Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [щ]-[ч]»
Тема: Дифференциация звуков [щ]-[ч]
и букв Щ-Ч.
Цели:
учить дифференцировать звуки [щ]-[ч] в слогах, словах и в предложениях;
учить дифференцировать буквы Щ, Ч при чтении и на письме;
упражнять в чтении и письме слов с буквами Щ-Ч;
развивать память, мыщление, внимание учащихся;
воспитывать чувство взаимопомощи
Оборудование: иллюстрации к сказке «Щелкунчик и Мышиный король», карточки с предложениями
План занятия:
1.Организационный момент.
2. Основная часть:
Сравнение звуков [щ]-[ч]
Выделение звуков [щ] и [ч] из состава словах
Дифференциация звуков [щ] и [ч] в слогах
Дифференциация звуков [щ] и [ч] в словах.
Физминутка
Дифференциация букв щ-ч при чтении и на письме.
3. Итог занятия
4. Оценка деятельности детей
Ход занятия:
Организационный момент
Логопед называет слоги, а дети по цепочке придумывают слова с данным слогом в начале слова.
ща (щавель) щи(щипцы) ще(щепка)
ча(чашка) чи(чижик) че(Чебурашка)
2. Основная часть
— Сегодня мы опять попадаем в сказку. Сказка называется «Щелкунчик и мышиный король». Щелкунчик- это игрушечный человечек, который щелкал зубами и аккуратно разгрызал Орехи. В слове «щелкунчик» назовите согласные звуки, которые всегда мягкие.( [щ]-[ч])
- Расскажите о звуке [щ]. Расскажите о звуке [ч].
-Чем они похожи? (всегда мягкие, согласные, глухие, при произнесении язык вверху, губы округлены)
-Чем отличаются? (при произнесении звука [ч] язык отрывается от неба)
Сегодня мы научимся различать звуки [щ] и [ч].
- Девочке Маше в Новый год подарили Щелкунчика. Закройте глаза, положите голову на руки. Наступила ночь. Вэто время Щелкунчик ожил. Сейчас я расскажу о нем. Еслиуслышите в словах звук [щ] - «просыпаются» девочки. Если услышите в словах звук [ч] - «просыпаются» мальчики.
«Это был замечательный человечек, с плотным туловищем, в блестящем мундире. На голове у него была шапчонка, а на спине узкий плащ, На лице у него был большущий рот с точеными острыми зубами. Это был очень славный человечек с добрыми смеющимися глазами. Маша сразу полюбила Щелкунчика».
- Прекрасного принца превратила в Щелкунчика злая
Мышильда, мать Мышиного Короля. Если Щелкунчик одержит победу над Мышиным Королем, он опять станет прекрасным принцем.
- Мыши в замке шуршали и шептали. Повторите, как они шептали.
Ща - ща - ча - ча.
Чи - щи - щи - чи.
Ещ - еч - ещ - еч.
- Перед битвой Щелкунчик вел перекличку в своем войске. Щелкунчик называл слова со звуком [ч], а его верные солдаты четко заменяли звук [ч] звуком [щ].
челка - ...
мочь - …
печать –…
плач- …
размечать-…
- Щелкунчик объявил общее наступление:
Лечу, скачу, ищу, верчу.
Щелк, щелк - разобью мышиный полк!
Дети переписывают с карточки предложение в тетрадь и подчеркивают буквы Щ-Ч
Физминутка.
Наша армия родная
(дети шагают на месте)
И отважна и сильна.
(дети хлопают в ладоши)
Никому не угрожая,
(дети шагают на месте)
Охраняет мир она!
(дети хлопают в ладоши)
Затрубили трубачи, заиграли барабанщики. Взял Щелкунчик щит и меч и
рванулся вперед на врага. Разгромил Мышиное войско, одолел Мышиного Короля и превратился в прекрасного принца.
3. Итог занятия.
- Скакими звуками мы сегодня работали? ([щ]-[ч])
- Вспомните слова со звуком [щ] ([ч]) из сказки «Щелкунчик и Мышиный Король (щит, меч)
4. Оценка деятельности детей
- Молодцы! вы хорошо сегодня работали!