Урок русского языка по теме «Значение глагола, его грамматические признаки» (6 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 6 им. К. Минина»
Русский язык
Урок по теме
«Значение глагола, его грамматические признаки»
6 класс
Учитель: Пушкина Т. Н.
Цель урока:
- повторить и углубить знания учащихся по теме,
- полученные в 5 классе.
Ход урока
Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос-повторение.
Сообщение темы урока.
Учитель предлагает учащимся вспомнить, что на-
зывается глаголом, что изучали ранее, привести примеры, подобранные дома. Уточняется их значение
Объяснительный диктант.
В сентябре
В тихие сентябрьские дни берёзка сбрасывает листья. Пламенеет клён, побурел дуб. Липа кидает зубчатые монетки в чёрную воду реки. На лист-
веннице скоро пожелтеет хвоя. Её золотые иголочки будут лежать и в зимнюю пору на белоснежной скатерти.
Работа по тексту диктанта.
- Подчеркнуть подлежащее и сказуемое.
- Указать, какой частью речи выражено сказуемое.
- Определить время глаголов.
- В чём происходит согласование глагола-сказуемого с подлежащим?
Выполнение упражнения учебника по теме устно и
выборочно письменно.
Работа с таблицей на доске.
Записаны в три столбика слова:
- зелень, рассвет, старик;
- зелёная, светлая, старый;
- зазеленеет, посветлел, стареет.
а) сопоставить глаголы с существительным и прилагательным;
б) указать, какой частью речи являются слова в таблице;
в) определить их по грамматическим признакам;
г) подобрать к существительным прилагательные,
к глаголам -существительные, к прилагательным-
существительные.
д) разобрать однокоренные слова по составу.
8. Учитель обращает внимание на то, что умение
хорошо разбираться в составе слова также помога-
ет правильно и быстро распознавать части речи.
Письменный разбор по морфемам глаголов
ПРОЧИТАЮ, ЗАДУМАЛА.
10. Значение глагола в речи.
а) Работа с текстом.
Учитель:
Русский язык богат глаголами. Это даёт возмож-
ность выражать мысли более точно, ярко, образно.
б) Чтение стихотворения М. Исаковского.
Ветер
Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше,
Поиграл немного
Ветками черёмух,
Пожурил за что-то
Воробьёв знакомых
И, расправив бодро
Молодые крылья,
Полетел куда-то
Вперегонку с пылью.
в) Работа с текстом стихотворения.
- найти и подчеркнуть глаголы;
- проанализировать их;
- обратить внимание на значение глагола
ПОЖУРИЛ.
Самостоятельная работа.
- Списать с доски предложения.
- Заменить прилагательные глаголами.
Синее небо. Вокруг золотая рожь.
Вдали тёмный лес.
Получится:
Синеет небо. Вокруг золотится рожь.
Вдали темнеет лес.
- Сопоставить тексты.
- Вывод: и в том и в другом случае даётся описание природы, но прилагательные создают картину не-
подвижности, покоя, а глаголы - картину действия, движения.
Подведение итогов урока.
Выставление оценок.
Домашнее задание. Составить миниатюру, испо-
льзуя глаголы, обозначающие цвет. Тема-любая.
Слово учителя.
Пусть школа вам будет в радость!
Пусть уроки вам будут в радость!
Пусть дружба вам будет в радость!
Пусть жизнь вам будет в радость!
Работа с дневниками учащихся по итогам урока.