Открытый урок.Осознание мотивации поведения героев, анализ их поступков с точки зрения норм морали в произведении Л.Н.Толстого «Лев и собачка».
Открытый урок.
Учитель: Гамидова Эльмира Шамиловна
Тема урока:
Открытый урок.Осознание мотивации поведения героев, анализ их поступков с точки зрения норм морали в произведении Л.Н.Толстого «Лев и собачка».
Цель урока: знакомство с произведением Л.Н. Толстого «Лев и собачка».
Задачи урока:
Образовательные:
1) продолжить работу по формированию навыков чтения
2) обучить выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении и анализу произведению
3) ввести понятие жанра “быль”.
Развивающие:
1) развивать грамотную монологическую речь
Воспитательные:
1) воспитывать любовь к животным, чувство ответственности за них, доброжелательное отношение к окружающим.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
- осознание значимости чтения для личного развития;
- формирование понятий о добре и зле, нравственности;
- формирование потребности в систематическом чтении;
Личностные результаты:
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Метапредметные УУД:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
- формирование умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Технологии: развивающего обучения, личностно – ориентированного обучения, технология деятельностного подхода, элементы проблемного обучения, технология продуктивного чтения, здоровьесберегающая, ИКТ.
Методы: частично – поисковый, проблемный, наглядно – иллюстративный, деятельностный
ИОС урока: учебник, презентация, раздаточный материал
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности
Эпиграфом сегодняшнего урока станут слова:
«Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе» Л.Н.Толстой
- Как вы понимаете эти слова? Кто автор этих строк?
II. Актуализация знаний
Что знаете об этом писателе?
- С каким произведениями Л.Н. Толстого мы уже познакомились? («Прыжок»)
- А насколько внимательно мы изучили эти произведения, мы узнаем, проведя тестирование. У вас на партах лежат тесты, отметьте правильные ответы.
1. События происходят на …
2. Мальчик – герой произведения был сыном…
3. Обезьяна отняла у мальчика …
4. Обезьяна повесила шляпу на…
5. Что заставило мальчика полезть на мачту за обезьяной?
6. Капитан вышел из каюты с ружьём, чтобы…
7. Почему капитан заплакал?
-У кого получилось слово? (Слово- ОТЛИЧНО)
III. Постановка учебной задачи
Повторение правил работы в парах
Задание: обсудите значение слова «клетка» и сделайте рисунок
Работа учащихся в парах.
Ученики показывают рисунок и объясняют значение слова «клетка» (шахматная, тетрадная, грудная, лестничная, клетка живого организма, предмет из прутьев для содержания птиц, животных)….
Проверка работы.
- Каких животных могут содержать в клетках?
- Сейчас я включу голос животного, а вы определите, какому животному принадлежит? (звучит рычание льва) .На доску вывешивается изображение льва. (Приложение 2)
- Кто из вас был в зоопарке? Кто видел льва? Что вы о нём можете рассказать? (Рассказ детей).
- Лев – это хищное животное из семейства кошачьих с короткой желтоватой шерстью и длинной гривой у самцов. Длина тела достигает 2 м 40 см, вес более 230 кг.
- Лев обладает отличным зрением и слухом, очень осторожен. Голос у него необычной силы. Страх и сильное смятение овладевают дикими и домашними животными, когда они слышат это могучее рычание. В зоопарке они доживают до 50 лет.
- А сейчас прочитайте стихотворение « про себя»
5
Ты не бросай в собаку камень,
Пусть это лишь бездомный пес,
Но он и так до боли ранен,
Хоть и не знает горьких слез.
(Чтение стихотворения « про себя», чтение стихотворения хором)
– Ребята, как вы думаете, каким тоном будем читать стихотворение? (Грустно, печально.) Почему? (Ответы детей.
– А сейчас прочитаем вслух, соблюдая выбранную интонацию.
на доску изображение собаки)
– В последнее время на улицах города бродят бездомные собаки.
Бездомная собака – брошенный друг. Друг, которого предали и довели до озлобления и отчаяния. У кого из вас есть собаки? Как вы заботитесь о них? (рассказы детей)
– А знаете ли вы, что собака шесть тысячелетий живёт рядом с человеком? Это первое прирученное им животное. Помните! Мы в ответе за тех, кого приручили.
Прогнозирование
- Как вы думаете, почему сегодня на уроке литературного чтения мы говорим о льве и собачке?
- Теперь проверим по учебнику, подтвердилось ли ваше предположение. Заодно мы с вами еще раз потренируемся в ориентировании в учебнике:
- Откройте оглавление
- Вспомните, над каким разделом мы работаем? (Великие русские писатели)
- А теперь открываем нужную страницу учебника, прочитайте, как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся?
– О чём нам может рассказать заголовок? (О хищном льве и маленькой собачке.)
– Прочитайте слово под заголовком. Что оно обозначает?
– Что означает слово «быль»? (– Это быль – то, что было; рассказ о действительном происшествии.)
Найдём в словаре Ожегова
- Ребята, а что нового мы можем узнать сегодня по этой теме, над чем мы должны поработать?
По ходу озвучивания учащимися задач урока, учитель вывешивает на доску опорные слова:
Познакомиться…
-Узнать об…
-Безошибочно…
-Будем учиться выражать…
IV. Изучение нового материала.
1. Раскрытие образов льва и собачки в обычной жизни.
Ребята, как вы думаете могут ли два абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык? Рассмотрите фотографии льва и собаки (НА ДОСКЕ).
В группе на листочках запишите краткие характеристики этих животных.
(Лев Собачка)
Проверка работы.
- А что произойдет, если хищное и домашнее животное окажутся в одной клетке
( В это время учитель достает большой файл, расчерченный на клетки, и накладывает на изображения льва и собаки)
2. Первичное восприятие текста.
–Послушайте историю, которая произошла очень давно в далеком городе Лондоне, столице Англии.
Л. Н. Толстой не был в Англии. Возможно, эту историю писателю рассказал кто-нибудь из моряков, кто бывал в Лондонском порту. И, услышав ее, Лев Николаевич не остался к ней равнодушен, а написал об этом рассказ «Лев и собачка».
Какие цели поставим перед собой?
– После чтения ответьте на вопрос: о чем (а не о ком) эта быль?
Прослушивание аудиозаписи рассказа (Во время прослушивания ученики следят по тексту в учебнике отмечают: каков лев? какая собачка?)
3. Беседа по содержанию текста
– Вы очень внимательно слушали эту историю. Ответьте на вопрос: о чем эта быль? ( О любви и привязанности животных друг к другу)
– Назовите главных героев были.
– Где происходит действие?
– Какой эпизод показался вам самым напряженным?
4.Эмоциональная оценка
- Какие чувства возникли у вас? Почему?( Ученики высказывают свое мнение, используя слова-опоры)
На столах лежат листочки, на которых написаны слова: злость, радость, восхищение, тоска, печаль, грусть, удивление, гнев,)
– Было ли вам кого-нибудь жалко?
5. Словарная работа
- Какие слова вам были не понятны и вы хотели бы уточнить их значение? Поработаем над их лексическим значением.
Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа (зоопарк)
Барин – богатый человек, дворянин , помещик.
Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.
Бился – совершал резкие движения, ударялся.
Метался – беспокойно двигался из стороны в сторону.
Издохла – умерла.
Засовы – большие дверные задвижки.
V. Физминутка
«Весёлый зоосад»
VI. Осмысление и закрепление изученного
Беседа по содержанию. Анализ произведения.
- Прочитайте первый абзац. Почему Л.Н. Толстой начал с этих слов? Что он хотел донести до нас?( Люди могут быть безжалостными.)
-В чем выражалась жестокость людей по отношению к животным в данном произведении? (Кошки, собаки и деньги уравниваются. В тексте эти слова соединении союзом «или». Если нет денег, то домашних животных, друзей человека, можно отдать на корм диким зверям.)
Упражнение «Чтение в темпе скороговорки» (прием по скорочтению):
- Найдите в тексте слово «ухватил». Прочитайте абзац полностью.
Подберите синоним к слову «ухватил».
- Почему именно это слово употребил автор, какой оттенок значения важен для него? (Ухватил – случайно схватил то, что подвернулось под руку)
- Найдите с тексте ответ на вопрос:
- Что чувствовала собачка в тот момент, когда ее бросили в клетку?( Ученики зачитывают абзац из текста)
- Какие словосочетания использует писатель, чтобы показать страх собачки?
– Почему же лев не растерзал собачку, а заинтересовался ею? Что его удивило? Найдите и прочитайте строки.
Чтение текста учениками
- Приём «Выразительное чтение» (используя условные знаки: !(короткая пауза), !!(длинная пауза) ), \ (пониженная интонация), / (повышенная интонация), -------- (главное слово).).
- Упражнение «Буксир» - чтении в парах ( прием по скорочтению)
2. Работа в парах (составить диалог героев)
-Если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при первой встрече? (Ученики надевают маски льва и собаки)
Во что переросли чувства собачки и льва? (В дружбу).
Прочитайте, сколько прожили вместе лев и собачка?
- Как вы думаете, почему рассказ о целом годе жизни уместился в одном предложении?
- Найдите и прочитайте отрывок из текста о том, как лев переживал смерть собачки?
Прочитайте про себя последние два предложения. Скажите, чем заканчивается эта история?
3. Работа в группах.
- У каждого из вас есть картинка с изображением животного. Займите своё место в группе: группа №1 – изображение собачки; группа № 2 – изображение льва; группа № 3 – изображение льва и собачки в клетке.
Дети рассаживаются по разноуровневым группам.
Задание для 1 группы:
- Прочитайте отрывок из рассказа Л.Н. Толстого «Лев и собачка» и найдите в нем лишние предложения:
Собачонка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошёл к ней и понюхал её. Лицо у собаки было широкое, глаза большие, чёрные и блестящие; и зубы и клыки белые всегда торчали наружу.
Собачонка легла на спину, подняла лапки и стала, махать хвостиком.
Лев тронул её лапой и перевернул.
Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.
Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал её. Собака подняла свои короткие уши и металась из стороны в сторону, как будто спрашивал, в кого ему велят вцепиться.
Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке.
Задание для 2 группы:
Составить синквейн о льве.
3 прилагательных, описывающих льва
3 глагола, которые характеризуют действия льва.
Смысловая фраза.
Ассоциируемое слово, слово-резюме.
Задание для 3 группы:
Составить из слов три пословицы, выбрать ту пословицу, которая подходит к нашему сегодняшнему рассказу.
Старый друг лучше новых двух.
У страха глаза велики.
Мир не без добрых людей.
смелость, да нужна умелость.
Осуществляется проверка выполненной работы и оценивание каждой из групп.
VII. Подведение итога и рефлексия
1. Итог занятия
- Наш урок подошёл к концу. Достигли ли мы целей, которые ставили в начале нашего урока?
Какова была цель писателя?
Дети, прислушайтесь к слову “посочувствовали”. К чему же обращается писатель? (К нашим чувствам.)
2. Самооценка деятельности.
-Закончите фразы.
Сегодня на уроке:
• Я узнал…
• Я научился…
• Новыми знаниями я смогу поделиться…
Выберите фразеологизм или пословицу которые характеризуют вашу работу сегодня: Гонять лодыря. Палец о палец не ударит. Работать на износ. Считал ворон. Шевелить мозгами. Краем уха. Хлопать ушами. Каша в голове. Ни в зуб ногой. Светлая голова. Работать с полной отдачей. Вкладывать душу.
(Каждая фраза записана на сердечке красного и белого цвета. Ученики прикрепляют их на большое сердце и оно все заполняется. )
- В основном сердце заполнено красным цветом. Это значит, вы активно работали , посочувствовали героям рассказа и не остались равнодушными.
VIII. Домашнее задание
Придумать свою концовку рассказа, чтобы она была радостной.
Свою работу вы можете проиллюстрировать.