Урок русского языка в 3 классе «Отличие именительного падежа от винительного»
Урок русского языка в 3 классе
DOCX / 25.25 Кб
/data/files/b1600833051.docx (Урок русского языка в 3 классе)
Карточки для урока
DOCX / 14.18 Кб
/data/files/k1600833085.docx (Карточки для урока)
Презентация к уроку
PPTM / 3.18 Мб
/data/files/w1600833130.pptm (Презентация к уроку)
Урок русского языка 3 класс.
Учитель: Кухтина Лилия Геннадьевна,
г. Комсомольск-на-Амуре, МОУ гимназия № 45.
Тема: «Отличие именительного падежа от винительного».
Тип: Урок введения нового знания
Цель:1. Познакомить детей с отличиями именительного падежа от винительного.
2. Совершенствовать знания учащихся об имени существительном как части речи.
3. Развивать умение сравнивать и делать выводы; творческое мышление.
4. Воспитывать чувство коллективизма, товарищества, любви к предмету.
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Предметные результаты: уметь различать имена существительные в именительном падеже от имен существительных в винительном падеже; применять алгоритм определения падежа и морфологического разбора имени существительного;
Умение: определять род, число, падеж, склонение имён существительных. Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.
Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства (схемы, алгоритмы) для решения учебных задач; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности.
Личностные результаты: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке.
Оборудование: Учебник А.В. Пляковой «Русский язык» 3 класс, часть 2; мультимедийный проектор; интерактивная доска презентация к уроку.
Ход урока.
I Мотивационный (самоопределение к учебной деятельности) Цель: установить эмоциональный контакт с учащимися, создать учебную ситуацию перехода учащихся в пространство учебной деятельности. | Мы урок начать готовы Будем думать, рассуждать И друг другу помогать. - Добро пожаловать на урок русского языка. - Запишите: Число. Классная работа. Объясните орфограммы. | | ||||||||||||||||||
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Цель: Повторить изученный материал, необходимый для открытия «нового» знания. | 1задание: (работа с интерактивной доской) -Ребята один ученик написал правило об имени существительном. Прочитайте его. Вы с ним согласны? -Помогите ученику исправить ошибки в формулировке правила. -Кто желает пойти к доске? -Остальные ребята обсудите ошибки в паре. ПРОВЕРКА - Оцените ответ. Кто согласен? Оцените работу в своей паре.
-Что ещё мы можем рассказать об имени существительном? Презентация слайд -1. ( Кластер) | 1 ученик у доски, работают в паре и обсуждают ошибки. Проверяют. Ответ у доски ученика + карточка. Отметка Называют постоянные и непостоянные признаки | ||||||||||||||||||
3. Словарная работа. | Слайд-2 1.Задание: - Назовите новое слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке. балкон колонна баллон парик одежда …. (падеж) Какое это слово? Как вы его определили? Запишите его в тетрадь и выделите орфограммы, которые встретились в этом слове. 2 .Задание. Лексическое значение слова. Давайте определим лексическое значение слова. Что нам в этом поможет? (падеж - словоизменительная категория имени выражаемая флексиями). А что такое флексии? Кто догадался? Флексии- падежные окончания. Слово падеж произошло от латинского (casus) падение. Ещё греческие учёные заметили, что имя существительное имеет прямую форму и косвенную, т.е как бы отклоняющуюся от прямой, отсюда и известный термин склонение. Задание. - Расскажите о слове как о части речи. Падеж- (что?) сущ. н.ф.(падеж), неодуш., нариц., м.р., 2скл., ед.ч., И.п. - Оцените работу ребят. | Называют слово, записывают его и выделяют орфограммы. толковый словарь 1 ученик читает определение Работает 1 ряд по «цепочке». | ||||||||||||||||||
4. Формулирование проблемы. Определение темы урока. | - Кто догадался, о чём будем говорить на уроке? -А что мы уже о них знаем? - Как вы считаете, мы уже все знаем о падежах? ФИЗМИНУТКА. Поворот судьбы удивительный Изучаем мы падеж именительный И винительный падеж надо знать От именительного отличать. -Определите тему урока. -Какой проблемный вопрос можем поставить? - Сформулируйте цель урока. - Что надо сделать, для того чтобы найти отличия? - А для того что бы сравнить нам надо выбрать? - Выбираем объект. -Какие критерии выберем? -Результаты сравнения мы запишем в таблицу. Слайд -3.
-У вас на партах лежат такие же таблицы, подумайте. -Какие критерии можем заполнить, используя имеющиеся знания? ПРОВЕРКА. -Какие критерии заполнили. Сверьте с эталоном. -Какие критерии предстоит «исследовать»? -Возьмите «Лесенку успеха». Оцените свою область знания на начало изучения темы. | О падежах ( 6 падежей, названия, падежные вопросы и слова помощники). Отличие именительного падежа от винительного. Как отличить именительный падеж от винительного? Научиться различать именительный и винительный падежи. Нужно сравнить. Объект и критерии, по которым будем сравнивать. И.п, В.п. Вопросы, слова-помощники, предлоги, падежные окончания, член предложения. Индивидуальная работа. Вопросы, слова помощники, предлоги у И.п. Предлоги В.п., падежные окончания, члены предложения. Оценивают. | ||||||||||||||||||
5. «Открытие» новых знаний. | Сейчас мы с вами разделимся на 3группы. (по рядам). Задание для 1 группы. Просклонять имена существительные первого склонения: земля, страна (карточка) И.п. что? Р.п. нет чего? Д.п. дать чему? В.п. вижу что? Т.п. горжусь чем? П.п. думаю о чем? Проанализируйте окончания имён существительных в И. и В. падежах, сделайте вывод. Задание для 2 группы. Определите падеж имён существительных в словосочетаниях. Проанализируйте, с какими предлогами может употребляться В.п., сделайте вывод. Положил на парту, переплыл через реку, узнал про книгу, взял за руку, пришёл в школу. Задание для 3 группы. Найдите в предложении имена существительные определите падеж. Избушка стоит в лесу. Лесник зашёл в избушку. Проанализируйте каким членом предложения могут быть имена существительные в И.п и В.п. Сделайте вывод. Не забывайте о правилах работы в группе. Желаю вам успешной работы. Проверка. Выслушать мнение представителя каждой группы, заполняя таблицу недостающими данными. - Какой сделаем вывод? - Чем же различаются имена существительные в И.п. и В.п.? -Давайте сравним наш вывод с выводом в учебнике. Откройте стр.23 и прочитайте. Обсудите выводы в паре. - Какое правило вы бы добавили. - Удалось ли вам достичь результата? Чьим группам удалось? - Молодцы! | Работают по группам, делают выводы. По 1 ученику от каждой группы. 3 отметки Предлоги, падежные окончания. Члены предложения. | ||||||||||||||||||
Применение полученных знаний. (Первичное закрепление.) Самостоятельная работа. | - Давайте применим полученные знания на практике. -Откройте рабочие тетради на стр.10 и выполните упр.8. - Работать будете в паре. Проверка. 1ученик 1предложение. С объяснением смысла пословиц. -Объясните, как вы понимаете смысл пословиц. -Какие пословицы мы могли бы отнести к нашему уроку. | Читают задание и выполняют его. 4 отметки | ||||||||||||||||||
Итог урока. Рефлексия деятельности | - Какая цель была поставлена вами в начале урока? - Как вы считаете, она достигнута? - Какое «новое» знание открыли? - Что было для вас трудным на уроке? Что было интересным? -Где в жизни могут нам пригодиться падежи? Для чего они нам нужны? Оцените свою область знаний на окончание урока в «Лесенке успеха». Кто из вас продвинулся по лесенке. Значит, мы с вами добились поставленной цели и урок можно назвать успешным. Слайд -4. Запомни правило простое: Без падежей мы никуда. Не будешь в языке героем. Отличником не станешь никогда. Они нам в речи помогают, Слова их слушают всегда. И все конечно их названья знают, Скажите хором: «Верно?»- «Да». - Спасибо за урок! | Грамотно писать, отличать подлежащее от второстепенных членов предложения, правильно связывать слова в словосочетаниях и предложениях. | ||||||||||||||||||
Дом. задание. | стр. 23 (правило), стр. 23упр. 41, 42, 43 по выбору. | |
Пролубщикова Наталья Владимировна