12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Шарко Ирина Анатольевна1898 Мне бы хотелось, чтобы мои дети обладали изящным, пытливым умом, были востребованы временем, чтобы каждый из них нашел себя и свое место в жизни, был ответственен и самостоятелен.
Мне бы хотелось, чтобы дети выросли милосердными и сострадательными. Россия, Ставропольский край, Апанасенковский район, с. Дивное |
Урок русского языка. Тема урока:Имя существительное как часть речи.Постоянные и непостоянные признаки имен существительных.
Урок русского языка. 4 класс «Школа России».
Тема: Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных.
Цель:
Проконтролировать степень усвоения основных знаний, умений и навыков, изученных и сформированных на предыдущих уроках по данному учебному материалу; воспроизвести и систематизировать знания учащихся о грамматических признаках имени существительного; проверить умения учащихся: находить имена существительные среди других частей речи.
Продолжить работу по развитию устной речи обучающихся (умению рассказать об имени существительном, доказать принадлежность слова к данной части речи в форме самостоятельного рассуждения); умению отличать имя существительное от других частей речи; умению определять морфологические и грамматические признаки изучаемой части речи.
Осуществлять нравственное воспитание обучающихся, дать понятие в ходе урока о значении слов: товарищество, взаимопомощь, дружба.
Задачи:
Повторить, какова роль имён существительных в речи, постоянные и
непостоянные признаки имён существительных.
Развивать умения находить в тексте имена существительные, разбирать имя существительное как часть речи.
Формирование УУД
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, толковый словарь С.И. Ожегова, Даля, Ушаков, Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера, ватманы, фломастеры.
Способы обучения:
групповой;
индивидуальный;
дифференцированный;
фронтальный.
Методы обучения:
наблюдение;
моделирование;
сравнение;
комментирование;
группировка
Ход урока:
1.Организационный момент.
Учитель: Замечательно, что мы сегодня все вместе. Давайте подарим друг другу улыбки и с хорошим настроением приступим к уроку.
2. Актуализация знаний.
Замечательно, что мы сегодня все вместе. Давайте подарим друг другу улыбки и с хорошим настроением приступим к уроку.
Учитель:
Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным – полно,
А безымянных нету.
- Для чего нужны в русском языке слова?
Учащиеся: Слова – главный работник в языке. С их помощью мы называем предметы, признаки, действия, состояния.
Учитель: - К какой части речи относятся слова, дающие названия зверям, предметам, вещам?
Учащиеся: - К имени существительному.
3. Формулирование темы.
Учитель: - Кто сможет сформулировать тему урока? А какие цели мы с вами поставим перед собой? Правильно, сегодня мы с вами повторим все, что изучали на прошлых уроках об имени существительном. А для этого мы с вами отправимся в морское путешествие по страницам русского языка (звучит музыка «Шум моря»)
Учитель: - Итак, в путь! (Вдруг в класс врываются пираты.)
Учитель: - Что это еще такое?
Пираты: - Ура, мы захватили школьный корабль! Давайте-ка сюда, ваши сокровища!
Учитель: - Ну что вы, у нас одно сокровище – наши знания!
Пираты: - А вот сейчас мы и проверим, каковы ваши знания! И если вы не выполните наши задания, то мы навсегда заберем ваш корабль.
Учитель: - А мы вас не боимся, задавайте ваши вопросы!
Пираты: - Это черная метка, вот сейчас и посмотрим, сможете ли вы ее разгадать! (показывают ребус со словом корабль) Дети разгадывают.
Учитель: - Пираты, а вы сами знаете, что это за слово? Какая часть речи?
Пираты: - Ну это…, как бы… (затрудняются ответить)
Учитель: - Я предлагаю всем временное перемирие. Давайте, для начала причалим к берегу и отправимся в Академический городок, а вы посмотрите, как будут вести работу так называемые «ученые советы». Мы научим вас правильно работать со словом.
4. Работа в группах.
Словарная работ «Черная метка».
Организация групповой работы.
Группы – «ученые советы» - формируются по цвету: «Морфология», «Фонетика», «Словообразование», «Орфография», «Лексика», «Синтаксис», «Творческая группа». (Самостоятельная исследовательская работа групп).
Каждой группе выдается лист и маркер для выполнения работы, памятка и словарь.
ПАМЯТКИ:
а) «Лексика»
-этимологический анализ слова;
-уточнение значения слова;
б) «Морфология»
- изучает части речи;
- имя существительное;
-вопросы кто? что;
-предмет;
-одушевленное – неодушевленное;
-род;
-число.
в) «Словообразование»
-подбор однокоренных слов;
-определение приставки;
-корня;
-суффикса;
-окончания.
г) «Фонетика»
- изучает звуки речи;
-запись транскрипции слова;
-обозначение звуков цветом;
- ? букв, ? звуков.
д) «Орфография»
-изучает правила правописания;
-поставить ударение;
-подсчет количества трудностей;
-определение правила проверки.
е) «Синтаксис»
-изучает смысл и структуру предложения;
-составление предложения со словарным словом;
-запись с комментированием;
-синтаксический разбор предложения.
ж) «Творческая группа»
-составление загадок со словарным словом;
-поиск пословиц и поговорок;
-кроссвордов;
-ребусов.
2. Проверка работы.
Докладчик выходит к доске, прикрепляет к ней лист с докладом и рассказывает о том, что узнал «ученый совет». Ученики слушают и оценивают работу данной группы жестами, показывают свое согласие или несогласие с полученными результатами.
Учитель: Давайте узнаем, что узнал «ученый совет» «Лексика»?
а) Докладчик «ученого совета» «Лексика»:
КОРАБЛЬ - от корабъ "легкое судно, лодка". Большинством ученых объясняется как заимствованное из греческого языка, где karabos "судно" возводят к слову «краб» (судно в таком случае могло быть названо по крабовой круглой форме в отличие от быстроходных продолговатых кораблей). Однако более убедительным является толкование других ученых, которые считают, что korabъ исконное для славян слово, которое произошло от той же основы, что
В наше время существует еще одно значение слово корабль – это летательный космический аппарат, который служит для доставки людей и грузов на низкие околоземные орбиты. Космический корабль должен обеспечивать экипажу защиту от космической среды (вакуум, вредные излучения).
б) Докладчик «ученого совета» «Морфология»:
КОРАБЛЬ - имя существительное. Отвечает на вопрос что? Обозначает предмет. Неодушевленное, мужского рода, единственного числа.
в) Докладчик «ученого совета» «Словообразование»:
Однокоренные слова: корабль, корабельный, кораблестроительный, кораблик…
Корень слова –корабл, нулевое окончание.
г) Докладчик «ученого совета» «Фонетика»:
Демонстрирует транскрипцию слова: (карабыл,). В этом слове ___4____согласных звуков, ____3________ гласных. Мягкий знак звуком не является, а обозначает мягкость предыдущего.
е) Докладчик «ученого совета» «Орфография»:
В слове корабль ударение падает на гласную, а, значит первая гласная – безударная, в слабой позиции, ее нужно проверить. Гласная проверяемая, ее можно проверить словом линкор. После б слышится дополнительный звук «ы», но его писать не нужно, это надо запомнить. В этом слове две орфографические трудности.
Учитель: Линкор – военный корабль с орудиями от 80 до 200, членов экипажа до 2000. Эти корабли были на вооружении до 20 века.
Линкор – сложное слово, во втором корне «о» ударный. Это единственное проверочное слово для слова корабль.
ж) Докладчик «ученого совета» «Синтаксис»:
Мы составили со словом корабль предложение:
Старый корабль обошел вокруг света и возвращался домой.
В этом предложении говорится о корабле, что? Корабль – это подлежащее выраженное существительным, подчеркиваем одной чертой, корабль что сделал? Обошел и возвращался – это сказуемые, подчеркиваем двумя чертами. Составляем схему предложения ( - = ,=). Предложение простое, с однородными сказуемыми, распространенное.
з) Докладчик «ученого совета» «Творческая группа»:
Мы нашли такие пословицы:
Лучше потерять якорь, чем весь корабль.
Большому кораблю – большое плавание.
Даже большой корабль может затонуть от маленькой течи.
Не верь морю, верь кораблю.
И такую интересную скороговорку:
Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель.
И матросы две недели карамель на мели ели.
Учитель: Ну как, уважаемые пираты, понравились ли вам наши «ученые советы»?
Пираты: - Молодцы, справились с заданием, а можно мы останемся? Мы тоже хотим обогатиться знаниями!
2. Конкурс «Коралловые рифы».
- Конечно, но боюсь, что мы не можем отправиться дальше, путь нам преградили коралловые рифы. Чтобы их преодолеть, нужно из ряда слов убрать «лишнее» слово и доказать, почему оно лишнее.
1 команде: Карнавал, веселье, решение, ветер, шторм, сосновый.
Дети: лишнее слово сосновый, так как это имя прилагательное и отвечает на вопрос: какой?, а остальные слова на вопрос что?– это существительные.
2 команде: Рояль, алмаз, свобода, работает, традиция, счастье.
Дети: лишнее слово работает, так как это глагол и отвечает на вопрос: что делает?, а остальные слова отвечают на вопрос что?- это существительные.
Пираты: - Ой, хочется кости поразмять! (потягиваются)
Учитель: - А давайте проведем физкультминутку полезную не только для здоровья, но и для ума.
3 задание «Физкультминутка».
Учитель: Если существительное будет отвечать на вопрос кто, поднимите руки вверх, если на вопрос что? – руки вперед, если встретятся другие части речи, то нужно присесть.
Сначала дети читают стихотворение и маршируют.
Имя существительное
Очень удивительное.
На вопрос кто? что?
Отвечать оно должно!
Учитель произносит слова: люстра, палуба, голубой, корабль, юнга, капитан, мальчик, попугай, бегать, гроза, шторм, карась, окно.
(пираты ошибаются в упражнениях)
Учитель: - Молодцы ребята, а вот пиратам еще поучиться надо!
4 задание «Шторм»
Учитель: - Ребята, посмотрите, как портится погода, срочно нужно вспомнить какие признаки есть у имени существительного? (постоянные: это одушевленность или неодушевленность и род и непостоянные –это число).
Учитель: - А как вы понимаете выражение «постоянный признак»? (Признак, который есть в любой форме данного слова, он есть всегда).
- Погода хорошая, можно снова отправиться в путь!
5 задание «Бутылка»
Пираты: - Ребята, нами была поймана бутылка, а в ней письмо одного моряка. Вы не могли бы нам помочь, найти в тексте все имена существительные?
Учитель: А, давайте, усложним задание! Первая команда выписывает одушевленные имена существительные, а вторая – неодушевленные. Нужно указать род и число каждого слова.
«Дорогие мореплаватели!
Наш корабль стоял у берегов Антарктиды. Матросы решили поиграть на ледяном поле в футбол. Только принялись гонять мяч, как появились необычные зрители. Это были пингвины. С серьезным видом птицы наблюдали за непонятной игрой. Вдруг мяч попал в белую манишку одного из любопытных наблюдателей.
Задрав клюв, вожак бросился за белым мячом. За ним последовали остальные птицы. С хриплым криком птицы бегали за мячом, принимали его не только на ногу, но и на белоснежную грудь и крохотную головку. А самые азартные игроки старались удержать мяч в маленьком, но очень крепком клюве. Получилось забавное зрелище.
Одушевленные: Неодушевленные:
мореплаватели – м. р., мн. ч. корабль – м.р., ед.ч.
матросы – м. р., мн.ч. Антаркитида – ж. р., ед. ч.
зрители – м. р., мн. ч. футбол – м. р., ед. ч.
пингвины – м. р., мн. ч. поле – ср. р., ед. ч.
птицы – ж. р., мн. ч. мяч – м. р., ед. ч.
наблюдатели – м. р., мн. ч. манишка – ж. р., ед ч.
вожак – мр. р., ед ч клюв – м. р., ед ч.
игроки – м. р., мн. ч. на ногу – ж.р., ед. ч.
зрелище – ср. р., ед ч.
головку – ж. р., ед. ч.
грудь- ж. р., ед. ч.
игрой – ж. р., ед. ч.
Учитель: - Посмотрите на текст, сколько существительных?
Учащееся: Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Имена существительные обозначают предметы, явления, состояния. Бывают одушевленные и неодушевленные.
Учитель: - Какое правило вы вспомнили, выполняя это задание? (чтобы определить род имени существительного, которое стоит во множественном числе, нужно поставить это существительное в единственное число, т. е. в начальную форму.).
Задание 6: «Творческая работа».
Учитель: - А теперь давайте потренируемся. Напишем небольшое мини- сочинения об этом случае от лица пингвина, в которого попал мяч.
(ребята выполняют задание)
Пираты: - Зачитайте свои сочинения! (дети зачитывают получившиеся сочинении) Нам очень понравилось! Как интересно!
Задание 7 «Поединок капитанов»
Пираты: - А давайте проверим знания капитанов команд. Капитаны, выходите на поединок!
Учитель: - Поединок ведется устно. Один капитан получает карточку с существительными во множественном числе, другой с существительными в единственном числе. Первый читает существительное в единственном числе, а второй изменяет число и называет то же существительное во множественном числе.
Материал для поединка:
1). утенок, кот, мышонок, тополь, щенок, улей, рог, пень, зеркало;
2). цыплята, края, поленья, сны, поросята, перья, жеребята, дни, звенья;
Учитель: - Какие признаки были у этих имен существительных?
Учащиеся: - Непостоянные, потому, что их можно изменять.
Учащиеся: - Подходит к концу наше путешествие, расскажите мне все, что вы знаете об имени существительном по плану:
1. Что обозначает имя существительное, на какие вопросы отвечает. Приведите примеры.
2. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. (Приводят примеры).
3. Имена существительные мужского, женского и среднего рода. (Приводят примеры).
4. Изменение имен существительных по числам. (Приводят примеры).
6. Рефлексия:
Пираты: Молодцы, ребята! Сегодня вы хорошо поработали! Оставляем вас в покое, не будем забирать корабль (уныло).
Учитель: - Ребята, а давайте пиратам на память оставим волшебную картину подводного мира, которая выразит настроение нашего урока. Сейчас каждый из вас подумает, какое настроение у него было на уроке, понравился ли ему урок и выберет рыбку соответствующего цвета.
7. Домашнее задание - творческое:
1. Составить «Энциклопедию одного слова» - словарного, по вашему выбору.
2. Написать мини сочинение «Морское путешествие».