Л.Н.Толстой. Лев и собачка. Знакомство с литературным произведением. Конспект занятия в школе раннего эстетического развития ребенка

1
0
Материал опубликован 14 December 2021

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА «НАРТ»















План – конспект

открытого занятия

в творческом объединении «Воображение»

(Школа раннего эстетического развития)

Тема: «Л.Н. Толстой. Лев и собачка. Знакомство с литературным произведением»



Составитель –

педагог дополнительного образования

Еналдиева Эмма Семеновна






Владикавказ, 2017г

План – конспект

открытого занятия в т/о «Воображение»


Дата проведения:25.03.2017 г.

Место проведения: каб. №17, Центр «Нарт».

Количество обучающихся: 20 чел.

Тип занятия: сообщение и усвоение новых знаний.

Форма обучения: коллективная.

Педагог: Еналдиева Э. С.

Тема занятия: Л. Н. Толстой «Лев и собачка». Знакомство с литературным произведением


Чуткому сердцу откроются тайны


Цель занятия: создать условия для формирования умения определять тему и главную мысль произведения.

Задачи занятия:

образовательные:

учить детей слушать новое произведение, отвечать на вопросы по его содержанию;

учить детей воспроизводить по памяти информацию, строить рассуждения, составлять монологические высказывания;

развивающие:

развивать художественное восприятие и эстетический вкус,

развивать умение оценивать свои и чужие поступки;

развивать умение донести свою позицию до других:

развивать интерес к литературным произведениям о животных;

повышать эрудицию и словарный запас детей;

воспитательные:

воспитывать любовь и бережное отношение к животным, чувство сострадания;

воспитывать в детях желание помочь слабому, совершать добрые поступки по отношению к животным.

Оборудование: компьютер, видеослайды с зимней тематикой, аудиозапись произведений из альбома «Времена года» П.И. Чайковского, альбомы, карандаши, доска, , план – конспект открытого занятия. - сердечки из бумаги


Организационный момент. Приветствие, перекличка, объявление темы.

Основная часть. Беседа педагога.

Вопросы:

Ребята, вы были когда – нибудь в зоопарке?

Каких животных вы там видели?

А видел кто – нибудь, как кормят животных? (ответы обучающихся).

Педагог: Раньше животных в зоопарке нередко кормили бездомными животными.

Послушайте, что рассказал Л. Н. Толстой о случае, который произошел в одном таком зоопарке. Эта история произошла в дном далеком от нашей страны городе Лондоне. Л. Н. Толстой в юном возрасте был очень чувствительным мальчиком. Когда он слушал печальные истории или увидел, например, убитую птичку или собачку со сломанной лапкой, он плакал. Эта черта, сострадание, сохранилась в нем до конца жизни. Сострадание – умение чувствовать чужую боль, переживать и сочувствовать.


Словарная работа –

Лондон – город столица Великобритании

подле него – возле, рядом

издохла – умерла

ощетинился – взъерошился

метался в клетке – бросался

барин – богатый человек

затих – успокоился.

(чтение текста)


Лев и собачка (быль)


В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.

Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принес ее в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье.

Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошел к ней и понюхал ее.

Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком.

Лев тронул ее лапой и перевернул.

Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.

Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны в сторону и не трогал ее.

Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке.

Вечером, когда лев лег спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.

С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал ее, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.

Один раз барин пришел в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему. Хозяин хотел отдать, но как только стали звать собачку, чтобы взять ее из клетки, лев ощетинился и зарычал.

Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке.

Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а все нюхал, лизал собачку и трогал ее лапой.

Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.

Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лег подле мертвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мертвую собачку, но лев никого не подпускал к ней.

Хозяин думал, что лев забудет свое горе, если ему дать другую собачку, и пустил к нему в клетку живую собачку; но лев тотчас разорвал ее на куски. Потом он обнял своими лапами мертвую собачку и так лежал пять дней.

На шестой день лев умер.


Беседа по тексту. Вопросы:

Ребята, как вы думаете, какое это произведение по жанру? Сказка, стихотворение, рассказ? (Это рассказ.)

Почему? (Здесь нет сказочных персонажей, нет рифмы).

Это быль, так как в основу легли реальные события, которые происходили на самом деле.

Какие события происходили: грустные или веселые? (рустные).

Какими словами еще можно назвать это произведение, эти события? (грустные, печальные, тоскливые).

Где происходят события? (в зверинце).

Кто главные герои? (лев и собачка).

Что можно сказать о льве? Какой он? (величественный, большой, могучий, лохматый, царь зверей, красивый, грациозный).

А какая собачка? (маленькая, трусливая, жалобная, добрая, игривая, веселая, дружелюбная).

Что было в начале? (Собаку бросили в клетку льву на съедение).

Как повел себя лев, когда к нему бросили собачку? (лев обнюхал собаку, тронул ее лапой, смотрел на собачку, поворачивая голову со стороны на сторону, и не трогал собаку).

Как вела себя собака? Что она делала? (вначале она поджала хвост и прижалась в угол клетки, потом легла на спину, подняв лапки, и стала махать хвостиком, становилась на задние лапки перед львом).

Как жили лев и собака в одной клетке? (они подружились. Когда льву дали кусок мяса, он оторвал кусок и оставил собачке. Собачка спала, положив свою голову на лапу льву. Они ели вместе, спали вместе, а иногда и играли...).

Что произошло однажды? (Барин пришел в зверинец и, узнав свою собачку, хотел забрать ее обратно).

Как повел себя лев, когда собачку попытались взять из клетки? (лев ощетинился и зарычал).

Сколько времени лев и собачка прожили в одной клетке? (целый год).

Что случилось потом? (собачка заболела и умерла).

Как вел себя лев после смерти собачки? (он перестал есть, нюхал, лизал собачку, трогал ее лапой. Он тосковал, печалился, бунтовал, рычал).

Когда в клетку льву кинули другую живую собачку, что сделал лев? (тотчас разорвал ее на куски. Он обнял свою собачку лапами и так лежал пять дней).

Что стало со львом? (он умер).

Ребята, как вы думаете, почему лев умер? (он умер от горя, тоски, от боли, печали).

Как бы вы могли назвать эту быль? («Печальная история», «Случай в зверинце», «Как лев собачку полюбил», «Собака и лев»).

Ребята, а вам хотелось бы, чтобы конец этой истории был другим? (да).



2. Высказывания детей о собаке и льве:

Собака – самый верный друг из домашних животных.

Собака помогает человеку на охоте, в домашнем хозяйстве, охраняет жилище.

Породы собак: английский бульдог, боксёр, немецкая овчарка, сенбернар, русская борзая.

Многие представители помогают спасать людей, согревают их своим телом.

Самая маленькая собака в мире чихуахуа. Её рост -15-20см.

Левцарь зверей.

У льва – грива, а у львицы гривы не бывает.

У льва рёв.

Лев может ползать по-пластунски и даже может скрыться в невысокой траве.

Лев может развивать скорость до 50км/час.

Может лазить по деревьям.

Царь зверей уступает дорогу взрослым носорогам, слонам, бегемотам, остерегается их.

Вопрос: Всех ли лев сильнее? Оказывается, нет. В схватке с тигром лев в силе ему уступает.

Физкультминутка

Девочки и мальчики: хлоп, хлоп, хлоп,

Прыгают как мячики: прыг-скок, прыг-скок.

Ножками топчут: топ, топ, топ!

Весело хохочут: ха, ха, ха!

Глазками моргают: (ритмичное зажмуривание глаз),

После отдыхают (приседают, руки свободные).


Педагог: Ребята, послушайте пословицы. Как вы понимаете их смысл?

Старый друг лучше новых двух.

Нет друга – ищи, а нашел – береги.

Вещь хорошая, когда старая, а друг, – когда старый.


III. Заключительная часть.

Педагог:

Вопросы:

1.Ребята, в течение всего занятия я наблюдала за вашей работой. Мне показалось, что вам хотелось что-то изменить в этом рассказе. Что и почему? (в зверинец пускать бесплатно, чтобы собачка и лев были живыми, чтобы их выпустили на волю.)

2.Как вы понимаете слово «сострадание»? (умение чувствовать чужую боль, переживать и сочувствовать.)

3. Чьи ответы вас заинтересовали, помогли увидеть больше, задуматься…(дети дают качественную оценку друг другу)

бы хотелось чтобы вы сегодня испытали это чувство. Ведь только человек с чутким сердцем может сопереживать, радоваться, грустить, печалиться. Если рядом любимое существо, то даже жестокий, сильный может стать добрым. Невозможно жить без любимого, близкого человека. Эти слова, чувства хотел донести до нас Л.Н. Толстой, написав этот рассказ (слайды с животными).

Я хочу пожелать, чтобы это занятие оставило в ваших сердцах капельки доброты.

У вас на партах лежат сердечки. Какая тайна вам открылась? Напишите в них, какие чувства возникли в ваших сердцах, поселились ли там доброта, сочувствие, захотели ли вы совершить какой-то поступок по отношению к животным.

Это будет вашим домашним заданием.

Оценивание ответов ребят.

Спасибо за работу!



6


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации