Урок ОРКСЭ в 4 классе на тему «Милосердие»
Тема: « Милосердие»
Цели урока:
1.Дать понятие «милосердие».
2.Учить детей быть милосердными.
3.Воспитывать потребность делать добро, сострадать.
Формы и виды деятельности:
Саморефлексия, беседа, комментированное чтение, словарная работа, работа с иллюстративным материалом, участие в учебном диалоге.
Основные термины и понятия: Долг. Ответственность. Милосердие. Сострадание.
Близкий. Любовь к врагам. Милостыня.
Ход урока:
1. Организация деятельности учащихся.
2. Вы узнаете:
- Чем милосердие отличается от дружбы.
- Кого называют «ближним»?
3. Сначала размышляем сами (саморефлексия).
Диалог учитель- ученики.
Действия учителя |
Возможные варианты ответов учеников |
Часто ли вы слышали слово, вынесенное в название нашего урока и как вы его понимаете?
Были ли у вас случаи из своей жизни, когда вы проявили или кто-то из ваших близких милосердие?
Ребята, какие события, которые произошли летом 2012 г. в Крымск? |
Милое Сердце. Доброе Сердце.
Однажды, когда я шла по улице , я увидела маленького котенка, который сидел на ветке высокого дерева. Он жалобно и громко мяукал. Сотни зевак скопились около этого дерева .Все смотрели, показывали пальцем на котенка, переглядывались и шептались, но никто даже не захотел помочь. Но тут , пожилой мужчина подошел к дереву, с легкостью забрался на него и достал беззащитного котенка. Все были удивлены подвигом мужчины. В мире мало таких людей, но все же они есть. Удар стихии в основном пришелся на Крымский район и город Крымск. Наводнение 2012 года унесло более 160 человеческих жизней. |
Слово учителя:
Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.
Любовь бывает разной.
Она бывает радостной. При встрече с любимым лицо озаряется улыбкой и счастьем.
Но бывает любовь с заплаканным лицом. Такой она бывает при встрече с чужой бедой. Точнее сказать любовь подсказывает тебе: чужой беды не бывает! Еще минуту назад этот человек был тебе даже незнаком. Но ты узнал о его горе – и не смог остаться равнодушным. Сердце откликнулось и повелело остаться, выслушать, поговорить, помочь. Если видишь голодного, уже ни к чему оценивать его - «хороший» он или «плохой». Накормить голодного надо просто потому, что он голодный, а не потому, что он твой друг.
4. Комментированное чтение
Подготовленный ученик на фоне музыки «Дорога добра» Т. Рузавина
Столько праведности, веры,
Добронравия, тепла
В миролюбии душевном,
В святой силе бытия.
Жизнью праведности строгой,
Где поступки так ярки
Человек уже достоин
Стать хозяином судьбы.
Состраданьем не погубишь
И не станешь унижать,
Святоносностью не будешь
Храмы света разрушать.
Миротворцев в мире любят,
В них внутри святая суть.
Взгляды добры, слова мудры
Да исходит благодать.
Милосердьем не погубишь,
А умножишь мир добра.
Благородностью радушия
Жизнь насыщенно ярка.
Милосердие для пользы
Всегда прекрасно и важно.
Осознанием возросшим
В помощь только нам оно.
5. Словарная работа.
«Благотворительность» – безвозмездное действие и поступки, направленные на общественную пользу. Причём, постоянно, а не один раз по настроению.
Благо – добро, польза.
Творить – делать, создавать. Безвозмездно – просто так, даром, бескорыстно.
В словаре С. И. Ожегова: «Благотворительность – оказание честными людьми материальной помощи бедным из милости».
6. Практическое применение знаний.
Игра «Тепло моего сердца».
Диалог учитель- ученики.
Действия учителя |
Возможные варианты ответов учеников |
Бессердечные люди не подают милостыню, не дают на храм. У меня в руках макет сердца. Передавая друг другу по кругу сердце, назовите благотворительные мероприятия, в которых участвовал каждый из вас, причём не по приказу, а по зову сердца
В народе говорят «Не оскудеет рука дающего». Как вы понимаете смысл этого выражения?
Правильно. Отдавай другим, да прибудет тебе…
«Мир не без добрых людей». Что вы думаете об этом выражении?
|
Дети называют уборку и создание цветочных клумб на территории школы, помощь ветеранам и престарелым людям, концертную деятельность т. д.)
Я думаю, что человек, который делает добрые дела, который отдает нуждающимся то, что имеет, не считаясь со своими интересами и нуждами, он не теряет, а приобретает. Приобретает удовлетворение тот того, что кому-то помог, что принес пользу другому человеку. Приобретает благодарные слова и пожелания здравствовать, а это дорого стоит. Тот, кто дает, не становится бедным, со временем его добрые дела возвращаются сторицей.
Если каждый человек даст хоть немного неимущему, ему это будет не накладно, а неимущему большая помощь. На эти пожертвования он может приобрести необходимую одежду, еду. Такая коллективная помощь, когда люди дают понемногу, без ущерба для себя, выливается в хорошее подспорье для больных, инвалидов, неимущих.
|
7. Итог урока.
Учитель: Спасибо вам, ребята, за хорошие, философские высказывания. Ваши души достаточно тонко чувствуют происходящее. Вы понимаете значение доброты и бескорыстия.
В рамках Весенней недели Добра, которая ежегодно проходит в нашей школе, мы проводим различные Акции:
· «Подари книгу библиотеке», в рамках которой ты можешь подарить свои любимые книги, которые ты уже прочитал в школьную библиотеку.
· «Помоги своему товарищу»,в рамках которой ты можешь помочь вещами или обувью, из которых ты вырос, ребятам из многодетных и малообеспеченных семей
· «Помоги больным детям», в рамках которой ты можешь помочь канцтоварами, игрушками и другими вещами детям, которые находятся на лечении в Республиканской психиатрической больнице
И я призываю вас принять активное участие в данных Акциях, сделать доброе дело для других людей.
8 . Рефлексия учащихся. Высказывания учащихся: о чем шла речь на нашем уроке?
У нас состоялся очень серьезный разговор, наверняка он затронул ваши души, возможно, вы измените свое отношение к своим поступкам. Мне хотелось бы, чтобы вы поняли, что надо оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Но помощь должна быть незаметной, бескорыстной. Если делаешь доброе дело действительно для людей, ты не должен кричать о том, какой ты благородный, не должен афишировать свою помощь. Настоящее благородство негромкое, оно остается в тени. Я хочу вам пожелать: будьте внимательнее к людям, старайтесь их понять, в нужную минуту окажите посильную помощь, но не гордитесь этим, радуйтесь сами, радуйте других, будьте искренны и естественны. Когда отдаешь, то становишься богаче духовно. Будьте глубоко нравственными людьми! Всем спасибо за внимание и понимание. До новых и интересных встреч!
Пусть милое сердце, которое мы с вами сложили из частичек, добавит в наш мир доброты и отзывчивости.
Алина Яковлевна Корогод
Мельникова Светлана Федоровна
НИНА СОСНОВСКАЯ
Наталья Николаевна
НИНА СОСНОВСКАЯ
Ивлиева Наталия Алексеевна