Урок математики в 6 классе по теме «Отношения и пропорции»
Пояснительная записка к презентации
Дата проведения урока: 13.12.18
Ф.И. О. учителя Дружинина Надежда Николаевна
Предмет |
Математика |
Класс |
6 |
Тип урока |
Урок обобщения и систематизации знаний |
Тема |
Обобщающий урок по теме «Отношения и пропорции» |
Цель |
Способствовать обобщению и систематизации знаний обучающихся по изученной теме. |
Задачи |
Образовательные: повторить понятия: пропорция, члены пропорции, верная и неверная пропорция; основное свойство пропорции и научиться применять его для определения верной и неверной пропорции, определять крайние и средние члены пропорции, формировать умения решать задачи и уравнения , используя основное свойство пропорции. 2. Развивающие: развивать умение ставить перед собой цель – целеполагание, как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; добывать новые знания путём исследования; учиться оформлять свои мысли в устной и письменной речи, высказывать свою точку зрения, пытаясь ее обосновать, приводя аргументы; развивать умения анализировать, сравнивать, делать соответствующие выводы. 3. Воспитательные: развивать познавательные интересы и учебные мотивы обучающихся, формировать позитивную самооценку; формировать опыт равноправного взаимодействия (сотрудничества) учителя и учащихся на уроке. |
Планируемые результаты |
Предметные: Записывают пропорции и проверяют полученные пропорции, определяя отношения чисел. Читают пропорции и проверяют, верны ли они, используя основное свойство пропорции. Находят неизвестный член пропорции. Составляют новые верные пропорции из данной пропорции, переставив средние или крайние члены пропорции. Метапредметные: Личностные УУД: формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи; формирования осознанного выбора наиболее эффективного способа решения. Регулятивные УУД: корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения; обнаруживать учебную проблему, составлять план выполнения работы; выстраивать последовательность необходимых операций ( алгоритм действий). Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для представления результата. Познавательные УУД: использовать приобретённые знания для развития учебных достижений. |
Основные понятия |
Пропорция, основное свойство пропорции, крайние и средние члены пропорции. |
Ресурсы: -основные -дополнительные |
Математика:6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/А.Г. Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир.-М.:Вентана –Граф,2016. Презентация. |
Организация пространства |
Фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа. |
Этапы урока |
Деятельность Учителя- |
Деятельность учеников |
Планируемые результаты |
|||||||||||
I. Организационный Цели: - Создать благоприятный психологический настрой на работу, подготовка к уроку необходимых принадлежностей. |
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Учитель Здравствуйте, ребята. Девиз нашего урока таков «Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед». (слайд 2). Перед вами листок настроения и самооценки (приложение1) (слайд 3).
Вы моё настроение видите, оно зависит от вас, от ваших знаний. А какое ваше настроение? Покажите его, закрасив карандашом то личико на первой строке, которое соответствует вашему настроению к началу урока. Я очень хочу, чтобы наш урок получился интересным, познавательным, поэтому предлагаю вам настроиться на работу. |
Готовятся к уроку, настраиваются на работу, закрашивают смайлик. |
Личностные самоопределяются, настраиваются на урок Познавательные: ставят перед собой цель: «Что я хочу получить сегодня от урока» Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности |
|||||||||||
II. Актуализация опорных знаний Цели: организовать актуализацию изученных способов действий. |
Организует выполнение устных упражнений. Задает учащимся наводящие вопросы. Учитель: А теперь разгадайте ребус (Слайд 4; ).
Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучать пропорции и отношения. А сейчас займемся повторением. У каждого из вас на столе лежит лист-опросник, на котором указаны этапы урока. На каждом этапе вы должны ставить количество баллов, набранных вами(от 0 до 5) (приложение1) Заполним 1 пункт листа самооценки. Работа по карточкам у доски.(приложение2)(4 человека) Устный счет (слайд 5) 1) - Что такое отношение? - Что показывает отношение? (слайд 6) -Прочитайте данные отношения (слайд 7) По данной картинке определите: а) какую часть жёлтая краска составляет от белой? (Ответ: ) б) во сколько раз белая краска больше желтой? (Ответ: в 2 раза) Найдите указанное отношение и сократите его. А) Отношение площади белой раскраски ко всей площади круга. Б) Отношение площади желтой раскраски ко всей площади круга. 2)(слайд 8 ). -Найдите отношения
-Что вы заметили?( Некоторые из отношений равны) -Составьте пропорцию из данных отношений. - Из всех ли отношений можно составить пропорции? - Из каких отношений можно составить пропорции? - Что называется пропорцией? - Назовите крайние и средние члены пропорции. - Основное свойство пропорции? -Состаьте еще верные пропорции. 3) (слайд 9). - Какие из равенств являются пропорциями : () 1) 45 : 5 = 4 + 5; () 2) 30 : 5 = : ? - Как проверить, что это пропорция? (Два способа.) - Назовите крайние и средние члены пропорции. 4) (слайд 10 ). Как называются записи 1) = ; 2) = ; Когда уравненье решаешь, дружок, Ты должен найти у него корешок… Заполним 2 пункт листа самооценки. Проверка заданий у доски. |
Учащиеся устно выполняют задания по слайдам презентации, участвуют в обсуждении трудных или спорных вопросов. 4 ученика работают у |
Личностные: самоопределение. Коммуникативные: планирование ученического сотрудничества с учителем и одноклассниками. Познавательные: соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно; умение устанавливать аналогии. |
|||||||||||
III. Обобщение знаний Цель: Закрепить знания по теме пропорция, заполнить пробелы |
Открыли тетради записали тему урока 1.Найди ошибку (слайд 11 ). Незнайка решил найти отношение массы мышки к массе слона. Мышка весит 50 грамм, а слон – 5 тонн. «Составим отношение 50 : 5, - сказал Незнайка. - Мышка в 10 раз тяжелее слона». Верно ли, ребята? (Ребята высказывают свое мнение). - Какое основное условие составления отношений? (Отношение величин находят, если они выражены в одних единицах измерения). Решение (в тетради и на доске): 5 т = 5 000 кг = 5 000 000 г 50 : 5 000 000 = 1 : 100 000 Ответ: мышка в 100 000 раз легче слона. 2. Решение уравнений №608(3) 3.Решить уравнения №619 (4,6) Заполним 3 -4 пункты листа самооценки.
|
Записывают тему урока в тетрадь. Отвечают на вопрос учителя, выполняют задания. |
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные: Выполняют деление обыкновенных дробей; решают уравнения. Выполняют деление смешанных чисел, составляют уравнение как математическую модель задачи. Выполняют деление обыкновенных дробей и смешанных чисел, используют математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия. Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий. |
|||||||||||
Физкультминутка |
(слайд 12 ). Создаёт условия для минутки отдыха Все ребята дружно встали И на месте зашагали, На носочках потянулись, А теперь назад прогнулись, Как пружинки мы присели И тихонько вместе сели. |
Учащиеся выполняют физические упражнения |
Смена видов деятельности |
|||||||||||
III. Обоб-щение знаний – решение залач Цель: Закрепить знания по решению задач на пропорции, решение задачи на масштаб |
3. Решить задачу №610(2,6) 2) Давайте составим краткую запись Что известно в задаче? В первом столбце мы запишем время, во втором столбце расстояние. Что у нас неизвестно? Что примем за х? (Пусть за 8 часов турист пройдет х км) 5ч-24км 8ч-хкм Смотрим на первую строку. Какое отношение можно составить? Какую пропорцию можно составить? Отношения 24/5 и х/8 равны так как они показывают скорость туриста. А скорость у туриста одинаковая. 6)Площадь поля 48 га возьмем его за 100% Пшеницей засеяли 24% площади поля. Пусть х га засеяли пшеницей. Смотрим на первую строку. Какое отношение можно составить? ( 48/100. Оно показывает сколько гектар в 1%.) А во второй строке как мы узнаем сколько гектар в 1%? (х/24) Что можно сказать об этих отношениях? (они равны) Заполним 5 пункт листа самооценки. 4. Задачи с масштабом. (приложение3) На столе у каждого лист с изображением карты. Необходимо найти расстояние на местности между пунктом А и пунктом В, расположенным на г. Голая. Первый выполнивший задание, получает оценку. Заполним 6 пункт листа самооценки. |
Отвечают на вопросы, решают задачи на доске и в тетради 1 человек, выпол-нивший быстрее всех, пишет на доске. |
Личностные: . 1.Креативность мышления, инициативы, находчивости, активность при решении арифметических задач; 2. Умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; Регулятивные: 1.Планирование учебного сотрудничества; 2. Формировать способность адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения поставленной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения. Коммуникативные: 1. Умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации; 2.Инициативное сотрудничество в группе; Познавательные: 1. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; 2. Построение логической цепи рассуждений; |
|||||||||||
V. Самостоятельная работа |
Дает тестовое задание. Организует работу в парах. Приложение4 Взаимопроверка (слайд 13 ). Заполним 7 пункт листа самооценки. |
Ученики выполняют задания, осуществляют: самооценку, самопроверку, взаимопроверку, предварительную оценку. Критерии оценивания: «5» - верно выполнены все 5 заданий. «4» - 1 ошибка «3» - 2 ошибки «2» - Прочитай еще раз 19,20 |
Регулятивные: умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок Познавательные: умение классифицировать и систематизировать; уметь действовать по алгоритму. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в письменной и устной форме; слушать и понимать речь других. |
|||||||||||
VI |
Мне очень часто задают вопрос “Зачем учить математику, где она пригодится в жизни?” (доклад читают 3 ученика (слайд 14-18 ). Приложение5 |
Слушают и дополняют рассказ своих товарищей, активно участвуют в диалоге. |
Иметь представление о практической значимости пропорции в жизни человека. Совершенствование умений обучающихся решать задачи с помощью составления пропорций, усиление прикладной и практической направленности изученных тем; установление внутрипредметных и межпредметных связей с другими темами курса математики, географии, литературы.. |
|||||||||||
VII Решение задачи |
Большинство учёных стран Запада, исследуя отравляющее действие табачного дыма на организм человека, пришли к выводу, что курение – очень опасный враг для здоровья и жизни человека. В развитых странах мира за последние 30 лет количество курящих сократилось в 2-3 раза; в нашей стране, наоборот, количество курящих увеличилось в 3 раза. Жить или курить? Частично дать ответ на этот вопрос поможет решение следующей задачи(слайд 18 ) : Задача 1: Курящие дети сокращают себе жизнь на 15%. Определите, какова предположительная продолжительность жизни нынешних курящих детей, если средняя продолжительность жизни в России 72 года. Оформляем решение: 72 года -100% х лет - 15% х=10.8 Составляем пропорцию и решаем её. Ответ: 61.2 года. Так жить или курить? Выбирайте сами. Заполним 8 пункт листа самооценки. |
Решают задачу. Объясняют полученный результат опираясь на правило и оценивают свое решение. |
Регулятивные: тренировать способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности своих товарищей. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность. Познавательные: способность к использованию выведенного алгоритма. |
|||||||||||
VIII Рефлексия |
Формулирует вопросы, выводы. Проводит рефлексию. Задает вопросы: (слайд 15) Какую тему мы сегодня повторяли? Какие задачи мы сегодня ставили? Наши задачи выполнены ? Закрасив карандашом то личико на второй строке, которое соответствует вашему настроению к концу урока. Собирает листы с таблицей, выставляет оценки |
Формулируют конечный результат своей работы на уроке, вспоминая каждый свою цель, поставленную в начале урока. Называют основное правило нового материала и как они его усвоили (что получилось, что не получилось и почему). |
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные:-рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность. Личностные: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов. |
|||||||||||
IX Домашнее задание |
Формулирует домашнее задание. Дает пояснения по его выполнению. Домашнее задание: с. 116-117 правила № 613 «5» |
Записывают домашнее задание . Найти информацию о «золотой пропорции», подготовить выступление |
Личностные: умение контролировать процесс и результат учебной деятельности Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей |