12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Викулова Светлана Ивановна39

Открытое занятие

« Страна чудес – сценическая речь»

Викулова Светлана Ивановна

педагог дополнительного образования

МАОУ СОШ№33(театральное объединение «Золотой ключик»)

Сведения об авторе: Викулова Светлана Ивановна педагог дополнительного

образования высшей квалификационной категории; лауреат муниципального конкурса «Сердце отдаю детям» 2014г.

Педагогическое кредо: обучение детей сценической речи является одним из средств сохранения русских языковых и литературных традиций, занятия сценической речью помогут раскрыть творческую индивидуальность каждого подростка, помогут его социальной адаптации и профессиональному самоопределению.

Количество учащихся: 12 человек.

Продолжительность занятия: 1 ч. 30 мин.

Данный открытый урок адресован педагогам дополнительного образования детей,

работающим в театральных объединениях общеобразовательных школ и УДОД,

методистам системы дополнительного образования детей, учителям начальных классов и логопедам общеобразовательных школ.

Цель занятия – формирование интереса и мотивации к занятиям по дисциплине

«Сценическая речь».

Задачи:

обучающие

сформировать представление об основах дисциплины «Сценическая речь»:

разминка, голосообразование, дыхание, артикуляция, дикция, художественное чтение;

ознакомить детей со способами выполнения упражнений в процессе проведения

занятия;

развивающие

способствовать развитию внимания и памяти;

развивать у детей коммуникативные навыки, обеспечивающие совместную

деятельность в коллективе;

воспитательные

способствовать воспитанию терпения, усидчивости;

воспитывать трудолюбие детей, упорство в достижении цели.

Наглядные пособия: слайды с изображением парусника, карта с изображением

островов, компас.

Дидактические пособия: карточки со стихотворным тестом.

Методы обучения: личный показ, репродуктивный метод, метод упражнения,

диалогический метод, словесный метод, метод игрового существования.

Средства обучения: мультимедийный проектор, экран, музыкальный центр, аудио

материал.






Структура занятия

I. Вводная часть занятия: 10 мин.

-Организационный момент: знакомство с детьми.

-Игра «Знакомство»: создание положительного контакта «учитель- ученик»,

определение эмоционального состояния учащихся.

-Определение голосовых возможностей участников – игра «Передай хлопок».

-Выявление речевых и актерских зажимов – упражнение «Командир-

машинка».

-Знакомство учащихся с целью открытого занятия.


II. Основная часть занятия: формирование представления о разделах, основных

понятиях и практических основах дисциплины «Сценическая речь» - 65 мин.

Игра «Страна чудес«Сценическая речь»:

1. Разминка – подготовка тела к процессу звукоизвлечения, разогрев тела с

макушки до пальцев ног. Объяснение техники выполнения упражнений.

2. Дыхательный комплекс – формирование представления о навыке дыхания в

сценической речи. Тренировка трёх видов дыхания: «фиксированный выдох», «длинный

выдох», «теплый выдох». Объяснение способов выполнения упражнений комплекса.

3. Голосообразование - формирование свободного течения звука.

Вибрационный массаж-разогрев мышц, участвующих в голосообразовании.

Упражнение на рождение звука.

4. Дикция – формирование представления о дикции на материале скороговорок.

Исполнение скороговорок с движением. Знакомство с комплексом артикуляционной

гимнастики, включающим упражнения для языка, губ, челюстей. Исполнение

скороговорок.

5. Задание-ключ - исполнение стихотворения. Формирование навыков

коллективной работы, закрепление изученного на занятии.

III. Заключительная часть – 15 мин.

Рефлексия

Проверка реализации поставленных задач и достижения цели осуществляется с

помощью:

устного опроса;

текущего наблюдения.


Ход занятия

I. Вводная часть

Игра «Знакомство».

Игра «Передай хлопок». Дети стоят по кругу. Нужно быстро передать

хлопок соседу, затем повернуться вокруг себя. Далее игра усложняется. Нужно

подпрыгнуть и сказать свое имя (хлопок, поворот вокруг себя, подпрыгнуть и сказать

имя). Игра проводится под ритмичную музыку.

Упражнение «Командир-машинка». Дети разбиваются по парам. Один из партнеров отдает приказ:

«Сидеть – лежать!». Затем партнеры меняются местами.

(Упражнение помогает выработать командный голос, развивает чувство партнерства; нужно услышать голос своего «хозяина», т.к. дети выполняют упражнение все вместе).


II. Основная часть занятия.

Игра «Страна чудес«Сценическая речь» (на экране слайд с изображением парусника)

Педагог: «Путешествуя на нашем паруснике по океану, мы оказались на острове. Петя принёс случайно найденную тубу, раскрыв которую, мы обнаружили карту, компас и пакет».

На экране слайд с изображением карты

Педагог вместе с детьми рассматривает карту.

Педагог: «Карта старинная, с непонятными записями. На ней изображено

несколько островов. Но названий островов и страны, которую они образуют, нет.

Оказывается, карта не только старинная, но и волшебная!

Мы не смогли прочитать записи на карте, но по отдельным фразам поняли, что,только выполнив все задания, нам откроются названия островов и название страны. Итак,

впереди у нас необыкновенные открытия.

После долгой дороги для бодрого настроения необходимо выполнить весёлые

движения».

1. Разминка проводится под музыку .

-Разогрев суставов. Исходное положение - стоя. Для выполнения этого

упражнения активно прогреваем ладони - трем одну о другую. Когда ладони стали

горячими, начинаем круговыми движениями растирать поочередно суставы в следующем порядке: запястье, локти, плечи, шея, поясница, колени, голени. Соответственно, в ходе упражнения постепенно сгибаемся до нижней точки наклона. После выполнения упражнения медленно поднимаемся, «выстраивая» позвоночник от копчика до шеи.

-«Потолок – пол». Следует очень медленно опускать голову как можно

ниже, затем также медленно как можно дальше откинуть е. назад. Всего 8 раз.

-«Метроном». Медленно дотягиваемся ухом то до левого, то до правого

плеча попеременно. Всего 8 движений.

-«Снять пиджак – надеть пиджак». Делаем движения плечами вниз –

вперед – вверх – назад, фиксируя их, как будто сбрасываем пиджак рывками. Движения

вниз – назад – вверх – вперед – вниз. По 8 движений.

Педагог: «Ребята, посмотрите на карту (обращает внимание на экран)! Появилось

название острова! Читаем все вместе: «РАЗМИНКА!»

Такие упражнения выполняют ребята театра «Золотой ключик», когда начинают занятия по сценической речи. Называется это разминкой. С разминки начинается «рабочий» день актёра. Разминка необходима, чтобы подготовить тело к

«работе» на сцене, снять зажимы. Для актёра это необходимо ещё и потому, что, разминая мышцы, мы «будим» наш голос.

2. Стоит нам закрыть глаза, как неведомые силы перенесут нас на другой остров.

Звучит гонг.

Педагог: «Для того, чтобы узнать название нового острова, необходимо выполнить

задание, написанное в карте.

А это комплекс дыхательных упражнений.

Упражнение «Вдох-выдох». Вдох - задержка дыхания - выдох на счет. Исходное

положение.Сначала выдох длится 3 счета, затем 6, 9 и т.д. Вдох (4 счёта) – задержка дыхания (4 счёта) – выдох (4 счёта). Повторить 6 раз.

Упражнение «Пушинки». Выдох делается коротким — «пф», «пф», «пф», а затем

произвольно длинным выдохом «пффф»... подуть на пушинку, чтобы она летела по

воздуху; сдуть фиксированным выдохом пушинки одуванчика.

Упражнение «Тряпичная кукла» - исходное положение. Вдох - руки поднимаем вверх «в замок». Выдох - бросок расслабленного тела: вправо – влево – вперед.

Упражнение «Львенок греется» - исходное положение. Мягким, долгим выдохом, как бы беззвучно произнося слог «ха», греем последовательно ладони, локти, плечи, грудь, живот, колени, стопы. Такое дыхание называется «тёплым».

Педагог обращает внимание на карту (экран) и говорит: «Ребята, появилось

название острова. Это «Свободное дыхание». Ребята, мы выполнили не совсем обычные упражнения для дыхания. Такие упражнения ежедневно выполняют актёры.

Дыхание – основа речевого звучания. Дыхание необходимо актёру для долгой фразы или монолога на сцене. Голос актёра может звучать то громко и быстро, то тихо и протяжно. Достичь это возможно, только владея хорошим дыханием. Выработать хорошее дыхание актёру помогают упражнения, гимнастика, с которой мы сейчас познакомились. Над дыханием актёры работают всю жизнь.

3. Педагог: «Тёплое дыхание» перенесёт нас на другой остров. Какая тишина на

острове. Наверное, на нём никто не обитает. (Поворот вокруг себя под звучание гонга).

Мы нарушим тишину и проверим возможности нашего голоса.

Но прежде вы должны узнать о том, что голос – это инструмент актёра. Никакой

музыкальный инструмент не может соперничать с голосом. Голос человека очень

выразителен и богат самыми разнообразными красками. Достигается это с помощью

резонаторов – высокого, среднего, низкого (педагог показывает их нахождение).

Чтобы голос зазвучал красиво, как бы «растекался», звучал объемно, актёры

помимо различных упражнений выполняют массаж. Такой массаж называется

вибрационным».

Выполнение вибрационного массажа:

-Массируя мышцы, участвующие в голосообразовании, разогреваем их, предупреждая тем самым мышечные зажимы, способствуя вольному, свободному течению звука.

-Делаем массаж открытой расслабленной ладонью, начиная с ног и по всему телу до

плеч.

-Особое внимание обращаем на массаж грудной клетки и рёбер.

-Массаж делается именно открытой ладонью, устанавливающей с телом открытый,

позитивный, мягкий контакт:

- Сделать глубокий вдох, затем легко постучать ладонью по груди со звуком «М»

до появления внутреннего отклика и звукового резонанса.

- Подушечками пальцев обеих рук мягко и ритмично постукивать по нижней губе

со звуком «з» до появления легкой вибрации и звукового резонанса.

- Подушечками пальцев обеих рук мягко и ритмично постукивать по верхней губе

со звуком «в» до появления легкой вибрации и звукового резонанса.

- Подушечками пальцев обеих рук мягко и ритмично постукивать по точке между

бровями и области лобных пазух со звуком «ми-ми…» до появления вибрации и

звукового резонанса.

- Сосредоточиться на точке между бровями, посылать туда столб воздуха,

произнося несколько раз звуки «мнгмом» - нараспев и как бы подбрасывая это слово

вверх.

- Ладошками легко постукивать по плечам со звуком «д» до появления звукового

резонанса.

- Ребром ладони постучать себя по области ребер и спине со звуком «ж» до

появления звукового резонанса.

Педагог: «А теперь послушаем, как рождается звук».

Выполняется упражнение «Фруктовый коктейль».

4. На карте появилось название острова «Голосообразование».

Педагог: «Этот остров поможет раскрыть секреты возникновения звука. Что нужно,

чтобы он стал интонационно-выразительным, звонким, полётным? Знании особенностей рождения звука, владение разными приёмами помогает актёру добиться интонационно- выразительного, звонкого, полётного звучания. Посмотрите, ребята, как дружны эти острова. Это не случайно. Дыхание – основа речевого звучания, а голосообразование – это выразительное звучание».

Звучит гонг. Поворот вокруг себя.

Педагог: «Наш парусник подплыл к новому острову. Чтобы не заблудиться на острове, нужен компас. Компас находился вместе с картой. Он необычный. Вместо

обозначения сторон Север, Юг, Восток, Запад – надписи».

Педагог читает: «Каждый должен обладать превосходной дикцией,

произношением, должен чувствовать не только фразы, слова, но и каждый слог, каждую букву».

Ребята, какие важные слова открыл для нас старинный компас? Выполнить

указания компаса помогут упражнения, или иначе артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика - это гимнастика для языка, губ, щек, нижней челюсти.

Дети выполняют артикуляционную гимнастику под музыку:

- «Хоботок-улыбка».

- «Поцелуйчики».

- «Карамельки».

- «Чистим зубки».

- «Обиделись-улыбнулись».

- «Мотоцикл».

- «Лошадки».

Исполняются скороговорки (с движением):

- Шесть мышат в камышах шуршат (рассказать, как сплетню)+движение.

- Бык-тупогуб, тупогубенький бычок.

- Маланья болтунья.

- Расскажите про покупки (вопрос-ответ).

- Шли, шли, шли (три темпа: медленный – умеренный – быстрый).

Движения с мячиком (мягким):

- Шла Саша по шоссе (движение исполняется под произнесение текста, после

чего мяч передаётся соседу).

- Добыл Бобыль бобы (мяч переда.тся на ударное слово.)

- Один: Добыл Бобыль бобы.

Второй: Добыл Бобыль бобы.

Третий: Добыл Бобыль бобы.

Четвертый: Добыл Бобыль бобы ит.д. (Это задание выполняется с мячом в трёх

темпах. Если у кого-то мяч упал или не соблюдается заданный темп, тот выбывает).

-Наша река широка как Ока.

-Как Ока широка наша река.

Ребята делятся на команды: по 5-6 человек в каждой команде. Задача: произнести

скороговорку одновременно всей командой с актерским посылом - похвалиться перед

другой командой, добавив движение (шаги). Движение происходит на каждое слово в

скороговорке навстречу соседней команде.

-Первая команда: «Наша река широка как Ока».

-Вторая команда: «Как Ока широка наша река».

Педагог обращается к детям, чтобы они обратили внимание на карту и

появившееся название острова - «Дикция».

Педагог: «Ребята, вы, конечно, поняли, что дикция – это чёткое, ясное

произношение слов, фраз. Каждый актёр работает над дикцией всю свою жизнь,

добиваясь не только чёткости слов, фраз, но безукоризненного звучания каждого гласного и согласного звука. А чтобы добиться дикционной чёткости, он «тренирует» язык, губы, челюсти с помощью артикуляционной гимнастики, основу которой составляют народные потешки, чистоговорки, весёлые скороговорки».

Звучит гонг.

5. Педагог: «Ребята, мы прибыли на последний остров с необычным названием

«Задание – ключ» (название острова появляется на карте). Для выполнения задания я

должна вручить вам карточки, которые находились в тубе (педагог раздаёт карточки).

Помните, только если вы выполните это задание очень выразительно, на карте появится название чудесной страны».

Дети их читают вслух:

1-ый ребёнок: Страну чудес искали мы давно.

2-ой ребёнок: И вот на горизонте нам дано

3-ий ребёнок: Увидеть острова:

4-ый ребёнок: Разминка, Дикция, Свободное дыханье,

5-ый ребёнок: Они потребуют особого вниманья.

6-ой ребёнок: Страна чудес научит вас

7-ой ребёнок: Свободно мысли излагать

8-ой ребёнок: И выразительно читать.

9-ый ребёнок: Зажимы снимет – это важно!

10-ый ребёнок: Изменит ваш голосовой диапазон,

11-ый ребёнок: А для актеров очень важен он.

12-ый ребёнок: В стране ждет много интересных встреч,

Педагог: А называется она – (дети смотрят на карту, на которой появляется

название)

Все вместе: СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ!

Педагог: Благодаря вашему упорству, старанию, желанию хорошо выполнить все

задания карта открыла название чудесной страны – «Сценическая речь». Овладев

«сокровищами» этой страны, образной, выразительной, убедительной речью, вы сможете найти себя на большой или малой сцене в кругу коллег, когда станете взрослыми.


III. Заключительная часть

Рефлексия

Окончилось наше путешествие на паруснике (слайд на экране), но по окончании

нашего путешествия мне хотелось бы узнать:

1. На каких островах мы сегодня побывали? Название какой страны мы открыли?

2. С помощью чего можно добиться свободного, красивого звука?

3. Почему артисту и любому человеку необходима хорошая дикция?

4. Как добиться хорошей дикции?

5. Почему изучение сценической речи необходимо не только артисту, но и каждому

образованному человеку?

Краткое подведение итогов занятия.




Список используемой литературы

Литература для педагога:

1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М.: Просвещение, 2006.

2. Бруссер А.М. Основы дикции. М.: Просвещение, 2003.

3. Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых.

М.: Просвещение, 1999.

4. Запорожец Г. Логика сценической речи: учебное пособие. М.: Просвещение,

1974.

5. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи. М.:

«Проспект», 2004.

6. Козлянинова И.П., Промптова И.Ю. Сценическая речь. М.: ГИТИС, 2011.

7. Kозлянинова И., Чарелли Э. Речевой голос и его воспитание: учебное пособие.

М.: Просвещение, 1985.

8. Оссовская М.П. Московский говор. М.: Просвещение, 2003.

9. Петрова А. Сценическая речь: учебно-методическое пособие. М.: Искусство,

1981.

10. Савкова 3. Как сделать голос сценическим: практ. пособие. М.: Искусство, 1968.

11. Театр, где играют дети / Под ред. А. Никитиной. М.: Владос, 2001.

12. Чарелли Э. Учитесь говорить. М.: Просвещение, 1985.

13. Вэскер А.Б. Открывая занавес урока: учебно-методическое пособие. М.: ЦГЛ., 2004.

14. Дополнительное образование детей Москвы от А до Я. 2013. Т. 2. № 2.









8



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.