Открытый урок.Осознание мотивации поведения героев, анализ их поступков с точки зрения норм морали в произведении Л.Н.Толстого «Лев и собачка».

2
0
Материал опубликован 14 May

Открытый урок.



Учитель: Гамидова Эльмира Шамиловна



Тема урока:

Открытый урок.Осознание мотивации поведения героев, анализ их поступков с точки зрения норм морали в произведении Л.Н.Толстого «Лев и собачка».

Цель урока: знакомство с произведением Л.Н. Толстого «Лев и собачка».

Задачи урока:

Образовательные:

1) продолжить работу по формированию навыков чтения

2) обучить выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении и анализу произведению

3) ввести понятие жанра “быль”.

Развивающие:

1) развивать грамотную монологическую речь

Воспитательные:

1) воспитывать любовь к животным, чувство ответственности за них, доброжелательное отношение к окружающим.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

- осознание значимости чтения для личного развития;

- формирование понятий о добре и зле, нравственности;

- формирование потребности в систематическом чтении;

Личностные результаты:

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Метапредметные УУД:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

- формирование умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Технологии: развивающего обучения, личностно – ориентированного обучения, технология деятельностного подхода, элементы проблемного обучения, технология продуктивного чтения, здоровьесберегающая, ИКТ.

Методы: частично – поисковый, проблемный, наглядно – иллюстративный, деятельностный

ИОС урока: учебник, презентация, раздаточный материал



Ход урока



I. Мотивация к учебной деятельности

Эпиграфом сегодняшнего урока станут слова:

«Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе» Л.Н.Толстой

- Как вы понимаете эти слова? Кто автор этих строк?

II. Актуализация знаний

Что знаете об этом писателе?

- С каким произведениями Л.Н. Толстого мы уже познакомились? («Прыжок»)

- А насколько внимательно мы изучили эти произведения, мы узнаем, проведя тестирование. У вас на партах лежат тесты, отметьте правильные ответы.

1. События происходят на …

2. Мальчик – герой произведения был сыном…

3. Обезьяна отняла у мальчика …

4. Обезьяна повесила шляпу на

5. Что заставило мальчика полезть на мачту за обезьяной?

6. Капитан вышел из каюты с ружьём, чтобы…

7. Почему капитан заплакал?

-У кого получилось слово? (Слово- ОТЛИЧНО)

III. Постановка учебной задачи

Повторение правил работы в парах

Задание: обсудите значение слова «клетка» и сделайте рисунок

Работа учащихся в парах.

Ученики показывают рисунок и объясняют значение слова «клетка» (шахматная, тетрадная, грудная, лестничная, клетка живого организма, предмет из прутьев для содержания птиц, животных)….

Проверка работы.

- Каких животных могут содержать в клетках?

- Сейчас я включу голос животного, а вы определите, какому животному принадлежит? (звучит рычание льва) .На доску вывешивается изображение льва. (Приложение 2)

- Кто из вас был в зоопарке? Кто видел льва? Что вы о нём можете рассказать? (Рассказ детей).

- Лев – это хищное животное из семейства кошачьих с короткой желтоватой шерстью и длинной гривой у самцов. Длина тела достигает 2 м 40 см, вес более 230 кг.

- Лев обладает отличным зрением и слухом, очень осторожен. Голос у него необычной силы. Страх и сильное смятение овладевают дикими и домашними животными, когда они слышат это могучее рычание. В зоопарке они доживают до 50 лет.

- А сейчас прочитайте стихотворение « про себя»



5

Ты не бросай в собаку камень,

Пусть это лишь бездомный пес,

Но он и так до боли ранен,

Хоть и не знает горьких слез.

(Чтение стихотворения « про себя», чтение стихотворения хором)

Ребята, как вы думаете, каким тоном будем читать стихотворение? (Грустно, печально.) Почему? (Ответы детей.

А сейчас прочитаем вслух, соблюдая выбранную интонацию.

на доску изображение собаки)

В последнее время на улицах города бродят бездомные собаки.

Бездомная собака – брошенный друг. Друг, которого предали и довели до озлобления и отчаяния. У кого из вас есть собаки? Как вы заботитесь о них? (рассказы детей)

А знаете ли вы, что собака шесть тысячелетий живёт рядом с человеком? Это первое прирученное им животное. Помните! Мы в ответе за тех, кого приручили.

Прогнозирование

- Как вы думаете, почему сегодня на уроке литературного чтения мы говорим о льве и собачке?

- Теперь проверим по учебнику, подтвердилось ли ваше предположение. Заодно мы с вами еще раз потренируемся в ориентировании в учебнике:

- Откройте оглавление

- Вспомните, над каким разделом мы работаем? (Великие русские писатели)

- А теперь открываем нужную страницу учебника, прочитайте, как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся?

О чём нам может рассказать заголовок? (О хищном льве и маленькой собачке.)

Прочитайте слово под заголовком. Что оно обозначает?

Что означает слово «быль»? (– Это быль – то, что было; рассказ о действительном происшествии.)

Найдём в словаре Ожегова

- Ребята, а что нового мы можем узнать сегодня по этой теме, над чем мы должны поработать?

По ходу озвучивания учащимися задач урока, учитель вывешивает на доску опорные слова:

Познакомиться…

-Узнать об…

-Безошибочно…

-Будем учиться выражать…

IV. Изучение нового материала.

1. Раскрытие образов льва и собачки в обычной жизни.

Ребята, как вы думаете могут ли два абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык? Рассмотрите фотографии льва и собаки (НА ДОСКЕ).

В группе на листочках запишите краткие характеристики этих животных.

(Лев Собачка)

Проверка работы.

- А что произойдет, если хищное и домашнее животное окажутся в одной клетке

( В это время учитель достает большой файл, расчерченный на клетки, и накладывает на изображения льва и собаки)

2. Первичное восприятие текста.

Послушайте историю, которая произошла очень давно в далеком городе Лондоне, столице Англии.

Л. Н. Толстой не был в Англии. Возможно, эту историю писателю рассказал кто-нибудь из моряков, кто бывал в Лондонском порту. И, услышав ее, Лев Николаевич не остался к ней равнодушен, а написал об этом рассказ «Лев и собачка».

Какие цели поставим перед собой?

После чтения ответьте на вопрос: о чем (а не о ком) эта быль?

Прослушивание аудиозаписи рассказа (Во время прослушивания ученики следят по тексту в учебнике отмечают: каков лев? какая собачка?)

3. Беседа по содержанию текста

Вы очень внимательно слушали эту историю. Ответьте на вопрос: о чем эта быль? ( О любви и привязанности животных друг к другу)

Назовите главных героев были.

Где происходит действие?

Какой эпизод показался вам самым напряженным?

4.Эмоциональная оценка

- Какие чувства возникли у вас? Почему?( Ученики высказывают свое мнение, используя слова-опоры)

На столах лежат листочки, на которых написаны слова: злость, радость, восхищение, тоска, печаль, грусть, удивление, гнев,)

Было ли вам кого-нибудь жалко?

5. Словарная работа

- Какие слова вам были не понятны и вы хотели бы уточнить их значение? Поработаем над их лексическим значением.

Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа (зоопарк)

Барин – богатый человек, дворянин , помещик.

Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.

Бился – совершал резкие движения, ударялся.

Метался – беспокойно двигался из стороны в сторону.

Издохла – умерла.

Засовы – большие дверные задвижки.

V. Физминутка

«Весёлый зоосад»

VI. Осмысление и закрепление изученного

Беседа по содержанию. Анализ произведения.

- Прочитайте первый абзац. Почему Л.Н. Толстой начал с этих слов? Что он хотел донести до нас?( Люди могут быть безжалостными.)

-В чем выражалась жестокость людей по отношению к животным в данном произведении? (Кошки, собаки и деньги уравниваются. В тексте эти слова соединении союзом «или». Если нет денег, то домашних животных, друзей человека, можно отдать на корм диким зверям.)

Упражнение «Чтение в темпе скороговорки» (прием по скорочтению):

- Найдите в тексте слово «ухватил». Прочитайте абзац полностью.

Подберите синоним к слову «ухватил».

- Почему именно это слово употребил автор, какой оттенок значения важен для него? (Ухватил – случайно схватил то, что подвернулось под руку)

- Найдите с тексте ответ на вопрос:

- Что чувствовала собачка в тот момент, когда ее бросили в клетку?( Ученики зачитывают абзац из текста)

- Какие словосочетания использует писатель, чтобы показать страх собачки?

Почему же лев не растерзал собачку, а заинтересовался ею? Что его удивило? Найдите и прочитайте строки.

Чтение текста учениками

- Приём «Выразительное чтение» (используя условные знаки: !(короткая пауза), !!(длинная пауза) ), \ (пониженная интонация), / (повышенная интонация), -------- (главное слово).).

- Упражнение «Буксир» - чтении в парах ( прием по скорочтению)

2. Работа в парах (составить диалог героев)

-Если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при первой встрече? (Ученики надевают маски льва и собаки)

Во что переросли чувства собачки и льва? (В дружбу).

Прочитайте, сколько прожили вместе лев и собачка?

- Как вы думаете, почему рассказ о целом годе жизни уместился в одном предложении?

- Найдите и прочитайте отрывок из текста о том, как лев переживал смерть собачки?

Прочитайте про себя последние два предложения. Скажите, чем заканчивается эта история?

3. Работа в группах.

- У каждого из вас есть картинка с изображением животного. Займите своё место в группе: группа 1 – изображение собачки; группа 2 – изображение льва; группа 3 – изображение льва и собачки в клетке.

Дети рассаживаются по разноуровневым группам.

Задание для 1 группы:

- Прочитайте отрывок из рассказа Л.Н. Толстого «Лев и собачка» и найдите в нем лишние предложения:

Собачонка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошёл к ней и понюхал её. Лицо у собаки было широкое, глаза большие, чёрные и блестящие; и зубы и клыки белые всегда торчали наружу.

Собачонка легла на спину, подняла лапки и стала, махать хвостиком.

Лев тронул её лапой и перевернул.

Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.

Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал её. Собака подняла свои короткие уши и металась из стороны в сторону, как будто спрашивал, в кого ему велят вцепиться.

Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке.

Задание для 2 группы:

Составить синквейн о льве.

3 прилагательных, описывающих льва

3 глагола, которые характеризуют действия льва.

Смысловая фраза.

Ассоциируемое слово, слово-резюме.

Задание для 3 группы:

Составить из слов три пословицы, выбрать ту пословицу, которая подходит к нашему сегодняшнему рассказу.

Старый друг лучше новых двух.

У страха глаза велики.

Мир не без добрых людей.

смелость, да нужна умелость.

Осуществляется проверка выполненной работы и оценивание каждой из групп.

VII. Подведение итога и рефлексия



1. Итог занятия

- Наш урок подошёл к концу. Достигли ли мы целей, которые ставили в начале нашего урока?

Какова была цель писателя?

Дети, прислушайтесь к слову “посочувствовали”. К чему же обращается писатель? (К нашим чувствам.)

2. Самооценка деятельности.

-Закончите фразы.

Сегодня на уроке:

Я узнал…

Я научился…

Новыми знаниями я смогу поделиться…

Выберите фразеологизм или пословицу которые характеризуют вашу работу сегодня: Гонять лодыря. Палец о палец не ударит. Работать на износ. Считал ворон. Шевелить мозгами. Краем уха. Хлопать ушами. Каша в голове. Ни в зуб ногой. Светлая голова. Работать с полной отдачей. Вкладывать душу.

(Каждая фраза записана на сердечке красного и белого цвета. Ученики прикрепляют их на большое сердце и оно все заполняется. )

- В основном сердце заполнено красным цветом. Это значит, вы активно работали , посочувствовали героям рассказа и не остались равнодушными.

VIII. Домашнее задание

Придумать свою концовку рассказа, чтобы она была радостной.

Свою работу вы можете проиллюстрировать.









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.