Урок математики в 6 классе «Отношения и проценты»
МБОУ «Федоровская основная общеобразовательная школа»
Предмет: математика
Класс: 6
«Отношения и проценты»
Боброва Любовь Валерьевна
учитель математики 1квалификационной категории
Конспект урока в 6 классе по теме «Отношения и проценты»
Деятельностная цель: способствовать формированию умения фиксировать и преодолевать затруднения в собственной учебной деятельности.
Содержательная цель: закрепление и коррекция решения задач по теме «Отношения и проценты»
Основные виды деятельности: групповая работа
Планируемые результаты:
Предметные: умение решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения; приобретение опыта решения задач на деление чисел и величин в данном отношении и использования масштаба в задачах практического содержания;
Метапредметные: формирование умения планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения; формирование умения видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях;
Личностные: способность к эмоциональному восприятию математических рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
Основные термины и понятия: отношение, проценты,
Ресурсы, оборудование: Карта Пермской области, флаг, герб Куединского района, проектор,
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
План урока:
Самоопределение к деятельности (орг. момент)
Обобщение и систематизация знаний
Рефлексия деятельности
Домашнее задание
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Используемые методы и приемы |
Самоопределение к деятельности (орг. момент) |
С каким настроением вы пришли сегодня на урок? На доске весят карточки с явлениями природы (солнышко и тучки с дождем и снегом). Поверните ту карточку, которая соответствует вашему настроению. Какая погода сегодня в классе? Давайте пожелаем друг другу удачи при выполнении заданий. Предлагаю девиз сегодняшнего урока «С малой удачи начинается большой успех». Как вы понимаете это высказывание? Поскольку работать мы сегодня будем в группах, давайте повторим правила работы в группе. Результаты выполнения задания группа заносит в лист оценивания. Проблемы, которые у вас возникнут при выполнении задания, заносим в лист коррекции и определяем пути выхода из них. Сегодня мы заканчиваем работу по теме «Отношения и проценты». На следующем уроке вам предстоит выполнить проверочную работу по этой теме. Как вы считаете, справитесь ли вы с ней? К этому вопросу мы вернемся в конце урока. Какую цель вы поставите сегодня на уроке? |
Эмоционально настраиваются на урок. Повторяют правила работы в группе. Отвечают на вопросы учителя. Формулируют цель урока. |
Прогностическая самооценка |
Обобщение и систематизация знаний |
Задание 1. У каждой группы в конвертах лежит карточка с 10 выражениями и карточки с ответами. Вы должны вычислить значение выражения, найти карточку с правильным ответом и наложить ее на выражение. После выполнения задания карточки с ответами переворачиваются. Если группа правильно выполнила задание, у нее получается картинка. У одной группы герб Куединского района, у другой - флаг Куединского района. - Что у вас получилось? Давайте послушаем сообщение о гербе и флаге Куединского района. Приложение 1 Как вы считаете, почему сегодня на уроке мы будем говорить о Куединском районе? Предлагаю послушать небольшое сообщение и тогда ответить на вопрос. Приложение 2. Сможете ли вы сейчас, прослушав сообщение, ответить на вопрос? В этом году знаменательная дата – 90 лет со дня основания Куединского района. Сегодня я предлагаю вам пролистать страницы альбома «Район, в котором я живу» Страница 1. Географическое положение Слайд-презентация. Административный центр Куединского муниципального района Пермского края – пос. Куеда. Географическое положение: широта—56°26' с. ш., долгота—55°35' в. д. Куединский район граничит: на севере – с Бардымским и Еловским районами, на востоке – с Чернушинским, на западе – с Чайковским, на юге – с Янаульским и Татышлинским районами Республики Башкортостан. Площадь 2616 кв. км, или 1,6% территории всего Пермского края. Протяженность района с севера на юг 55 км, с запада на восток – 82 км. Главной водной артерией является р. Буй и ее притоки Ирмиза, Пизь. Длина реки 145 км. Районный центр, пос. Куеда, находится в 283 км от краевого центра, г. Перми. Через поселок проходят электрифицированная железная дорога, автомобильные дороги транзитного значения Пермь – Чернушка – Куеда – Уфа, Куеда – Чайковский – Ижевск. Задание 2. Прочитав предложение, сформулируйте вопрос задачи и решите ее. Площадь 2616 кв. км, или 1,6% территории всего Пермского края. Прежде чем заслушаем докладчиков, давайте сформулируем критерии оценивания задания. Заслушаем докладчиков от каждой группы. Оценим работу группы. Занесите полученные баллы в лист оценивания группы. Какие у вас возникли вопросы при выполнении задания? Как можно решить эти проблемы? Проблему и пути решения занесите в свои листы коррекции. Страница 2. Национальный состав Куединская земля стала перекрестком культур и народов. Побывав в Куеде, можно познакомиться с жизнью многих народов, живущих в Поволжье и на Урале. Только официальный список народов Куединского района по последней переписи 2002 г. составил 39 названий. Основу населения Куединского района составляют русские, удмурты, татары, башкиры и чуваши. Из 31 400 жителей района значительное большинство (20096 чел., или 64,1 %) составляют русские, на втором месте по численности – удмурты (5652, или 17,7%), за ними следуют татары (2198, или 7,4%), башкиры (1884, или 6,2%), чуваши (942 чел., или 2,7%). В Куединском районе сложилась армянская диаспора (109 чел.), проживает большое число марийцев (81), украинцев (80), коми-пермяков (44), белорусов (37), ингушей (36), цыган (35 чел.). Задание 3. Округлив проценты до целой части, найдите количество человек каждой народности. После выполнения задания, группы обмениваются решениями и проверяют его по эталону, представленному на слайде. Оценивание работы групп. Выставление баллов в лист оценивания, в зависимости от количества правильно выполненных заданий. Страница 3. Муниципальное -территориальное устройство В районе 83 населенных пунктов, которые входят в состав 10 сельских поселений. Приложение 4. В состав какого поселения входят населенные пункты в которых вы проживаете? Задание 4. Используя список населенных пунктов Куединского района, найдите отношение количества населенных пунктов Федоровского поселения к количеству населенных пунктов Куединского района. Выразите его в процентах. Приложение 5. Правильность выполнения задания проверить по эталону, представленному на слайде. Оценить работу своей группы. Заполнить листы коррекции. Страница 4. Район на карте Задание 5. Используя карту Пермской области, найдите расстояние от районного центра до административного в действительности. Решение групп представляют докладчики. Перед выступлением учащиеся формулируют критерии оценивания. Выступление докладчиков оценивается в соответствии с критериями, баллы заносятся в лист оценивания группы. Если были допущены ошибки при выполнении задания, заполняется лист коррекции. Проблемы и пути решения проговариваются вслух. |
Вычисляют устно. Из карточек с правильными ответами составляют картинку. Отвечают на вопрос учителя. Один из учащихся выступает с сообщением о гербе и флаге Куединского района. Слушают сообщения одноклассников и отвечают на вопрос. По предложенным данным формулируют вопрос задачи и решают ее. Вместе формулируют критерии, по которым будут оценивать ответ докладчика. Заполняют лист оценивания групп и лист коррекции. Выполняют задания в группах. Группы обмениваются решениями, проверяют по эталону и оценивают. Выполняют задание, проверяют по эталону, оценивают свою работу. Заполняют лист оценивания и лист коррекции. Формулируют критерии, по которым будут оценивать докладчика. Выполняют задание. Заслушивают докладчиков. Оценивают их ответы. Заполняют лист оценивания и лист коррекции. |
Задачи с несформулирован-ным вопросом Взаимооценка Задачи с избыточным составом условия Самооценка Совместное оценивание |
Рефлексия деятельности |
Узнали ли вы сегодня что-то новое о Куединском районе? Как сработала ваша группа? Подведем итоги работы групп по листам оценивания. Какая группа сработала лучше? Приложение 6. Оцените свою работу на уроке. Оцените работу каждого члена группы. Занесите результат в таблицу. Приложение 7. Какую цель вы ставили? Удалось ли ее достигнуть? Что на уроке у вас хорошо получилось? Над чем ещё надо поработать? (анализ листов коррекции) Вернемся к вопросу, поставленному в начале урока. Справитесь ли вы с проверочной работой? Как вы считаете, на какую оценку выполните? Сейчас еще раз прошу подойти к доске. К концу урока изменилось ли ваше настроение или осталось прежним. Если изменилось, покажите эти изменения сменой погодного явления (например: тучку с дождем и снегом на солнце) |
Анализируют свою деятельность на уроке. Подводят итоги листов оценивания. Отвечают на вопросы учителя. Показывают свой эмоциональный настрой. |
Самооценка. Взаимооценка. |
Домашнее задание |
Используя список населенных пунктов района, найдите, сколько процентов составляет население каждого пункта Федоровского поселения от общего количества человек поселения. Работа в парах. Приготовить сообщение на тему «Прошлое и настоящее Куединского района», «Куеда многонациональная» |
Приложение 1
Герб
В пересеченном лазурью и зеленью поле сияющее золотое солнце, сопровождаемое внизу в зелени тремя золотыми колосьями. Куединский район – самый южный район Пермского края, исконным занятием его жителей было земледелие, возделывание зерновых культур. Эти особенности территории нашли отражение в основной фигуре герба – сияющем солнце и колосьях. Лазоревый цвет символизирует надежду, возрождение; лазурь – символ истины, чести и добродетели, чистого неба и воды. Зеленый цвет в поле герба символизирует природные богатства территории, а также подчеркивает сельскохозяйственную направленность ее развития. Золото – символ высшей ценности, богатства, величия, постоянства, прочности, силы и великодушия.
Флаг
В пересеченном лазурью и зеленью поле сияющее золотое солнце, сопровождаемое внизу в зелени тремя золотыми колосьями. Куединский район – самый южный район Пермского края, исконным занятием его жителей было земледелие, возделывание зерновых культур. Эти особенности территории нашли отражение в основной фигуре герба – сияющем солнце и колосьях. Лазоревый цвет символизирует надежду, возрождение; лазурь – символ истины, чести и добродетели, чистого неба и воды. Зеленый цвет в поле герба символизирует природные богатства территории, а также подчеркивает сельскохозяйственную направленность ее развития. Золото – символ высшей ценности, богатства, величия, постоянства, прочности, силы и великодушия.
Приложение 2
Куеда – небольшая точка на карте, вдалеке от городских центров, на самой границе Пермского региона. Южные ворота Прикамья, она первой встречает всех, кто приезжает к нам с юга, и последней провожает тех, кто этими же путями покидает Пермский край. Географическое же название «Куеда» произошло от названия мелкого рода башкир Окъяды. Слово «кое» в переводе с башкирского означает «колодец», вероятно название дано по низменной, болотистой местности. Куеда приветствует гостей тихими равнинными реками с плакучими ивами по берегам, колосящимися хлебными полями, холмами и угорами – спокойной, исполненной достоинства красотой природы. Куеда – край крестьянский. Во все времена основным занятием ее населения была и оставалась работа на земле. Крепкие добротные крестьянские хозяйства – они являлись визитной карточкой района. Крестьянский уклад определял и характер
куединцев: основательных, верных своему делу, помнящих о предках, знающих цену земле и труду. И самое ценное, что хранили всегда, – это верность традициям предков, народной культуре.
Район создан в 1926 году. В состав Пермской области он вошёл в 1938 году. В годы войны в посёлке Куеда находился госпиталь и школа пилотов.
Приложение 3
Лист коррекции
_ФИО ____________________________
Проблема |
Пути решения |
Приложение 4
№ |
Сельские поселения |
Административный центр |
Количество |
Население |
1 |
Бикбардинское сельское поселение |
село Бикбарда |
10 |
↘959 |
2 |
Большегондырское сельское поселение |
село Большой Гондыр |
10 |
↘2854 |
3 |
Большекустовское сельское поселение |
село Большие Кусты |
5 |
↘1001 |
4 |
Большеусинское сельское поселение |
село Большая Уса |
8 |
↘2231 |
5 |
Куединское сельское поселение |
посёлок Куеда |
13 |
↗11 758 |
6 |
Нижнесавинское сельское поселение |
село Центральная Усадьба 3-го Госконезавода |
3 |
↗983 |
7 |
Ошьинское сельское поселение |
село Ошья |
10 |
↘1602 |
8 |
Талмазское сельское поселение |
село Большой Талмаз |
7 |
↘650 |
9 |
Федоровское сельское поселение |
село Фёдоровск |
9 |
↘1244 |
10 |
Шагиртское сельское поселение |
село Старый Шагирт |
8 |
↘2279 |
Приложение 5
Список населённых пунктов района
№ |
Населённый пункт |
Тип |
Население |
Муниципальное образование |
1 |
Альняш |
деревня |
112 |
Шагиртское сельское поселение |
2 |
Арей |
деревня |
3 |
Куединское сельское поселение |
3 |
Аряж |
село |
390 |
Федоровское сельское поселение |
4 |
Бадашка |
деревня |
167 |
Куединское сельское поселение |
5 |
Барабан |
деревня |
153 |
Большегондырское сельское поселение |
6 |
Батманы |
деревня |
110 |
Ошьинское сельское поселение |
7 |
Бикбарда |
село |
510 |
Бикбардинское сельское поселение |
8 |
Большая Уса |
село |
1601 |
Большеусинское сельское поселение |
9 |
Большие Кусты |
село |
723 |
Большекустовское сельское поселение |
10 |
Большой Гондыр |
село |
1141 |
Большегондырское сельское поселение |
11 |
Большой Дубовик |
деревня |
23 |
Большеусинское сельское поселение |
12 |
Большой Каскасал |
деревня |
143 |
Талмазское сельское поселение |
13 |
Большой Талмаз |
село |
231 |
Талмазское сельское поселение |
14 |
Верх-Буй |
деревня |
3 |
Федоровское сельское поселение |
15 |
Верх-Гондыр |
деревня |
234 |
Большегондырское сельское поселение |
16 |
Верхний Иргиш |
деревня |
90 |
Большеусинское сельское поселение |
17 |
Верхний Тымбай |
деревня |
93 |
Большекустовское сельское поселение |
18 |
Верхняя Ошья |
деревня |
87 |
Ошьинское сельское поселение |
19 |
Верхняя Сава |
село |
488 |
Шагиртское сельское поселение |
20 |
Верх-Уса |
деревня |
137 |
Большеусинское сельское поселение |
21 |
Верх-Шагирт |
деревня |
0 |
Талмазское сельское поселение |
22 |
Вильгурт |
деревня |
27 |
Большегондырское сельское поселение |
23 |
Гарюшка |
деревня |
2 |
Куединское сельское поселение |
24 |
Гожан |
деревня |
513 |
Шагиртское сельское поселение |
25 |
Губаны |
деревня |
123 |
Федоровское сельское поселение |
26 |
Дойная |
деревня |
407 |
Большеусинское сельское поселение |
27 |
Дубленевка |
деревня |
15 |
Ошьинское сельское поселение |
28 |
Дубовая Гора |
деревня |
23 |
Федоровское сельское поселение |
29 |
Еламбуй Первый |
деревня |
83 |
Федоровское сельское поселение |
30 |
Земплягаш |
село |
177 |
Талмазское сельское поселение |
31 |
Змеевка |
деревня |
50 |
Ошьинское сельское поселение |
32 |
Искильда |
деревня |
129 |
Федоровское сельское поселение |
33 |
Казарма 1246 км |
населённый пункт |
4 |
Большегондырское сельское поселение |
34 |
Казарма 1279 км |
населённый пункт |
0 |
Куединское сельское поселение |
35 |
Казарма 1281 км |
населённый пункт |
13 |
Бикбардинское сельское поселение |
36 |
Казарма 1287 км |
населённый пункт |
2 |
Бикбардинское сельское поселение |
37 |
Калмияры |
деревня |
112 |
Бикбардинское сельское поселение |
38 |
Кашка |
деревня |
151 |
Большекустовское сельское поселение |
39 |
Кипчак |
деревня |
476 |
Большегондырское сельское поселение |
40 |
Кирга |
деревня |
538 |
Большегондырское сельское поселение |
41 |
Китрюм |
деревня |
156 |
Шагиртское сельское поселение |
42 |
Ключики |
деревня |
22 |
Бикбардинское сельское поселение |
43 |
Колегово |
деревня |
13 |
Большеусинское сельское поселение |
44 |
Коровино |
деревня |
25 |
Ошьинское сельское поселение |
45 |
Краснояр |
село |
316 |
Куединское сельское поселение |
46 |
Куеда |
деревня |
433 |
Куединское сельское поселение |
47 |
Куеда |
посёлок |
↘9551 |
Куединское сельское поселение |
48 |
Лайга |
деревня |
142 |
Талмазское сельское поселение |
49 |
Малая Тапья |
деревня |
182 |
Куединское сельское поселение |
50 |
Малые Кусты |
деревня |
40 |
Большекустовское сельское поселение |
51 |
Малый Дубовик |
деревня |
64 |
Большеусинское сельское поселение |
52 |
Малый Талмаз |
деревня |
7 |
Талмазское сельское поселение |
53 |
Маныш |
деревня |
122 |
Куединское сельское поселение |
54 |
Маркидоновка |
деревня |
276 |
Федоровское сельское поселение |
55 |
Москудья |
деревня |
90 |
Нижнесавинское сельское поселение |
56 |
Нижний Тымбай |
деревня |
62 |
Большекустовское сельское поселение |
57 |
Нижняя Сава |
деревня |
131 |
Нижнесавинское сельское поселение |
58 |
Никольское Раздолье |
деревня |
170 |
Куединское сельское поселение |
59 |
Новонатальино |
деревня |
24 |
Бикбардинское сельское поселение |
60 |
Новый Шагирт |
деревня |
47 |
Шагиртское сельское поселение |
61 |
Окулов |
починок |
70 |
Большеусинское сельское поселение |
62 |
Ошья |
село |
602 |
Ошьинское сельское поселение |
63 |
Пантелеевка |
село |
228 |
Ошьинское сельское поселение |
64 |
Пильва |
деревня |
87 |
Талмазское сельское поселение |
65 |
Потураевка |
деревня |
19 |
Бикбардинское сельское поселение |
66 |
Рабак |
железнодорожная станция |
86 |
Большегондырское сельское поселение |
67 |
Русские Чикаши |
село |
136 |
Бикбардинское сельское поселение |
68 |
Солодовка |
деревня |
123 |
Куединское сельское поселение |
69 |
Союз |
деревня |
80 |
Большегондырское сельское поселение |
70 |
Старый Шагирт |
село |
820 |
Шагиртское сельское поселение |
71 |
Степановка |
деревня |
11 |
Бикбардинское сельское поселение |
72 |
Степановка |
деревня |
137 |
Шагиртское сельское поселение |
73 |
Тапья |
деревня |
110 |
Федоровское сельское поселение |
74 |
Татаро-Чикаши |
деревня |
193 |
Бикбардинское сельское поселение |
75 |
Трегубовка |
деревня |
409 |
Куединское сельское поселение |
76 |
Тукаш |
деревня |
17 |
Ошьинское сельское поселение |
77 |
Удмурт-Шагирт |
деревня |
212 |
Шагиртское сельское поселение |
78 |
Узяр |
деревня |
353 |
Ошьинское сельское поселение |
79 |
Урада |
деревня |
267 |
Ошьинское сельское поселение |
80 |
Урталга |
село |
414 |
Куединское сельское поселение |
81 |
Участок 3-го Госконезавода |
деревня |
107 |
Большегондырское сельское поселение |
82 |
Фёдоровск |
село |
265 |
Федоровское сельское поселение |
83 |
Центральная Усадьба 3-го Госконезавода |
село |
800 |
Нижнесавинское сельское поселение |
Приложение 6
Лист оценивания группы
Задание |
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
Всего |
Баллы |
Приложение 7
ФИО учащегося ______________________________
Как я сам (а) себя оцениваю |
Как меня оценивает группа |
Приложение 8