Тестовая проверочная работа по математике «Отношения и пропорции» (6 класс)
Харцызская общеобразовательная школа № 25 «Интеллект» с углубленным изучением отдельных предметов
Наконечная Лариса Петровна
учитель математики
Тестовая проверочная работа
Математика, 6 класс
Тема. Отношения и пропорции
Учебник : Математика. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.И. Решетников, А.В. Шевкин. –М.: Просвещение, 2016.
В соответствии с Базисным учебным планом на 2017 – 2018 учебный год на изучение математики в 6 – м классе отводится 4 часа в неделю. На изучение темы «Отношения и пропорции» предусмотрено 12 часов.
Планируемые результаты изучения данной темы:
Обучающиеся научатся использовать понятия отношение, масштаб, пропорция при решении задач. Приводить примеры использования этих понятий на практике. Решать задачи на пропорциональное деление (в том числе задачи из реальной практики).
Использовать знания о зависимостях (прямой и обратной пропорциональностях), между величинами (скорость, время, расстояние; работа, производительность, время и т.д.), при решении текстовых задач: осмысливать текст задачи, извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, критически оценивать полученный ответ, выполнять несложные практические расчёты.
Результаты освоения содержания темы:
Личностные
Формирование коммуникативной компетентности в образовании и сотрудничестве со сверстниками;
Умение точно и грамотно излагать свои мысли при решении задач, понимание смысла поставленной задачи, умение выстраивать аргументацию;
Креативность мышления, инициативность, находчивость, активность при решении арифметических задач;
Формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
Метапредметные
Способность самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Развитие способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные
Владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление об отношениях, пропорции, прямой и обратной пропорциональности, масштабе, формирование представлений о закономерностях в реальном мире;
Умение применять изученные понятия для решения задач на прямую и обратную пропорциональность, деление числа в заданном отношении.
Предлагаемая проверочная работа охватывает материал всей изученной темы «Отношения и пропорции» и состоит из 12 заданий отличающихся уровнем сложности и формой представления, содержание которых соответствует действующей программе по математике для 6 класса общеобразовательных организаций.
Цель работы проверить уровень усвоения шестиклассниками учебного материала по данной теме с последующей коррекцией знаний и умений.
Первые 9 заданий - это задания на выбор одного правильного ответа. К каждому заданию приведено четыре возможных варианта ответов, из которых только один является правильным. Задание считается выполненным правильно, если в таблице ответа обучающийся укажет только одну букву, которой обозначен правильный ответ. При этом не надо приводить никаких объяснений. За каждый верный ответ ученик получает 1 балл. Максимальное количество баллов - 9
Следующие 3 задания (10 – 12) предусматривают установление соответствия между заданиями (1 – 4) и их ответами (А – Д). К каждому из четырех рядков, обозначенных цифрами, необходимо подобрать один ответ, обозначенный буквой. За каждый правильный ответ обучающийся получает по 1 баллу. Максимальное количество набранных баллов за 10 – 12 задания – 12. Всего 21 балл
Таблица перевода баллов в отметку
баллы |
отметка |
1 - 5 |
«1» |
6 - 10 |
«2» |
11 - 15 |
«3» |
16 - 19 |
«4» |
20 - 21 |
«5» |
На выполнение работы предусмотрено 45 минут
Тестовая контрольная работа
1. Отношение 23 и 70 равно:
А) Б) В) 47; Г) 93.
2. Какие из предложенных отношений равны?
А) 4:7 и 8:28; Б) 30:5 и 65:13; В) 2:1 и 6:3; Г) 3:9 и 13:39.
3. Какие из данных равенств являются пропорцией?
А) 40 : 8 = 4 : 2; Б) 6 : 13 = 7 : 12; В) 7 : 2 = 21 : 4; Г) 36 : 9 = 16 : 4;
4. Найдите отношение 40 минут к 2 часам
А) 1 : 3; Б) 20 : 1; В) 1 : 20; Г) 3 : 1.
5.Какие из величин являются прямо пропорциональными?
А) Площадь квадрата и его сторона;
Б) Количество рабочих и время, за которое они выполнят работу;
В) Путь пройденный пешеходом, и время, которое он находился в пути;
Г) Количество труб наполняющих бассейн и время заполнения бассейна.
6. В какой из русских пословиц речь идет об обратно пропорциональных величинах?
А) Чем дальше в лес, тем больше дров;
Б) Мал золотник, да дорог;
В) Чем выше пень, тем выше тень;
Г) Каков привет, таков ответ.
7. Какие выражения подходят для вычисления неизвестного члена пропорции у : 24 = 3 : 7
А) .
8. Дана пропорция 13 : х = 17 : у. Какое из следующих равенств пропорцией не является?
А) х : у = 13:17; Б) х : 13 = у : 17; В) у : х = 17 : 13; Г) х : у = 17 : 13.
9. Чему равно отношение ?
А) 8; Б) ; В) ; Г) .
10. Установите соответствие между отношениями (1 – 4) и величинами (А – Г), которыми эти отношения являются.
1. ; А) число;
2. ; Б) цена;
3. ; В) концентрация;
4. ; Г) скорость;
11. Установите соответствие между заданными уравнениями (1 – 4) и корнями каждого из них (А – Д)
1. 7 : 8 = х : 96; А) 2 ;
2. ; Б) 6
3. т В) 1 ;
4. к : Г) 50;
Д) 84.
12. Установите соответствие между задачами (1 – 4) и числами (А – Д), которые являются ответами этих задач.
1.В книге Елены Молоховец «Подарок молодым хозяйкам» имеется рецепт пирога с черносливом. Для пирога на 10 человек следует взять фунта чернослива. Сколько граммов чернослива следует взять для пирога, рассчитанного на 3 человека? Считайте, что 1 фунт = 400 г. 2.На трёх мандариновых деревьях вместе уродило 240 плодов, причём количество плодов на них относилось как 1:3:4. Сколько плодов выросло на том дереве, где количество плодов было не наибольшим и не наименьшим? 3. Для перевоза груза машиной с грузоподъёмностью в 6 т необходимо выполнить 10 рейсов. Сколько надо сделать рейсов, чтобы перевезти этот груз машиной, грузоподъёмность которой на 2 т меньше?4. Расстояние между двумя городами на карте равно 7см. Найдите расстояние в километрах между городами на местности, если масштаб карты 1 : 200 000. |
А) 90; Б) 15; В) 12; Г) 120; Д) 14. |
ОТВЕТЫ к заданиям 1 – 9.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Б |
В |
Г |
А |
В |
Б |
В |
Г |
А |
ОТВЕТЫ к заданиям 10 – 12
Задание 10
А |
Б |
В |
Г |
|
1. |
+ |
|||
2. |
+ |
|||
3. |
+ |
|||
4. |
+ |
Задание 11
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|
1. |
+ |
||||
2. |
+ |
||||
3. |
+ |
||||
4. |
+ |
Задание 12
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|
1. |
+ |
||||
2. |
+ |
||||
3. |
+ |
||||
4. |
+ |
Для коррекции знаний можно использовать следующую таблицу в которой указан характер возможных ошибок
№ п/п |
Характер ошибки |
С.М.Никольский Математика, 5 класс М.: 2016 |
С.М.Никольский Математика, 6 класс М.: 2016 |
||
теория |
практика |
теория |
практика |
||
1 |
Не знаете определения отношения. |
п. 1.1 |
№ 4, №5 |
||
2. |
Не знаете свойства отношений. |
п. 1.1 |
№6, №7, №9 |
||
3. |
Не умеете находить отношение однородных величин с разными единицами измерения. |
п. 1.1 |
№10, №11 |
||
4. |
Не умеете находить отношения величин различных наименований. |
п. 1.1 |
№12 - №16 №18, №19 |
||
5. |
Не знаете определения масштаба |
п. 1.2 |
№ 21 |
||
6. |
Не умеете находить расстояние на местности, зная масштаб и расстояние на карте. |
п. 1.2 |
№24, №28, №29 |
||
7. |
Не умеете делить число в заданном отношении. |
п. 1.3 |
№36, №37, №39, №40 |
||
8. |
Не знаете определение пропорции. |
п. 1.4 |
№46 - №48, №50 |
||
9. |
Не знаете основного свойства пропорции. |
п. 1.4 |
№51, №52 |
||
10 |
Не умеете находить неизвестный член пропорции. |
п. 1.4 |
№53 - №55, №57, №58, №60, №61 |
||
11. |
Не знаете определение прямо пропорциональных величин. |
п. 1.5 |
№72 - №75 |
||
12. |
Не знаете определение обратно пропорциональных величин. |
п. 1.5 |
№76, №77, №79 |
||
13. |
Не умеете умножать обыкновенные дроби. |
п.4.9 |
№892 - №900 |
||
14. |
Не умеете делить обыкновенные дроби. |
п.4.11 |
№925, №926, №927 |
||
15 |
Не умеете находить дробь от числа |
п.4.12 |
№941, №943, №945 |
Список использованной литературы
1. Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.И. Решетников, А.В. Шевкин. –М.: Просвещение, 2016.
2. Математика. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.И. Решетников, А.В. Шевкин
3.Математика. 6 класс: Сборник задач и заданий для тематического оценивания/ А.Г.Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рабинович, М.С.Якир. – Харьков «Гимназия», 2008
4.Дидактические материалы по математике для 5 класса: самостоятельные и контрольные работы /А.С.Чесноков, К.И.Нешков. –М.: Просвещение, 1981.
5. Математика 6 класс: самостоятельные и контрольные работы / А.П.Ершова, В.В.Голобородько. . – Харьков «Гимназия», 2007