Открытое занятие «Страна чудес – сценическая речь»
Открытое занятие
« Страна чудес – сценическая речь»
Викулова Светлана Ивановна
педагог дополнительного образования
МАОУ СОШ№33(театральное объединение «Золотой ключик»)
Сведения об авторе: Викулова Светлана Ивановна педагог дополнительного
образования высшей квалификационной категории; лауреат муниципального конкурса «Сердце отдаю детям» 2014г.
Педагогическое кредо: обучение детей сценической речи является одним из средств сохранения русских языковых и литературных традиций, занятия сценической речью помогут раскрыть творческую индивидуальность каждого подростка, помогут его социальной адаптации и профессиональному самоопределению.
Количество учащихся: 12 человек.
Продолжительность занятия: 1 ч. 30 мин.
Данный открытый урок адресован педагогам дополнительного образования детей,
работающим в театральных объединениях общеобразовательных школ и УДОД,
методистам системы дополнительного образования детей, учителям начальных классов и логопедам общеобразовательных школ.
Цель занятия – формирование интереса и мотивации к занятиям по дисциплине
«Сценическая речь».
Задачи:
обучающие
сформировать представление об основах дисциплины «Сценическая речь»:
разминка, голосообразование, дыхание, артикуляция, дикция, художественное чтение;
ознакомить детей со способами выполнения упражнений в процессе проведения
занятия;
развивающие
способствовать развитию внимания и памяти;
развивать у детей коммуникативные навыки, обеспечивающие совместную
деятельность в коллективе;
воспитательные
способствовать воспитанию терпения, усидчивости;
воспитывать трудолюбие детей, упорство в достижении цели.
Наглядные пособия: слайды с изображением парусника, карта с изображением
островов, компас.
Дидактические пособия: карточки со стихотворным тестом.
Методы обучения: личный показ, репродуктивный метод, метод упражнения,
диалогический метод, словесный метод, метод игрового существования.
Средства обучения: мультимедийный проектор, экран, музыкальный центр, аудио
материал.
Структура занятия
I. Вводная часть занятия: 10 мин.
-Организационный момент: знакомство с детьми.
-Игра «Знакомство»: создание положительного контакта «учитель- ученик»,
определение эмоционального состояния учащихся.
-Определение голосовых возможностей участников – игра «Передай хлопок».
-Выявление речевых и актерских зажимов – упражнение «Командир-
машинка».
-Знакомство учащихся с целью открытого занятия.
II. Основная часть занятия: формирование представления о разделах, основных
понятиях и практических основах дисциплины «Сценическая речь» - 65 мин.
Игра «Страна чудес«Сценическая речь»:
1. Разминка – подготовка тела к процессу звукоизвлечения, разогрев тела с
макушки до пальцев ног. Объяснение техники выполнения упражнений.
2. Дыхательный комплекс – формирование представления о навыке дыхания в
сценической речи. Тренировка трёх видов дыхания: «фиксированный выдох», «длинный
выдох», «теплый выдох». Объяснение способов выполнения упражнений комплекса.
3. Голосообразование - формирование свободного течения звука.
Вибрационный массаж-разогрев мышц, участвующих в голосообразовании.
Упражнение на рождение звука.
4. Дикция – формирование представления о дикции на материале скороговорок.
Исполнение скороговорок с движением. Знакомство с комплексом артикуляционной
гимнастики, включающим упражнения для языка, губ, челюстей. Исполнение
скороговорок.
5. Задание-ключ - исполнение стихотворения. Формирование навыков
коллективной работы, закрепление изученного на занятии.
III. Заключительная часть – 15 мин.
Рефлексия
Проверка реализации поставленных задач и достижения цели осуществляется с
помощью:
• устного опроса;
• текущего наблюдения.
Ход занятия
I. Вводная часть
Игра «Знакомство».
Игра «Передай хлопок». Дети стоят по кругу. Нужно быстро передать
хлопок соседу, затем повернуться вокруг себя. Далее игра усложняется. Нужно
подпрыгнуть и сказать свое имя (хлопок, поворот вокруг себя, подпрыгнуть и сказать
имя). Игра проводится под ритмичную музыку.
Упражнение «Командир-машинка». Дети разбиваются по парам. Один из партнеров отдает приказ:
«Сидеть – лежать!». Затем партнеры меняются местами.
(Упражнение помогает выработать командный голос, развивает чувство партнерства; нужно услышать голос своего «хозяина», т.к. дети выполняют упражнение все вместе).
II. Основная часть занятия.
Игра «Страна чудес«Сценическая речь» (на экране слайд с изображением парусника)
Педагог: «Путешествуя на нашем паруснике по океану, мы оказались на острове. Петя принёс случайно найденную тубу, раскрыв которую, мы обнаружили карту, компас и пакет».
На экране слайд с изображением карты
Педагог вместе с детьми рассматривает карту.
Педагог: «Карта старинная, с непонятными записями. На ней изображено
несколько островов. Но названий островов и страны, которую они образуют, нет.
Оказывается, карта не только старинная, но и волшебная!
Мы не смогли прочитать записи на карте, но по отдельным фразам поняли, что,только выполнив все задания, нам откроются названия островов и название страны. Итак,
впереди у нас необыкновенные открытия.
После долгой дороги для бодрого настроения необходимо выполнить весёлые
движения».
1. Разминка проводится под музыку .
-Разогрев суставов. Исходное положение - стоя. Для выполнения этого
упражнения активно прогреваем ладони - трем одну о другую. Когда ладони стали
горячими, начинаем круговыми движениями растирать поочередно суставы в следующем порядке: запястье, локти, плечи, шея, поясница, колени, голени. Соответственно, в ходе упражнения постепенно сгибаемся до нижней точки наклона. После выполнения упражнения медленно поднимаемся, «выстраивая» позвоночник от копчика до шеи.
-«Потолок – пол». Следует очень медленно опускать голову как можно
ниже, затем также медленно как можно дальше откинуть е. назад. Всего 8 раз.
-«Метроном». Медленно дотягиваемся ухом то до левого, то до правого
плеча попеременно. Всего 8 движений.
-«Снять пиджак – надеть пиджак». Делаем движения плечами вниз –
вперед – вверх – назад, фиксируя их, как будто сбрасываем пиджак рывками. Движения
вниз – назад – вверх – вперед – вниз. По 8 движений.
Педагог: «Ребята, посмотрите на карту (обращает внимание на экран)! Появилось
название острова! Читаем все вместе: «РАЗМИНКА!»
Такие упражнения выполняют ребята театра «Золотой ключик», когда начинают занятия по сценической речи. Называется это разминкой. С разминки начинается «рабочий» день актёра. Разминка необходима, чтобы подготовить тело к
«работе» на сцене, снять зажимы. Для актёра это необходимо ещё и потому, что, разминая мышцы, мы «будим» наш голос.
2. Стоит нам закрыть глаза, как неведомые силы перенесут нас на другой остров.
Звучит гонг.
Педагог: «Для того, чтобы узнать название нового острова, необходимо выполнить
задание, написанное в карте.
А это комплекс дыхательных упражнений.
Упражнение «Вдох-выдох». Вдох - задержка дыхания - выдох на счет. Исходное
положение.Сначала выдох длится 3 счета, затем 6, 9 и т.д. Вдох (4 счёта) – задержка дыхания (4 счёта) – выдох (4 счёта). Повторить 6 раз.
Упражнение «Пушинки». Выдох делается коротким — «пф», «пф», «пф», а затем
произвольно длинным выдохом «пффф»... подуть на пушинку, чтобы она летела по
воздуху; сдуть фиксированным выдохом пушинки одуванчика.
Упражнение «Тряпичная кукла» - исходное положение. Вдох - руки поднимаем вверх «в замок». Выдох - бросок расслабленного тела: вправо – влево – вперед.
Упражнение «Львенок греется» - исходное положение. Мягким, долгим выдохом, как бы беззвучно произнося слог «ха», греем последовательно ладони, локти, плечи, грудь, живот, колени, стопы. Такое дыхание называется «тёплым».
Педагог обращает внимание на карту (экран) и говорит: «Ребята, появилось
название острова. Это «Свободное дыхание». Ребята, мы выполнили не совсем обычные упражнения для дыхания. Такие упражнения ежедневно выполняют актёры.
Дыхание – основа речевого звучания. Дыхание необходимо актёру для долгой фразы или монолога на сцене. Голос актёра может звучать то громко и быстро, то тихо и протяжно. Достичь это возможно, только владея хорошим дыханием. Выработать хорошее дыхание актёру помогают упражнения, гимнастика, с которой мы сейчас познакомились. Над дыханием актёры работают всю жизнь.
3. Педагог: «Тёплое дыхание» перенесёт нас на другой остров. Какая тишина на
острове. Наверное, на нём никто не обитает. (Поворот вокруг себя под звучание гонга).
Мы нарушим тишину и проверим возможности нашего голоса.
Но прежде вы должны узнать о том, что голос – это инструмент актёра. Никакой
музыкальный инструмент не может соперничать с голосом. Голос человека очень
выразителен и богат самыми разнообразными красками. Достигается это с помощью
резонаторов – высокого, среднего, низкого (педагог показывает их нахождение).
Чтобы голос зазвучал красиво, как бы «растекался», звучал объемно, актёры
помимо различных упражнений выполняют массаж. Такой массаж называется
вибрационным».
Выполнение вибрационного массажа:
-Массируя мышцы, участвующие в голосообразовании, разогреваем их, предупреждая тем самым мышечные зажимы, способствуя вольному, свободному течению звука.
-Делаем массаж открытой расслабленной ладонью, начиная с ног и по всему телу до
плеч.
-Особое внимание обращаем на массаж грудной клетки и рёбер.
-Массаж делается именно открытой ладонью, устанавливающей с телом открытый,
позитивный, мягкий контакт:
- Сделать глубокий вдох, затем легко постучать ладонью по груди со звуком «М»
до появления внутреннего отклика и звукового резонанса.
- Подушечками пальцев обеих рук мягко и ритмично постукивать по нижней губе
со звуком «з» до появления легкой вибрации и звукового резонанса.
- Подушечками пальцев обеих рук мягко и ритмично постукивать по верхней губе
со звуком «в» до появления легкой вибрации и звукового резонанса.
- Подушечками пальцев обеих рук мягко и ритмично постукивать по точке между
бровями и области лобных пазух со звуком «ми-ми…» до появления вибрации и
звукового резонанса.
- Сосредоточиться на точке между бровями, посылать туда столб воздуха,
произнося несколько раз звуки «мнгмом» - нараспев и как бы подбрасывая это слово
вверх.
- Ладошками легко постукивать по плечам со звуком «д» до появления звукового
резонанса.
- Ребром ладони постучать себя по области ребер и спине со звуком «ж» до
появления звукового резонанса.
Педагог: «А теперь послушаем, как рождается звук».
Выполняется упражнение «Фруктовый коктейль».
4. На карте появилось название острова «Голосообразование».
Педагог: «Этот остров поможет раскрыть секреты возникновения звука. Что нужно,
чтобы он стал интонационно-выразительным, звонким, полётным? Знании особенностей рождения звука, владение разными приёмами помогает актёру добиться интонационно- выразительного, звонкого, полётного звучания. Посмотрите, ребята, как дружны эти острова. Это не случайно. Дыхание – основа речевого звучания, а голосообразование – это выразительное звучание».
Звучит гонг. Поворот вокруг себя.
Педагог: «Наш парусник подплыл к новому острову. Чтобы не заблудиться на острове, нужен компас. Компас находился вместе с картой. Он необычный. Вместо
обозначения сторон Север, Юг, Восток, Запад – надписи».
Педагог читает: «Каждый должен обладать превосходной дикцией,
произношением, должен чувствовать не только фразы, слова, но и каждый слог, каждую букву».
Ребята, какие важные слова открыл для нас старинный компас? Выполнить
указания компаса помогут упражнения, или иначе артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика - это гимнастика для языка, губ, щек, нижней челюсти.
Дети выполняют артикуляционную гимнастику под музыку:
- «Хоботок-улыбка».
- «Поцелуйчики».
- «Карамельки».
- «Чистим зубки».
- «Обиделись-улыбнулись».
- «Мотоцикл».
- «Лошадки».
Исполняются скороговорки (с движением):
- Шесть мышат в камышах шуршат (рассказать, как сплетню)+движение.
- Бык-тупогуб, тупогубенький бычок.
- Маланья болтунья.
- Расскажите про покупки (вопрос-ответ).
- Шли, шли, шли (три темпа: медленный – умеренный – быстрый).
Движения с мячиком (мягким):
- Шла Саша по шоссе (движение исполняется под произнесение текста, после
чего мяч передаётся соседу).
- Добыл Бобыль бобы (мяч переда.тся на ударное слово.)
- Один: Добыл Бобыль бобы.
Второй: Добыл Бобыль бобы.
Третий: Добыл Бобыль бобы.
Четвертый: Добыл Бобыль бобы ит.д. (Это задание выполняется с мячом в трёх
темпах. Если у кого-то мяч упал или не соблюдается заданный темп, тот выбывает).
-Наша река широка как Ока.
-Как Ока широка наша река.
Ребята делятся на команды: по 5-6 человек в каждой команде. Задача: произнести
скороговорку одновременно всей командой с актерским посылом - похвалиться перед
другой командой, добавив движение (шаги). Движение происходит на каждое слово в
скороговорке навстречу соседней команде.
-Первая команда: «Наша река широка как Ока».
-Вторая команда: «Как Ока широка наша река».
Педагог обращается к детям, чтобы они обратили внимание на карту и
появившееся название острова - «Дикция».
Педагог: «Ребята, вы, конечно, поняли, что дикция – это чёткое, ясное
произношение слов, фраз. Каждый актёр работает над дикцией всю свою жизнь,
добиваясь не только чёткости слов, фраз, но безукоризненного звучания каждого гласного и согласного звука. А чтобы добиться дикционной чёткости, он «тренирует» язык, губы, челюсти с помощью артикуляционной гимнастики, основу которой составляют народные потешки, чистоговорки, весёлые скороговорки».
Звучит гонг.
5. Педагог: «Ребята, мы прибыли на последний остров с необычным названием
«Задание – ключ» (название острова появляется на карте). Для выполнения задания я
должна вручить вам карточки, которые находились в тубе (педагог раздаёт карточки).
Помните, только если вы выполните это задание очень выразительно, на карте появится название чудесной страны».
Дети их читают вслух:
1-ый ребёнок: Страну чудес искали мы давно.
2-ой ребёнок: И вот на горизонте нам дано
3-ий ребёнок: Увидеть острова:
4-ый ребёнок: Разминка, Дикция, Свободное дыханье,
5-ый ребёнок: Они потребуют особого вниманья.
6-ой ребёнок: Страна чудес научит вас
7-ой ребёнок: Свободно мысли излагать
8-ой ребёнок: И выразительно читать.
9-ый ребёнок: Зажимы снимет – это важно!
10-ый ребёнок: Изменит ваш голосовой диапазон,
11-ый ребёнок: А для актеров очень важен он.
12-ый ребёнок: В стране ждет много интересных встреч,
Педагог: А называется она – (дети смотрят на карту, на которой появляется
название)
Все вместе: СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ!
Педагог: Благодаря вашему упорству, старанию, желанию хорошо выполнить все
задания карта открыла название чудесной страны – «Сценическая речь». Овладев
«сокровищами» этой страны, образной, выразительной, убедительной речью, вы сможете найти себя на большой или малой сцене в кругу коллег, когда станете взрослыми.
III. Заключительная часть
Рефлексия
Окончилось наше путешествие на паруснике (слайд на экране), но по окончании
нашего путешествия мне хотелось бы узнать:
1. На каких островах мы сегодня побывали? Название какой страны мы открыли?
2. С помощью чего можно добиться свободного, красивого звука?
3. Почему артисту и любому человеку необходима хорошая дикция?
4. Как добиться хорошей дикции?
5. Почему изучение сценической речи необходимо не только артисту, но и каждому
образованному человеку?
Краткое подведение итогов занятия.
Список используемой литературы
Литература для педагога:
1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М.: Просвещение, 2006.
2. Бруссер А.М. Основы дикции. М.: Просвещение, 2003.
3. Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых.
М.: Просвещение, 1999.
4. Запорожец Г. Логика сценической речи: учебное пособие. М.: Просвещение,
1974.
5. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи. М.:
«Проспект», 2004.
6. Козлянинова И.П., Промптова И.Ю. Сценическая речь. М.: ГИТИС, 2011.
7. Kозлянинова И., Чарелли Э. Речевой голос и его воспитание: учебное пособие.
М.: Просвещение, 1985.
8. Оссовская М.П. Московский говор. М.: Просвещение, 2003.
9. Петрова А. Сценическая речь: учебно-методическое пособие. М.: Искусство,
1981.
10. Савкова 3. Как сделать голос сценическим: практ. пособие. М.: Искусство, 1968.
11. Театр, где играют дети / Под ред. А. Никитиной. М.: Владос, 2001.
12. Чарелли Э. Учитесь говорить. М.: Просвещение, 1985.
13. Вэскер А.Б. Открывая занавес урока: учебно-методическое пособие. М.: ЦГЛ., 2004.
14. Дополнительное образование детей Москвы от А до Я. 2013. Т. 2. № 2.
8