Открытый урок русского языка в 5 классе «Имя существительное»
Открытый урок русского языка в 5 классе.
Тема: Имя существительное как часть речи.
Учитель русского языка и литературы: Бойко А.Ю.
Цели урока:
Добиваться от учащихся знания основных грамматических признаков имени существительного.
Повторить имеющиеся у детей сведения о существительном как части речи, его морфологических признаках, синтаксической роли; расширить сведения учащихся о роли существительных в речи; способствовать развитию у школьников речи, мышления, памяти.
Ход урока:
Приветствие. (2-3 мин)
Ребята, давайте поприветствуем друг друга улыбками, и подарим эти же улыбки нашим гостям, поздороваемся с ними. Садитесь.
Показываю первый слайд ( котенка) - Я желаю, чтобы вы на уроке ребятки, помогали друг другу,
Показываю второй слайд ( дети) Я желаю, чтобы вы всегда решали возникающие у вас проблемы вместе.
Третий слайд (ребенок с идеей). Чтобы вы открыли что-то новое и интересное сегодня на уроке.
Четвертый слайд (улыбка). И самое главное, чтобы хорошее настроение всегда присутствовало у вас на уроке.
За работу на уроке вы будете получать жетоны, буквы русского алфавита, которые вы сможете в конце урока обменять на оценку. (показываю жетоны)
Итак…устремимся по ступенькам знаний к новым открытиям.
Сейчас я вас попрошу послушать внимательно отрывок из детской песни и постараться запомнить как можно больше слов из нее. ( включаю песню А. Пугачевой «Волшебник – недоучка»)
Итак, ребята, какие же слова вы запомнили?
(Утюг, коза, преподаватели, ночь, маг, нос, и.т.)
Скажите мне, а к какой части речи относятся все эти слова? (К существительному)
Молодцы, и значит какова тема нашего сегодняшнего урока? (Имя существительное)
Пожалуйста, откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока.
Вы уже знакомились с именем существительным в начальных классах, сегодня мы повторим и пополним ваши знания об этой части речи - выясним грамматическое значение существительного, его морфологические признаки и синтаксическую роль.
У вас на партах для каждого лежат таблички, которые вы будете заполнять по ходу урока. (5 мин)
Ребята, вы знаете, что попытку собрать все слова русского языка предпринял В.И. Даль. Над «Толковым словарем живого великорусского языка» он работал 47 лет. В его словаре более 200 тысяч слов. И 40% от этого количества слов составляют существительные – самые простые слова, названия того, что человек видит вокруг себя. Они как этикетки. Давайте посмотрим вокруг себя: «это доска», «это мел», «это парта», «это стул», «это стена», «это книги», «это цветок». Такими словами-этикетками как бы увешано все вокруг нас. У каждого из нас есть имя, имена есть и у предметов, которые нас окружают.
5.. - Давайте вспомним, что такое имя существительное? (часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что? Существительное обозначает предмет – это основное значение существительного. Под предметом в русском языке подразумеваются все слова, отвечающие на вопросы «кто?» или «что?».)
6. Приведите примеры имен существительных на тему «Физкультура, спорт».
(дети приводят примеры)
Итак, для чего необходимы имена существительные? (Дают названия различным предметам). Как вы определили, что это существительные? (По вопросам).
Следовательно, общее грамматическое значение имени существительного это… (Предмет).
А чтобы узнать лучше значение имени существительного, предлагаю игру «Спрятанное слово».
Задание №1: - Узнайте слово-существительное по его значению.
1.Слайд гроза.
2.Слайд ребенка
3.Слайд синева
Атмосферное явление – бурное ненастье с громом и молнией? (гроза) Что называет это существительное? |
Общее грамматическое значение имени существительного – предмет. Явление природы - Гроза |
К слову спокойствие назовите антоним с приставкой. |
Состояние человека - Беспокойство |
Синоним к слову работа, занятие. |
3)Действие как предмет - Труд |
Синий цвет, синеватая окраска. |
4) Признак как предмет - Синева |
Итак, назовите общее грамматическое значение имени существительного в широком смысле слова… (Предмет) Записали в свои таблички. 5 мин.
7. Рассмотрим Морфологические признаки имени существительного.
Кто мне скажет, почему мы одним существительным задаем вопрос кто? А к другим что?
(одушевленные и неодушевленные). Записали в свои таблички первый признак.
Поиграем. Если существительное одушевленное- хлопаем в ладоши, если неодушевленное – нет.
Ученик, молодежь, свёкла, фарфор, хлопок, педагог, профессор, шофёр, школьница, спортсменка, царевич, избушка, впечатление, армия, пилот, инструмент, президент, фамилия. 3 мин
8. Посмотрите на экран . Прочитайте вслух слова в левом и правом столбиках. Что общего в словах обоих столбиков?
Ученик. И в том, и в другом столбиках записаны имена существительные в единственном числе.
Учитель. Чем отличаются имена существительные левого и правого столбиков?
Ученик. Имена существительные левого столбика обозначают названия однородных предметов. Это нарицательные существительные, они пишутся с маленькой буквы. Имена существительные правого столбика обозначают названия отдельных предметов. Это собственные имена существительные, они пишутся с заглавной буквы.
Деление существительных на собственные и нарицательные является самым древним. Нарицательные отличаются от собственных тем, что они одним именем называют все однородные предметы (город, река, человек, страна и др.), а собственные являются названиями единичных предметов (Москва, Волга, Иван, Украина).
Какой признак мы запишем в наши таблицы? Собственные и нарицательные. 3-4 мин.
9. А следующий морфологический признак мы узнаем, дополнив сказку. У доски два человека. Кто первый догадается о чем идет речь, тот записывает падежи, а второй вопросы к ним.
Сказка о падежах
Он еще не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать его ………….. . родился – и стал ……… . Первое слово, которое он выучил, было «На», он очень любил со всеми делиться, раздавать все, что имел, и назвали его …………. . Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал …………. . потом подрос, начал творить добрые дела и стал называться ……… . Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и называли теперь ………. .
Падежи мы с вами записали, вопросы к ним – тоже, а сейчас еще один ученик пойдет к доске и просклоняет существительное ШКОЛА.
И.п. – школа В.п. – школу
Р.п. - школы Т.п. – школой
Д.п. - школе П.п. – о школе
Учитель В современном русском языке 6 падежей, но ученые насчитывают различное количество падежей в современных языках мира. В финском, например, их 15, а в венгерском – 22. Кондратьев в книге «Звуки и знаки» пишет о датском лингвисте Луи Ельмслеве, который полагал, что теоретически в языке может быть до 216 падежей. Реально это число колеблется от нуля (в китайском) до 52 (в табасаранском – одном из языков Дагестана).
Итак, какой признак мы запишем в нашу табличку? (Изменяется по падежам)Записали. 7-8 мин.
10. Посмотрите на экран, на нем письмо иностранца Майкла своей подруге из России Оле. Он написал письмо на русском языке, но слова звучат как-то иначе. Давайте прочтем его.
“Здравствуй, мой подруга, Оля! Пишет тебе твоя далёкий друг Майкл. Я часто вспоминаю наши тёплые встречи в вашем уютном доме. Твой добрая мама угощала меня пельменями. А твоя умный папа учил меня играть в лото. Твой милая бабушка и строгая дедушка рассказывали о своей молодости. Я полюбил Россию и русских людей за их доброту. С нетерпением жду новой встречи. Майкл.”
- Что вас рассмешило? (Неправильно употребляет слова)
- Давайте прочитаем предложения правильно. (У каждого на парте лежит текст письма)
Учитель: Почему Майкл допустил ошибки? (потому что не знает род имён существительных).
Давайте поговорим о морфологическом признаке имени существительного – это род. Сколько родов имеют существительные? (три м.р., ж.р. и ср.р.)
Как определить, к какому роду относится то или иное существительное? (по вопросу).
Какая морфема указывает на морфологические признаки существительного? (На них указывает окончание).
М.род - имеет нулевое окончание:мир, голубь. -некоторые имена существительные мужского рода оканчиваются на –а, -я:юноша, Коля
Ж.род - имена существительные женского рода обычно оканчиваются на –а, -я,:дружба, голубка, няня, а также могут иметь нулевое окончание: степь , печь.
Ср.род - имена существительные среднего рода оканчиваются на –о, -е: гнездо, предание.
Приведите примеры существительных разных родов (гитара, окно, портрет).
Физкульт - минутка. Поиграем. Называю слова. Если м.р., то приседают мальчики. Если ж.р. – девочки, если ср.р. – то все вместе.
Озеро, дом, ель, ягода, туча, ветер, волна, тарелка, окно, дедушка, дядя, счастье, завод, столица, туман, море.
Записали в нашу табличку признак. 7-8 мин
11. В чем разница между существительными «карандаш» и «карандаши»? Как еще могут изменяться существительные? Следующий морфологический признак – число. Записали в табличку.
Спиши. Подчеркни имена существительные, определи их число.
Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озёра, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.
(Н.Забила)
Задание: Найди существительные единственного числа.
Оляпка.
Был мороз. На льду реки весело пела птичка. Вот птичка прыгнула прямо впрорубь. Там она искала пищу. Скоро птичка выскочила из воды на лед. И снова запела. Это была оляпка. 4-5 мин
Итак, молодцы, вы справились с заданием, давайте посмотрим на нашу табличку и прочитаем, что получилось. (Включаю слайд).
У нас остался не заполнен один столбец, какой? Мы его заполним на следующем уроке, так как охватить всё на одном уроке мы не успеем. Теперь пришло время оценить вашу работу на уроке.
Подсчитаем жетоны. Если не хватает на оценку, дополнительные вопросы. Назвать имена существительные по первым буквам жетонов. Или термин существительного, перечислить морфологические признаки.
Домашнее задание. Параграф 88, упр. 476.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО
(Теперь поговорим о синтаксической роли имени существительного).
12. «Синтаксический разбор»
( Задания по рядам. Каждый ряд записывает свое предложение и выполняет синтаксический разбор предложения. На задание - 5-6 минут; дети оценивают работы учащихся).
Предложения:
Кленовый листочек скользит в быстром потоке весеннего ручейка.
Звонко поют птицы, и звенят под деревьями весенние ручейки.
По глухим чащобам и болотам ранней весной пробирался охотник.
Вывод:
- Каким членом предложения может быть имя существительное? (Любым).
- Ребята, давайте обобщим, что мы узнали об имени существительном?