Конспект урока русского языка по теме «Обобщение знаний об имени существительном как части речи» (3–4 класс)

19
14
Материал опубликован 21 June 2020 в группе

«Обобщение знаний об имени существительном как части речи»

Тип урока: урок – обобщение

 

Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся об имени существительном как части речи, упражнять детей в правильном употреблении существительных в речи, развивать речь, логическое мышление, воспитывать познавательный интерес, любовь к родному слову, чувство радости в общей работе.

Учебные задачи :

1.Учебные задачи, направленные на достижение  личностных  результатов:

  • Проявление творческого отношения к процессу обучения, эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения взаимодействовать в паре, группе.

  • Формирование ответственности перед коллективом.

  • положительное отношение к учению, уважительное отношение к собеседнику.

  • Формирование познавательной потребности.

2.Учебные задачи, направленные  на достижение  метапредметных  результатов обучения

( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):

Познавательные умения:

·        Определять отличительные особенности частей  речи  и обосновывать своё мнение.

·        Строить  предложения со словами.

·        Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

·        Давать оценку своим действиям, оценивать результат.

·        Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

·        Различать слова с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами.

Регулятивные умение:

·        Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

·        Планировать свои действия в соответствии с   поставленной задачей.

·        Работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке.

·        Формулировать затруднение, с которым столкнулись на уроке, оценивать сложившуюся учебную ситуацию.

·        Наблюдать, выделять общие и существенные признаки, связи, отношения, выделять главное.

·        Готовность слушать и вести диалог.

Коммуникативные умения:

·        Умение слушать и понимать других.

·        Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

·        Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

3.Учебные задачи, направленные  на достижение предметных  результатов обучения:

  • Знать основные признаки имени существительного.

  • Иметь представление о значении  предметности, одушевленности и неодушевленности, вопросах существительных (кто? что?).

  •  Уметь отличать имена существительные от других слов.

  • Уметь изменять имена существительные по числам.

  • Классифицировать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, собственные и нарицательные имена существительные.

  •  

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая работа, работа в парах.

Оборудование: карточки с заданиями, рабочая тетрадь.

Ресурсы: интерактивная доска.

 

 Ход урока:

I. Организационный момент. (Создание положительного эмоционального настроя на деятельность, концентрация внимания).

Приветствие.

Все начинается со школьного звонка –

Дорога к звездам, тайны океана.

Все это будет поздно или рано,

Все это будет впереди, ребята, а пока...

В нашей школе стало тихо.

Прозвенел уже звонок.

Вижу, дети, все готовы?

Начинаем точно в срок.

На места все тихо сядем,

Не нарушим тишину.

Приготовились все слушать,

Я урок сейчас начну.

Мотивация.

 - Урок русского языка у нас сегодня необычный. Наш домовёнок Кузька, который часто помогает нам на уроках, сегодня решил отправить нас на прогулку. А куда он нас отправляет мы узнаем, отгадав загадку.

Это очень странный сад,

Звери в клетках там сидят,

Его парком называют

Люди в парке отдыхают.

Там укрытия, вольеры…

За забором ходят звери.

Как мы этот парк зовём?

И смотреть зверей идём?(зоопарк)

- Верно, это зоопарк.

                  

II. Открытие  темы и постановка учебной задачи. 

-Но не просто Кузька нас туда отправил, в клетках с животными он спрятал задания, чтобы проверить наши знания и умения по русскому языку. Ну что идём?

-Чтобы нам было легче ориентироваться в зоопарке, Кузька дал нам карту зоопарка.

            (презентация https://prezi.com/view/3YCFVBPaeT57ib0BBW1b/   или

                                         https://prezi.com/p/edit/xbrujsb-ebw-/

                                   слайд 1, «Добро пожаловать!»)

-Да вот он и сам нас встречает и уже спешит направить нас к первому животному, для этого нам будут даны подсказки-загадки.

            Подсказка 1

Что за чудо!

Вот так чудо!

Сверху блюдо!

Снизу блюдо!

Ходит чудо по дороге,

Голова торчит да ноги. (Черепаха)

-Мы направляемся к клетке с черепахой. У неё прямо на спинке задание для нас

              (презентация, слайд 2 «Работа в тетради») 

 

 Минутка чистописания (взаимопроверка)

жр мр ср жр мр ср

-Ребята, а вы не скажете, что это за шифровка такая у Кузьки? (женский род, мужской род, средний род)

- Это нам Кузька про какую-то часть речи намекает, которую мы недавно изучили. Не подскажете, что это за часть речи, которая имеет такие признаки? (Имя существительное)

-А вот у Кузьки ещё продолжение задания: разгадать ребусы, записать словарные слова и определить у них род. ( работа с сигнальными карточками)

- Скажите, а слов какого рода нет среди словарных слов?(мужского рода)

- Значит название второго животного, которого мы посетим в зоопарке, будет мужского рода. Но кто это? А вот и подсказка от Кузьки. Давайте её откроем.

 

              Подсказка 2

Длинная шея и длинные ноги.

Он может, как лошадь,

Бежать по дороге. (Страус)

      (на слайде видео о страусе)

                   (Переход на слайд 3 «Имя существительное»)

III. Выявление знаний об именах существительных.

 

- Отправляемся к клетке со страусом. А вот и следующее задание от Кузьки. Оно висит прямо на домике страуса.

Домовёнок  хочет узнать, что мы знаем об имени существительном.

          (работа с ментальной картой                        https://www.spiderscribe.net/app/?4421ed8dd694daadad7dbf429feb594e)

 

- Какие слова мы называем именами существительными?

-Только ли предметы обозначает? 

- Назовите постоянные и непостоянные признаки имени существительного.

-  Как изменяются имена существительные?

- Сколько родов у имени существительного?

- А как определить склонения имен существительных?

- Как определить склонение существительного, если оно стоит в косвенном падеже?

- Какое правило вы должны знать относительно существительных 3 - х склонений?

- У существительных, какого склонения на конце после шипящей пишется - ь знак?

- У существительных, каких склонений и в каких падежах  окончания- е,-и ?

- А что значит, изменить существительное по падежам?

- Как проверить безударные падежные окончания имён существительных?

                                                     (оценивание)

-О каком непостоянном признаке мы с вами не вспомнили подробно? (изменение существительных по числам)

- Значит название третьего животного, которого мы посетим в зоопарке, будет связано с числом, наверное, это будет множественное число. Но кто это? А вот и ещё одна  подсказка от Кузьки. Давайте её откроем.

 Подсказка 3

Любит сладкое примат-

Человека младший брат.

От бананов до безе

Обожает ….(Шимпанзе)

Переходим к клетке с обезьянками, их действительно здесь множественное число.

                            (слайд 4 «Физминутка» )

IV. Физминутка.

- Обезьянки такие подвижные, что хочется вместе с ними сделать разминку.

Разминка с капитаном Крабом

https://www.youtube.com/watch?v=WHsuZgtaEPs&list=PLM3urOdo-KCXhQuZUiDQlJN_8dqEq6kqK

-Вместе с нами все звери зоопарка сделали весёлую зарядку.

- Куда же нам теперь идти? А вот и подсказка.

        Подсказка 4

Бывает придорожное,

На пляже, молодёжное.

Здесь можно пиццы взять кусок,

Съесть пирожок и выпить сок. (Кафе)

- Какой Кузька молодец, всё предусмотрел, отправляемся в кафе.

             (слайд 5 «Кафе»)

 

V. Региональный компонент

- Ребята, а вам ничего не напоминает это кафе? (Казачью горницу)

- Нам нужно выполнить задание и показать, как мы знаем название казачьей посуды.

                      https://learningapps.org/watch?v=pi4cqwagt20

 

VI. Включение в систему знаний и повторение

- Ну что же, посмотрим подсказку Кузьки.

    Подсказка 5

Спасайтесь! Вас заперли!

- Пока мы отдыхали, непоседливые обезьянки сбежали из клетки и заперли нас в комнате отдыха кафе. И теперь, чтобы выбраться, нам необходимо найти и выполнить задания, чтобы открыть кодовый замок двери (квест «Закрытая комната»).

                               https://www.learnis.ru/198333/

- Теперь мы на свободе,  и пора продолжить путь дальше. Какая следующая подсказка?

 

    Подсказка 6

Посмотрите, дом стоит

До краёв водой налит,

Без окошек, но не мрачный,

С четырёх сторон прозрачный.

В этом домике жильцы

Все умелые пловцы. (Аквариум)

                       (слайд 6 «Аквариум»)

- Держим путь на аквариум. Задание у одной из рыбок. Но прежде, чем его выполнить, посмотрим видеошпаргалочку.

                https://biteable.com/watch/more-snappy-promo-scenes-copy-2274441

                https://learningapps.org/watch?v=pqzoxx5rj18

- Ну что, последняя подсказка. О чём она?

      Подсказка

Он самый долгожданный,

На празднике любом.

Значенья не имеет,

Кем будет сделан он… (Подарок)

- Движемся к месту, где нас ждут подарки. Но прежде, чем мы их получим, обобщим всё о чём мы говорили на уроке.

                 https://prezi.com/p/ria6hfea4igs/presentation/

VII. Рефлексия учебной деятельности

 - А теперь подарки от Кузьки. Он передал вам открыточки-обереги с его изображением.

- Какие чувства вы испытывали на уроке? (Выбрать подходящий вариант ответа для оценки своей работы на уроке)

☼ уверенность 

☼  радость 

☼  удовольствие 

☼  тревога

 

- Ребята, Кузьма благодарит вас за интересный урок. Он обязательно ещё не раз пригласит вас на прогулку в зоопарк, где познакомит с другими животными.

- До новых встреч!

 

 Для урока использованы следующие ресурсы:

https://prezi.com/

https://www.spiderscribe.net/

https://www.youtube.com/

https://learningapps.org/

https://www.learnis.ru/

https://biteable.com/

Комментарии

Спасибо за полезные практические материалы к уроку, отличная работа!

22 June 2020

Спасибо, Светлана Александровна, за вашу оценку!

22 June 2020

Большое спасибо!!!

22 June 2020

И вам, Ирина Владимировна, спасибо за внимание к моей работе.

22 June 2020

Отличная разработка!

22 June 2020

Спасибо большое, Елена Аркадьевна. Я рада, что вам понравился мой урок

22 June 2020

Замечательный урок!!!

22 June 2020

Большое спасибо, Наталья Владимировна, за ваш отзыв о моём уроке.

22 June 2020

Наталья Константиновна, большое спасибо за разработку урока. Вы выбрали интересную форму и задания. Все этапы логически взаимосвязаны, способствуют решению поставленных задач. Отлично используете различные ресурсы. Уверена, что урок детям понравился. Несомненно, данный ресурс окажет существенную помощь коллегам.

22 June 2020

Огромное спасибо вам, Лилия Вильевна, за подробную оценку моего урока. Стараюсь использовать разные ресурсы, постоянно нахожусь в поиске новых интересных ресурсов. Особенно мне нравится для создания презентаций использовать сайт prezi.com, получается находить оригинальные решения построения урока, например, как в этом уроке.

22 June 2020

Согласна, по поводу презентации, созданной в prezi.com. Она получается интераткивной, много можно использовать там ресурсов.

22 June 2020

В этом уроке, чтобы получить полное представление о нём, нужно параллельно чтению конспекта смотреть презентацию.

22 June 2020

Наталья Константиновна, поздравляю с высоким достижением! Ваш урок занял 2 место в конкурсе на лучший урок месяца!

10 July 2020

Спасибо большое, Раиса Поликарповна, за поздравление. Для меня это стало полной неожиданностью.

11 July 2020

Похожие публикации