12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Богданова Татьяна Николаевна526 Материал размещён в группе «Учителя начальных классов» |
Отражение темы природы в литературе и живописи. Иллюстрация к произведению М. М. Пришвина «Золотой луг».
Интегрированный урок 3 класс.
Тема: Отражение темы природы в литературе и живописи. Иллюстрация к произведению М. М. Пришвина «Золотой луг»
Отгадай загадку:
Держит девочка в руке
Облачко на стебельке.
Стоит дунуть на него
И не будет ничего.
Михаил Михайлович Пришвин — писатель, сделавший огромный вклад в отечественную литературу.
С детства он любил наблюдать за природой, за её изменениями. Ещё маленьким он понял, что всё интересное и удивительное может происходить не только в сказках, но и в жизни. Только надо это всё видеть. Пришвин окончил институт и получил специальность агронома, но посвятил себя совсем другому. Он стал писать о природе, о её несметных богатствах, о бережном отношении к природе.
Пришвин много путешествовал по северным регионам. Именно в этих поездках он наблюдал за дикой природой, бытом, речью коренных народов, записывал сказки, другие формы фольклора. Пришвин полностью погрузился в литературную жизнь. Создал поэтические рассказы, повести для детей.
Расшифруй название рассказа М. М. Пришвина.
Выбери буквы, стоящие на местах чётных чисел и запиши ответ
RЗQОWЛFОDТZОSЙZЛJУFГW
Прочитайте рассказ Михаила Михайловича Пришвина и ответь на вопросы:
Золотой луг
У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идём куда-нибудь на свой промысел — он впереди, я в пяту.
«Серёжа!» — позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.
Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг — золотой». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно, если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым.
С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.
М. М. Пришвин
1. Какие цветы росли на лугу?
2. Почему цветущий луг называли золотым?
3. Что заметил один из мальчиков рано утром?
4. Почему утром и вечером луг был зелёным?
5. Почему мальчики полюбили удивительные цветы?
6. Сформулируйте главную мысль рассказа «Золотой луг».
Физминутка
На примере ваших пальчиков покажем, как раскрываются и закрываются одуванчики.
Выполните упражнения 3—4 раза.
Посмотрите на жёлтый цветок,
Он раскрыл свои лепестки,
Время одуванчику цвести.
А теперь посмотрите,
Он закрыл свои лепестки
Время одуванчику уснуть.
Творческая работа
Посмотрите видеосюжет о том, как рисовать одуванчики гуашью.
Выполните иллюстрацию к рассказу М. М. Пришвина «Золотой луг».
Этапы работы:
1. Нарисуйте фон голубого неба.
2. Широкими горизонтальными мазками нарисуйте луг.
3. Прорисуйте стебельки одуванчиков, они тянутся к солнышку.
4. Выполните пушистый круг одуванчика в верхней части стебелька:
а) жёлтым, оранжевым цветом методом «примакивания»;
б) сухой кистью белым цветом методом «тычка».
5. Рядом со стебельками нарисуйте листья одуванчика. Обратите внимание, листья имеют резную форму.
Материалы: гуашь, кисти, бумага А4, палитра, тряпочка, стакан с водой.
Итог
Прочитайте, вставьте пропущенные слова в текст.
Я сорвал цветок, и он (завял, засиял, зацвёл).
Я поймал мотылька, и он (ожил, пополз, умер) у меня на ладони.
И тогда я понял – прикоснуться к красоте можно только (ногами, руками, сердцем).