12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дегелева Надежда Николаевна40
1

Рабочая программа модуля «Основы светской этики» учебного предмета ОРКСЭ

 

Утверждена приказом по школе №________

от ______________________________

Рабочая программа

модуля «Основы светской этики»

комплексного учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

Учитель: Дегелева Н.Н.

Пояснительная записка

 

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, а также в контексте содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей согласуются с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Образовательная организация на основе образовательных, культурных и религиозных потребностей учащихся и их родителей определило для изучения модуль комплексного учебного курса «Основы светской этики».

Учебный модуль «Основы светской этики» является культурологическим и

направлен на развитие у школьников 4 классов представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в современной общественной жизни и того влияния, которое они оказывают на каждого.

Учебный модуль «Основы светской этики» направлен не только на расширение

кругозора учащихся, но и на формирование духовно-нравственного потенциала учащихся, на воспитание и развитие личности гражданина России.

При разработке рабочей программы использованы материалы дополнительной профессиональной образовательной программы (ДПОП) «Концептуально содержательные аспекты преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики», подготовленной ГОУ ЯО ИРО (авторский коллектив: кандидат философских наук М Н. Кюребекова, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин Л.А. Харитонова, доктор исторических наук Н.В. Чеканова)

ДПОП разработана на основе нормативно - правовых и инструктивно-методических документов Минобразования и науки РФ, приказов Департамента образования Ярославской области:

Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России/ А.Я. Данилюк, A.M. Кондаков, В.А. Тишков

Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-Г/ 14-4632)

Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 20I0 г. (ВП-П44-4632).

Распоряжение Правительства РФ от 29.10.09 г. № 1578-р.

Протокол заседания Межведомственного координационного совета от 07.12.09 г. Протокол заседания Межведомственного координационного совета от 01.02.10 г. Протокол заседания Межведомственного координационного совета от 15.03.10 г.

Место модуля «Основы светской этики» в программе обучения ОУ

Рабочая программа реализуется в 4 классах в объеме 34 учебных часов, 1 раз в неделю. Преподавание осуществляется по учебнику «Основы светской этики»

 

Цель рабочей программы: формирование у учащихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании, понимании и уважении культурных религиозных традиций народов России, к способности жить и действовать в условиях; многонационального и поликонфессионального российского общества.

 

Задачи рабочей программы:

- знакомство учащихся с основами светской этики

формирование у учащихся аксиологических, мировоззренческих основ понимания позитивного восприятия культуры и истории общества

формирование представлений о нравственных нормах и ценностях, закрепление этих представлений в поведенческих нормах

формирование способностей жить и действовать в условиях многонационального поликонфессионального российского общества.

Требования к результатам освоения модуля «Основы светской этики» Требования к личностным результатам:

формирование основ российской гражданской идентичности, осознания этнической принадлежности;

формирование духовно-нравственных ценностей многонационального российского общества; гуманистических и демократических ценностных мотиваций и ориентации;

формирование представлений о поликультурности мира, о разнообразии культурных традиций; формирование мотивации на отказ от деления единого и целостного образа мира по принципу «свои - чужие»;

- формирование морально-нравственных установок на освоение социальной роли
учащегося;

- развитие личностных качеств учащегося (самостоятельности, ответственное отзывчивости, чувства понимания и сопереживания и пр.);

развитие этических норм и правил поведения;

развитие навыков делового и личностно-эмоционального сотрудничества;

- развитие мотивации к деятельности на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельное
опытом поиска возможностей их осуществления;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определение;
наиболее эффективные способы достижения результата, вносить коррективы в
выполнение, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

- формирование навыков использования речевых средств и средств информационных
коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

формирование умений осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

формирование навыков работы с письменными источниками разных стилей жанров; умений анализировать, сравнивать, классифицировать; логично и четко оформлять результат анализа;

формирование умений вести диалог, критически относится к другому мнению, вербально оформлять и отстаивать собственную точку зрения;

формирование мотивации и навыков конструктивного общения, готовности потребности решать конфликтную ситуацию с учетом интересов сторон;

формирование навыков адекватной оценки собственного поведения и поведении окружающих.

Требования к предметным результатам:

знакомство с основными нормами светской морали, понимание значения её роли в формировании личностного отношения к семье и обществу;

понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

осознание ценности человеческой личности и жизни.

Календарно - тематическое планирование

уроков по модулю «Основы светской этики» комплексного учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики»


 

Дата

Блок , тема урока

4 класс, (17 часов)

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)

 

Урок 1. Россия - наша Родина.

Духовный мир человека, культурные традиции и цель их существования

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часа)

 

Урок 2. Что такое светская этика

Понятие о светской этике и том, что она предполагает

 

Урок 3. Культура и мораль

Понятие о культуре, возникновение морали

 

Урок 4. Особенности морали

Единый список моральных правил, соблюдение моральных норм в обществе

 

Урок 5. Добро и зло

Понятие о добре и зле, их проявлениях, установка на стремление к добру и избегание зла

 

Урок 6. Добро и зло

Изменение представлений о добре и зле в ходе истории

 

Урок 7. Добродетель и порок

Понятие о добродетели и пороке, добродетельном человеке

 

Урок 8. Добродетель и порок

Понимание добродетели Аристотелем, необходимые стремления при стремлении к добротоделию

 

Урок 9. Свобода и моральный выбор человека

Понятие о свободе, о её связи с моральным выбором, ситуации морального выбора

 

Урок 10. Свобода и ответственность

Понятие об ответственности, условия ответственного поведения

 

Урок 11. Моральный долг

Понятие о моральном долге и его особенностях. Моральные обязанности

 

Урок 12. Справедливость

Понятие о справедливости и ёе признаках, необходимые моральные правила для соблюдения справедливости

 

Урок 13. Альтруизм и эгоизм

Понятие об альтруизме и эгоизме, разумном эгоизме

 

Урок 14. Дружба

Отношения между людьми. Отличие дружеских отношений от других.

 

Урок 17. Что значит быть моральным

Соблюдение морали с точки зрения светской этики

 

Урок 16. Подведение итогов.

Выбор тем творческих работ (подготовительный этап, сбор информации и материалов)

 

Урок 17. Подведение итогов (презентация и защита работ)

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов)

 

Урок 18. Род и семья – исток нравственных отношений

Понятие о роде, семье, родословной. Возникновение некоторых фамилий

 

Урок 19. Нравственный поступок

Нравственный поступок в этике, его признаки

 

Урок 20. Золотое правило нравственности

Формулирование и применение в жизни золотого правила

 

Урок 21. Стыд, вина, извинение

Понятие о стыде, чувстве вины, возможность извинений

 

Урок 22. Честь и достоинство

Понятие о чести и достоинстве, поступках, соответствующих им

 

Урок 23. Совесть

Понятие о совести Различие стыда и совести

 

Урок 24. Нравственные идеалы

Понятие о богатырях как пример нравственного идеала – защитника Отечества. Правила честного поединка

 

Урок 25. Нравственные идеалы

Качества нравственных идеалов светского общества (рыцарь, джентльмен, леди)

 

Урок 26. Образцы нравственности в культуре Отечества

Труженик, воин, патриот, коллективист как норма-образец нравственного поведения

 

Урок 27. Этикет

Понятие об этикете, значении одежды и речи для этикета. Правила этикета

 

Урок 28. Семейные праздники

Появление праздников, их значение. Подарок и правила выбора подарка

 

Урок 29. Жизнь человека – высшая нравственная ценность

Понятие о нравственных ценностях и высшей нравственной ценности

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)1

 

Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России

 

Урок 31. Подготовка творческих проектов

 

Урок 32. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Что такое этика»

 

Урок 33. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг» и т.д.

 

Урок 34. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.)


 

 

 

Список обязательной и рекомендуемой литературы,

включая Интернет-ресурсы

Основная литература:

Гуревич П.С. Философия культуры. - М, 1995.

Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений/ Д.И. Латышина, М Ф. Муртазин. - М.: Просвещение, 2010.

Дополнительная литература

Азбука нравственности: Учебное пособие по курсу основ морали (УМК: учебное пособие для учащихся, книга для чтения, методическое пособие для учителей. 1-4 классы)/ Составитель Э. П. Козлов, руководитель работы и др. Предисловие С. В. Михалкова. — М., 2007.

Бердяев Н.А. Собрание сочинений: Библиотека «Вехи» - М., 2001.

Борисов Н.С. Церковные деятели средневековой Руси XIII-XVII вв. - М., 1988 .

Грамматика нравственности: Учебное пособие для учащихся общеобразовательной школы, лицеев и гимназий по курсу основ морали. Методическое пособие для учителей. 5-9 классы/ Под ред. Э.П.Козлова. Предисловие С.В.Михалкова/ — 2007.

Козлов Э. П. Этика: учебное пособие-практикум по основам морали для учащихся 0-11 классов общеобразовательной средней школы, лицеев, гимназий и средь их специальных учебных заведений. - М., 2007.

Куклачев Ю. Д. Уроки доброты. Книга для чтения. 1-4 кл. — М, 2003.

Лосский Н.О. Обоснование интуитивизма. Мир как органическое целое. Свобода воли // Лосский Н.О. Избранное. -М., 1991.

Нравственное образование. Методическое пособие для учителей 10-11 классов/ II эд ред. Э. П. Козлова. — М., 2007.

Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. - М., 2002.

Рябцев Ю. С. История русской культуры. Книга для чтения. — М., 2003.

Рябцев Ю. С. Хрестоматия по истории русской культуры XIXVII вв. — М., 1999.

Рябцев Ю. С. Хрестоматия по истории русской культуры XVIIIXIX вв. — М., 1998.

Рябцев Ю. С. Хрестоматия по истории русской и советской культуры. XX в.— М., 20( 2.

Шемшурина А. И. Этические диалоги с подростками: хрестоматия по этике для школьников 5-6 классов // Этическое воспитание № 1, 2007.

Шемшурина А. И. Этические диалоги с детьми 1-4 классов. Методическое пособие щя педагогов, воспитателей, классных руководителей начальной школы. — М., 2006.

Шемшурина А. И. Этические диалоги с подростками 5-6 классы. Методическое посо же для учителя 1 часть — 5 класс, 2 часть — 6 класс. М.: Школа-Пресс, 2002.

Интернет-ресурсы

Нормативные материалы: Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Примерная программа и структура. Аннотация; Примерная программа для комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (3 часа) (http://www.orkce.ru/official-dokuments)

Стандарты второго поколения: Концепция духовно-нравственного воспитания
развития личности гражданина России/ А.Я. Данилюк,
A.M. Кондаков, В.А. Тишков.

1 Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой и деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.