12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Елена Ермоленко20

Ермоленко Елена Анатольевна

Учитель начальных классов

МБОУ ЕСШ № 3 г. Елизово

Урок русского языка, 3 класс, авторы учебника В. П. Канакина, В. Г. Горецкий (УМК «Школа России»)

Тема: Дательный падеж имён существительных

Цель: ознакомить учащихся с особенностями дательного падежа; учить распознавать имя существительное в дательном падеже по признакам данной падежной формы – по падежному вопросу, предлогу, роли в предложении; закреплять умение объяснять написание изученных орфограмм; развивать логическое мышление, наблюдательность; воспитывать аккуратность.

Оборудование: лепестки «Ромашки»; карточки с темой и целями урока; карточки «Дательный падеж»; компьютер; медиапроектор.

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Прозвенел звонок, начинаем наш урок. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Я желаю вам прекрасного настроения и бережного отношения друг к другу.

- А теперь давайте настроимся на работу. Откроем ладошки новым знаниям и произнесём волшебную фразу: «Я хочу много знать!» (Слайд 2)

- Но в любом деле необходимо соблюдать определённые правила. Давайте вспомним, какими правилами мы будем пользоваться на уроке: (Слайд 3)

1. Не выкрикивать.

2. Не перебивать друг друга.

3. Мы слышим друг друга.

4. Учимся работать сообща.

II. Актуализация опорных знаний.

- Ребята, сегодня в ходе работы вы сами попытаетесь определить тему урока. Но для лучшего восприятия нового мы повторим материал прошлых уроков.

1. «Ромашка»

- Что вы уже знаете об имени существительном? (Ответы детей. В результате чего, на доске появляется ромашка, на лепестках которой написаны признаки имени существительного)

2. Работа в тетрадях

- Откроем тетради, запишем число, классная работа. (Слайд 4) Девиз письма: «Красиво пишет тот, кто правильно сидит»

3. Словарная работа

На доске:

До пятн . цы, у р . бины, в . круг тр . мвая, из комн . ты, от с . м . лёта, ок . л . кр . вати.

(Самостоятельная работа. Потом один ученик у доски. Проверка, оценка своей работы: (Слайд 5)

! – я записал слова без единой ошибки;

+ - я допустил 1-2 ошибки;

- - я допустил более 2 ошибок, но у меня всегда есть шанс изменить на +.)

- Что объединяет слова, записанные на доске? (Имена существительные в родительном падеже, предлоги)

- Докажите, что все эти слова стоят в родительном падеже.

-Что вам помогло определить падеж? (Вопросы и предлоги)

- Почему к некоторым словам задавали вопрос: кого?, а к некоторым словам вопрос: чего? (Одушевлённые, неодушевлённые имена существительные)

- С какими предлогами употребляются имена существительные в родительном падеже? (У, около, от, без из, до, для, вокруг, после, с)

- Сколько всего предлогов? (10)

- Как думаете, а какой падеж будем изучать сегодня? (Дательный падеж)

Почему так думаете? (После родительного падежа идёт дательный падеж).

На доске открывается тема урока.

III. Постановка учебной задачи

- Давайте вспомним, что мы уже знаем о дательном падеже. (Отвечает на вопросы: кому? чему?)

- Чтобы вы хотели узнать о дательном падеже? (Какие предлоги употребляются с существительными в Д. п.)

- Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке? (Находить в предложении имена существительные в Д. п., быстро определять падеж имён существительных. Научиться грамотно употреблять в речи слова с именами существительными в Д. п.)

На доске появляются цели урока.

- Надеюсь, что всему этому вы сегодня научитесь.

IV. Первичное восприятие и осознание нового материала

1.Запись под диктовку

- Запишите словосочетания.

Гулял по парку, обратился к другу, подарил маме.

- Разберём словосочетания и определим падеж имён существительных.

- Работать будем по алгоритму. Давайте его вспомним. (Слайд 6)

1. Определить словосочетание, в которое входит это слово.

2. Поставить вопрос к этому слову от главного слова.

3. Проверить, какой именно это падежный вопрос.

(Гулял по парку – главное слово гулял, гулял (по чему?) по парку (Д. п.); обратился к другу – главное слово обратился, обратился (к кому?) к другу (Д. п.); подарил маме - подарил – главное слово, подарил (кому?) маме (Д. п.)

- Какие предлоги употребляются с именами существительными в Д. п.? (К, по)

2. Работа в парах

-А сейчас я предлагаю вам поработать в парах и составить по два словосочетания с именами существительными в Д. п. с предлогами.

(В процессе ответов, на доске записываются предлоги из составленных словосочетаний)

- Сделайте вывод, с какими предлогами употребляются имена существительные в Д. п.?

- Заполните карточку. (Слайд 7) Впишите слово – помощник, вопросы, на которые отвечает имя существительное в Д. п., предлоги, помогающие определить падеж имени существительного.

Дательный падеж имён существительных

Вопросы


Слово - помощник


Предлоги




Проверка. (Слайд 8)

Возврат к целям.

-Давайте вспомним, какие цели ставили в начале урока? (Узнать какие предлоги употребляются с существительными в Д. п.)

- Достигли мы этой цели?

Как подведение итога, читаю стихотворение.

Я называюсь дательным.

Работаю старательно.

Кому отдать? К чему призвать?

Лишь только я смогу сказать.

С предлогом К и ПО дружу,

Но и один гулять хожу.

3. Физкультминутка (Слайд 9)

Наклоните голову к левому плечу.

Наклоните голову к правому плечу.

Повернитесь к соседу справа, к соседу слева.

Повернитесь к учителю.

Погладьте себя по голове.

Улыбнитесь одноклассникам, учителю.

- Кто сможет назвать имена существительные из физкультминутки, стоящие в Д.п.?

- Что помогло вам определить эти существительные?

4. Работа по учебнику

- Выполним упр. 73 на странице 46.

- Прочитайте задание. (Прочитайте. Назовите басни)

1. «Ворона и Лисица» 2. «Ворона и Лисица» 3. «Слон и Моська» 4. «Стрекоза и Муравей»

- Посмотрите на иллюстрацию, к какой басне она нарисована? («Стрекоза и Муравей»)

- Чему учит нас эта басня?

- Прочитайте задание к упражнению, которое необходимо выполнить устно. (Найдите в предложениях имена существительные в Д. п.)

- Что нам поможет определить дательный падеж? (Вопросы: кому? чему?; предлоги к, по)

- Поставьте к ним вопрос от выделенных слов. Над именем существительным в Д. п. укажите падеж)

(Послал (кому?) вороне, подходит (к чему?) к дереву, водили (по чему?) по улицам, ползёт (к кому?) к Муравью.)

- Какое письменное задание необходимо выполнить? (Спишите, вставьте пропущенные буквы)

- Назовите орфограммы.

- Объясните, какие буквы вставили и почему?

- Спишите. Над именем существительным в Д. п. укажите падеж.

Возврат к целям.

Какие еще цели сегодня на уроке вы для себя ставили? (Находить в предложении имена существительные в Д.п., быстро определять падеж имён существительных.)

- Как вы считаете, достигли этой цели?

V. Закрепление изученного материала

На экране слайд с группами слов. (Слайд 10)

Лиса, ползти, к полынье, принялась, по льду, осторожно

У Серой Шейки, замерло, сердце

Лиса, подобраться, к воде, могла, не

Задание: из слов составьте предложения.

- Сколько групп слов перед вами?

- Сколько должно получиться предложений?

Запись предложений. Проверка. (Слайд 11)

- Перечитайте все предложения. Что заметили? (Получился текст)

- Из какого произведения этот отрывок?

- Припомните этот эпизод и продолжите текст двумя предложениями, используя существительные в Д. п. Прочитайте еще раз последнее предложение. Оно подскажет вам, о чём будет следующее предложение.

Проверка работ.

Возврат к целям.

- Какую ещё цель вы сегодня ставили? (Научиться грамотно употреблять в речи слова с именами существительными в Д. п.)

VI. Рефлексия

- Закройте глаза. Вспомните урок с самого начала.

- Удалось ли нам достигнуть сегодня решения всех задач на уроке?

- Оцените теперь в тетрадях свои достижения (Слайд 12)

! – всё получилось, я молодец!

? – не до конца освоил тему, сомневаюсь, что всё выполнял правильно.

VII. Итог урока (Слайд 13)

- Закончите предложения:

Сегодня на уроке я узнал, открыл для себя …

Я научился, смог …

Я могу похвалить себя и своих одноклассников за …

VIII. Выставление отметок. Домашнее задание

- Выполнить упражнение 85 на странице 47

(Слайд 14)









Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.