Жить во благо себе и другим.Анализ жизненных ситуаций, выбор нравственных форм поведения, сопоставление их с формами религиозной культуры (православной и др.).Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Материальные и духовные потребности. Ценности. Жизнь человека. Уникальность неповторимость жизни. Культура, мораль, нравственность. Справедливость. Тактичность.
Душа обязана трудиться (4 ч.) Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. Уметь понять и простить. Простая этика поступков. Взаимосвязи между культурой, моральными традициями и поведением людей. Моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе и религиозных традициях. Нравственность, бескорыстие, уважение, доброжелательность. Добро, нравственная установка. Гуманизм, гуманность, понимание, прощение. Свобода. Нравственный выбор. Ситуация морального выбора. Этика поступка.
Посеешь поступок – пожнёшь характер (4 ч.) Общение и источники преодоления обид. Ростки нравственного опыта поведения. Действия с приставкой «СО»:сочувствие, сопереживание, сострадание, соболезнование, соучастие. Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Ответственное поведение. Свободный выбор личности. Отношения ответственности. Моральный долг. Моральная обязанность. Добродетельные отношения. Дружба. Терпение и терпимость.
Судьба и Родина едины (5 ч.) С чего начинается Родина. В тебе рождается патриот и гражданин. Человек – чело века. Слово, обращённое к тебе. Отечество, долг и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России. Государство. Гражданин. Мораль. Патриотизм. Народ.Важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм.Человек, назначение человека.Подведение итогов. Презентация творческих работ.
Календарно-тематическое планирование по основам религиозных культур и светской этики
№ п/п |
Раздел, тема |
Кол-во часов/к.р |
Дата |
Введение в курс (1ч.) |
|||
1 |
Этика – наука о нравственной жизни человека. |
1 |
03.09 |
Этика общения (4 ч.) |
|||
2 |
Добрым жить на свете веселей. |
1 |
10.09 |
3 |
Правила общения для всех. |
1 |
17.09 |
4 |
От добрых правил – добрые слова и поступки. |
1 |
24.09 |
5 |
Каждый интересен. |
1 |
01.10 |
Этикет (4 ч.) |
|||
6 |
Премудрости этикета. |
1 |
08.10 |
7 |
Красота этикета. |
1 |
15.10 |
8 |
Простые школьные и домашние правила этикета. |
1 |
22.10 |
9 |
Чистый ручеёк нашей речи. |
1 |
12.11 |
Этика человеческих отношений (4 ч.). |
|||
10 |
В развитии добрых чувств – творение души. |
1 |
19.11 |
11 |
Природа – волшебные двери к добру и доверию. |
1 |
26.11 |
12 |
Чувство Родины. |
1 |
03.12 |
13 |
Жизнь протекает среди людей. |
1 |
10.12 |
Этика отношений в коллективе (4 ч.) |
|||
14 |
Чтобы быть коллективом. |
1 |
17.12 |
15 |
Коллектив начинается с меня. |
1 |
24.12 |
16 |
Мой класс – мои друзья. |
1 |
14.01 |
17 |
Ежели душевны вы и к этике не глухи. |
1 |
21.01 |
Простые нравственные истины (4 ч.) |
|||
18 |
Жизнь священна. |
1 |
28.01 |
19 |
Человек рождён для добра. |
1 |
04.02 |
20 |
Милосердие – закон жизни. |
1 |
11.02 |
21 |
Жить во благо себе и другим. |
1 |
18.02 |
Душа обязана трудиться (4 ч.) |
|||
22 |
Следовать нравственной установке. |
1 |
25.02 |
23 |
Достойно жить среди людей. |
1 |
04.03 |
24 |
Уметь понять и простить. |
1 |
11.03 |
25 |
Простая этика поступков. |
1 |
18.03 |
Посеешь поступок – пожнёшь характер (4 ч.) |
|||
26 |
Общение и источники преодоления обид. |
1 |
01.04 |
27 |
Ростки нравственного опыта поведения. |
1 |
08.04 |
28 |
Доброте сопутствует терпение. |
1 |
15.04 |
29 |
Действия с приставкой «СО». |
1 |
22.04 |
Судьба и Родина едины (5 ч.) |
|||
30 |
С чего начинается Родина. |
1 |
29.04 |
31 |
В тебе рождается патриот и гражданин. |
1 |
06.05 |
32 |
В тебе рождается патриот и гражданин. |
1 |
13.05 |
33 |
Человек – чело века. |
1 |
20.05 |
34 |
Слово, обращённое к тебе. |
1 |
27.05 |