Открытый урок по русскому языку в 4 классе по теме «Имя существительное и его грамматические признаки»
Конспект урока русского языка
12.10.2018г.
Рахимова Карлыгаш Гарифовна
Учитель начальных классов
первой категории
Класс 4 «В»
Тема : Имя существительное . основные грамматические признаки.
Цель: дать представление о значении и грамматических признаках имени существительном.
Задачи:
Обучающая – продолжать формировать понятие о постоянных и непостоянных признаках имен существительных, формировать умение находить имена существительные в тексте, умение распознавать имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные, тренировать умение определять род и склонение существительных, изменять существительные по числам и падежам.
Развивающая – развивать орфографическую зоркость, память, внимание, мышление, умение делать выводы и обобщать.
Воспитательная – воспитывать аккуратность, усидчивость, интерес к учебной деятельности, любовь и бережное отношение к русскому языку.
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.
ОБОРУДОВАНИЕ:учебник,тексты стихотворений,
Осенние листья, дерево успеха, схемы, карточки для работы в группах, музыкальное сопровождение.
Ход урока
Итак, друзья, внимание!
Вновь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Сейчас начнём урок!
- Я вижу, что вы пришли на урок с хорошим настроением и желанием продолжить путешествие по большой и славной стране Русского Языка.. Так пусть на нашем пути не встретятся нам преграды. Итак, в путь…
2.БЕСЕДА
-Какой сейчас месяц? (ОКТЯБРЬ)
-Какое время года? (ОСЕНЬ)
Октябрь – середина осени. ОКТЯБРЬ, ОСЕНЬ, ВРЕМЯ, ГОД, СЕРЕДИНА.
Что объединяет эти слова?
ЭТО ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
Сегодня на уроке вы расширите свои знания об этой части речи: выявите его морфологические признаки и синтаксическую роль.
- А чтобы вам не было скучно, я хочу предложить вам небольшую экскурсию по осеннему лесу.
3.РАБОТА В ТЕТРАДИ
Число
Классная работа
МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ
- На минутку чистописания приглашаем букву «О».
Приём на внимание.
- Записать слоги ОС СО столько раз, сколько услышите хлопков. (4 раза, чередуя открытые и закрытые слоги).
- Какое время года? (Осень.)
- Запишем это слово: ос_нь.
- Какую букву вставим? Как проверить? (Осенний.)
Запись с комментированием.
Лев Васильевич Успенский говорил : «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ – ХЛЕБ ЯЗЫКА»
-Ребята, как вы понимаете это высказывание? ( Хлеб – это пища, имя существительное даёт пищу всем словам, является основой языка, даёт название всем предметам).
В русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных.
-Что мы знаем об имени существительном? Какие вопросы можно составить по этой теме?
4.ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС
Игра «Закончи предложение»
Имя существительное − это…
часть речи
Имя существительное обозначает…
предмет
Имя существительное отвечает на вопросы…
кто? что?
Имена существительные бывают …
одушевлёнными и неодушевлёнными, собственными и нарицательными
Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос…
кто?
Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос…
что?
Имена собственные пишутся с …
заглавной буквы
Изменение имен существительных по падежам назывется
склонением
Сколько склонений в русском языке…
3
Сколько падежей в русском языке…
6
Имена существительные изменяются …
по числам
Каждый из вас получит маршрутный лист, который будет указывать, по каким станциям нам предстоит пройти. Каждый будет выставлять себе баллы в эти листы. Отправляемся в путь!
Маршрутный лист № остановка Количество баллов
1 «Опознавательная»
2 «Теоретическая »
3 «Морфологическая»
4 «Синтаксическая»
5 «Проверочная»
ИТОГ:
5. Работа по теме урока
1 остановка «Опознавательная»
-Попробуем свои силы в первом испытании.
Словарный диктант
Урожай, овощи,ветер,пшеница,солома,погода,трактор,картофель,горох,капуста, октябрь,ноябрь,сентябрь,месяц,овес,огурец,огород,малина.
ОЦЕНИВАНИЕ
Чтобы выяснить, какие названия предметам даёт имя существительное, мы поработаем в парах и выполним второе задание.
2 остановка «Теоретическая»
На столах у вас лежат карточки.
1. Прочитайте слова:
2. Обсудите в паре и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия. Работайте дружно, обсуждайте шепотом.
ребенок, Иртыш, ножницы, белизна, мука, девочка, бег, щука, юноша, стол, пожар, окно, крупа, синева, Казахстан, стрельба, сливки, беседа, свежесть, прыжок, кошка, Астана, спектакль
1 группа названия лиц (ребенок, девочка, юноша
2 группа названия вещей (стол, окно, ножницы)
3группа названия веществ (крупа, мука, сливки),
4 группа названия живых существ и организмов (кошка, щука; микроб),
5. группа географические названия (Иртыш, Казахстан, Астана),
6 группа названия фактов, событий, явлений (пожар, спектакль, беседа
7 группа названия признаков (свежесть, белизна, синева)
8 группа название действий ( бег, прыжок, стрельба)
Физкультминутка
-Ребята! Вы любите играть? Я очень люблю играть. Только играть надо с пользой. Давайте я и вас научу. Ребята, когда услышите имена существительные 1 склонения -поднимите руки вверх, когда прозвучит имя существительное 2 склонения – присядьте, а третьего –руки перед собой.
Зима, утро, урок, море, ночь, рука, имя, ребенок, игра, тишь.
3 остановка «Морфологическая»
1 группа -1 ряд
Распределите существительные по родам и сделайте выводы. Какие слова вам помогали при распределении?
Вода, корабль, ночь, меч, блюдечко, окно, рожь,
2 группа – распределите имена существительные на одушевленные и неодушевленные. Сделайте вывод.
3 группа.
Распределить слова в два столбика. По какому признаку распределяли
Пушкин, поэт, река, книга, Или, птица орел- город Алматы, доброта
4 остановка «Синтаксическая»
-Определите, какую роль играет слово осень в приведенных предложениях.
Холодный осенний ветер обрывал сухие листья.
Вывод: Расскажите о синтаксической роли существительного
-Мы приближаемся к концу маршрута и должны для себя определить, что мы узнали о существительном
Кластер - карточки
5.ВЫСТАВКА ФОТОГРАФИЙ « Осенние краски»
-Что вы видите на фотографиях? Назовите имена существительные.
6.РАБОТА С ОТРЫВКОМ ИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ С.АКСАКОВА
Прослушайте отрывок из стихотворения, посчитайте сколько имён существительных в нём.
ОПЯТЬ ДОЖДИ, ОПЯТЬ ТУМАНЫ,
И ЛИСТОПАД, И ГОЛЫЙ ЛЕС,
И ПОТЕМНЕВШИЕ ПОЛЯНЫ,
И НИЗКИЙ СЕРЫЙ СВОД НЕБЕС. (7 слов)
Устно нарисуйте картину.
ОЦЕНИВАНИЕ
Физкультминутка
-Ребята! Вы любите играть? Я очень люблю играть. Только играть надо с пользой. Давайте я и вас научу. Ребята, когда услышите имена существительные 1 склонения -поднимите руки вверх, когда прозвучит имя существительное 2 склонения – присядьте, а третьего –руки перед собой.
Зима, утро, урок, море, ночь, рука, имя, ребенок, игра, тишь.
8.РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ
С.67 упр.136 Найди и выпиши имена существительные. Докажи почему такой род.
1 РЯД ср.р. СОЛНЦЕ, ДОБРО,ЗОЛОТО.
2 ряд ж.р. СМЕЛОСТЬ, КАЛИНА,ГОРА, СИЛА.
3 РЯД м.р. СИЛАЧ,ЖЕЛТОК,ХОЛОД.
Просклоняйте имена существительные
ОЦЕНИВАНИЕ
9.РАБОТА В ПАРАХ
ПЕРВЫй ряд подобрать по три слова СОБСТВ . и ОДУШЕВ.
ВТОРой ряд подобрать по три слова СОБСТВ. и НЕОДУШЕВ.
ТРЕТий ряд подобрать по три слова НАРИЦ. И ОДУШЕВ.
ОЦЕНИВАНИЕ
10.МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО
(ДУМАЮ) ОБ ОСЕНИ 3 ( ЛЮБУЮСЬ ) ЛИСТОПАДОМ 3
Разбирают девочки Разбирают мальчики
Одна девочка около доски Один мальчик около доски
ОЦЕНИВАНИ Е
11.РАБОТА В ГРУППАХ
1.От данных имён существительных образуйте однокоренные существительные 1-го склонения
Учитель- друг- мышь- волшебник-
2. Определи падежи имён существительных.
ИГРАЛ НА ДУДОЧКЕ, ПОДОШЁЛ К ОСИНЕ, МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЮБКИ, УВИДЕЛ МЫШЬ ,ШЁЛ РОЩЕЙ, ПРЕЛЕСТНОЕ ДИТЯ.
12.РАЗОБРАТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО ЧЛЕНАМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ЧАСТЯМ РЕЧИ.
ЖЁЛТЫЙ ЛИСТ ОТОРВАЛСЯ ОТ ВЕТКИ И МЕДЛЕННО СПУСТИЛСЯ НА ЗЕМЛЮ.
ОЦЕНИВАНИЕ
13.РЕФЛЕКСИЯ.
Молодцы. Я вашу работу оценила, а теперь оцените свою работу на уроке сами.
Листья размещаете на дереве успеха.
Если довольны работой – приклейте на дереве успеха красные и желтые листья..
Если не довольны – листья зеленого цвета.
Д.задание.
Написать четыре пословицы про осень.
15.ИТОГ УРОКА
МЫ ТРУДИЛИСЬ С ВАМИ ДРУЖНО.
ПОДВЕСТИ ИТОГ НАМ НУЖНО.
Можно сказать, что сегодняшний урок – это наше совместное творчество? Почему?
Работали вы с увлечением. А увлекла нас такая часть речи, как имя существительное.
-Чем привлекло вас имя существительное?
-Что о существительном нам удалось вспомнить?
- Итак, я надеюсь, что вы убедились в справедливости слов Л.В.Успенского.
« ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ – ХЛЕБ ЯЗЫКА»
Имя существительное интересно не только своей грамматикой. Какая это поэтическая часть речи! С помощью существительных можно «нарисовать» картину природы.
-ВОТ ЗВЕНИТ УЖЕ ЗВОНОК, ВСЕМ СПАСИБО ЗА УРОК!
Итог урока
Графический диктант. А теперь подведём итог нашей работы и напишем небольшой графический диктант. Работать будем на обратной стороне карточек.. Я буду говорить утверждения, если вы с ним согласны – ставите 0, если же это утверждение не соответствует истине, ставите -.
1.Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопрос кто? или что? и обозначает действие предмета.
2.Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые.
3.Имена собственные всегда пишутся с заглавной буквы.
4.Имена существительные изменяются по родам.
5. Имена существительные изменяются по числам и падежам.
6.Изменение имён существительных по падежам называется склонением.
7.В русском языке шесть падежей.
8. начальная форма существительного это существительное в ед.числе И.п
9.в предложении существительное может быть сказуемым.
10.При склонении имён существительных изменяется только окончание.
Взаимопроверка. Поменяйтесь листочками. Возьмите в руки карандаши и сверьте работу своего соседа по парте с правильными ответами на доске. Если нет ни одной ошибки, поставьте карандашом отметку пять. Если же есть ошибки, значит, вашему товарищу ещё нужно поработать по данной теме.
Оценки в листы самооценивания
Встаньте, пожалуйста, те ученики, которые получили отметки, пять за графический диктант. Молодцы! Я рада, что вы хорошо поработали по теме «Имя существительное».
16.ОЦЕНИВАНИЕ
Гости пишут на листочках свои пожелания и отзывы об уроке.
Дети пишут на листочках клёна
Стратегия «Закончи предложение»
Имя существительное − это…
часть речи
Имя существительное обозначает…
предмет
Имя существительное отвечает на вопросы…
кто? что?
Имена существительные бывают …
одушевлёнными и неодушевлёнными, собственными и нарицательными
Имена существительные изменяются …
по числам
Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос…
кто?
Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос…
что?
Имена собственные пишутся с …
заглавной буквы