12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Смирнова Елена Андреевна759
Россия, Мордовия респ., Саранск
0

Урок «Откуда мы знаем историю своего края»



Урок №2

Тема: Откуда мы знаем историю своего края

Цели: познакомить с основным содержанием курса «История Средних веков», дать представление о его специфике и особенностях; определить место учебной дисциплины в образовательном процессе; познакомить со справочным и методическим аппаратом учебника, задачами и структурой курса; вызвать интерес к новому учебному предмету.

Планируемые результаты:

предметные: изучить и систематизировать информацию различных исторических источников; формулировать собственные выводы по дискуссионным вопросам;

метапредметные УУД: определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятиям; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

личностные УУД: формировать стартовую мотивацию к изучению нового материала; осмысливать важность изучения истории родного края для самого себя; выражать свое отношение к роли истории родного края в жизни общества.

Оборудование: проектор, презентация.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Ход урока

I. Орг.момент

II. Мотивационно-целевой этап

Начало заселения Среднего Поволжья человеком восходит к эпохе палеолита – древнекаменного века. Первые следы пребывания его на территории современно Мордовии относятся к мезолиту. А в период неолита эта территория была хорошо освоена людьми.

Из статьи Мокшиной Е.Н. Мордовский народ в русских летописях

и других письменных источниках средневековья.

- Когда началось заселение Среднего Поволжья?

- Откуда мы об этом знаем?

(Сл.1) Итак, тема нашего урока «Откуда мы знаем историю своего края»

Проблемный вопрос: Какова роль исторического источника в изучении истории?

(Сл.2) План урока

1. Вещественные источники;

2. Устные исторические источники;

3. Письменные исторические источники;

4. Фото-, фоно и видеодокументы;

5. Где хранятся исторические источники.

III. Актуализация знаний

На прошлом уроке мы говорили о правилах исторического исследования. Какие это правила? (Определение времени исторического события и рассмотрение источников, помогающих, его исследовать).

Сегодня мы поговорим о том, как можно изучить жизнь наших предков.

- На уроках истории Древнего мира мы говорили об исторических источниках. Вспомните, что такое исторический источник (все, что позволяет получать знания о прошлом)

- Мы говорили с вами о трех группах источников. Каких? (Сл.3) (вещественные, устные, письменные)

- С развитием техники стали появляются новые группы источников, и о жизни предыдущих поколений мы можем узнать не только из письменных или вещественных источников.

- Предположите, по каким источникам мы можем изучить жизнь людей прошлого столетия?

Суммируя ответы учеников, называем новые виды источников.

IV. Работа по теме урока.

Поговорим о каждом виде источников подробнее

1. Вещественные исторические источники – это все, что сделано руками человека. Многие из них находят под землей при раскопках. Их изучением занимаются археологи.

- Предлагаю поучаствовать в археологической экспедиции. Давайте посмотрим на находки археологов нашего края. (Сл. 4)

(Сл. 5,6,7 сопровождаются чтением дополнительного материала)

Могила воина

Такое количество боевого оружия могли поместить в могилу только очень уважаемому мужчине. Прямо на тело сородичи положили два боевых топора, нож, лук и колчан со стрелами, от которых сохранились только железные наконечники, пряжки и крепления. На ноги чуть выше щиколоток – округлый деревянный щит. Сверху – наконечник пики. Некоторые предметы этого вооружения висели на поясном ремне, а также на портупее, входившей в состав воинской амуниции бойца. К поясному ремню был прикреплен кожаный или холщовый подсумок: в нем лежали необходимые в походном быту вещи – железная бритва, кресало, точильный камень.

Д. Коробельников «Тайна умершего воина»

Бортевые топоры

Особую группу изделий Западного Поволжья составляют длинные ("бортевые") топоры, история существования которых весьма своеобразна. Одним из первых назвал эти топоры бортевыми М.Ф. Жиганов и эта традиция жива до сих пор. В то же время так и нет каких-либо серьезных доказательств использования этих топоров в качестве бортевых. Мордовские погребения с длинными топорами, несомненно, принадлежат воинам и очевидно не самым последним, учитывая дорогие предметы в них. Исходя из этого довольно странно звучит причисление длинных топоров из этих погребений к бортевым. Получается как бы пасечник, вооруженный до зубов. С другой стороны каждый, кто хоть раз брал топор в руки, знает, как тяжело с размаху попасть в одну точку простым топором, а уж топором с длинным лезвием сделать это гораздо сложнее.

Г.Н. Белорыбкин «Средневековые длинные топоры»

- О чем нам могут рассказать эти сведения?

- Как археологи узнали, что нашли могилу уважаемого воина?

(Сл.8,9 рассматриваются вместе с работой с учебником)

(Сл.10) Еще одним важным вещественным источником являются деньги. Первые деньги – звериные шкурки, у мордвы это беличьи шкурки. В Х веке появляются металлические деньги – ярмак.

Археологи нашли на территории современной Мордовии 30 монетных кладов. Самые крупные из них клад серебряных монет XIV - начала XV в. найденный у с. Черная Промза Большеберезниковского района в 1961 г. и клад серебряных монет первой половины XVIII в. найденный в с. Мордовские Юнки Торбеевского района в 1976 г.

Клад серебряных монет, обнаруженный у с. Черная Промза Большеберезниковского района, состоял из 2547 монет. Он считается одним из крупнейших кладов Восточной Европы. Клад включал в себя 109 штук джучидских (золотоордынских) монет и 2438 монет русских княжеств. Общий вес клада составил 1 кг 528 г. В литературе этот клад по месту своего главного хранения получил название Большого Саранского клада монет. Клад разделен на две части и хранится в двух государственных собраниях: в Государственном историческом музее в г. Москва (833 экз.) и Мордовском республиканском краеведческом музее (1714 экз.).

Клад серебряных монет, найденный в с. Мордовские Юнки Торбеевского района состоит из 109 монет номиналом 1 руб. Общий вес клада составил 2 кг 813 г. 

2. Устные исторические источники.

- Ребята, вы любите разгадывать загадки? Давайте попробуем разгадать мордовские загадки (Сл.11).

Мордовские загадки

Самое легкое, а далеко не бросишь  (перо).

Один братец отдыхает зимой, а другой летом  (телега, сани).

Красивый гребешок, сапоги со шпорами, ночью поет - время сообщает (петух).

С неба падает белое пшено: ни курица не клюет, ни человек не жует, а солнце съедает (снег).

Летом от него прячусь, а зимой его ищу (солнце).

Две хозяйки за год два раза стол покрывают: одна зеленой скатертью, другая белой  (лето и зима)

- А сейчас послушайте мордовскую легенду (Сл.12):

Труба князя Тюшти

Самое известное предание Мордовского края связано с именем Тюшти — былинного князя (или царя) всей мордвы, жившего в X веке. По легендам, записанным краеведом XIX века Иваном Дубасовым, Тюштя жил на Зубово-Полянской земле недалеко от места, где сейчас стоит село Ширингуши. Тюштя был справедливым и могучим вождем, именно он помирил враждовавшие мордовские роды. А потом ушел (легенда не поясняет куда — может быть, на новые земли), но оставил народу свою трубу — тораму. По одной версии, торама была скрыта в ветвях деревьев, по другой — в земле. Найти тораму было суждено лишь избранному. По завету Тюшти в день, когда враги придут на его землю, людям нужно протрубить в тораму. Тогда он вернется к своему народу и накажет недругов.

- Ребята, мы разгадали загадки, прочитали предание, а к какому виду исторических источников они относятся?

- А как этот вид источников поможет нам изучить наших предков?

(Сл. 13) В устном народном творчестве запечатлен опыт народа, его повседневная жизнь. В сказках и былинах упоминаются орудия труда, описываются жилища людей, домашняя утварь, одежда. В мифах и сказках отражены их верования, обычаи, праздники. Пословицы и поговорки описывают нравы наших предков и содержат народную мудрость.

3. Письменные исторические источники.

- Ребята, вспомните, что такое письменные исторические источники?

- Что к ним можно отнести?

(Сл.14) Самым важным историческим источником, рассказывающим о жизни наших далеких предках – это летопись Повесть временных лет (ПВЛ).

Летопись – это погодовая запись исторических событий.

ПВЛ составлена в XII в. монахом Киево-Печорской лавры Нестором. В ней рассказывается о происхождении русской земли, описываются старинные обычаи, праздники славян.

Встречается и упоминания о мордве: «…в Афетове же части седять Русь, Чюдь и вси языци – Меря, Мурома, Весь, Моръдва, Заволочская Чюдь, Пермь, Печера, Ямь, Оугра, Литва, Зимегола, Корсь, Сетьгола, Любь…». Здесь указано и более точное место расселения мордвы – «по Оце реце» (Оке. – Е. М.). В датированной части «Повести…» (1103 г.) сообщается о победе мордвы над князем Ярославом: «…того же летя бися Ярослав с Мордвою месяца марта в 4 день и побежден бысть Ярослав».

- О чем мы узнали, прочитав выдержки из ПВЛ?

- Чем закончилась встреча князя Ярослава с мордвой?

4. Фото-, фоно и видеодокументы.

- (Сл.15) Хочу рассказать о нашем земляке. Слушайте внимательно и скажите, как этот человек связан с историческими источниками?

Владимир Александрович Сущинский (1912—1945) — фронтовой кинооператор Великой Отечественной войны, капитан. Оператор фронтовых киногрупп Волховского, Ленинградского, 4-го и 1-го Украинских фронтов. Снятые им кадры вошли в выпуски киножурналов, спецвыпуски и документальные фильмы. Мастер боевого репортажа, художник-публицист. Снимая боевые операции, много внимания уделял героям боёв и фронтовому быту. В 1946 году о Сущинском сделан документальный фильм, в котором использована отснятая им хроника — «Фронтовой оператор», режиссёр монтажа М. Е. Славинская. В фильме есть момент, когда останавливается кадр с изображением боя, а дальше изображение пропадает и идёт чёрная плёнка. Это был момент его гибели. Лауреат Сталинской премии второй степени (1946 — посмертно).

- Как Владимир Сущинский связан с историческими источниками? (он снимал военную хронику, таким образом, создавал исторический источник - видеодокумент).

- Как погиб Сущинский? (вовремя съемки боя).

(Сл.16) Посмотрите на фотографию жителей мордовского села Вечканово.

- К какому типу исторических источников относится эта фотография?

- О чем она может нам рассказать?

Задание. Читаем пункт 4 и отвечаем на вопросы (Сл. 17):

- Когда появился новый вид источников?

- Чем они важны?

- Как вы думаете, по каким источникам будут изучать нас наши потомки?

5. Где хранятся исторические источники?

Задание: Прочитайте пункт 5 и выясните, где хранятся исторические источники. Заполните таблицу (сл.18).

Место хранения

Пример

Музей

Краеведческий музей им. И.Д. Воронина; Музей мордовской национально культуры; Музей им. С.Д. Эрзи; Музей военного и трудового подвига

Архив

ЦГА РМ

Библиотека

Национальная библиотека им. Пушкина

(Проверка выполнения задания сл.19)

- Историю своего края мы узнаем из исторических источников (каких?).

- Где хранятся исторические источники?

V. Подведение итогов

Предлагаю вернуться к проблемному вопросу, поставленному в начале урока. Какова роль исторического источника в изучении истории?

- Нет исторических источников – нет и исторической науки. Как вы понимаете это выражение?

- Почему важно подкреплять историческими источниками исторические факты?

- Предлагаю вам сыграть в игру: я называю исторический источник, а вы определяете группу к которой он относится:

Сюльгамо, патефон, миф, деньги, летопись, загадки, топор, фотография, тетрадка, заколка.

Домашнее задание: (Сл. 20) §2, вопросы для самоконтроля, творческое задание №1

Источники

1. Родиноведение. Вводный курс для изучения истории и культуры мордовского края: учебник для 5 класса общеобразоват. учреждений / С.В. Кистанов, О.В. Кошина, О.В. Лазарева; под ред. \чл.-кор. РАН Н.М. Арсентьева; Издат. центр ИСИ МГУ им. Н.П. Огарёва. – Саранск, 2009. – 144с.

2. ВКонтакте/Мордовия и этнография/ https://vk.com/mordov_histori;

3. Е.Н. Мокшина. МОРДОВСКИЙ НАРОД В РУССКИХ ЛЕТОПИСЯХ И ДРУГИХ ПИСЬМЕННЫХ ИСТОЧНИКАХ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ // Социально-политические науки, 1’2013, с. 27-30

4. Д. Корабельников. Тайна умершего воина. Московский комсомолец. Декабрь, 2016

5. Юткевич С. И. Кинословарь в 2-х томах. — Москва, Советская энциклопедия, 1966.

6. Мордовские загадки - [электронный ресурс] - http://kidsclever.ru/content/mordovskie-zagadki


Откуда мы знаем историю своего края
PPTX / 13.16 Мб
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.