Статья «Учить и воспитывать – две стороны современного урока»
Учить и воспитывать –
две стороны современного урока
учитель начальных классов
Ковалева Ирина Ивановна
МБОУ «СОШ № 5»
город Обнинск
«Учить и воспитывать – как «молния» на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка – творческой мысли. Вот эта соединяющая мысль и есть главное в уроке».
(Е. Ильин)
Русский поэт Владимир Солоухин очень образно сказал: «Детство как почва, в которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но они есть. Потому они начинают прорастать. Биографии человеческой души, человеческие сердца - это прорастание семян, развитие их в крепкие и большие растения. Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые - хлебными колосьями, а некоторые - чертополохом».
Проблема воспитательного потенциала урока затрагивает разные стороны функционирования классно-урочно-предметной системы современной школы. Основой развития и воспитания ребенка продолжают оставаться фундаментальные знания, которые он получает в ходе образовательного процесса. Но образование личности должно быть ориентировано не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие самостоятельности, личной ответственности, созидательных способностей и качеств человека, позволяющих ему учиться, действовать и эффективно трудиться в современных экономических условиях. И, поэтому, урок - элемент воспитательной системы, назначение урока в передаче и овладении научных знаний о жизни, педагог не может иначе смотреть на урок, как на элемент воспитания личности, познающей закономерности жизни и строящей свою жизнь с учетом данных закономерностей. Объективность научных сведений гарантирует реальность планируемого результата, урок обретает свою огромную роль в становлении и развитии личности младшего школьника. Урок – ключевой элемент воспитания.
Содержание современных учебных программ обладает большим воспитательным потенциалом. Его реализация зависит от целенаправленного отбора содержания учебного материала, представляющего ученикам образцы подлинной нравственности, патриотизма, духовности, гражданственности, гуманизма. Профессионализм учителя заключается не столько в методической грамотности, сколько в умении отбирать материал к уроку, определять его образовательные и воспитательные возможности.
Талант педагога – в тонком чувствовании возможностей своего предмета в формировании моральных, интеллектуальных, волевых, эмоциональных качеств личности. А педагогический его профессионализм, входящего вместе с детьми на вершину культуры – это:
- знание философских, психологических биологических закономерностей развития ребенка;
- система профессиональных умений сотрудничества с детьми, обеспечивающих организацию жизнедеятельности ребенка как активного взаимодействия с окружающим миром;
- система мировоззренческих отношений к миру и системам отношений ценностям жизни на земле;
- система умений «прикосновения к личности» ребенка.
Содержание учебного предмета на уроке - мощный инструмент воздействия на структуру личности ребенка. Но внести позитивные изменения в эту структуру сможет только тот педагог, который сам прекрасно освоил этот инструмент и понимает его воспитательные возможности.
В.А. Сухомлинский называл таких учителей «умеющими воспитывать знаниями». Он писал: «У учителя, умеющего воспитывать знаниями, эти знания … выступают как инструмент, с помощью которого ученики сознательно осуществляют новые шаги в познании мира»
Реализация воспитательного потенциала содержания учебных программ достигается при условии:
- решения воспитательных задач в ходе каждого урока в единстве с задачами обучения и развития личности школьника;
- целенаправленного отбора содержания учебного материала, представляющего ученикам образцы подлинной нравственности;
- использования современных образовательных технологий;
- организации творческой исследовательской деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время.
Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных проблем общественного развития, а в современных условиях она приобретает особое значение. Дети испытывают дефицит знаний о духовных ценностях: (семья, добро, совесть, честь, верность). В свои выступлениях Президент РФ В.В. Путин и Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл говорили, что «…развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди…»
Как правило, большинство современных образовательных технологий предполагают на уроках активной деятельности учащихся на разных уровнях познавательной самостоятельности. Именно в этом заключается важнейшее условие реализации воспитательного потенциала современного урока. Конечно, на одном уроке у детей невозможно воспитать честность и милосердие, или мужество и вежливость, или какое-либо другое качество. Однако ставить такие задачи и реализовывать их необходимо. Нравственная ситуация на уроке заставляет ученика задуматься о своих отношениях к товарищам, к себе, к родителям, к школе. Возникают чувства, которые побуждают его к нравственной оценке своего поведения и взглядов. Чем чаще эта возможность реализуется, тем сильнее воспитывающее влияние учебного материала на детей. Рассмотрим воспитательные возможности урока математики.
Основные воспитательные функции предмета математики:
- должны воспитывать у учащихся логическую культуру мышления, строгость и стройность в умозаключениях;
- расширять кругозор учащихся, поднимать их общий культурный уровень через содержание математических задач.
На уроках математики ученику требуется каждый шаг своего решения аргументировать и доказывать свое мнение. Также у учащихся вырабатывается привычка к тому, что невнимательность при решении задачи приведет к ошибке, а любая неточность в математике – к неверному решению задачи. Поэтому занятия математикой дисциплинируют.
В отличии от многих других дисциплин математика имеет предметом своего учения не вещи и явления реального мира, а абстрагированные от них количественные отношения и пространственные формы. С древних времен математика рассматривалась как высшая мудрость. Так, древнегреческий ученый Платон считал математику необходимой для большинства людей. Он указывал на «…огромные развивающие возможности математики; … она пробуждает ум, придает ему гибкость, живость и памятливость…».
Кроме того, благодаря точному ответу в математических задачах, каждый ученик может после выполнения задания достаточно точно и объективно оценить свои знания и меру усилий, вложенных в работу, то есть дать себе самооценку, столь важную для формирования личности. Занимаясь математикой, каждый ученик воспитывает в себе такие личностные черты характера, как справедливость и честность; привыкает быть предельно объективным. Честная и добросовестная работа на уроках математики требует напряженной умственной деятельности, внимания, терпимости в преодолении различных трудностей. Поэтому уроки математики воспитывают в учениках трудолюбие, настойчивость, упорство, умение соглашаться с мнением других, доводить дело до конца, ответственность. На этих уроках формируется уважение к достижениям человеческого гения, убежденность в важности математических знаний в практической жизни ребенка, признание радости его творческого труда как одной из основных человеческих ценностей.
Школа не только учит, она готовит учащихся к самостоятельной жизни, формирует их как личность, поэтому беседы нравственного характера очень важны.
Математика в школе представляет собой учебную дисциплину, при изучении которой учащийся может ощутить радость маленького открытия, неожиданного решения задачи. Возникающие при этом чувство радости и удовлетворения от творческого труда оказывают сильное воспитательное воздействие, так как формируют у человека потребность в творческом труде.
Уроки литературного чтения являются источником нравственного воспитания. Обладая огромной силой психологического воздействия, художественная литература способствует формированию представлений о добре и зле, о месте и назначении человека в окружающем мире, развивает высокие чувства и нравственное сознание, формирует идеалы.
В последнее время особенно популярной становится идея не просто воспитания детей, а воспитание через искусство, через литературу. Умение понимать и переживать прекрасное не дается человеку от рождения, его, как и всякую человеческую способность, необходимо развивать.
Большие возможности духовно-нравственного воспитания и обучения заложены в содержании литературных произведений, изучаемых на уроках литературного чтения. Произведения литературы имеют особое значение в духовно-нравственном воспитании ученика начальной школы, в развитии его моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально - ценностного отношения к окружающему миру. Герои произведений вызывают у детей сочувствие к себе, помогают в проявлении самых простых формах чувства долга, уважения к родителям, умения поступиться своими желаниями. Все это является решающим фактором, обеспечивающим духовно - нравственное развитие школьников.
В своей работе использую разнообразные приемы и методы в воспитании и обучении детей. И одним из таких: является приобщение детей к волшебному миру сказок, который, позволяет сформировать у ребенка представление о том, что добро побеждает зло, но не само по себе, а путем преодоления трудностей.
В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы, часто искажающие первоначальный смысл сказки, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.
Одновременно с этим, в современных молодых семьях искажается и утрачивается роль бабушек в воспитании внуков. Бабушки-сказительницы, являясь соединяющим звеном поколений и традиций, глубже понимая смысл сказок и рассказывая их внукам, передавали им нравственные традиции, через сказку учили законам добра и красоты.
Великий русский педагог К.Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота народного творчества соответствует таким же свойствам детской психологии. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействия на ребенка.
Сказка – древнейший жанр народного творчества. Она несет в себе положительный эмоциональный заряд, который при грамотной работе педагога может быть привнесен в обучение. Духовно - нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. «В некотором царстве в некотором государстве...» или «В те далекие времена, когда животные умели разговаривать...» и ребенок уже покидает реальный мир и уносится в мир своих фантазий стимулируемых сказкой. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем.
Сильной стороной сказок является их активная, действенная направленность на победу, на торжество правды. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказочной истории. Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. Ребенок почти всегда сравнивает себя с положительным героем, а значит, сказка прививает добро.
Большой потенциал положительных нравственных поучений (в педагогическом смысле этого слова) несут в себе сказки. Они рассказываются на всех языках мира. Важна познавательная сторона сказки.
Велико значение сказок как средства развития речи учащихся. Одним из основных требований к учителю в работе со сказкой является ее выразительное чтение. Но в работе с младшими школьниками, на мой взгляд, сказку лучше рассказывать наизусть. Это вызывает у детей особый интерес. Учитель, рассказывая сказку, видит лица детей, оценивает их реакцию, а, используя мимику и жесты для восприятия происходящей ситуации, повышает ее значимость. Слушая, ребенок активно трудится — выбирает, оценивает, радуется, плачет. Ребенок, представив образы, учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им и верить в силы добра. Сказки можно рассматривать как способ снятия тревоги у ребенка. Проживая сказку, дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга. Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, дают простор творчеству. Сказка позволяет впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира.
Сказка не дает прямых наставлений детям – «Слушайся родителей», « Уважай старших», « Не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Например, сказка «Репка» учит младших быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье» учат дружить. Наказ «слушаться родителей» звучит в сказках «Гуси - лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка». Страх и трусость высмеивается в сказке «У страха глаза велики», хитрость – в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка – сестричка и серый волк». Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается «Крошечка – Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна – лягушка», мудрость восхваляется «Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел». Забота о близком поощряется в сказке: «Бобовое зернышко».
Отрицательные образы народной сказки и внешне не привлекательны (Баба-Яга, Див, Кощей Бессмертный). И поведение, и поступки характеризуют их с плохой стороны. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок: как дружба помогает победить зло «Зимовье», как добрые и миролюбивые побеждают «Волк и семеро козлят», что зло наказуемо «Кот, петух и лиса», «Заячья избушка».
Работу со сказкой я провожу как индивидуально, так и дифференцированно.
Если воспитательная работа ведется методически грамотно, то многие проблемы, снимаются почти автоматически. Понятие о нравственности, нормы и правила поведения, заложенные в ярких образах сказки, способствуют становлению нравственных представлений. На каждом возрастном этапе усваиваются более сложные нравственные понятия. Обогащение содержания речи, правильный выбор речевых средств определяют эффективность воспитательного процесса. На формирование нравственных представлений направлены воспитательные возможности сказки. Любая сказка обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. А.С. Пушкин писал о сказке: «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Она на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Дети легче понимают сказку, чем пресную взрослую речь. Поэтому, если взрослые хотят помочь объяснить что-то ребенку, поддержать его, придется вспомнить язык детства - сказку. Читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребенка. Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить, правильно выражаясь.
Через сказку перед нами раскрывается самобытная история народа. Не случайно в сказках родная земля для героя – самое святое на свете, ради нее он идет на подвиг, а сраженный в битве и упавший на землю, черпает у нее новые силы, что и помогает ему победить противника. Земля, народ и Родина – самое святое не только для героев сказок. Эти понятия неразделимы и могут быть выражены детьми как можно раньше и как можно лучше, не нужно забывать и о той атмосфере, в которой живет ребенок: она может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, то есть она активизирует весь механизм духовно - нравственного воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств. Психолого-педагогические возможности сказок обширны, они развивают личность ребенка, обогащают его внутренний мир, обучают, воспитывают.
Огромный воспитательный потенциал уроков поэзии мы видим в формировании эмоциональной культуры как одно из слагаемых культуры общения, которая в свою очередь, является компонентом культуры личности.
Границы школьного урока благодатно расширяются при организации интересных внеклассных занятий, на которых школьники проявляют себя, свободно высказывают свои мысли и сравнивают. «Хочешь наукой воспитать ученика, - писал Л.Н. Толстой, - люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят тебя и науку, и ты воспитаешь их, но ежели ты сам не любишь ее, сколько бы ты не заставлял учить, наука не произведет воспитательного воздействия».
Список литературы
1. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.
2. Вейкшан, В. А. Л.Н.Толстой о воспитании обучении / Академия пед. наук РСФСР, Инт-т теории и истории педагогики. - М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1968.
3. Санникова, А. И. Развитие творческого потенциала учащихся в образовательном процессе. - М.: Флинта, 2001.
4. Сухомлинский, В. А. О воспитании. - М., 1975.