Открытый урок по родному (осетинскому) языку в 4 классе. (Гом урок 4 къл.)

Гом урок 4 къласы.
Темæ: «Хъæддаг цæрæгойтæ».
(Лæмæгъ къордтæн)
Грамматикон темæ: «Сæйрат æмæ зæгъинаг»
Открытый урок в 4 классе.
Тема: « Дикие животные».
Грамматическая тема:
«Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое»
Цели:
повторить и закрепить пройденный материал по теме;
совершенствовать навыки чтения, письма и говорения;
развивать внимание, воображение, память;
формировать самостоятельность при выполнении задания;
формировать грамматические навыки: нахождение в предложении подлежащего и сказуемого;
воспитывать интерес к предмету, доброжелательные дружеские отношения друг к другу.
Материалы к уроку:
Презентация « Дикие животные».
Карточки с заданиями и текстом.
Плакаты: «Дикие животные», «Зима».
Маски животных.
Ноутбук, проектор для показа презентации, интерактивная доска.
Аудиозапись песни.
Учебники, словари, тетради, листы с заданиями, текстом.
Ход урока:
Организационный момент. Начнём урок с улыбки.
1). Поздороваться с учителем и гостями.
2). Диалог учителя с дежурным.
-Абон чи у радгæс?
- Цавæр афæдзы афон у? Мæй?
-Абон цы бон у?
-Къуырийы бонтæй кæцы у?
-Къласы чи нæй?
-Сабитæ цæттæ сты урокмæ?
3). Сообщение темы и целей урока.
Стук в дверь. – Ребята, нам принесли сюрприз – подарок - «вошебный мешочек». Посмотрим, что в нём. Дети, (1уч.), достаёт из мешочка игрушки, называя их.
-- Какое обобщающее название есть у них?
-- Молодцы! Правильно, «дикие животные, звери» – «хъæддаг цæрæгойтæ, сырдтæ».
--Значит, какая тема нашего урока?
--«Хъæддаг цæрæгойтæ»!
-- Сегодня мы с вами продолжим изучение темы «Дикие животные», совершим путешествие в замечательный мир этих животных, а также повторим и закрепим пройденный материал.
-- Но перед этим проведём фонетическую зарядку.
Фонетическая зарядка.
-Зарядку проведём в форме игры «Дзур мæ фæстæ» (используется плакат «В Зоопарке» -отрабатываются звуки в названиях диких животных). Далее проговаривается скороговорка.
Хъæды цæры хъуынджын арс,
Уарзы уый кæрдо бæлас.
Повторение ранее изученного.
Отлично, дети! Вы хорошо поработали, но в путешествии нас ждут впереди препятствия-задания, которые необходимо преодолеть.
1). Но прежде, проверим, хорошо ли мы запомнили названия диких животных.
Задание. -Угадай по первой букве название дикого животного. (Используется презентация)
2). Молодцы, вы хорошо знаете их названия! Но мы должны ещё знать правописание этих слов.
Задание. (работа в группах. Напомнить детям о правилах поведения во время работы: взаимопонимание, взаимовыручка, умение выслушать товарища. Говорим тихо, шепотом и т.д. Девиз: «Один - за всех, и все – за одного!»)
-На карточках даются слова с ошибками. (Слайд)
Арш, æхшæрсæттæг, рувæс, бирæг, тæрхус,
уыжын, дзæбидыр, маймури, бобыз.
-Ваша задача: найти и исправить эти ошибки.
Дети, справившиеся быстрее всех с заданием, берутся за руки и поднимают их, таким образом заявляя о готовности отвечать.
Задание. Из каждой группы по 1 ученику выходят к доске и исправляют ошибки.
-Очень хорошо!
На доске появляется правильный вариант задания.(Слайд)
Задание следующее:
-Найдите среди этих слов лишнее и объясните, почему оно является таковым.
Физминутка.
IV. Формирование грамматических навыков.
-Молодцы, ребята. А теперь запишите, пожалуйста, сегодняшнее число.
Далее - минутка чистописания (Сыгъдæгфыссынад).
Но прежде, ответьте на вопросы:
- Сколько всего кавказских гласных звуков в осетинском языке?
- Правильно, один гласный звук (æ). Напишите буквы: заглавную и строчную, которыми обозначается этот звук. (Буквы написаны на доске)
Ӕ æ
Пишем. Сидим правильно, осанка ровная. Выполняем следующее задание: - Из слов составить предложения. (Слайд)
Бæласыл, æхсæрсæттæг, цæры.
Уарзы, мыд, арс.
Уызын, гыццыл, у, цæрæгой.
Проверяем предложения (Слайд)
Одно понравившееся предложение записываем в тетрадь.
Найдите в предложениях и подчеркните подлежащие и сказуемые. (Сæйрат æмæ зæгъинаг)
V. Развитие устной речи.
1) Ребята, прочитайте, пожалуйста, второе предложение и ещё раз переведите его.
-Арс уарзы мыд. (Медведь любит мёд.)
Давайте вспомним, кто из зверей, что любит.
(Используются маски. Ученики берут маски зверей и рассказывают, кто из них что любит).
Образец: « Æз дæн тæрхъус. Уарзын уырыдзытæ, къабуска.» (Слайд)
VI. Обучение аудированию.
Послушайте небольшой рассказ и угадайте, от имени какого зверя он ведётся.
Æз цæрын хъæды. Дæн стыр цæрæгой.
Зымæгон фæкæнын фынæй.
Уарзын мыд æмæ гагадыргътæ.
-Вы правильно угадали - это медведь (арс). (Слайд)
2. Поиграем в игру «Путаница».
Я буду называть слова-названия диких и домашних животных. Если вы услышите название дикого животного, то топайте, домашнего животного – хлопайте.)
VII. Физминутка. «Поём песню» («Арсы гуырæнбон)
VIII. Обучение чтению.
-Ребята, мы с вами учились описывать картинки «В зверинце». А сегодня мы прочитаем об этом текст и ответим на вопросы.
1). В этой работе нам помогут эти слова и словосочетания:
хъæддаг цæрæгойтæ – дикие животные
сырдтæ - звери
æрбацыдысты - пришли
æрбахаста - принес(-ла)
хъæлдзæг – весело, весёлый
æнкъард – скучно, скучный
зокъотæ – грибы
гагадыргътæ – ягоды
уызын – ёжик
цымыдисæй – с интересом
(Слова даются на экране интерактивной доски и на карточках с текстом.)
2). Чтение текста.
Сабитæ æрбацыдысты сырддонмæ. Уым къалатиты бадынц домбæйттæ,
рувæстæ, бирæгътæ, маймулитæ, æрсытæ. Сывæллæттæ сæм
цымыдисæй кæсынц. Сырдтæн та у æнкъард.
3). Озаглавить его .
4). Чтение текста уЧителем, детьми.
5). О ком идёт речь в предложениях?
Найти главные члены в первом предложений.
6). Ответить на вопросы:
-Чи æрбацыд сырддонмæ?
-Цавæр у арс? Маймули?
-Чи кæсы сырдтæм?
6). Сравнить рисунки: «День рождения Мишки-медведя» и «В зверинце».
Ребята, что мы можем сказать о животных, об их поведении? Какими они вам показались? (Сделать выводы. – Животные в рассказе и на картинках добрые, внимательные друг к другу, но им грустно, скучно в клетках. Они хотят на волю. Им плохо в зверинце. Как мы знаем, многие виды диких животных - на грани исчезновения (Амурский тигр, горный тур и т.д.), поэтому они занесены в Красную Книгу. Думаю, вы, мои хорошие, всегда будете помогать им. Не обижайте их, берегите, защищайте!
IX. Подведение итогов. Рефлексия.
-Что нового мы узнали и какие задания вам больше всего понравились?
- Какие задания выполняли с лёгкостью, какие – с трудом?
-Кому очень понравился урок, поднимает 2 руки, понравился -
1 руку, не всё понравилось на уроке – не поднимает руку.
X. Оценивание работы учащихся на уроке.
--Молодцы! Работали активно. Ставлю всем только «5» и «4».
XII. Домашнее задание: - Нарисовать любимое дикое животное и рассказать о нём.
Список использованной литературы:
-Учебник осетинского языка для 4 класса
«Осетинский язык» - «Ирон æвзаг»,
( для учащихся, изучающих осетинский как второй).
-Автор: Битарова Раиса Александровна
Издательство «СЕМ», 2019г., г. Владикавказ
Сабитæ æрбацыдысты сырддонмæ.
Уым къалатиты бадынц домбайтæ, рувæстæ, бирæгътæ, маймулитæ, æрсытæ.
Сывæллæттæ сæм цымыдисæй кæсынц.
Сырдтæн та у æнкъард (скучно).
Словарь – дзырдуат:
хъæддаг цæрæгойтæ – дикие животные
сырдтæ - звери
æрбацыдысты - пришли
æрбахаста - принес(-ла)
лæвар(лæвæрттæ) - подарок(-ки)
хъæлдзæг – весело, весёлый
æнкъард – скучно, скучный
зокъотæ – грибы
гагадыргътæ – ягоды
уызын – ёжик
цымыдисæй – с интересом
Арш, æхшæрсæттæг,
рувæс, бирæг,
тæрхус, уыжын,
дзæбиныр, маймури.