Рабочая программа модуля «Основы светской этики» учебного предмета ОРКСЭ (4 класс)
Утверждена приказом по школе №________
от ______________________________
Рабочая программа
модуля «Основы светской этики»
комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
Учитель: Дегелева Н.Н.
Пояснительная записка
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, а также в контексте содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей согласуются с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Образовательная организация на основе образовательных, культурных и религиозных потребностей учащихся и их родителей определило для изучения модуль комплексного учебного курса «Основы светской этики».
Учебный модуль «Основы светской этики» является культурологическим и
направлен на развитие у школьников 4 классов представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в современной общественной жизни и того влияния, которое они оказывают на каждого.
Учебный модуль «Основы светской этики» направлен не только на расширение
кругозора учащихся, но и на формирование духовно-нравственного потенциала учащихся, на воспитание и развитие личности гражданина России.
При разработке рабочей программы использованы материалы дополнительной профессиональной образовательной программы (ДПОП) «Концептуально содержательные аспекты преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики», подготовленной ГОУ ЯО ИРО (авторский коллектив: кандидат философских наук М Н. Кюребекова, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин Л.А. Харитонова, доктор исторических наук Н.В. Чеканова)
ДПОП разработана на основе нормативно - правовых и инструктивно-методических документов Минобразования и науки РФ, приказов Департамента образования Ярославской области:
Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России/ А.Я. Данилюк, A.M. Кондаков, В.А. Тишков
Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-Г/ 14-4632)
Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 20I0 г. (ВП-П44-4632).
Распоряжение Правительства РФ от 29.10.09 г. № 1578-р.
Протокол заседания Межведомственного координационного совета от 07.12.09 г. Протокол заседания Межведомственного координационного совета от 01.02.10 г. Протокол заседания Межведомственного координационного совета от 15.03.10 г.
Место модуля «Основы светской этики» в программе обучения ОУ
Рабочая программа реализуется в 4 классах в объеме 34 учебных часов, 1 раз в неделю. Преподавание осуществляется по учебнику «Основы светской этики»
Цель рабочей программы: формирование у учащихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании, понимании и уважении культурных религиозных традиций народов России, к способности жить и действовать в условиях; многонационального и поликонфессионального российского общества.
Задачи рабочей программы:
- знакомство учащихся с основами светской этики
формирование у учащихся аксиологических, мировоззренческих основ понимания позитивного восприятия культуры и истории общества
формирование представлений о нравственных нормах и ценностях, закрепление этих представлений в поведенческих нормах
формирование способностей жить и действовать в условиях многонационального поликонфессионального российского общества.
Требования к результатам освоения модуля «Основы светской этики» Требования к личностным результатам:
формирование основ российской гражданской идентичности, осознания этнической принадлежности;
формирование духовно-нравственных ценностей многонационального российского общества; гуманистических и демократических ценностных мотиваций и ориентации;
формирование представлений о поликультурности мира, о разнообразии культурных традиций; формирование мотивации на отказ от деления единого и целостного образа мира по принципу «свои - чужие»;
- формирование морально-нравственных установок на освоение социальной роли
учащегося;
- развитие личностных качеств учащегося (самостоятельности, ответственное отзывчивости, чувства понимания и сопереживания и пр.);
развитие этических норм и правил поведения;
развитие навыков делового и личностно-эмоционального сотрудничества;
- развитие мотивации к деятельности на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельное
опытом поиска возможностей их осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определение;
наиболее эффективные способы достижения результата, вносить коррективы в
выполнение, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- формирование навыков использования речевых средств и средств информационных
коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
формирование умений осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
формирование навыков работы с письменными источниками разных стилей жанров; умений анализировать, сравнивать, классифицировать; логично и четко оформлять результат анализа;
формирование умений вести диалог, критически относится к другому мнению, вербально оформлять и отстаивать собственную точку зрения;
формирование мотивации и навыков конструктивного общения, готовности потребности решать конфликтную ситуацию с учетом интересов сторон;
формирование навыков адекватной оценки собственного поведения и поведении окружающих.
Требования к предметным результатам:
знакомство с основными нормами светской морали, понимание значения её роли в формировании личностного отношения к семье и обществу;
понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
осознание ценности человеческой личности и жизни.
Календарно - тематическое планирование
уроков по модулю «Основы светской этики» комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
Дата |
Блок , тема урока |
4 класс, (17 часов) |
|
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) |
|
|
Урок 1. Россия - наша Родина. Духовный мир человека, культурные традиции и цель их существования |
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часа) |
|
|
Урок 2. Что такое светская этика Понятие о светской этике и том, что она предполагает |
|
Урок 3. Культура и мораль Понятие о культуре, возникновение морали |
|
Урок 4. Особенности морали Единый список моральных правил, соблюдение моральных норм в обществе |
|
Урок 5. Добро и зло Понятие о добре и зле, их проявлениях, установка на стремление к добру и избегание зла |
|
Урок 6. Добро и зло Изменение представлений о добре и зле в ходе истории |
|
Урок 7. Добродетель и порок Понятие о добродетели и пороке, добродетельном человеке |
|
Урок 8. Добродетель и порок Понимание добродетели Аристотелем, необходимые стремления при стремлении к добротоделию |
|
Урок 9. Свобода и моральный выбор человека Понятие о свободе, о её связи с моральным выбором, ситуации морального выбора |
|
Урок 10. Свобода и ответственность Понятие об ответственности, условия ответственного поведения |
|
Урок 11. Моральный долг Понятие о моральном долге и его особенностях. Моральные обязанности |
|
Урок 12. Справедливость Понятие о справедливости и ёе признаках, необходимые моральные правила для соблюдения справедливости |
|
Урок 13. Альтруизм и эгоизм Понятие об альтруизме и эгоизме, разумном эгоизме |
|
Урок 14. Дружба Отношения между людьми. Отличие дружеских отношений от других. |
|
Урок 17. Что значит быть моральным Соблюдение морали с точки зрения светской этики |
|
Урок 16. Подведение итогов. Выбор тем творческих работ (подготовительный этап, сбор информации и материалов) |
|
Урок 17. Подведение итогов (презентация и защита работ) |
Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов) |
|
|
Урок 18. Род и семья – исток нравственных отношений Понятие о роде, семье, родословной. Возникновение некоторых фамилий |
|
Урок 19. Нравственный поступок Нравственный поступок в этике, его признаки |
|
Урок 20. Золотое правило нравственности Формулирование и применение в жизни золотого правила |
|
Урок 21. Стыд, вина, извинение Понятие о стыде, чувстве вины, возможность извинений |
|
Урок 22. Честь и достоинство Понятие о чести и достоинстве, поступках, соответствующих им |
|
Урок 23. Совесть Понятие о совести Различие стыда и совести |
|
Урок 24. Нравственные идеалы Понятие о богатырях как пример нравственного идеала – защитника Отечества. Правила честного поединка |
|
Урок 25. Нравственные идеалы Качества нравственных идеалов светского общества (рыцарь, джентльмен, леди) |
|
Урок 26. Образцы нравственности в культуре Отечества Труженик, воин, патриот, коллективист как норма-образец нравственного поведения |
|
Урок 27. Этикет Понятие об этикете, значении одежды и речи для этикета. Правила этикета |
|
Урок 28. Семейные праздники Появление праздников, их значение. Подарок и правила выбора подарка |
|
Урок 29. Жизнь человека – высшая нравственная ценность Понятие о нравственных ценностях и высшей нравственной ценности |
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)1 |
|
|
Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России |
|
Урок 31. Подготовка творческих проектов |
|
Урок 32. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Что такое этика» |
|
Урок 33. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг» и т.д. |
|
Урок 34. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.) |
Список обязательной и рекомендуемой литературы,
включая Интернет-ресурсы
Основная литература:
Гуревич П.С. Философия культуры. - М, 1995.
Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений/ Д.И. Латышина, М Ф. Муртазин. - М.: Просвещение, 2010.
Дополнительная литература
Азбука нравственности: Учебное пособие по курсу основ морали (УМК: учебное пособие для учащихся, книга для чтения, методическое пособие для учителей. 1-4 классы)/ Составитель Э. П. Козлов, руководитель работы и др. Предисловие С. В. Михалкова. — М., 2007.
Бердяев Н.А. Собрание сочинений: Библиотека «Вехи» - М., 2001.
Борисов Н.С. Церковные деятели средневековой Руси XIII-XVII вв. - М., 1988 .
Грамматика нравственности: Учебное пособие для учащихся общеобразовательной школы, лицеев и гимназий по курсу основ морали. Методическое пособие для учителей. 5-9 классы/ Под ред. Э.П.Козлова. Предисловие С.В.Михалкова/ — 2007.
Козлов Э. П. Этика: учебное пособие-практикум по основам морали для учащихся 0-11 классов общеобразовательной средней школы, лицеев, гимназий и средь их специальных учебных заведений. - М., 2007.
Куклачев Ю. Д. Уроки доброты. Книга для чтения. 1-4 кл. — М, 2003.
Лосский Н.О. Обоснование интуитивизма. Мир как органическое целое. Свобода воли // Лосский Н.О. Избранное. -М., 1991.
Нравственное образование. Методическое пособие для учителей 10-11 классов/ II эд ред. Э. П. Козлова. — М., 2007.
Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. - М., 2002.
Рябцев Ю. С. История русской культуры. Книга для чтения. — М., 2003.
Рябцев Ю. С. Хрестоматия по истории русской культуры XI—XVII вв. — М., 1999.
Рябцев Ю. С. Хрестоматия по истории русской культуры XVIII—XIX вв. — М., 1998.
Рябцев Ю. С. Хрестоматия по истории русской и советской культуры. XX в.— М., 20( 2.
Шемшурина А. И. Этические диалоги с подростками: хрестоматия по этике для школьников 5-6 классов // Этическое воспитание № 1, 2007.
Шемшурина А. И. Этические диалоги с детьми 1-4 классов. Методическое пособие щя педагогов, воспитателей, классных руководителей начальной школы. — М., 2006.
Шемшурина А. И. Этические диалоги с подростками 5-6 классы. Методическое посо же для учителя 1 часть — 5 класс, 2 часть — 6 класс. М.: Школа-Пресс, 2002.
Интернет-ресурсы
Нормативные материалы: Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Примерная программа и структура. Аннотация; Примерная программа для комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (3 часа) (http://www.orkce.ru/official-dokuments)
Стандарты второго поколения: Концепция духовно-нравственного воспитания
развития личности гражданина России/ А.Я. Данилюк, A.M. Кондаков, В.А. Тишков.
1 Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой и деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс.