Обобщающий урок по теме «Отношения и пропорции» (Математика, 6 класс)
Здравствуйте. Меня зовут Додонова Елена Андреевна, я учитель математики МКОУ СОШ № 4 и сегодня урок проведу у вас я. |
|||||||||||||||||||||||
На уроке нам потребуется линейки, ручки, ваше хорошее настроение. Давайте начнем наше занятие с практической работы. |
|||||||||||||||||||||||
Перед вами на столах лежат два прямоугольника разных размеров синего и желтого цвета Измерьте длину и ширину каждого Итак длина и ширина наших прямоугольников |
|||||||||||||||||||||||
Давайте выясним во сколько раз ширина первого больше ширины второго. Во сколько длина первого больше другого Как вы нашли? 8:4 и 4:2 |
Записать на доске |
||||||||||||||||||||||
Как называются выражения записанные на доске Чему равны значения этих выражений Что можно поставить между ними? И что же у нас получится? |
отношения Они равны пропорция |
||||||||||||||||||||||
А почему это пропорция |
|||||||||||||||||||||||
А вы уже изучали эту тему? |
|||||||||||||||||||||||
Как называются числа с помощью которых составляется пропорция |
|||||||||||||||||||||||
А вы умеете находить крайние члены пропорции? А средние? Хорошо! Так как вы думаете какова же тема нашего урока? |
|||||||||||||||||||||||
Посмотрите на доску, с помощью этих слов назовите цель нашего урока Совершенно верно. Сегодня мы с вами еще раз повторим тему «Пропорция», закрепим все имеющиеся знания и применим их к решению задач |
|||||||||||||||||||||||
Так как я провожу у вас урок, то и работать мы будем в необычных тетрадях. А необычность в том что в ней содержится все справочный материал по теме пропорция Открываем тетради, записываем число и тему урока «Пропорции» |
Показать как работать в тетрадях |
||||||||||||||||||||||
Поработаем устно А скажите как найти во сколько раз одно число больше второго |
|||||||||||||||||||||||
Незнайка решил найти во сколько раз масса кошки больше массы мышки. Мышка весит 50 грамм, а масса кошки 5 кг. |
|||||||||||||||||||||||
Он составил отношение 50:5. Мышка в 10 раз тяжелее кошки Верно ли это ребята? |
|||||||||||||||||||||||
Какое основное условие составления отношений? |
Отношение величин находят, если они выражены в одних единицах измерения |
||||||||||||||||||||||
Давайте решим задачу правильно 5 кг=5000г 5000:50=100 Значит, кошка в 100 раз тяжелее мышки |
|||||||||||||||||||||||
Чтобы продолжить работу повторим еще раз, что называют пропорцией |
|||||||||||||||||||||||
Придумайте свою пропорцию из запишите в тетрадь. Кто приведет пример своей пропорции и запишет на доске |
(спросить несколько человек) 2 чел |
||||||||||||||||||||||
Как называются члены пропорции. Подчеркнем одной чертой крайние члены пропорции, а двумя чертами средние. А какие бывают пропорции |
Крайние и средние Верная и неверная |
||||||||||||||||||||||
12:3=8:2 |
|||||||||||||||||||||||
А как проверить верна ли мая пропорция . |
Произведение крайних членов пропорции рано произведению средних членов |
||||||||||||||||||||||
А теперь заполним таблицу которая у вас в тетрадях
|
1-2 мин. А теперь проверим |
||||||||||||||||||||||
Скажите как называется пропорция 4:2=6:3 |
верная |
||||||||||||||||||||||
Хорошо, и считать вы умеете и правила знаете |
|||||||||||||||||||||||
Перейдем к следующему заданию?! Как вы думаете, что мы будем делать? |
Находить неизвестный член пропорции |
||||||||||||||||||||||
х:2=6:4. А кто расскажет как будем решать |
Ответ3 |
||||||||||||||||||||||
15/х=5/3 (ответ 9) |
|||||||||||||||||||||||
Давайте не будем делать промежуточные вычисления А знаете мы можем с вами увидеть и сформулировать правило нахождения неизвестного члена пропорции |
|||||||||||||||||||||||
Дети скажите, а кто такие врачи? Правильно, но врачи не только лечат, НО! Еще в выписывают рецепты на лекарство! Представим теперь что мы врачи и нам необходимо выписать рецепт на лекарство |
|||||||||||||||||||||||
В инструкции сказано, что на 2 кг живого веса ребенка необходимо 1 г лекарства. Сколько необходимо лекарства ребенку массой 10 кг Чтобы рассчитать сколько необходимо лекарства сделаем краткую запись |
|||||||||||||||||||||||
Вес |
Лекарство |
||||||||||||||||||||||
2 кг |
1 г |
||||||||||||||||||||||
10 кг |
х г |
||||||||||||||||||||||
Во сколько раз увеличилась масса? Как вы это получили? |
В 5 раз |
||||||||||||||||||||||
10:2=5 Как найти во сколько раз увеличилось количество лекарства Как это записать х:1 |
|||||||||||||||||||||||
Эти отношения должны быть равны, значит, ставим между ними равно. |
|||||||||||||||||||||||
Значит, нам необходимо 5 г лекарства. |
|||||||||||||||||||||||
А теперь предлагаю вам побывать в роли повара. |
|||||||||||||||||||||||
Мы решили сварить варенье из смородины. По рецепту на 2 кг ягод расходуется 3 кг сахара. Сколько нужно сахара, чтобы сварить 2,5 кг смородины. |
|||||||||||||||||||||||
Ягоды |
Сахар |
||||||||||||||||||||||
2 кг |
3 кг |
||||||||||||||||||||||
2,5 кг |
х кг |
||||||||||||||||||||||
Как найти во столько раз увеличилась масса ягод 2,5:2 Как найти во сколько раз увеличилась масса сахара х:3 Получила два отношения между которыми ставим равно х:3=2,5:2 2х=2,5×3 2х=7,5 х=7,5:2 х=3,75 |
|||||||||||||||||||||||
Теперь предположим мы с вами агрономы |
|||||||||||||||||||||||
Заведующая пришкольного участка сообщила, что на 3 сотки земли ушло 9 ведер картофеля. Хватит ли 50 ведер картофеля, если участок 15 соток? |
|||||||||||||||||||||||
Вёдра |
Площадь |
||||||||||||||||||||||
9 в |
3 сотки |
||||||||||||||||||||||
х в |
15 соток |
||||||||||||||||||||||
Как найти во столько раз увеличилась площадь участка 15: 3 |
|||||||||||||||||||||||
Как найти во сколько раз увеличилось количество ведер? х:9 |
|||||||||||||||||||||||
Получила два отношения между которыми ставим равно х:9=15:3 3х=9×15 3х=135 х=45 |
|||||||||||||||||||||||
И так ребята, в роли кого мы сегодня побывали? (ответы) |
|||||||||||||||||||||||
И как вы увидели что знания о пропорции нам необходимы не только на уроках математики, но умения решать пропорции пригодятся нам в жизни и в будущей профессии |
|||||||||||||||||||||||
Давайте подведем итог нашего урока, еще раз вспомним теоретический материал: Пропорция это равенство …. С Крайний член пропорции равен произведению……….. деленный на известный ………….. член В верной пропорции произведение крайних членов равно….А Отношение – это …. С В пропорции есть ………… и …………члены Пропорция 4:2=6:3 является …..? Б Отношение величин находят, если они выражены в одних единицах измерения О |
|||||||||||||||||||||||
И в завершении нашего занятия, я хочу, чтобы каждый из нас дал из вас дал оценку своей работе на уроке. Нарисуйте у себя в тетрадях тот смайлик, который вашему настроению на уроке. |