Урок русского языка в 3 классе по теме «Дательный падеж»
Ермоленко Елена Анатольевна
Учитель начальных классов
МБОУ ЕСШ № 3 г. Елизово
Урок русского языка, 3 класс, авторы учебника В. П. Канакина, В. Г. Горецкий (УМК «Школа России»)
Тема: Дательный падеж имён существительных
Цель: ознакомить учащихся с особенностями дательного падежа; учить распознавать имя существительное в дательном падеже по признакам данной падежной формы – по падежному вопросу, предлогу, роли в предложении; закреплять умение объяснять написание изученных орфограмм; развивать логическое мышление, наблюдательность; воспитывать аккуратность.
Оборудование: лепестки «Ромашки»; карточки с темой и целями урока; карточки «Дательный падеж»; компьютер; медиапроектор.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Прозвенел звонок, начинаем наш урок. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Я желаю вам прекрасного настроения и бережного отношения друг к другу.
- А теперь давайте настроимся на работу. Откроем ладошки новым знаниям и произнесём волшебную фразу: «Я хочу много знать!» (Слайд 2)
- Но в любом деле необходимо соблюдать определённые правила. Давайте вспомним, какими правилами мы будем пользоваться на уроке: (Слайд 3)
1. Не выкрикивать.
2. Не перебивать друг друга.
3. Мы слышим друг друга.
4. Учимся работать сообща.
II. Актуализация опорных знаний.
- Ребята, сегодня в ходе работы вы сами попытаетесь определить тему урока. Но для лучшего восприятия нового мы повторим материал прошлых уроков.
1. «Ромашка»
- Что вы уже знаете об имени существительном? (Ответы детей. В результате чего, на доске появляется ромашка, на лепестках которой написаны признаки имени существительного)
2. Работа в тетрадях
- Откроем тетради, запишем число, классная работа. (Слайд 4) Девиз письма: «Красиво пишет тот, кто правильно сидит»
3. Словарная работа
На доске:
До пятн . цы, у р . бины, в . круг тр . мвая, из комн . ты, от с . м . лёта, ок . л . кр . вати.
(Самостоятельная работа. Потом один ученик у доски. Проверка, оценка своей работы: (Слайд 5)
! – я записал слова без единой ошибки;
- - я допустил более 2 ошибок, но у меня всегда есть шанс изменить – на +.)
- Что объединяет слова, записанные на доске? (Имена существительные в родительном падеже, предлоги)
- Докажите, что все эти слова стоят в родительном падеже.
-Что вам помогло определить падеж? (Вопросы и предлоги)
- Почему к некоторым словам задавали вопрос: кого?, а к некоторым словам вопрос: чего? (Одушевлённые, неодушевлённые имена существительные)
- С какими предлогами употребляются имена существительные в родительном падеже? (У, около, от, без из, до, для, вокруг, после, с)
- Сколько всего предлогов? (10)
- Как думаете, а какой падеж будем изучать сегодня? (Дательный падеж)
Почему так думаете? (После родительного падежа идёт дательный падеж).
На доске открывается тема урока.
III. Постановка учебной задачи
- Давайте вспомним, что мы уже знаем о дательном падеже. (Отвечает на вопросы: кому? чему?)
- Чтобы вы хотели узнать о дательном падеже? (Какие предлоги употребляются с существительными в Д. п.)
- Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке? (Находить в предложении имена существительные в Д. п., быстро определять падеж имён существительных. Научиться грамотно употреблять в речи слова с именами существительными в Д. п.)
На доске появляются цели урока.
- Надеюсь, что всему этому вы сегодня научитесь.
IV. Первичное восприятие и осознание нового материала
1.Запись под диктовку
- Запишите словосочетания.
Гулял по парку, обратился к другу, подарил маме.
- Разберём словосочетания и определим падеж имён существительных.
- Работать будем по алгоритму. Давайте его вспомним. (Слайд 6)
1. Определить словосочетание, в которое входит это слово.
2. Поставить вопрос к этому слову от главного слова.
3. Проверить, какой именно это падежный вопрос.
(Гулял по парку – главное слово гулял, гулял (по чему?) по парку (Д. п.); обратился к другу – главное слово обратился, обратился (к кому?) к другу (Д. п.); подарил маме - подарил – главное слово, подарил (кому?) маме (Д. п.)
- Какие предлоги употребляются с именами существительными в Д. п.? (К, по)
2. Работа в парах
-А сейчас я предлагаю вам поработать в парах и составить по два словосочетания с именами существительными в Д. п. с предлогами.
(В процессе ответов, на доске записываются предлоги из составленных словосочетаний)
- Сделайте вывод, с какими предлогами употребляются имена существительные в Д. п.?
- Заполните карточку. (Слайд 7) Впишите слово – помощник, вопросы, на которые отвечает имя существительное в Д. п., предлоги, помогающие определить падеж имени существительного.
Дательный падеж имён существительных | |
Вопросы | |
Слово - помощник | |
Предлоги | |
Проверка. (Слайд 8)
Возврат к целям.
-Давайте вспомним, какие цели ставили в начале урока? (Узнать какие предлоги употребляются с существительными в Д. п.)
- Достигли мы этой цели?
Как подведение итога, читаю стихотворение.
Я называюсь дательным.
Работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я смогу сказать.
С предлогом К и ПО дружу,
Но и один гулять хожу.
3. Физкультминутка (Слайд 9)
Наклоните голову к левому плечу.
Наклоните голову к правому плечу.
Повернитесь к соседу справа, к соседу слева.
Повернитесь к учителю.
Погладьте себя по голове.
Улыбнитесь одноклассникам, учителю.
- Кто сможет назвать имена существительные из физкультминутки, стоящие в Д.п.?
- Что помогло вам определить эти существительные?
4. Работа по учебнику
- Выполним упр. 73 на странице 46.
- Прочитайте задание. (Прочитайте. Назовите басни)
1. «Ворона и Лисица» 2. «Ворона и Лисица» 3. «Слон и Моська» 4. «Стрекоза и Муравей»
- Посмотрите на иллюстрацию, к какой басне она нарисована? («Стрекоза и Муравей»)
- Чему учит нас эта басня?
- Прочитайте задание к упражнению, которое необходимо выполнить устно. (Найдите в предложениях имена существительные в Д. п.)
- Что нам поможет определить дательный падеж? (Вопросы: кому? чему?; предлоги к, по)
- Поставьте к ним вопрос от выделенных слов. Над именем существительным в Д. п. укажите падеж)
(Послал (кому?) вороне, подходит (к чему?) к дереву, водили (по чему?) по улицам, ползёт (к кому?) к Муравью.)
- Какое письменное задание необходимо выполнить? (Спишите, вставьте пропущенные буквы)
- Назовите орфограммы.
- Объясните, какие буквы вставили и почему?
- Спишите. Над именем существительным в Д. п. укажите падеж.
Возврат к целям.
Какие еще цели сегодня на уроке вы для себя ставили? (Находить в предложении имена существительные в Д.п., быстро определять падеж имён существительных.)
- Как вы считаете, достигли этой цели?
V. Закрепление изученного материала
На экране слайд с группами слов. (Слайд 10)
Лиса, ползти, к полынье, принялась, по льду, осторожно
У Серой Шейки, замерло, сердце
Лиса, подобраться, к воде, могла, не
Задание: из слов составьте предложения.
- Сколько групп слов перед вами?
- Сколько должно получиться предложений?
Запись предложений. Проверка. (Слайд 11)
- Перечитайте все предложения. Что заметили? (Получился текст)
- Из какого произведения этот отрывок?
- Припомните этот эпизод и продолжите текст двумя предложениями, используя существительные в Д. п. Прочитайте еще раз последнее предложение. Оно подскажет вам, о чём будет следующее предложение.
Проверка работ.
Возврат к целям.
- Какую ещё цель вы сегодня ставили? (Научиться грамотно употреблять в речи слова с именами существительными в Д. п.)
VI. Рефлексия
- Закройте глаза. Вспомните урок с самого начала.
- Удалось ли нам достигнуть сегодня решения всех задач на уроке?
- Оцените теперь в тетрадях свои достижения (Слайд 12)
! – всё получилось, я молодец!
? – не до конца освоил тему, сомневаюсь, что всё выполнял правильно.
VII. Итог урока (Слайд 13)
- Закончите предложения:
Сегодня на уроке я узнал, открыл для себя …
Я научился, смог …
Я могу похвалить себя и своих одноклассников за …
VIII. Выставление отметок. Домашнее задание
- Выполнить упражнение 85 на странице 47
(Слайд 14)