Открытый урок «Смертная казнь как высшая мера наказания»
Тема урока: Смертная казнь как высшая мера наказания.
Цель: 1. Подвести учащихся к пониманию сложности проблемы сохранения
смертной казни в России и мире.
2. Формирование собственной позиции путем сбора и осмысления
разнообразной информации.
3. развитие критического мышления, осуществление поиска
информации, представленной в различных знаковых системах
(текст, диаграмма, таблица).
4. Развитие навыков ведения диспута.
5. Воспитание правового самосознания, правовой культуры,
толерантности.
Методы преподавания: исследовательский метод.
Тип урока: комбинированный.
Форма работы: индивидуальная и групповая.
Применяемые педагогические технологии: технология критического мышления, технология проблемного обучения, технология дебатов.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентации. На доске – фраза «Казнить нельзя помиловать» (без знаков препинания)
Опережающее задание: учащиеся делятся на несколько творческих групп, каждая их которых получает задание.
Для участия в дебатах формируются две группы:
Группа 1. (те, кто пришел к выводу о необходимости отмены моратория и
восстановления смертной казни) – сторонники смертной казни.
Группа 2. (те, кто полагают, что смертной казни нет места в современном
обществе) – противники смертной казни.
Задание для групп: найти доказательства своей позиции, подготовить аргументы в ее защиту.
Дополнительные задания:
Группа 3. провести анкетирование представителей разных групп населения
с целью выяснения отношения к смертной казни как высшей мере
наказания. Представить результаты социологического опроса.
Группа 4. подготовить данные о применении смертной казни в современном
мире.
План
Вступительное слово преподавателя.
В последнее время часто возникают дискуссии вокруг проблемы смертной казни. Является ли она фактором, сдерживающим преступность? Нарушает ли она права человека? Принять ли ее в современный период или отказаться от этого? Может ли государство оправдать или доказать необходимость подобной карательной меры для поддержания и охраны правопорядка?
Вопрос об отмене смертной казни на законодательном уровне или ее сохранении и отмене моратория на смертную казнь в нашей стране будет обсуждаться в ходе дебатов. Когда будут выслушаны мнения всех участников, будет проведено голосование. Вы проголосуете «за» или «против» смертной казни и в зависимости от итогов голосования мы поставим запятую в предложении, которое вы видите на доске «Казнить нельзя миловать».
Порядок проведения дебатов
1. Прежде чем начать обсуждение темы, вспомним правила ведения дискуссии (они могут быть представлены в виде памятки)
С уважением относись к мнению другого человека.
Любое высказывание должно быть аргументировано.
Придерживайся дружеского тона.
Не спорь ради спора.
2. Перед началом дебатов – выступление учащихся:
- о результатах проведенного социологического опроса об отношении к смертной казни,
- информация о применении смертной казни в различных странах мира
( представлена в виде презентации)
3. Выступление с аргументацией своей позиции сторонников смертной казни
4. Выступление с аргументацией своей позиции противников смертной казни
5. По ходу дебатов наблюдателями фиксируются основные аргументы разных позиций:
За против
1. наказание должно быть соразмерно 1. невозможность реабилитации
преступлению. (риск судебной ошибки)
2.фактор сдерживания для многих 2. не ведет к исправлению.
видов преступлений
3.защита общества от опасных элементов 3.существование палачей
4. экономическая несправедливость 4. не всегда сдерживающий
пожизненного заключения фактор
5. казнь более гуманна, чем 5. порождение жестокости в
пожизненное заключение обществе (казнь – узаконенное
убийство).
После подведения итогов дебатов учащиеся голосуют, выбирая ту позицию по отношению к смертной казни, которую они считают более аргументированной. Проходит подсчет голосов и один из учащихся по результатам ставит запятую в предложении на доске « Казнить нельзя миловать».
Литература:
Конституция РФ
Указ Президента РФ от 16.о5.96 «О поэтапном сокращении смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы»
Уголовный Кодекс РФ.