Урок русского языка «Обобщение знаний об имени существительном» (2 класс)
Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя: Газарова Елена Николаевна
Учебный предмет: русский язык
Класс: 2 класс
Автор УМК (программы учебного курса): Русский язык .2 класс В.П Канакина, В.Г Горецкий (Школа России) учебник М.: Просвещение, 2016.
Тема урока: «Обобщение знаний об имени существительном».
Тип урока: урок - обобщение
Цель: обобщение знаний об имени существительном.
Учебные задачи:
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
Проявление творческого отношения к процессу обучения, эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения взаимодействовать в паре, группе.
Формирование ответственности перед коллективом.
положительное отношение к учению, уважительное отношение к собеседнику.
Формирование познавательной потребности.
2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):
Познавательные умения:
Определять отличительные особенности частей речи и обосновывать своё мнение.
Строить предложения со словами.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Давать оценку своим действиям, оценивать результат.
Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Различать слова с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами.
Регулятивные умение:
Уметь определять и формулировать цель на уроке.
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке.
Формулировать затруднение, с которым столкнулись на уроке, оценивать сложившуюся учебную ситуацию.
Наблюдать, выделять общие и существенные признаки, связи, отношения, выделять главное.
Готовность слушать и вести диалог.
Коммуникативные умения:
Умение слушать и понимать других.
Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
2.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
Знать основные признаки имени существительного.
Иметь представление о значении предметности, одушевленности и неодушевленности, вопросах существительных (кто? что?).
Уметь отличать имена существительные от других слов.
Уметь изменять имена существительные по числам.
Классифицировать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, собственные и нарицательные имена существительные.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая работа, работа в парах.
Оборудование: карточки с заданиями, рабочая тетрадь, цветочки.
Ресурсы: мультимедийная доска, проектор, компьютер.
№ |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Результаты: формируемые УУД |
1. |
Организационный момент.
|
-Здравствуйте, ребята. Давайте поприветствуем и улыбнёмся друг другу. -Мы с вами проведем сейчас урок русского языка. У вас на столах должны лежать учебники, рабочие тетради, пеналы и карточки для работы. Проверьте тихонько глазками, все ли готово к уроку. (Слайд 1.) Вот и прозвенел звонок, Начинается урок. Будем мы писать красиво, Будем дружно отвечать, Будем думать, рассуждать, Дисциплину соблюдать. |
Подготовка класса к работе. Учащиеся приветствуют друг друга и учителя.
|
Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательность, доброты, любви:
|
2.
3.
4.
5.
6.
7.
|
Актуализация знаний.
Чистописание.
Составление плана урока.
Словарная работа.
Определение основного вопроса урока.
Вспоминаем изученное
Физминутка 1.
Обобщение знаний.
Физминутка 2 (для глаз).
Рефлексия.
Домашнее задание. Выставление оценок.
|
-Какое сегодня число?(1 марта) (Слайд 2.) -Какое это время года? (Весна) - Поставьте ударение в слове «марта». - Сколько слогов в этом слове? - Сколько букв и звуков в этом слове? - Молодцы! -Записываем в тетрадь число, классная работа. 1 марта. Классная работа. (Щелчок 1.) СсУуЩщЕеСсТтВвИиТтЕеЛльНнОоЕе - Какие буквы видите? (Заглавные и строчные) - Какая буква лишняя? (ь) - Почему? (Нет заглавной пары, не обозначает звука) - Сядьте правильно, проверьте наклон тетради. - Запишите каллиграфически правильно строчные буквы. - Какое слово получилось? (существительное) - Как вы думаете, почему мы написали именно это слово? (изучаем эту часть речи) (Слайд 3.) Прежде, чем начать работать по теме, давайте составим с вами план урока. Итак, какие этапы урока мы знаем? Определяем основной вопрос урока. Вспоминаем изученное. Определяем тему и цель урока. Обобщаем знания. Рефлексия. Домашнее задание. (Слайд 4.) - Итак, первый этап урока «Определяем основной вопрос урока». -Сейчас вам нужно будет отгадать загадки. Я буду загадывать их, а вы отгадку должны записать к себе в тетрадь. -Обратите внимание, что это будут словарные слова, поэтому будем ставить ударение и подчёркивать безударную гласную. Он коричневый, большой, Спит в берлоге под сосной. А весной начнет реветь Косолапый зверь… (Щелчок 1.) (медведь) Рыжая плутовка (Щелчок 2.) (лисица) И красива, и стройна (Щелчок 3.) (берёза) Комочек пуха, Длинное ухо, Прыгает ловко, Любит морковку. (Щелчок 4.) (заяц) Хоть поменьше воробья, (Щелчок 5.) (синица) Дунул ветерок немножко В серебристые ладошки, Задрожала ими сильно Боязливая … - А теперь проверим, правильно ли вы написали. По моей команде, обменяйтесь тетрадями с соседом. - Проговорим каждое слово с ударением и назовём безударную гласную в каждом слове. -если нет ошибок, то на полях поставьте знак «+»; - если 1, 2 ошибки, то на полях поставьте знак «-»; - если больше 3 ошибок, то поставьте знак «!». Поднимите руки, у кого стоит знак «+». Молодцы! У кого стоит знак «-»? Нужно быть внимательнее. У кого знак «!»? Вам необходимо поработать над правописанием словарных слов. - Ребята, к какой части речи относятся все эти слова? Что нужно сделать, чтобы это понять? (Верно, задать вопрос) - На какие вопросы отвечают все эти слова? (Кто? Что?) -Итак, мы выяснили, что все эти слова- имена существительные. А с помощью, каких знаний можно отличить имя существительное от других частей речи? (Имена сущ-е обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? и что?). Верно. (Слайд 5.) -Как вы думаете, на какой основной вопрос урока мы будем сегодня отвечать? (Как отличить имя существительное от других частей речи?). Молодцы! (Слайд 6.) «Блиц-турнир». (Прикрепляю карточки- лучи с ответами вокруг солнца) - Отвечайте быстро и чётко: 1. Часть речи, обозначающая предмет…(имя существительное) 2. Отвечает на вопросы…(кто? что?) (на доске солнышко с надписью имя сущ., кто? что?) 3. Имена существительные бывают…(одушевлённые и неодушевлённые) (на доске лучики с этими названиями) 4. Имена существительные изменяются по…(числам) 5. Имена существительные, обозначающие 1 предмет стоят в …(ед.числе)(лучик) 6. Имена существительные, обозначающие несколько предмет стоят во …?(мн.числе) (лучик) 7. При изменении числа имени существительного изменяется его…(форма) 8. Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, географические названия и т.д.- это … (собственные) (лучик) 9. Все остальные имена существительные относятся к (нарицательным) (лучик) МОЛОДЦЫ! Итак, какие знания мы будем закреплять на уроке? (Знания об имени сущ-ом) (Слайд 7.) -Итак, а теперь, кто может сформулировать тему нашего урока и цель? -Верно. Тема нашего урока «Обобщение знаний об имени существительном». - Сформулируйте цель урока. (Сегодня на уроке мы будем повторять и обобщать знания об имени существительном). (Слайд 8.) А сейчас немного отдохнем. Звучит песня для физминутки «Весну звали». (Слайд 9.) Итак, следующий этап нашего урока – это…? Верно, мы будем обобщать знания об имени существительном. -А сейчас мы отправимся на прогулку в весенний лес. Закройте глазки и представьте себе лес. (Звучит музыка «Звуки леса») - Посмотрите, как красиво в лесу, тихо и дышится легко. Вдохните аромат леса. Воздух чистый, морозный. Вот выглянуло солнышко. Ещё много снега, но уже ощущается тепло весеннего солнца. -Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях. -Перед прогулкой в лес вспомним лесные правила. Если в лес пришёл гулять, Свежим воздухом дышать, Бегай, прыгай и играй, Только чур не забывай, Что в лесу нельзя шуметь, Даже очень громко петь, Испугаются зверюшки, Убегут с лесной опушки. Ты в лесу всего лишь гость. Здесь хозяин – дуб и лось. Их покой побереги, Ведь они нам не враги! -Мы сегодня встретимся в лесу с животными, название которых записывали вначале урока. Эти животные подготовили для вас много интересных заданий. -Ну что вперёд?! (Слайд 10.) -Посмотрите, кого мы с вами первого встречаем в лесу. Это заяц. -Он предлагает нам поиграть в мяч. -Я называю вам имя существительное, а вы, кидая мне мяч обратно, должны назвать вопрос, на который отвечает это имя существительное. -Начнём? -Мама, конфета, стол, ягода, мяч, учитель, девочка, погода, земля, водитель, фотография, тетрадь, звезда, крокодил. -Молодцы! Вывод: имена сущ- е отвечают на вопросы кто?что? (Слайд 11.) -Следующее задание от рыжей лисицы. -Давайте прочитаем задание. -Данные слова, записаны на карточках. Карточки на ваших партах. Прочитаем эти слова. -Давайте подумаем, на какие две группы нужно их распределить? (Работа в парах). -Правильно. Неодушевлённые и одушевлённые. -Вспомните, на какой вопрос отвечают одушевлённые имена существительны и неодушевлённые имена существительные. -Давайте проверим, что у вас получилось. Вывод: имена сущ- е бывают одуш- е и неодуш-е. -Запишите в свою тетрадь эти слова, распределяя их в два столбика. В первый столбик мы запишем слова одушевлённые, а во второй столбик неодушевлённые.(Дети записывают слова). Одуш. Неодуш. Кот ручка жираф хлеб мальчик вьюга (Слайд 12.) -А сейчас мы проведем физминутку для глаз.
(Слайд 13.) Итак, продолжим работу. - Посмотрите, что это такое. -Это берлога медведя. Он для нас приготовил следующее задание. -На ваших столах есть карточки. Это письмо от медведя. Сейчас вы будете работать в парах. На карточках есть два столбика. - Обратите внимание, в первом столбике слова есть, а во втором их нет. Вам нужно дополнить словами второй столбик – по 2 слова. Имена ______________________ Кличка животного ______________________ Город _______________________ Река _______________________ Фамилия ________________________ Страна _________________________ -Проверим, что у вас получилось. -Скажите, чем отличаются слова правого столбика от слов левого столбика? Вывод: имена сущ- е могут быть собственными и нарицательными. -Правильно. В правом столбике имена существительные собственные, а в левом-нарицательные имена существительные. -Как написали имена собственные? -Как написаны имена нарицательные? - Чтобы ещё раз закрепить орфограмму собственные имена существительные. Я попрошу вас записать в свою тетрадь имя и фамилию вашего соседа по парте. -Давайте проверим, что у вас получилось. -Молодцы! (Слайд 14.)(Звук птицы) -Что это за звук? -Это синица. -Что же она приготовила для нас? -Сейчас вам предстоит поработать в группах. На столах у вас есть карточки, на которых предложен набор букв. Среди этих букв спрятаны слова, которые вам необходимо найти. Найденное слово можно обвести или подчеркнуть. ТЭМДЕРЕВОТРЬБГБЕЛКИОЬКДЫТНПМ ВСТШКАФРЛЮЛШТЕМОЛОКОАЫУКТ БПОЕСОСНЫАЛОТЕНМТКРОТЫЪИТС -Давайте проверим, получилось ли вам найти все слова. Дерево, белки, шкаф, молоко, сосны, кроты. -А теперь давайте попробуем распределить эти слова на две группы. Подумайте, на какие две группы можно их распределить. - Потом проверим, что у вас получилось. Подумайте внимательно. -Проверим. Действительно, слова, которые находятся в единственном числе и слова, которые находятся во множественном числе. -А что вы можете сказать о слове «молоко»? -Действительно, это слово может употребляться только в единственном числе. Вывод: имена сущ- е могут употребляться в единственном числе и во множественном. -Давайте составим предложение, используя любое слово. Запишите его в тетрадь. Подчеркните подлежащее и сказуемое. Проверим. -Молодцы! -Наша прогулка по весеннему лесу подходит к концу. -Пришло время подвести итоги. -О какой части речи шла речь сегодня на уроке? -Сейчас мы попробуем с вами обобщить все те знания, которые повторяли сегодня. На доске мы попробуем собрать большую схему об имени существительном. -У вас на столах в каждой группе есть большие карточки. - У каждой группы они разного цвета. Я начинаю говорить фразу, а вы поднимаете руку если у вас именно то слово, которое должно быть в этой фразе, выходите к доске и прикрепляете свою карточку. 1. Имя существительное – это…… 2. Обозначает ……. 3.Отвечает на вопрос …… 4.Имена существительные бывают ……и ……. 5. Имена существительные бывают……и …….. 6.Имена существительные могут употребляться в…….и во ….числе -Молодцы! Посмотрите, какая большая схема у нас получилась. Как много понятий мы знаем об имени существительном. (Слайд 15.) «Полянка с подснежниками» -Посмотрите, на полянке уже расцветают подснежники. Будем их рвать и собирать? (Нет, так как подснежники – это первоцветы, которые занесены в Красную книгу. Находятся под охраной). (Слайд 16.) - Мы сделаем свою полянку из цветов. У вас на столах есть цветочки разного цвета. -Если вы считаете, что у вас на уроке всё получилось - возьмите красный цветок, если были небольшие затруднения - желтый, если было трудно и надо ещё поработать по этой теме – синий.
(Слайд 17.)
-Дома вам нужно будет в тетрадь написать десять имен существительных, которые нас окружают. -Давайте поставим за урок оценки.
|
Учащиеся работают с числом. Называют всё то, что про него могут рассказать. Записывают число и классная работа в тетрадь.
Дети каллиграфически записывают буквы в тетрадь.
Дети составляют план урока.
Дети отгадывают загадки. Под диктовку учителя учащиеся записывают отгадку в тетрадь. В каждом слове ставят ударение и подчёркивают безударную гласную.
Проводится взаимопроверка вместе с учителем и мультимедийной доской. Дети оценивают работу на полях в тетради.
Учащиеся задают вопрос к каждому слову и выясняют, что все эти слова имена существительные. Учащиеся рассказывают правила об имени существительном.
Повторяют знания об имени существительном.
Дети формулируют тему урока и цель.
Дети выполняют физминутку.
Играют в игру «Задай вопрос».
Вспоминают понятия одушевленные имена существительные и неодушевлённые. Записывают слова в свой столбик. Проговаривают встретившиеся орфограммы.
Дети читают стихотворение.
Учащиеся работаю с карточками в парах.
Дополняют слова правого столбика.
Проводится проверка вместе с учителем.
Учащиеся говорят, в чём отличия первого и второго столбиков.
Работа в группах. Ребята ищут среди набора букв слова. Подчёркивают их.
Проверка вместе с учителем.
Учащиеся вспоминают, на какие две группы можно разделить найденные слова. Делят слова в два столбика. Сверяют с доской.
Дети составляют предложение со словом, записывают в тетрадь, подчёркивают подлежащее и сказуемое
У каждой группы на парте есть большая карточка с каким - то слово.
Ребята выбирают тот цветок, который считают нужным для себя. Проводится самооценка.
Учащиеся записывают домашнее задание. |
Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной форме. Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание. Регулятивные: - нацеливание на успешную работу. - выполнять задание в соответствии с поставленной целью.
Регулятивные: - осуществлять самоконтроль.
Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний; - осуществлять анализ объектов. Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других. Регулятивные. Принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу
Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других.
Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний; - осуществлять анализ объектов.
Познавательные. Устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные. Принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные. Использовать речь для регуляции своего действия
Коммуникативные: - умение заслушивать выступления других. - при необходимости исправить и дополнить, уточнить озвученный ответ. - строить высказывания, понятные для других.
Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной речи и понимать речь других.
Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной речи и понимать речь других.
Регулятивные: - выполнять задание в соответствии с поставленной целью
Коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний; - осуществлять анализ объектов. Познавательные: - выявлять сходство и различие объектов, -объединять в группы по признаку.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной речи и понимать речь других.
Коммуникативные: Умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности в статичных парах.
Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний; - осуществлять анализ объектов.
Регулятивные. Принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные: Умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности в статичных парах.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной речи и понимать речь других.
Регулятивные: -анализировать собственную работу. - принимать учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий.
Познавательные: - выявлять сходство и различие объектов, -объединять в группы по признаку.
Коммуникативные: - умение заслушивать выступления других. - при необходимости исправить и дополнить, уточнить озвученный ответ. - строить высказывания, понятные для других.
Регулятивные. Принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные. Устанавливать причинно-следственные связи.
Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний;
Личностные. Способность к самооценке на основе критерий успешной деятельности. |