12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Леонова Татьяна Юрьевна203
Россия, Курская обл., Тимский район, село Становое

МКОУ «Становская средняя общеобразовательная школа»

Открытый урок

по основам религиозных культур и светской этики в 4 классе

Модуль «Основы светской этики»

Тема: «Нравственный поступок»

Подготовила и провела: Леонова Татьяна Юрьевна,

учитель начальных классов

Тема урока: «Нравственный поступок »

Цель: формирование у обучающихся представление о нравственном поступке

В процессе обучения формирую следующие УУД:

Личностные УУД:

-внутренняя позиция школьника;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

-самоанализ и самоконтроль результата;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД:

-поиск и выделение необходимой информации;

-применение методов информационного поиска;

- способность и умение учащихся производить простые логические действия

( анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД:

-формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, в группе, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

-коррекция;

-оценка.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Основные термины и понятия: поступок, нравственный поступок, мотив, цель поступка, средства достижения цели, действие, результат.

Оборудование: мультимедиа проектор, рабочие листы, учебники, компьютер.

Ход урока.

1.Мотивация

- Здравствуйте, ребята. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их.

- А вы знаете, как здороваются тибетцы?
Тибетцы, например, здороваясь, снимают с голова головной убор правой рукой, левую закидывают за ухо. Доблестные мушкетеры, приветствуя друг друга, изящно склонившись, помахивали своими великолепными шляпами. Но все разумные правила поведения основаны на взаимном уважении и внимании человека к человеку.

- А давайте поздороваемся на иностранных языках?
 

Немецкий

Gиtеn Таg - добрый день;

Английский:

Good! с1ау - добрый день;

Niсе tо mееt уои - приятно Вас видеть.

2.Актуализация

Игровой приём «Дружеская мойка»

Этот приём нацелен на воспитание уверенности в себе и самоуважению.

Расставить детей на небольшом расстоянии в два параллельных ряда лицом друг к другу. Пусть один ребёнок пройдёт между этими рядами («через мойку»). Каждый дружески похлопывает его по спине или пожимает руку, одновременно произнося слова похвалы, симпатии и поощрения.

В результате такой « мойки» появляется сияющий, радостный и счастливый ребёнок. Затем он встаёт в свой ряд, и процедура повторяется. (2-3 раза)

3.Выявление места и причины затруднения

-Ребята, послушайте рассказ.

Капля воды. В.А.Сухомлинский
Был жаркий июльский день. К колодцу,
(Слайд 1), что под высоким дубом, подошла группа школьников. Они возвращались из туристического похода. Детям очень хотелось пить. И чем ближе был колодец, тем быстрее они шли. (Слайд 2)

А с другой стороны к нему приближалась бабушка. (Слайд 3) Она шла издалека, очень устала. И бабушка, и школьники подошли к колодцу одновременно.

На срубе стояло ведро с холодной водой. Дети окружили его и по очереди пили воду. А бабушку оттеснили. Она отошла к дубу и стояла, печально прислонившись к дереву.

Когда школьники напились и пошли дальше, бабушка посмотрела им вслед и задумчиво покачала головой.

-Как вы считаете, почему бабушка посмотрела им вслед и задумчиво покачала головой? (не предложили бабушке первой напиться, проявили неуважение к старшим)

-Почему бабушка ничего им не сказала? (скромный человек, добрый человек не будет конфликтовать, пожилой человек привык больше делать, чем говорит, бабушка не ожидала такого поведения, опешила.)

-А как поступили школьники? (нехорошо, неуважительно к пожилому человеку)

-Являются ли действия ребят поступком? (является)

-Ребята, послушайте еще одну современную притчу и оцените поступки семьи и старушки.

Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки из песка. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Ее седые волосы развивались на ветру, одежда была грязной и порванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и складывая их в сумку. Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело, нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие. Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю свою жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжей осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.

- Оцените поступки семьи и старушки.

(Слайд5)

- Как можно по-другому назвать все хорошие поступки? (нравственные)

-Как вы думаете, о чём мы будем с вами сегодня говорить на уроке? (о поступках людей) Значит, какова цель нашего урока?

Цели:

Выяснить:

Что такое поступок?

Что такое нравственный поступок?

Какие признаки имеет нравственный поступок?

На слайде высвечиваются цели урока.

Работа в группах

Игровой момент «Черно-белый мир»

Класс разделён на группы. Каждая группа получает лист ватмана, разделенного на две части «чёрную» и «белую». На «чёрной» части дети пишут поступки, отражающие тёмную сторону жизни, а на другой – светлую сторону жизни.

Результаты работы групп склеиваются в единое полотно, которое можно назвать «Жизнь»

(Слайд 4)

4.Построение проекта выхода из затруднения и реализация построенного проекта.

- По нашим поступкам люди судят о нас как о личности. Как вы понимаете слово поступок? (Ответы детей)

- Где мы можем проверить наши предположения? (словарь, учебник) стр. 40

Прочитайте определение «поступка» в учебнике и запишите в листах.

-А что такое нравственный поступок?

Запишите определение в листах.

Если вернуться к рассказу Сухомлинского «Капля воды», то

- Как, по-вашему, должны были поступить ребята в данной ситуации? (уступить место у колодца бабушке) т.е. проявить по отношению к бабушке немножко теплоты.

- А какое явление в природе согревает нас своим теплом? (солнце)

5. Физкультминутка

Сотвори солнце в себе”.

Да, действительно, в природе есть солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе.

Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляю лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце.

Поднимите ручки вверх и покажите, какая у вас получилась звёздочка. Вот какие звездочки радости, тепла, света у нас получились. (Дети разводят руками)

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

- Давайте вспомним, что такое сказка? (Сказка – произведение, в котором встречается волшебство или происходит, то, чего не бывает в жизни). Действительно, произведение В. Катаева «Цветик–семицветик» - сказка, в сказке происходили чудеса, желания выполнял волшебный цветок.

- Предлагаю вам посмотреть клип на эту сказку и выразить своё отношение к поступкам главной героини. Я раздам вам лепестки, на которых написаны желания Жени. А если поступок нравится вам, то поставьте «+», если нет- то «- ».

Работаем в группах.

-На столах у вас лежат цветики-семицветики. Раскрасьте тот лепесток, который Женя потратила не зря и получила огромное удовольствие.

-Так какой лепесток вы раскрасили? Почему?

Проверка по эталону.

Давайте посмотрим, как это было.

Мультфильм «Цветик-семицветик».

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Работа в группе по учебнику

- Нравственный поступок отличается особыми признаками. Какими, вы узнаете, прочитав статью из учебника. (стр. 40-41).

- Выпишите из учебника пять компонентов нравственного поступка, и заполните схему:

(Слайд 6) Проверьте

- Что обозначают эти понятия?

Мотив ( от лат. слова movereприводить в движение) – побуждение к деятельности. «Зачем?»

Цель поступка - намерения человека. Только действие, которое в состоянии ответить на вопрос "Для чего?" является поступком.

Средства достижения цели – то, что может сделать поступок моральным или аморальным.

Действие – это сам процесс.

Результат - это то, ради чего человек думал, планировал, старался.

Рассмотрим пример из учебника.

8. Включение в систему знаний и повторение

Пять свойств.

Пять свойств не ладят с другими пятью.

Внимательно заповедь слушай мою:

С Надменностью Дружба не может сродниться,

От Грубости Вежливость не родится,

Величия мы у Злодейства не ищем,

Скупец не подаст убогим и нищим,

Для Веры и Верности Ложь не опора.

Всё это усвой – и храни ты от вора.

- О нравственных поступках люди знают давно. Некоторые нравственные принципы формировались тысячелетиями. Может кто-то из вас знает, какое название они сейчас имеют? А вы слышали такое слово «заповеди»? Попробуйте закончить записанные истины, отталкиваясь от принципов добра.

Работа в парах.

Закончи заповедь

Помни такие заповеди:

Попробуй не захватить, а…………….(отдать).

Не кулак показать, а…… ……….(протянуть ладонь).

Не спрятать, а …………..(поделиться).

Не кричать, а …………(выслушать).

Не разорвать, а…………..(склеить).

Проверка. (Слайд 7)

-Нам всем приятнее находиться в обществе добрых поступков, но для этого мы сами должны их совершать.

-Ребята, а что такое поступок?

-А как по-другому назовём хорошие поступки?

-Перечислите 5 компонентов нравственного поступка?

9. Рефлексия.

«Без зла смотри на мирозданье,

А взглядом разума, добра, любви.

Жизнь — это море, из благих деяний.

Построй корабль и по волнам плыви»

- Представьте, что человеческая жизнь – это судно (лодка). Чтобы судно шло вперед, надо наполнить его паруса нравственными поступками. Которые вы уже совершили.

Пускай на всём, что совершаешь ты,

Проступит след душевной чистоты:

Ведь сила не во внешности твоей,

А только в человечности твоей.

Муса Джалиль

Домашнее задание.

Выберите поступок любимого героя какого-либо произведения. Проанализируйте его с точки зрения признаков нравственного поступка (мотив, цель, средства, действие, результат). Сделайте вывод, можно ли этот поступок считать нравственным.

Вместе с родителями обсудите утверждение «Цель оправдывает средства». Согласны ли вы с этим утверждением? Обоснуйте свою точку зрения.

3.Придумайте своё домашнее задание.

Итог урока

Мы сегодня начали сложный разговор о том, как правильно поступать, почему нужно всегда, в любой ситуации обдумывать свои решения и не торопиться совершать поступки, чтобы потом не было мучительно больно, стыдно за свой выбор.

Наш урок я хочу закончить рассказом «Осколки в сердце»

«Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше.

Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.

- Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня,– сказал человек.

-Ребята, как вы думаете, чем закончился рассказ?

- Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет, – ответил слепой.

-Вы готовы к нравственным поступкам?

- Возьмемся за руки, друзья.

Передадим частичку своего тепла друг другу.

Попросим мысленно прощения, если вдруг обидели кого-то вольно или невольно.

«Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, что бы людям, окружающим тебя было хорошо».

-Творите добрые поступки! (учитель дарит цветик-семицветик, на котором написаны

нравственные понятия).

-Спасибо за урок.

Приложение

Нежность, зависть, забота, внимание, предательство, верность, дружба, радость, месть, жадность, любовь, ложь, сострадание, ненависть, ласка, лень.

Нежность, зависть, забота, внимание, предательство, верность, дружба, радость, месть, жадность, любовь, ложь, сострадание, ненависть, ласка, лень.

Нежность, зависть, забота, внимание, предательство, верность, дружба, радость, месть, жадность, любовь, ложь, сострадание, ненависть, ласка, лень.

Закончи заповедь

Попробуй не захватить, а…………….(отдать).

Не кулак показать, а…… ……….(протянуть ладонь).

Не спрятать, а …………..(поделиться).

Не кричать, а …………(выслушать).

Не разорвать, а…………..(склеить).

 

Закончи заповедь

Попробуй не захватить, а…………….(отдать).

Не кулак показать, а…… ……….(протянуть ладонь).

Не спрятать, а …………..(поделиться).

Не кричать, а …………(выслушать).

Не разорвать, а…………..(склеить).

Закончи заповедь

Попробуй не захватить, а…………….

Не кулак показать, а…… …………….

Не спрятать, а ………….........................

Не кричать, а …………………………..

Не разорвать, а………….........................

Слова для справок: отдать, склеить, протянуть ладонь, выслушать, поделиться

 

Закончи заповедь

Попробуй не захватить, а…………….(отдать).

Не кулак показать, а…… ……….(протянуть ладонь).

Не спрятать, а …………..(поделиться).

Не кричать, а …………(выслушать).

Не разорвать, а…………..(склеить).

 

Закончи заповедь

Попробуй не захватить, а…………….

Не кулак показать, а…… …………….

Не спрятать, а ………….........................

Не кричать, а …………………………..

Не разорвать, а………….........................

Слова для справок: отдать, склеить, протянуть ладонь, выслушать, поделиться.

Мотив – побуждение к деятельности.

Цель поступка - намерения человека. Только действие, которое в состоянии ответить на вопрос "Для чего?" является поступком.

 

Средства достижения цели – то, что может сделать поступок моральным или аморальным.

Действие – это сам процесс.

Результат - это то, ради чего человек думал, планировал, старался.

 

Нравственный поступок.

Задание №1

Прочитайте определение «поступка» в учебнике и запишите в тетради.

Поступок-_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №2

Нравственный поступок-_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №3

Заполни схему.

Задание №4

 

Опубликовано


Комментарии (3)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.