Отношение старшеклассников к службе в армии

0
0
Материал опубликован 19 March 2023

Бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тарская гимназия №1 им. А.М. Луппова»

Тарского муниципального района Омской области










Индивидуальный проект на тему:

Отношение старшеклассников к службе в армии













Выполнил:

Лабиков Дмитрий,

обучающийся 10а класса


Руководитель:

Долженко Елена Владимировна





Тt1679224311aa.gif ара, 2023


Содержание

Введение …………………………………………………………………………………..

3

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ …………………………………………………………..

5

1.1.

Призывная особенность формирования армии ……………………………

5

1.2.

Механизмы формирования различных установок на службу в армии в сознании современной молодежи ………………………………………….


6

1.3.

Причины формирования в молодежной среде негативного и позитивного образа службы в армии ………………………………………


8




ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ……………………………………………………………..

12

2.1.

Логика проведенного исследования ……………………………………….

12

2.2.

Анализ результатов проведенного исследования …………………………

13




Заключение ……………………………………………………………………………….

19

Список использованной литературы ……………………………………………………

20

Приложение ……………………………………………………………………………….

21






ВВЕДЕНИЕ


Служба в рядах Вооруженных сил РФ является важнейшей государственной задачей и имеет приоритетное социальное значение. Социологические исследования, которые проводились в последние годы по выявлению престижности военной службы среди лиц молодого возраста, показывали неоднозначные результаты (Дерягин, 2018; Заславская, 1998). Однако совершенно очевидно, что престиж военной службы растет, о чем свидетельствует приток молодежи в военные учебные заведения. Интерес к военной службе проявляют не только юноши, но и девушки.

«Вооруженные силы», «армия» и «флот», «государство», «Отечество» – это святые слова, суть и смысл которых никогда в жизни нашего народа не подвергались сомнению. Но следует также признать, что все-таки ослабление социальной значимости этих святых смыслов имело место в нашей совсем еще недавней истории. Но и сама история народа в тот период подвергалась крутым переменам. Социологические исследования тех лет свидетельствуют о снижении внимания общественности к проблемам военнослужащих и армии в целом (Корнев, 2012; Петрикас, 1995). Например, в 1990г. менее половины опрошенных молодых людей отметили необходимость в качестве конституционального долга службы в рядах Вооруженных сил. Это был очень низкий показатель социологического опроса – около 40%. Но что удивительно, именно 40% из числа опрошенных лиц молодого возраста считали, что служба в армии является не просто конституционным долгом, а её необходимо выполнять вне зависимости от желания и интереса к ней (Чвякин, 2019).

Наша страна всегда уделяла и уделяет первостепенное внимание своей обороноспособности. Это в традициях нашего народа, гордость за службу Родине всегда имеет патриотическое значение. Те, кто служил своей стране даже в мирное время, имеет право гордиться собой. Надо отдать должное и всем социальным институтам государства, которые придают службе в армии и на флоте ценностное значение. В традициях нашего народа и в его ментальности глубоки любовь и уважительное отношение к тем, кто служил в рядах Вооруженных сил.

Армия еще с давних времен является неотъемлемым составляющим каждого государства. Армия представляет собой один из главных факторов внутренней и внешней политики государства. Армия − это социальный институт, который столетиями выполняет свои функции в государстве и теснейшим образом связан с государством. Поэтому отношение к армии является неотъемлемой частью престижа государства [2].

В современной реальности, как показывает практика, все больше молодых людей призывного возраста пытаются уклониться от службы в армии. Уклонению от армии способствует ряд причин. По мнению молодых людей призывного возраста, имеется достаточно много проблем: тяжелые бытовые условия, правовая незащищенность солдат, отсутствие порядка в армии, плохое питание, нехватка и износ техники, оборудования и многое другое. Очень часто молодые люди не рады условиям прохождения военной службы, их пугает проведение ночей на полигоне в палатках на открытом воздухе, они боятся спать в сырости и остаться голодными. Поэтому призывники не видят престижа и достоинства в прохождении армейской службы.

Проблема исследования заключается в необходимости проведения социологического анализа отношения молодёжи к военной службе, для определения среды формирования этого отношения и условий возникновения тех или иных установок на военную службу и российскую армию вообще на современном этапе её функционирования как социального института.

Объектом проектной работы выступает армия как социальный институт.

Предметом проектной работы является отношение старшеклассников к военной службе.

Цель: изучение субъективных отношений юношей старшего школьного возраста к военной службе.

Задачи:

Рассмотреть теоретические аспекты изучения отношения молодежи к военной службе;

Выявить позитивные и негативные факторы формирования отношения молодежи к службе в армии;

Проанализировать субъективные отношения старшеклассников к службе в армии на примере молодых людей предпризывного возраста БОУ «Тарская гимназия №1»;

Провести анализ результатов опроса учащихся, принявших участие в исследовании, и выявить основные тенденции учащейся молодежи относительно их отношения к военной службе;

Разработать продукт проектной деятельности.


Теоретическая значимость. С теоретической точки зрения данная работа представляет интерес в виде определенной основы изучения проблем, связанных с военной социальной значимостью службы, военно-профессиональной ориентации молодежи, повышением роли военной профессии в современном обществе.

Практическая значимость состоит в том, что его выводы и рекомендации могут быть использованы для организаций работы по повышению престижа военной службы и изменению образа армии в глазах молодых людей современной России в лучшую сторону.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух частей (теоретической и практический), заключения, списка Интернет-источников и литературы и приложения.


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


Призывная особенность формирования армии


Актуальность темы повышения боеспособности российской армии, обеспечения её физически и морально здоровым личным составом в современном сложном мире не вызывает сомнения, так как Вооружённые силы (ВС) являются гарантом защиты от агрессора и опорой во внешней политике любого государства. [15, с.91] То есть и отношение к армии, создание мощного вооружения, сильной материально-технической базы частей и соединений, готовность солдат и офицеров быстро и качественно выполнить задание Родины можно рассматривать не только как неотъемлемую часть престижа государства, но и как важнейший компонент безопасности, суверенитета страны.

Само понятие «армия» происходит от латинского «артаре», что значит «вооружать», и, согласно политическому определению, армия есть орган государства, предназначенный для проведения его политики средствами вооруженного населения, и включает совокупность всех вооруженных сил, находящихся на службе государства [12]. Поэтому любому государству необходима сильная армия, которая в любой момент готова ответить на агрессию иных государств. Разумеется, содержание армии в боевой готовности, оснащение её современным вооружением, обеспечение достойного уровня жизни и службы военнослужащих требуют значительных средств.

Воинская повинность появилась в нашей стране много столетий назад. Хорошо организованное войско существовало еще в Московском государстве. Постоянную службу несли дворяне, а остальное население призывалось только в случаях особой необходимости. Главной военной силой на рубеже XV–XVI вв. была конница, а при Иване Грозном большую роль в обеспечении безопасности страны стала играть пехота. Первое постоянное пешее войско составили стрельцы.

Однако полноценная регулярная армия появилась в Российском государстве уже при Петре I на основе рекрутского призыва, под который подпадали крестьяне, мещане и другие податные сословия. Воинская повинность была общинной и пожизненной.

Дальнейшие серьезные преобразования связаны с правлением Александра II. В 1862 г. он освободил от повинности дворян, а позднее и представителей некоторых других сословий: купцов и духовенство. Таким образом, основу армии составляли крестьяне и мещане. Однако спустя некоторое время, в 1874 г., российский император ввел всеобщую личную повинность, которой подлежало все мужское население страны, достигшее 21-летнего возраста. Кроме того, с этого момента призыв распространялся на представителей всех национальностей, проживающих в России.

В начале XX в. срок действительной службы в пехоте и пешей артиллерии составлял 3 года, в других родах сухопутных войск – 4 года, во флоте – 5 лет. Некоторым категориям граждан были предоставлены льготы. Например, срок службы для молодых людей, окончивших курс учебного заведения 1-го разряда (а также 6 классов гимназии) был 2 года. Совершенно неспособные носить оружие по состоянию здоровья и вовсе освобождались от службы. Также были избавлены от воинской повинности некоторые служители церкви.

Условия призыва вновь были ужесточены после прихода к власти большевиков. Постановление 1918 г. «О принудительном наборе в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию» носило ярко выраженный классовый характер и предусматривало обязательную военную службу для трудящихся, достигших 18-летнего возраста. Позднее, в 1930 г., был принят новый советский закон – «Об обязательной военной службе», – согласно которому оборона СССР с оружием в руках осуществлялась только трудящимися. На нетрудовые классы возлагалось выполнение иных обязанностей – обслуживание армии. Таким образом, сохранялся классовый подход к исполнению гражданами обязанностей военной службы.

Через 4 года после окончания Великой Отечественной войны был принят закон, по которому призыв граждан мужского пола проводился один раз в год в ноябре-декабре. Кроме того, в Вооруженных Силах СССР были установлены новые сроки службы: в Сухопутных войсках (СВ) и Военно-воздушных силах (ВВС) – 3 года, в Военно-морском флоте (ВМФ) – 4. Позднее, в 1968 г., срок срочной службы сократился до 2-х лет в СВ и до 3-х – в ВМФ. Выпускники институтов, не получившие военной подготовки, служили 1 год. Помимо осеннего, был введен и весенний призыв.[1, с.39]

В настоящее время основным законодательным актом для призывников является Федеральный закон от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе». Согласно внесенным поправкам, с 2008 г. срок прохождения военной службы по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации для российских граждан мужского пола составляет 1 год. В настоящее время общего количества молодых людей призывного возраста не хватило бы даже для того, чтобы теоретически заменить солдат и сержантов, отслуживших установленные государством сроки военной службы. Причин на то несколько. Основная их них заключается в самом государстве и в его законодательной базе. [2, с.211]

В настоящее время существует около двадцати видов отсрочек, различных видов, которые закреплены в законе о военной службе в Российской Федерации. В результате данного установленного факта можно призвать только около 20% стоящих на учетах в военкоматах нашей страны молодых граждан. Поэтому министерство обороны Российской Федерации не может призвать около 80% молодых граждан страны призывного возраста. Из общего числа граждан, которые по закону вправе получить отсрочку, половина – это студенты высших учебных заведений, и четверть из них не подходит по состоянию здоровья.

При этом из-за обостренной политической и экономической ситуации в нашей стране сильно ухудшились общие показатели состояние здоровья призывников. Проявляется такое широко распространенное среди молодого поколения явление, как дефицит массы тела, увеличивается число призывников, у которых прогрессирует алкоголизм, наркомания и токсикомания.

Но, несмотря на все указанные отрицательные моменты настоящей действительности, все военкоматы, школы, а также военно-патриотические клубы не стоят на месте. Они в этих сложных сложившихся условиях стараются решать или посодействовать в решении стоящих перед ними задач. Призыв молодых граждан на военную службу считается итогом большой кропотливой проделанной работы нескольких заинтересованных государственных органов и организаций, которые в соответствии с Законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» осуществляют подготовку молодых людей призывного возраста к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации. Поскольку в каком бы сложном положении наша страна ни находилась, ее военные интересы превыше всего.



Механизмы формирования различных установок на службу в армии в сознании современной молодежи


Экспериментальными исследованиями установлено, что человек пристрастно относится даже к тем явлениям действительности, с которыми ему ранее не приходилось сталкиваться. Такая тенденциозность в отношении незнакомых объектов может быть названа личностной предиспозиционностью. В результате многократного действия на основе таких предиспозиций у людей вырабатываются определенные личностные диспозиции к тем или иным объектам. Выявление и изучение такого рода диспозиций стали возможными благодаря использованию в социальной психологии понятия установки, глубоко и всесторонне разработанного Д.Н. Узнадзе.

Установка обычно определяется как благоприятная или неблагоприятная оценочная реакция на что-либо или на кого-либо, которая выражается в мнениях, чувствах и целенаправленном поведении. Оценка мнений, измерение аттитюдов и интересов получило широкое развитие в сфере консультирования по вопросам выбора профессии, изучения потребителя и общественного мнения, прогнозирования межгрупповых отношений. С точки зрения диагностики удобно воспользоваться пониманием аттитюда как склонности одобрительно или неодобрительно реагировать на определенный класс социальных стимулов. [14, с.43]

В формировании социальных ориентаций могут быть выделены две группы законов. Первая объединяет общие законы воздействия на человека, вторая связана с возрастными особенностями и должна учитываться в процессе воспитания и социализации.

Процесс формирования ценностных установок у молодого поколения идёт в сложной ситуации. Социальная стратификация, ценностный плюрализм, миграция населения обостряют процесс самоидентификации человека в разнородном обществе, что на практике часто приводит к двум крайностям: с одной стороны, маргинализации, представленной человеком без корней, с другой – национализму, провозглашающему под флагом патриотизма обособление какой-либо нации, очистку территории государства от всего чужеземного. Несостоятельность старой идеологии при отсутствии достойной новой автоматически привела к отказу от накопленного педагогического опыта, его принципов и подходов к организации педагогического процесса в духе патриотизма и гражданственности. Волна негативной информации в последние десятилетия также сыграла отрицательную роль в отношении молодежи к таким категориям, как «патриотизм», «гражданственность», «любовь к Родине».

Ситуация осложняется ещё и тем, что в научной и публицистической литературе, в государственных документах и в обыденном представлении нет единого толкования понятия «патриотическое». В исследованиях, как правило, идёт речь о методах формирования патриотизма, в поисках которых, авторы не выходят за рамки какого-либо конкретного предмета (литературы, истории и др.). В государственных нормативных документах, программах федерального, регионального и местного значения патриотическое воспитание связано либо с военной подготовкой (тогда патриотизм сводится к готовности молодых людей служить в армии), либо с деятельностью культурных автономий и национальных меньшинств (тогда «патриотическое» подменяется этнической самоидентификацией). В результате возникает различное понимание феномена патриотизма и терминологическая путаница, что вносит затруднения в формирование патриотизма как ценности. [4, с.112]

Отношение населения к армии является сейчас одной из главнейших проблем. Острое социальное противоречие вызывает двойственность отношения населения к Вооруженным Силам, и особенно молодежи призывного возраста. С одной стороны, в России исторически армия была больше, чем просто вооруженные силы. В рамках социально-культурного контекста, обусловленного российской и в том числе советской историей, армия воспринимается как важнейшая часть государства, во все периоды определявшая могущество и независимость России. Молодые россияне признают необходимость сильной и современной армии, но в то же время никто не хочет идти туда, особенно мужчины призывного возраста.

Результаты проведенных исследований Помогайбин В.Н. [11] показали, что в молодежной среде особенно остро дискутируется проблема существования в России всеобщей воинской повинности. Современная молодежь настроена против всеобщей воинской повинности. Общее мнение всех групп: служить должны те, кто хочет, не надо никого заставлять, каждый должен сам сознательно выбирать, чем он будет заниматься.

Формирование позитивной или негативной установки по отношению в необходимости воинской службы во многом зависит от родителей. По результатам исследований лишь треть родителей считают службу полезным и необходимым этапом в жизни своих сыновей, столько же родителей считают, что воинская служба является долгом и обязанностью. В основном же родители не хотят, чтобы их сыновья служили в армии, причем это нежелание выражается в категорическом форме. Известно, что мотивация «уклонистов» во многом сложилась благодаря отрицательному отношению к армии их родителей.

Среди причин, которые формируют отрицательное отношение к призыву на воинскую службу молодежи и их родителей к службе, наличие «дедовщины» в воинских коллективах, негативное влияние на вооруженные силы социально-экономических трудностей, переживаемых страной, и, как следствие, снижение уровня социальной защищенности военнослужащих по призыву. Значительная часть родителей опасается возможности участия их сыновей в вооруженных конфликтах.

Ставшие достоянием гласности факты «дедовщины», неуставных отношений, многочисленных конфликтов среди военнослужащих, часто с применением оружия, неправомерных действий военкоматов и военачальников не могли не отразиться на отношении молодежи призывного возраста и их родителей к предстоящей службе в вооруженных силах. Динамика увеличения числа уклонений от призыва показывает наличие определенных статистических зависимостей между увеличением зарегистрированной и ставшей достоянием СМИ преступности военнослужащих и количества призывников, уклонявшихся от призыва.

Проблемы, связанные с имиджем различных социальных институтов и государственных организаций России, в последнее время обсуждаются активно. Не остается без внимания и образ современной российской армии.

Есть основания полагать, что в настоящее время активные действия со стороны государственных органов по формированию положительных установок относительно российской армии носят, скорее, разрозненный характер, осуществляются по остаточному принципу ввиду дефицита средств на содержание военной организации. Однако важно не только создать имидж армии, но и жить на уровне этого имиджа, все время его оправдывая и подкрепляя, иначе он окажется разоблаченным. Другими словами, как военнослужащим - основным представителям военной организации, так и самой армии едва ли удастся соответствовать созданному респектабельному и высоко функциональному образу-представлению без обеспечения правовой защиты военнослужащих, решения комплекса социально-экономических проблем (жилье, денежное довольствие, социальное страхование и т.д.), обеспечения современной техникой и вооружением, повышения качества призываемого контингента и т.д. [5, с.12]

Условия XXI века предъявляют к важному политическому инструменту государства - армии высокие требования, значительное несоответствие которым не способен завуалировать никакой имидж.



Причины формирования в молодежной среде негативного и позитивного образа службы в армии


В настоящее время в условиях современной реальности воспитание детей и подростков осуществляется в условиях не только политического и экономического реформирования, но и в условиях нарастания негативных явлений в подростковой и молодёжной среде. Так обозначенные процессы выдвигают ряд значимых и качественно новых задач по формированию у подрастающего поколения высоконравственных морально-психологических и этических качеств, среди которых огромная роль принадлежит воспитанию чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу Отечества и готовности к его защите.

В Конституции Российской Федерации в статье 59 записано: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». К службе в Российской армии призыву подлежат юноши с 18 до 27 лет, они являются взрослыми как биологически, так и в социальном отношении. Общество видит в юношах не столько объект социализации – хотя, разумеется, продолжает его воспитывать – сколько общественного субъекта общественно-производственной деятельности, оценивая ее результаты по взрослым стандартам. Для развития личности военнослужащего важно, через какие социальные группы он входит в социальную среду. Эта связь особенно ярко обнаруживается при рассмотрении институтов социализации, тех конкретных групп, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей. [7, с.5]

И.С. Кон, И.Ю. Кулагина и др. исследователи отмечают, что в формировании личности военнослужащего в процессе социализации особое место занимает юношеский период, сопряженный с постоянным осуществлением выбора профессии, партнера по браку, системы ценностей и т.д.

В трудах В.Е. Талынева, Г.С. Дунина, М.И. Томчук обозначается, что на трудовой стадии, в качестве важнейшего института социализации выступают Вооруженные силы, служба в которых откладывает большой отпечаток на личность военнослужащего.

Анализ работ Г.В. Осипова, В.А. Ядова, Г.М. Андреевой и др. позволяют выделить основные психологические механизмы развития образа допризывника – это процессы адаптации, интериоризации, идентификации, обособления, интроекции, проекции и самоограничения. Характер развития образа допризывника определяется представленностью в нем будущей роли военнослужащего по призыву, который формируется под влиянием механизмов социальной среды. Предпосылками развития позитивного образа допризывника выступает процесс достижения социальной и средовой идентичности. [9, с.6]

Общепризнано, что одним из наиболее важных элементов ближайшей к подростку среды выступает семья, являясь частным выражением общественной среды, при этом дифференцированно воспринимая, принимая и реализуя требования данного общества на данном временном отрезке – и, соответственно, влияя на формирование социального облика растущих людей. Но, в свою очередь, внутрисемейные (детско-родительские, супружеские и др.) отношения зависят от окружающей социальной среды. Установки и нормы, которых придерживаются взрослые члены семьи, модель воспитания, применяемая к подрастающему поколению и другие компоненты детерминированы принадлежностью не просто к определенному государству, а к достаточно конкретному и более узкому социальному слою.

Современная семья оказалась менее способной передавать личности культурно-нравственные идеалы в связи с «омассовлением», «усреднением» типов культурного потребления, образов жизни и способов проведения досуга. Мотивация поступков большей частью определяется стереотипами общественного мнения. Моральные представления и правила поведения современного поколения молодежи претерпели существенные изменения. Духовно-нравственные ценности военной службы, такие как патриотизм, гордость за причастность к защите Отечества, воинская честь и достоинство, уважение со стороны окружающих за принадлежность к военной службе перестали быть основополагающими для юношей. Девальвируется значимость военной службы, происходит размывание патриотических ценностей и идеалов.

Заметное влияние на отношение молодого поколения к выполнению воинского долга оказывают наказы родителей, мнение ближнего окружения о военной службе вообще и престиже Вооруженных сил в частности. Причинами оттеснения патриотического воспитания стало размывание и деградация системы традиционных ценностей и, как следствие, потеря преемственности поколений; переоценка роли образования и явное снижение роли воспитания; появление новой системы требований общества к личности. Молодые люди стремятся к большей или меньшей степени материальной независимости.

Отсутствие твердых социальных гарантий и материальная незащищенность после демобилизации провоцирует формирование негативного отношения к службе в Российской армии.

Таким образом, семья оказывает решающее влияние на развитие индивида, задавая вектор его социального, нравственного и личностного развития. Наличие адекватных эмоциональных фигур идентификации – родителей – создает условия для усвоения ребенком социального опыта: интернализации ценностей и ролевых моделей поведения. [9]

Наряду с семьей система образования традиционно выделяется как второй ведущий институт социализации. В школе раскрываются основные задачи процесса социализации: приобщение к социальному опыту, усвоение его и подготовка к воспроизведению в поведении и деятельности, самостоятельная оценка критериев своей деятельности «на выходе» по заявленному идеальному образцу.

Несовершенство образовательной системы отражается на низком качестве образования, недостаточном охвате образованием всей молодежи, что влияет на снижение интеллектуального потенциала призывников.

Наряду с системой образования сегодня к сильнейшим агентам социального влияния на личность чаще всего относят средства массовой информации (СМИ): печать, телевидение, радио, Интернет. С одной стороны, это связано с глобальными макросоциальными изменениями. С другой стороны, усиление роли информационных агентов определяется их специфическими особенностями, которые оказываются максимально востребованы человеком современной эпохи.

Развитие образа военнослужащего зависит от формирования позитивных и негативных преставлений, которые сложились в процессе социализации до призыва на военную службу. В работе Г.М. Андреевой особо подчеркивается, что влияние на развитие представлений о себе как военнослужащем оказывают нормы и ценности значимых других, общественная оценка значимости военной службы и социального статуса военнослужащих, транслируемых СМИ и жизненная среда, как составляющая средовой идентичности. В соответствии с этим на развитие образа военнослужащего оказывают факторы социальной военной среды, мнение социума, а степень достижения средовой идентичности выступает показателем развития образа военнослужащего. [8, с.72]

Также на социализацию подрастающего поколения, по мнению А.В. Мудрика, большое влияние оказывает и духовный склад этноса, под которым ряд ученых подразумевают менталитет и который формируется в специфических социокультурных условиях жизни того или иного народа. Именно витальные и в особенности ментальные проявления этноса затрудняют вхождение людей в новую этническую группу. Специальными исследованиями установлено, что вхождение в новую этническую группу, в новую культуру сопровождается неприятными чувствами дискомфорта, отверженности, потери статуса, друзей, снижением уверенности в себе, депрессией, тревожностью, раздражительностью, психосоматическими расстройствами.

Так в связи с ростом национального самосознания титульных наций, возрождением в многонациональных регионах различных культурных и религиозных традиций, важное значение приобретает формирование у молодежи толерантного отношения к национальным обычаям, нравам, языку разных народов, позитивного восприятия национальных особенностей призывников нерусской национальности.

Национальная обособленность, стремление к национальному превосходству приводит в ряде случаев к социально-психологической напряженности в системе межнациональных отношений, сказывается на уровне общей неудовлетворенности жизнью и психическом здоровье людей.

Таким образом, ведущими факторами социализации молодежи, обуславливающими их позитивное отношение к воинской службе являются: во-первых, семья, во-вторых, система образования, в-третьих, СМИ и, в-четвертых, этническая принадлежность. Именно правильное влияние перечисленных институтов социализации на личность допризывника позволит сформировать у него позитивное отношение к воинской службе. [13]

Сейчас в массовом сознании у нас нет единого, четкого, реалистичного представления о Российской армии. Имидж ее выглядит размытым, фрагментарным, преимущественно негативным. Значительная часть граждан считает, что нынешняя армия не является современной, сопоставимой по своим качествам с западными армиями. При этом ссылаются на устарелость оружия и техники, которыми оснащена наша армия, низкое качество призывников (слабое здоровье, недостаточное образование, моральная и духовно-культурная деградация, отсутствие высоких мотивов к службе и т.д.), ухудшение боевой подготовки и профессионального мастерства, слабую дисциплину, якобы массовый суицид, дедовщину, снижение социального положения, престижа, авторитета воинской службы, отсутствие среди начальствующего состава фигур национального признания как выдающихся, высоконравственных героев и т.п., и т.д. Значительная часть общества негативно воспринимает нынешнюю армию из-за упорной переделки ее по образу и подобию западных армий. [6, с.237]

Изучение готовности российской молодежи к военной службе показывает наличие тревожных социальных тенденций, затрагивающих устойчивость оборонного сознания молодого поколения. Эти изменения, с одной стороны, являются следствием кризисного развития российского общества, с другой, - недостаточного внимания государства к проблемам Вооруженных Сил и, в целом, обороноспособности страны.

Готовность молодого поколения к военной службе имеет важное значение для последующей работы командования соединений, частей армии и флота по формированию у военнослужащих по призыву качеств воина-гражданина, корпоративного духа в воинских коллективах. Между тем в организации воспитательной работы с армейской молодежью слабо учитывается негативная тенденция, связанная с ухудшением качества призывного контингента. [10]

Снижение престижа военной службы в обществе, рост неудовлетворенности ею среди всех категорий военнослужащих, бедственное материальное положение армии, принижение значимости патриотических, нравственных и коллективистских стимулов служения Отечеству создают реальную угрозу для планов военного строительства, касающихся привлечения людских и моральных ресурсов общества, реформирования Вооруженных сил России и перевода их на профессиональную основу. Одним из свидетельств размывания патриотических и духовных ценностей, идеалов и ориентиров у молодёжи является скептическое и порой циничное отношение к героическим поступкам, слабое знание военнослужащими отечественной истории, литературы, отсутствие интереса к военной тематике. Причины подобного отношения кроются в слабом военно-патриотическом воспитании допризывной и призывной молодежи, которое стало следствием несовершенства школьных программ, утраты интереса к патриотической и шефской работе большинства общественных организаций и предприятий, местных администраций, деструктивной позиции по отношению к Вооруженным силам со стороны некоторых средств массовой информации. Всё это настраивает общество на безразличное, а порой негативное отношение к армии и военной истории России.



ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


2.1. Логика проведенного исследования


Целью исследования проектной работы является изучения субъективного отношения старшеклассников к армии во всех ее проявлениях, ипостасях и формах проникновения в гражданское общество.

Объект исследования: отношение к военной службе в армии.

Предмет исследования: отношение к военной службе в армии старшеклассников.

Задачи эмпирического исследования:

составить опросник для изучения отношения старшеклассников к военной службе в армии;

изучить субъективное отношение к военной службе в армии у старшеклассников.

провести анализ полученных результатов, сделать выводы.

Исследование причин возникновения конфликтов с точки зрения учеников проходило на базе БОУ «Тарская гимназия №1». Исследуемая группа состояла из обучающихся 9-10 классов. В исследовании приняли участие 30 юношей.

Исследование проходило в три этапа в логике поставленных исследовательских задач:

1 этап – создание Google-формы на основе проведенного теоретического исследования для старшеклассников, позволяющей оперативно провести онлайн-опрос и автоматически обработать полученные результаты исследования;

2 этап – опрос испытуемых с помощью Google-формы (Рис. 1);

3 этап – анализ результатов исследования, включающий использование методов количественной и качественной обработки результатов.

t1679224311ab.png

Рис. 1 Google-форма опроса «Отношение старшеклассников к военной службе»


Google-формы для проведения опроса мы выбрали по ряду причин:

Доступность. Онлайн-сервис доступен 24/7 на всех девайсах через браузер. Можно быстро создать нужный опросник, отправить респондентам. Форма моментально анализирует полученные ответы.

Гибкость. Можно настроить опрос, используя разные варианты: респонденты могут выбирать один ответ из многих, отмечать несколько, писать развернутые ответы на открытые вопросы.

Статистика. Сразу после получения ответов формируются отчеты с диаграммами.

Бесплатность. Сервис абсолютно бесплатный.

Безопасность. Все данные хранятся в облаке, вы не потеряете их, если сломается ноутбук или компьютер.

Разработанный опросник состояли из следующих вопросов:

Как Вы считаете, нужны ли сейчас России Вооруженные силы?

Как Вы относитесь к обязательной военной службы?

Как Вы считаете, какой должна быть военная служба?

Если бы служба была контрактной, пошли бы вы служить?

Собираетесь ли Вы проходить военную службу в будущем?

Как вы относитесь к тем, кто уклоняется от службы в армии по различным причинам?

Назовите положительные стороны службы в армии

По Вашему мнению, сокращение срока службы сделало её более популярной среди молодёжи?

Как вы думаете, с чем связано нежелание молодежи служить в армии?

Кто в большей степени ответственен за формирование имиджа армии в глазах молодежи?



2.2. Анализ результатов проведенного исследования


В исследовании методом анкетного опроса, проводимом в январе-феврале 2023 года, приняло участие 30 человек, все лица мужского пола предпризывного возраста (16-18 лет). Преимущественно преобладала возрастная категория старшеклассников в возрасте 16 лет, поэтому никто из них ещё не служил в армии. Все опрошенные учатся в БОУ «Тарская гимназия №1» в 9-11 классах

В исследовании субъективного мнения старшеклассников БОУ «Тарская гимназия №1» по вопросам отношения к службе в армии уровень вербально выраженной готовности к службе оценивался рядом прямых и косвенных вопросов.

На первый вопрос «Как Вы считаете, нужны ли сейчас России Вооруженные силы?» (рис. 2) ответы опрошенных распределились следующим образом: 67% из числа опрошенных респондентов ответили, что укреплять обороноспособность страны крайне необходимо; 30% – что это необходимо; 3% респондентов считают, что в укреплении обороноспособности страны нет необходимости. То есть 97% молодежи считают, что Вооруженные силы нужны России. Это очень высокий показатель, свидетельствующий о социальной зрелости молодых людей.

t1679224311ac.png

Рис.2. Ответы на первый вопрос «Как Вы считаете, нужны ли сейчас России Вооруженные силы?»


Второй вопрос «Как Вы относитесь к обязательной военной службе?» был связан с отношением учащихся к обязательной военной службе. Результаты оказались следующими (рис. 3).

Практически половина опрошенных – 14 человек (47%) положительно относятся к военной службе, 10 человек (33%) – нейтрально и 6 человек (20%) относятся отрицательно к службе в армии.


t1679224311ad.png

Рис.3. Ответы на второй вопрос «Как Вы относитесь к обязательной военной службе?»



Исходя из этого вполне закономерно, что на третий вопрос «Как Вы считаете, какой должна быть военная служба?» выявлены следующие варианты ответов (рис. 4):


14 человек (47%) ответили, что она должна быть контрактной, 30% ̶ обязательной, 4 человека (13%) считают, что служба должна быть альтернативной, 1 человек (3%) говорит о том, что служба в армии должна быть разнообразной и включать все выше перечисленные варианты) и оставшееся 2 опрошенных (6%) затруднились в ответе на данный вопрос.


t1679224311ae.png

Рис.4. Ответы на третий вопрос «Как Вы считаете, какой должна быть военная служба?


Однако, несмотря на такое большое количество ответов в пользу контрактной службы, отвечая на четвертый вопрос «Если бы служба была контрактной, пошли бы вы служить?» лишь 5 человек (17%) опрошенных заявили, что они точно пошли бы служить по контракту, 9 человек (30%) отнеслись к такому предложению отрицательно, и 16 человек (53%) ответили, что это возможно (рис.5).

t1679224311af.png



Рис.5. Ответ на четвертый вопрос «Если бы служба была контрактной, пошли бы вы служить?»


Так, ответы на пятый вопрос: «Собираетесь ли Вы проходить военную службу в будущем?» позволили установить, что относительно небольшое количество молодых людей с очевидно выраженной готовностью изъявили желание служить в армии в случае получения повестки из военного комиссариата – 9 человек (30%). И это с учетом того обстоятельства, что военная служба остается обязательной конституциональной обязанностью для лиц призывного возраста. 13 человек (43%) планируют поступить в вуз с военной кафедрой или пойти в армию после СПО. При этом 8 человек (27%) абсолютно откровенно выразили явное нежелание проходить военную службу. Разумеется, это еще не свидетельствует о том, что именно такое количество призывников не явится на призывные пункты.

t1679224311ag.png

Рис.6. Ответ на пятый вопрос: «Собираетесь ли Вы проходить военную службу в будущем?»


Шестой вопрос «Как вы относитесь к тем, кто уклоняется от службы в армии по различным причинам?» показал, что ответы распределились следующим образом: положительно относятся 6% (2 обучающихся), отрицательно – 17% (5 человек), нейтрально – 23 человека (77%).

t1679224311ah.png

Рис.7. Ответ на Шестой вопрос «Как вы относитесь к тем, кто уклоняется от службы в армии по различным причинам?»


Отвечая на седьмой вопрос «Назовите положительные стороны службы в армии» (рис. 8). Так, среди положительных сторон преобладали такие ответы как «Навыки владения оружием» - 27 человек (90%), «Физическая подготовка» - 26 человек (87%), «Отсутствие проблем с трудоустройством» - 18 человек (60%), «Моральная подготовка» - 12 человек (40%). Ответ же «Исполнение долга перед Отечеством» явился наименее популярным. Очень малая доля призывников мотивирует службу в армии исполнением долга перед государством – 20% (6 человек), для других это обстоятельство не берется в расчет вообще. 2 человека (6%) вообще не видят положительных сторон службы в армии.

t1679224311ai.png

Рис.8. Ответ на седьмой вопрос «Назовите положительные стороны службы в армии»


На восьмой вопрос «По Вашему мнению, сокращение срока службы сделало её более популярной среди молодёжи?» 69% опрошенных (21 человек) считают, что сокращение срока службы до одного года не сделало её популярной среди молодежи,

Для выявления причин нежелания обучающейся молодежи служить в армии, был задан девятый вопрос: «Как вы думаете, с чем связано нежелание молодежи служить в армии?». На рис.9 В виде диаграммы представлено распределение ответов старшеклассников по данному вопросу (можно было выбрать несколько вариантов, но не более трех)

t1679224311aj.png

Рис.9 Ответ на девятый вопрос: «Как вы думаете, с чем связано нежелание молодежи служить в армии?»


Как видно из диаграммы, на первом месте у опрошенных – это страх перед армией, когда все пугает – 20 человек (70%) На втором месте среди ответов – сложившиеся в обществе и семье стереотипы о воинской службе 16 человек (53%). На третьем месте – жесткая дисциплина, режим – 13 человек (43%). Возможно, респонденты, не обладают эффективной самоорганизацией, слабо соблюдают режим дня, имеют проблемы с дисциплиной в учебной деятельности, все это и позволило им так ответить на вопрос.

Что касается отрицательных сторон, то здесь сыграли свою роль участившиеся в прессе сообщения о дедовщине, различного рода неуставных отношениях (40%) и опасности для жизни (20 %), негативная информация в СМИ об армии (53%). Среди других отрицательных сторон были названы: разлука с друзьями и родными (30%), жизнь по строгому распорядку (43%), большие физические нагрузки (13%).


Далее был задан вопрос относительно того, кто в большей степени ответственен за формирование положительного имиджа армии в глазах допризывной молодежи. На десятый вопрос «Кто в большей степени ответственен за формирование имиджа армии в глазах молодежи?». Среди наиболее ответственных опрошенные выбрали СМИ (56%) и школы (30%). С одной стороны, такой выбор может быть обусловлен большой привязанностью молодежи к информации в сети интернет, в соцсетях, а с другой – обучением в настоящее время в школе. Третье и четвертое место разделили «Друзья и знакомые» (40%) и «Сам человек» (17%), а также родители (20%) (диаграмма 10).

t1679224311ak.png

Рис.10. Ответ на десятый вопрос «Кто в большей степени ответственен за формирование имиджа армии в глазах молодежи?».


Таким образом, по результатам опроса старшеклассников, можно сделать ряд обобщающих выводов: 1) на мнение учащихся относительно военной службы оказывают ряд факторов: объективные факторы (место учебы, проживания); субъективные (способности, потребности, СМИ (пропаганда, позитивные/негативные образы); личностные факторы (патриотизм, желание/страх военной службы); социальные факторы (семья, родители, близкие, друзья).



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В системе социальных отношений роль и значение военной службы имеет конституционную обязанность. Отношение лиц молодого возраста к службе в рядах Вооруженных сил РФ всегда было предметом социологических и социально-психологических исследований. В зависимости от социально-политической и социально-экономической ситуации в стране структура показателей отношения к военной службе менялась, что представляет собой вполне закономерное явление. Однако военная служба в общественном сознании всегда представляла собой социальный институт и имела особое ценностное значение.

В соответствии с целями и задачами в проектной работе сделаны следующие выводы:

Ценность военной службы осознается учащимися старших классов, однако, преобладают стереотипы, распространенные в обществе о негативных особенностях военной службы.

Сформированность ценностного отношения учащихся к военной службе имеет большое значение для общества и государства: его обороноспособности, вопросам защиты Отечества.

Старшеклассники способны отметить положительные стороны военной службы для развития личности. К причинам, положительно влияющим на службу в армии, относят возможность испытать свои физические силы, стать уверенным в себе.

В ходе проведенного исследования было определено, что в настоящее время существует набирающая скорость тенденция уклонения от воинской службы, многие старшеклассники предпризывного возраста стремятся найти причины для отсрочки. Данный факт связан с несколькими причинами, среди которых можно назвать страх снижения здоровья, желание использовать время, отведенное для прохождения службы, на учебу или работу и другие.



Список использованной литературы:


Арбатов А. Военная реформа России: Состояние и перспективы Моск. Центр Карнеги. – 2013. – № 9. – С. 39 – 40.

Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. – М., 2012.

Ватолкин Э.А. Проблемы и практика перехода военной организации России на новую систему комплектования (Научные труды ИЭПП № 75) – М.: Ин-т экономики переходного периода, 2014. – 225 с.

Вишневский Ю.Р. Гражданская культура студентов. Тенденции и проблемы формирования Социс. – 2013. – №4. – С. 108 -117.

Гришина Е.А. Российская молодежь: проблемы гражданской идентичности. – М. : Социум, 2013. – 198 с.

Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – М.: ИСО РЦГО-TEMPUS/TACIS, 2012. – 450 с.

Кабанов Д.И. Молодежь как носитель социальной проблемы − отношение к армии – М.: ДашковиК, – 2012. – 308 с.

Климентьев Р.П. Призыв на военную службу // Социс. – 2010. – № 10. – С. 72-76.

Лисовский В.Т. Социология молодежи – СПб. : Нева, 2015. – 367 с.

Ноздрачев А.Ф. Государственная служба – М. : ЮНИТИ-ПРЕСС, 2011. – 353 с.

Помогайбин В.Н. Военно-психологические исследования: методологические основы. –М., 2001. – С. 117.

Пузикова С.М. Армия как социальный институт: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] // Вестник КазГУ. Экономическая серия. Алматы. 1998. №7. URL: http://lib.kazsu.kz/Libr/ Vestnik/Econom/Year98/N7/10.htm (дата обращения: 11.12.2022)

Серебрянников В. В. Социология армии – М. : ИСПИ РАН, 2016. – 465 с.

Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. – М., 1966. – С. 41.

Шилов В.В., Сергеева Т.Н. Проблемы армии глазами молодёжи (по результатам социологического опроса в г.Березники Приморского края) // Дискуссия. 2016. – №6(69). – С. 91-100.



ПРИЛОЖЕНИЕ

21

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.