12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шарко Ирина Анатольевна1898
Мне бы хотелось, чтобы мои дети обладали изящным, пытливым умом, были востребованы временем, чтобы каждый из них нашел себя и свое место в жизни, был ответственен и самостоятелен. Мне бы хотелось, чтобы дети выросли милосердными и сострадательными.
Россия, Ставропольский край, Апанасенковский район, с. Дивное
6

Урок русского языка. Тема урока:Имя существительное как часть речи.Постоянные и непостоянные признаки имен существительных.

Урок русского языка. 4 класс «Школа России».

Тема: Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных.

Цель:

Проконтролировать степень усвоения основных знаний, умений и навыков, изученных и сформированных на предыдущих уроках по данному учебному материалу; воспроизвести и систематизировать знания учащихся о грамматических признаках имени существительного; проверить умения учащихся: находить имена существительные среди других частей речи.

Продолжить работу по развитию устной речи обучающихся (умению рассказать об имени существительном, доказать принадлежность слова к данной части речи в форме самостоятельного рассуждения); умению отличать имя существительное от других частей речи; умению определять морфологические и грамматические признаки изучаемой части речи.

Осуществлять нравственное воспитание обучающихся, дать понятие в ходе урока о значении слов: товарищество, взаимопомощь, дружба.

Задачи: 

Повторить, какова роль имён существительных в речи, постоянные и

непостоянные признаки имён существительных.

Развивать умения находить в тексте имена существительные, разбирать имя существительное как часть речи.

Формирование УУД

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, толковый словарь С.И. Ожегова, Даля, Ушаков, Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера, ватманы, фломастеры.

Способы обучения:

групповой;

индивидуальный;

дифференцированный;

фронтальный.

Методы обучения:

наблюдение;

моделирование;

сравнение;

комментирование;

группировка

Ход урока:

1.Организационный момент.

Учитель: Замечательно, что мы сегодня все вместе. Давайте подарим друг другу улыбки и с хорошим настроением приступим к уроку.

2. Актуализация знаний.

Замечательно, что мы сегодня все вместе. Давайте подарим друг другу улыбки и с хорошим настроением приступим к уроку.

Учитель:

Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным – полно,
А безымянных нету.

- Для чего нужны в русском языке слова?

Учащиеся: Слова – главный работник в языке. С их помощью мы называем предметы, признаки, действия, состояния.

Учитель: - К какой части речи относятся слова, дающие названия зверям, предметам, вещам?

Учащиеся: - К имени существительному.

3. Формулирование темы.

Учитель: - Кто сможет сформулировать тему урока? А какие цели мы с вами поставим перед собой? Правильно, сегодня мы с вами повторим все, что изучали на прошлых уроках об имени существительном. А для этого мы с вами отправимся в морское путешествие по страницам русского языка (звучит музыка «Шум моря»)

Учитель: - Итак, в путь! (Вдруг в класс врываются пираты.)

Учитель: - Что это еще такое?

Пираты: - Ура, мы захватили школьный корабль! Давайте-ка сюда, ваши сокровища!

Учитель: - Ну что вы, у нас одно сокровище – наши знания!

Пираты: - А вот сейчас мы и проверим, каковы ваши знания! И если вы не выполните наши задания, то мы навсегда заберем ваш корабль.

Учитель: - А мы вас не боимся, задавайте ваши вопросы!

Пираты: - Это черная метка, вот сейчас и посмотрим, сможете ли вы ее разгадать! (показывают ребус со словом корабль) Дети разгадывают.

Учитель: - Пираты, а вы сами знаете, что это за слово? Какая часть речи?

Пираты: - Ну это…, как бы… (затрудняются ответить)

Учитель: - Я предлагаю всем временное перемирие. Давайте, для начала причалим к берегу и отправимся в Академический городок, а вы посмотрите, как будут вести работу так называемые «ученые советы». Мы научим вас правильно работать со словом.

4. Работа в группах.

Словарная работ «Черная метка».

Организация групповой работы.

Группы – «ученые советы» - формируются по цвету: «Морфология», «Фонетика», «Словообразование», «Орфография», «Лексика», «Синтаксис», «Творческая группа». (Самостоятельная исследовательская работа групп).

Каждой группе выдается лист и маркер для выполнения работы, памятка и словарь.

ПАМЯТКИ:

а) «Лексика»

-этимологический анализ слова;

-уточнение значения слова;

б) «Морфология»

- изучает части речи;

- имя существительное;

-вопросы кто? что;

-предмет;

-одушевленное – неодушевленное;

-род;

-число.

в) «Словообразование»

-подбор однокоренных слов;

-определение приставки;

-корня;

-суффикса;

-окончания.

г) «Фонетика»

- изучает звуки речи;

-запись транскрипции слова;

-обозначение звуков цветом;

- ? букв, ? звуков.

д) «Орфография»

-изучает правила правописания;

-поставить ударение;

-подсчет количества трудностей;

-определение правила проверки.

е) «Синтаксис»

-изучает смысл и структуру предложения;

-составление предложения со словарным словом;

-запись с комментированием;

-синтаксический разбор предложения.

ж) «Творческая группа»

-составление загадок со словарным словом;

-поиск пословиц и поговорок;

-кроссвордов;

-ребусов.

2. Проверка работы.

Докладчик выходит к доске, прикрепляет к ней лист с докладом и рассказывает о том, что узнал «ученый совет». Ученики слушают и оценивают работу данной группы жестами, показывают свое согласие или несогласие с полученными результатами.

Учитель: Давайте узнаем, что узнал «ученый совет» «Лексика»?

а) Докладчик «ученого совета» «Лексика»:

КОРАБЛЬ - от корабъ "легкое судно, лодка". Большинством ученых объясняется как заимствованное из греческого языка, где karabos "судно" возводят к слову «краб» (судно в таком случае могло быть названо по крабовой круглой форме в отличие от быстроходных продолговатых кораблей). Однако более убедительным является толкование других ученых, которые считают, что korabъ исконное для славян слово, которое произошло от той же основы, что кора, короб, корыто. По этой этимологии корабль буквально - "судно, похожее на долбленую или плетеную, обтянутую кожей посудину"

В наше время существует еще одно значение слово корабль – это летательный космический аппарат, который служит для доставки людей и грузов на низкие околоземные орбиты. Космический корабль должен обеспечивать экипажу защиту от космической среды (вакуум, вредные излучения).

б) Докладчик «ученого совета» «Морфология»:

КОРАБЛЬ - имя существительное. Отвечает на вопрос что? Обозначает предмет. Неодушевленное, мужского рода, единственного числа.

в) Докладчик «ученого совета» «Словообразование»:

Однокоренные слова: корабль, корабельный, кораблестроительный, кораблик…

Корень слова –корабл, нулевое окончание.

г) Докладчик «ученого совета» «Фонетика»:

Демонстрирует транскрипцию слова: (карабыл,). В этом слове ___4____согласных звуков, ____3________ гласных. Мягкий знак звуком не является, а обозначает мягкость предыдущего.

е) Докладчик «ученого совета» «Орфография»:

В слове корабль ударение падает на гласную, а, значит первая гласная – безударная, в слабой позиции, ее нужно проверить. Гласная проверяемая, ее можно проверить словом линкор. После б слышится дополнительный звук «ы», но его писать не нужно, это надо запомнить. В этом слове две орфографические трудности.

Учитель: Линкор – военный корабль с орудиями от 80 до 200, членов экипажа до 2000. Эти корабли были на вооружении до 20 века.

Линкор – сложное слово, во втором корне «о» ударный. Это единственное проверочное слово для слова корабль.

ж) Докладчик «ученого совета» «Синтаксис»:

Мы составили со словом корабль предложение:

Старый корабль обошел вокруг света и возвращался домой.

В этом предложении говорится о корабле, что? Корабль – это подлежащее выраженное существительным, подчеркиваем одной чертой, корабль что сделал? Обошел и возвращался – это сказуемые, подчеркиваем двумя чертами. Составляем схему предложения ( - = ,=). Предложение простое, с однородными сказуемыми, распространенное.

з) Докладчик «ученого совета» «Творческая группа»:

Мы нашли такие пословицы:

Лучше потерять якорь, чем весь корабль.

Большому кораблю – большое плавание.

Даже большой корабль может затонуть от маленькой течи.

Не верь морю, верь кораблю.

И такую интересную скороговорку:

Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель.

И матросы две недели карамель на мели ели.

Учитель: Ну как, уважаемые пираты, понравились ли вам наши «ученые советы»?

Пираты: - Молодцы, справились с заданием, а можно мы останемся? Мы тоже хотим обогатиться знаниями!

2. Конкурс «Коралловые рифы».

- Конечно, но боюсь, что мы не можем отправиться дальше, путь нам преградили коралловые рифы. Чтобы их преодолеть, нужно из ряда слов убрать «лишнее» слово и доказать, почему оно лишнее.

1 команде: Карнавал, веселье, решение, ветер, шторм, сосновый.

Дети: лишнее слово сосновый, так как это имя прилагательное и отвечает на вопрос: какой?, а остальные слова на вопрос что?– это существительные.

2 команде: Рояль, алмаз, свобода, работает, традиция, счастье.

Дети: лишнее слово работает, так как это глагол и отвечает на вопрос: что делает?, а остальные слова отвечают на вопрос что?- это существительные.

Пираты: - Ой, хочется кости поразмять! (потягиваются)

Учитель: - А давайте проведем физкультминутку полезную не только для здоровья, но и для ума.

3 задание «Физкультминутка».

Учитель: Если существительное будет отвечать на вопрос кто, поднимите руки вверх, если на вопрос что? – руки вперед, если встретятся другие части речи, то нужно присесть.

Сначала дети читают стихотворение и маршируют.

Имя существительное

Очень удивительное.

На вопрос кто? что?

Отвечать оно должно!

Учитель произносит слова: люстра, палуба, голубой, корабль, юнга, капитан, мальчик, попугай, бегать, гроза, шторм, карась, окно.

(пираты ошибаются в упражнениях)

Учитель: - Молодцы ребята, а вот пиратам еще поучиться надо!

4 задание «Шторм»

Учитель: - Ребята, посмотрите, как портится погода, срочно нужно вспомнить какие признаки есть у имени существительного? (постоянные: это одушевленность или неодушевленность и род и непостоянные –это число).

Учитель: - А как вы понимаете выражение «постоянный признак»? (Признак, который есть в любой форме данного слова, он есть всегда).

- Погода хорошая, можно снова отправиться в путь!

5 задание «Бутылка»

Пираты: - Ребята, нами была поймана бутылка, а в ней письмо одного моряка. Вы не могли бы нам помочь, найти в тексте все имена существительные?

Учитель: А, давайте, усложним задание! Первая команда выписывает одушевленные имена существительные, а вторая – неодушевленные. Нужно указать род и число каждого слова.

«Дорогие мореплаватели!

Наш корабль стоял у берегов Антарктиды. Матросы решили поиграть на ледяном поле в футбол. Только принялись гонять мяч, как появились необычные зрители. Это были пингвины. С серьезным видом птицы наблюдали за непонятной игрой. Вдруг мяч попал в белую манишку одного из любопытных наблюдателей.

Задрав клюв, вожак бросился за белым мячом. За ним последовали остальные птицы. С хриплым криком птицы бегали за мячом, принимали его не только на ногу, но и на белоснежную грудь и крохотную головку. А самые азартные игроки старались удержать мяч в маленьком, но очень крепком клюве. Получилось забавное зрелище.

Одушевленные:                               Неодушевленные:

мореплаватели – м. р., мн. ч.          корабль – м.р., ед.ч.

матросы – м. р., мн.ч.                     Антаркитида – ж. р., ед. ч.

зрители – м. р., мн. ч.                     футбол – м. р., ед. ч.

пингвины – м. р., мн. ч.                  поле – ср. р., ед. ч.

птицы – ж. р., мн. ч.                       мяч – м. р., ед. ч.

наблюдатели – м. р., мн. ч.             манишка – ж. р., ед ч.

вожак – мр. р., ед ч                        клюв – м. р., ед ч.

игроки – м. р., мн. ч.                       на ногу – ж.р., ед. ч.

                                                      зрелище – ср. р., ед ч.

                                                      головку – ж. р., ед. ч.

                                                      грудь- ж. р., ед. ч.

                                                      игрой – ж. р., ед. ч.

Учитель: - Посмотрите на текст, сколько существительных?

Учащееся: Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Имена существительные обозначают предметы, явления, состояния. Бывают одушевленные и неодушевленные.

Учитель: - Какое правило вы вспомнили, выполняя это задание? (чтобы определить род имени существительного, которое стоит во множественном числе, нужно поставить это существительное в единственное число, т. е. в начальную форму.).

Задание 6: «Творческая работа».

Учитель: - А теперь давайте потренируемся. Напишем небольшое мини- сочинения об этом случае от лица пингвина, в которого попал мяч.

(ребята выполняют задание)

Пираты: - Зачитайте свои сочинения! (дети зачитывают получившиеся сочинении) Нам очень понравилось! Как интересно!

Задание 7 «Поединок капитанов»

Пираты: - А давайте проверим знания капитанов команд. Капитаны, выходите на поединок!

Учитель: - Поединок ведется устно. Один капитан получает карточку с существительными во множественном числе, другой с существительными в единственном числе. Первый читает существительное в единственном числе, а второй изменяет число и называет то же существительное во множественном числе.

Материал для поединка:

1). утенок, кот, мышонок, тополь, щенок, улей, рог, пень, зеркало;

2). цыплята, края, поленья, сны, поросята, перья, жеребята, дни, звенья;

Учитель: - Какие признаки были у этих имен существительных?

Учащиеся: - Непостоянные, потому, что их можно изменять.

Учащиеся: - Подходит к концу наше путешествие, расскажите мне все, что вы знаете об имени существительном по плану:

1. Что обозначает имя существительное, на какие вопросы отвечает. Приведите примеры.

2. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. (Приводят примеры).

3. Имена существительные мужского, женского и среднего рода. (Приводят примеры).

4. Изменение имен существительных по числам. (Приводят примеры).

5. Какими членами предложения бывают имена существительные. (Приводят примеры).

6. Рефлексия:

Пираты: Молодцы, ребята! Сегодня вы хорошо поработали! Оставляем вас в покое, не будем забирать корабль (уныло).

Учитель: - Ребята, а давайте пиратам на память оставим волшебную картину подводного мира, которая выразит настроение нашего урока. Сейчас каждый из вас подумает, какое настроение у него было на уроке, понравился ли ему урок и выберет рыбку соответствующего цвета.

7. Домашнее задание - творческое:

1. Составить «Энциклопедию одного слова» - словарного, по вашему выбору.

2. Написать мини сочинение «Морское путешествие».

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.