Открытый урок русского языка «Обобщение знаний об имени существительном как части речи» (2 класс)
Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя: Миккоева Светлана Юрьевна
Учебный предмет: русский язык
Класс: 2 класс
Автор УМК (программы учебного курса): Русский язык .2 класс В.П Канакина,В.Г Горецкий(Школа России) учебник 2-12 года.
Тема урока: «Обобщение знаний об имени существительном как части речи».
Тип урока: урок - обобщение
Цель: обобщение знаний об имени существительном.
Учебные задачи :
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
Проявление творческого отношения к процессу обучения, эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения взаимодействовать в паре, группе.
Формирование ответственности перед коллективом.
положительное отношение к учению, уважительное отношение к собеседнику.
Формирование познавательной потребности.
2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):
Познавательные умения:
Определять отличительные особенности частей речи и обосновывать своё мнение.
Строить предложения со словами.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Давать оценку своим действиям, оценивать результат.
Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Различать слова с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами.
Регулятивные умение:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке.
Формулировать затруднение, с которым столкнулись на уроке, оценивать сложившуюся учебную ситуацию.
Наблюдать, выделять общие и существенные признаки, связи, отношения, выделять главное.
Готовность слушать и вести диалог.
Коммуникативные умения:
Умение слушать и понимать других.
Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
2.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
Знать основные признаки имени существительного.
Иметь представление о значении предметности, одушевленности и неодушевленности, вопросах существительных (кто? что?).
Уметь отличать имена существительные от других слов.
Уметь изменять имена существительные по числам.
Классифицировать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, собственные и нарицательные имена существительные.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая работа, работа в парах.
Оборудование: карточки с заданиями, рабочая тетрадь, цветочки.
Ресурсы: интерактивная доска.
№ |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Результаты: формируемые УУД |
1. |
Организационный момент.
|
-Здравствуйте, ребята. -Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте их поприветствуем, улыбнёмся им. -Динь – динь - динь, звенит звонок, Начинается урок. Будем мы писать красиво, Будем дружно отвечать, Будем думать, рассуждать, Дисциплину соблюдать.
|
Подготовка класса к работе. Учащиеся приветствуют друг друга, гостей, учителя.
|
Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательность, доброты, любви:
|
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
|
Актуализация знаний. Постановка темы и целей урока.
Словарная работа.
СЛАЙД 1
СЛАЙД 2
СЛАЙД 3
СЛАЙД 4
СЛАЙД 5
СЛАЙД 6
СЛАЙД 7
Постановка темы и цели урока.
СЛАЙД 8
Обобщение и систематизация знаний.
Работа с правилами по теме «Имя существительное».
СЛАЙД 9
СЛАЙД 10
СЛАЙД 11
СЛАЙД 12
СЛАЙД 13
СЛАЙД 14
СЛАЙД 15
СЛАЙД 16
СЛАЙД 17
СЛАЙД 18
СЛАЙД 19
СЛАЙД 20
Игра «Орфографический мяч».
СЛАЙД21
Неодушевленные и одушевлённые имена существительные.
СЛАЙД 22
Физкультминутка
СЛАЙД 23 Продолжение работы на уроке.
Собственные и нарицательные имена существительные.
СЛАЙ 24 (ЗВУК) Единственное и множественное число имён существительных.
СЛАЙД 25
Рефлексия.
СЛАЙД 26
Домашнее задание. Выставление оценок. |
-Какое сегодня число?(18 марта) -Что вы можете рассказать про сегодняшнее число? (первый весенний месяц, ударение в слове, количество букв и звуков в слове, количество слогов). - Молодцы! -Записываем в тетрадь число классная работа. 18 марта. Классная работа. - Сейчас вам нужно будет отгадать загадки. Я буду загадывать их, а вы отгадку должны записать к себе в тетрадь. -Обратите внимание, что это будут словарные слова, поэтому будем ставить ударение и подчёркивать безударную гласную. Он коричневый, большой, Спит в берлоге под сосной. А весной начнет реветь Косолапый зверь… (медведь) Рыжая плутовка (лисица) И красива, и стройна (берёза) Комочек пуха, Длинное ухо, Прыгает ловко, Любит морковку. (заяц) Хоть поменьше воробья, (синица) Дунул ветерок немножко В серебристые ладошки, Задрожала ими сильно Боязливая … - Проверьте, правильно ли вы написали. Откройте орфографический словарь в конце учебника. Оцените себя на полях. ! - сделал всё правильно +- допустил одну ошибку - - допустил более двух ошибок - А теперь проверим все вместе с доской. - Проговорим каждое слово с ударением и назовём безударную гласную в каждом слове, проверим проверяемые или непроверяемые это безударные гласные.
- К какой части речи относятся все эти слова? - Давайте проверим. Будем задавать вопросы к каждому слову. -Итак, мы выяснили, что все эти слова имена существительные. -Как вы думаете, чем сегодня мы будем заниматься на уроке? -Чтобы вам было немного легче догадаться и правильно сформулировать тему нашего урока, я на доске приготовила для вас подсказку. -Прочитаем её. Нужно прочитать слово по стрелкам. Попробуем. -Молодцы! -Так, а теперь попробуем сформулировать тему нашего урока и цель. -Тема нашего урока «Обобщение и повторение знаний об имени существительном».
- Сегодня на уроке мы будет повторять и обобщать знания об имени существительном. -На нашем уроке мы отправимся на прогулку в весенний лес. Ранней весной. - Посмотрите, как красиво в лесу, тихо и дышится легко. Вдохните аромат леса. Воздух чистый, морозный. Вот выглянуло солнышко. Ещё много снега, но уже ощущается тепло весеннего солнца. -Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях.
-Перед прогулкой в лес вспомним лесные правила.
Если в лес пришёл гулять, Свежим воздухом дышать, Бегай, прыгай и играй, Только чур не забывай, Что в лесу нельзя шуметь, Даже очень громко петь, Испугаются зверюшки, Убегут с лесной опушки. Ты в лесу всего лишь гость. Здесь хозяин – дуб и лось. Их покой побереги, Ведь они нам не враги! - А кого из лесных обитателей можно увидеть в лесу ранней весной? -А можно увидеть в лесу животных название, которых мы записывали вначале урока? -Мы с ними сегодня встретимся в лесу. Эти животные подготовили для вас много интересных заданий. -Ну что вперёд?! -Посмотрите, кого мы с вами первого встречаем в лесу. -Правильно, это заяц. -Давайте посмотрим, что он для нас приготовил. -Давайте прочитаем его задание на доске. -Нам нужно будет вспомнить правила, с которыми мы знакомились по теме «Имя существительное». -Это игра называется «Доскажи словечко…» Имя существительное-это ______________, обозначающая___,отвечающая на вопросы ____ и ____. Одушевлённые имена существительные обозначают _______________ и отвечают на вопрос____________. Неодушевлённые имена существительные не обозначают___________________и отвечают на вопрос__________. Собственные имена существительные-это_______________________________________. Имена собственные пишутся с __________________. Нарицательные имена существительные- это______________________________. Нарицательные имена существительные пишутся___________________________. Имена существительные в единственном числе обозначают _______________. Имена существительные во множественном числе обозначают __________________. -Обрати ли вы внимание, что у зайца есть мяч? -Он предлагает нам поиграть нам в мяч. -Я называю вам имя существительное, а вы, кидая мне мяч обратно, должны назвать вопрос, на который отвечает это имя существительное. -Начнём? -Мама, конфета, стол, ягода, мяч, учитель, девочка, погода, земля, водитель, фотография, тетрадь, звезда, крокодил. -Молодцы!
-В нашем лесу обитает лиса, -Кто же это? -Правильно. Это рыжая лисица. -Что же приготовила она для нас?! -Давайте прочитаем задание. -Данные слова, записаны на карточках. Карточки на ваших партах. Прочитаем эти слова. -Давайте подумает, на какие Две группы нужно их распределить? -Правильно. Неодушевлённые и одушевлённые.
-Вспомните, на какой вопрос отвечают одушевлённые имена существительны и неодушевлённые имена существительные. -Запишите в свою тетрадь эти слова, распределяя их в два столбика. В первый столбик мы запишем слова одушевлённые, а во второй столбик неодушевлённые. Одуш. Неодуш. Кот ручка жираф хлеб мальчик вьюга
-Давайте проверим, что у вас получилось. Проверьте, так ли вы разделили эти слова. - Какие орфограммы встретились в словах? -Посмотрите, какое интересное задание придумала ещё для нас лисица. -Давайте подумаем, что здесь нужно сделать. -Нам необходимо рассадить пассажиров в свои поезда. -В первом поезде поедут все предметы, которые отвечают на вопрос Кто? А во втором предметы, которые отвечаю на вопрос Что? - Чтобы правильно сделать это задание, что необходимо делать нам? -Правильно. Задавать вопрос к предметам. -Начнём. -А отдыхать мы сегодня будем с пользой. -Мы с вами выучили небольшую песенку в стихах про имя существительное. -Давайте познакомим наших гостей с этой песенкой. Вещи, люди и цветы,
- Посмотрите, что это такое. -Это берлога медведя. В наших краях в это время он ещё не просыпается. Но задание для нас заранее приготовил. -На ваших столах есть карточки с конвертиками. Это письмо от медведя. Сейчас вы будете работать в парах. На карточках есть два столбика. - Обратите внимание, в первом столбике слова есть, а во втором их нет. Вам нужно дополнить словами второй столбик. Имена __________________ Кличка животного ________________ Город __________________ Река ___________________ Фамилия ________________________ Страна ______________ -Задание понятно? -Начинайте работать. -Проверим, что у вас получилось. -Скажите, чем отличаются слова правого столбика от слов левого столбика? -Правильно. В левом столбике имена существительные собственные, а в правом нарицательные имена существительные. -Как написали имена собственные? -Как написаны имена нарицательные? - Чтобы ещё раз закрепить орфограмму собственные имена существительные. Я попрошу вас записать в свою тетрадь имя и фамилию вашего соседа по парте. -Давайте проверим, что у вас получилось. -Молодцы! (звук птицы) -Что это за звук? -Это синица. -Что же она приготовила для нас? -Сейчас вам предстоит поработать в группах. На столах у вас есть карточки, на которых предложен набор букв, но среди этих букв спрятаны слова, которые вам необходимо найти. Найденное слово можно обвести или подчеркнуть. -Давайте проверим, получилось ли вам найти все слова. Дерево, белки, шкаф, молоко, сосны, кроты. -А теперь давайте попробуем распределить эти слова на две группы. Подумайте, на какие две группы можно их распределить. -Распределите их на островах. Потом проверим, что у вас получилось. Подумайте внимательно. -Проверим. Действительно, слова, которые находятся в единственном числе и слова, которые находятся во множественном числе. -А что вы можете сказать про слово молоко? -Действительно, это слово может употребляться только в единственном числе. -Выберите из данных слов и составьте с ним предложение. Запишите его в тетрадь. Подчеркните подлежащее и сказуемое. -Молодцы! -Наша прогулка по весеннему лесу подходит к концу. -Пришло время подвести итоги. -О какой части речи шла речь сегодня на уроке? -Сейчас мы попробуем с вами обобщить все те знания, которые повторяли сегодня. На доске мы попробуем собрать большую схему про имя существительное. -У вас на столах есть большие карточки. - У каждого они разного цвета. Я начинаю говорить фразу, а вы поднимаете руку если у вас именно то слово, которое должно быть в этой фразе. 1. Имя существительное – это…… 2. Обозначает ……. 3.Отвечает на вопрос …… 4.Имена существительные бывают ……и ……. 5. Имена существительные бывают……и …….. 6.Имена существительные могут употребляться в……. 7. Имена существительные могут употребляться во………………. -Молодцы! Посмотрите, какая большая схема у нас получилась. Сколько много понятий мы знаем про имя существительное. -Посмотрите, на полянке уже расцветают подснежники. Будем их рвать и собирать? -Нет, так как подснежники – это первоцветы, которые занесены в Красную книгу. Находятся под охраной. - Мы сделаем свою полянку из цветов. У вас на столах есть цветочки разного цвета. -Если вы считаете, что у вас на уроке всё получилось - возьмите жёлтый цветок, если были небольшие затруднения - синий, если было трудно и надо ещё поработать по этой теме – красный.
-Дома вам нужно будет в тетрадь написать как можно больше имен существительных, которые нас окружают. Посмотрим, кто больше напишет имён существительных. -Давайте поставим за урок оценки.
|
Учащиеся работаю с числом. Называют всё то, что про него могут рассказать. Записывают число и классная работа в тетрадь.
Дети отгадывают загадки. Под диктовку учителя учащиеся записывают отгадку в тетрадь. В каждом слове ставят ударение и подчёркивают безударную гласную.
Проводится самопроверка. На карточках, приготовленные на столах учащиеся. Дети оценивают себя на полях в тетради. Далее проверка проходит вместе с учителем и интерактивной доской.
Учащиеся задают вопрос к каждому слову и выясняют, что все эти слова имена существительные.
Пробуют сформулировать тему урока и цель.
Вместе с учителем ребята проговаривают тему и цель сегодняшнего урока.
Учащиеся отвечают на вопросы.
Читают задание на интерактивной доске.
Проводится фронтальный опрос. Учащиеся вспоминают правила об имени существительном. Играю в игру «Доскажи словечко».
Дети читают задание с доски.
Отвечают на вопросы.
Вспоминают понятия одушевленные имена существительные и неодушевлённые. Записывают слова в два столбика. Проговаривают встретившиеся орфограммы.
Работают с интерактивной доской. Рассаживают пассажиров в вагончики. К каждому слову задают вопрос.
Учащиеся работаю с карточками в парах.
Дополняют слова левого столбика.
Проводится проверка вместе с учителем.
Учащиеся говорят, в чём отличия первого и второго столбиков.
Работа в группах. Ребята ищут среди набора букв слова. Подчёркивают их.
Проверка вместе с учителем.
Учащиеся вспоминают, на какие две группы можно разделить найденные слова.
Делят слова в два столбика на кругах Эйлера. Сверяют с доской.
Дети составляют предложение со словом, записывают в тетрадь, подчёркивают подлежащее и сказуемое
У каждого на парте есть большая карточка с каким - то слово.
Если у кого-то из ребят есть карточки, они выходят к доске и вешают её.
Ребята выбирают то цветок, который считаю нужным для себя. Проводится самооценка.
Учащиеся записывают домашнее задание. |
Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной форме.
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание. Регулятивные: - нацеливание на успешную работу. - выполнять задание в соответствии с поставленной целью.
Регулятивные: - осуществлять самоконтроль.
Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний; - осуществлять анализ объектов. Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других. Регулятивные. Принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу
Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других.
Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний; - осуществлять анализ объектов.
Познавательные. Устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные. Принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные. Использовать речь для регуляции своего действия
Коммуникативные: - умение заслушивать выступления других. - при необходимости исправить и дополнить, уточнить озвученный ответ. - строить высказывания, понятные для других.
Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной речи и понимать речь других.
Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной речи и понимать речь других.
Регулятивные: - выполнять задание в соответствии с поставленной целью
Коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний; - осуществлять анализ объектов. Познавательные: - выявлять сходство и различие объектов, -объединять в группы по признаку.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной речи и понимать речь других.
Коммуникативные: Умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности в статичных парах.
Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний; - осуществлять анализ объектов.
Регулятивные. Принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные: Умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности в статичных парах.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной речи и понимать речь других.
Регулятивные: -анализировать собственную работу. - принимать учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий.
Познавательные: - выявлять сходство и различие объектов, -объединять в группы по признаку.
Коммуникативные: - умение заслушивать выступления других. - при необходимости исправить и дополнить, уточнить озвученный ответ. - строить высказывания, понятные для других.
Регулятивные. Принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные. Устанавливать причинно-следственные связи.
Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний;
Личностные. Способность к самооценке на основе критерий успешной деятельности. |