Отражение воспитательного компонента в профессиональном модуле МДК 0201 «Технология изготовления лекарственных форм» в программе подготовки специалистов среднего звена в соответствии с требованиями ФГОС СПО

0
0
Материал опубликован 2 December 2024

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БАРНАУЛЬСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Доклад

Отражение воспитательного компонента в профессиональном модуле МДК 0201 «Технология изготовления лекарственных форм» в программе подготовки специалистов среднего звена в соответствии с требованиями ФГОС СПО.






Заслушано на заседании методического совета

КГБПОУ ББМК

Протокол №_____________

от «__ » _____ 20___ г.

Председатель ______________



Составитель:

преподаватель И.В. Лим

















Барнаул, 2024

В настоящее время меняется социальное предназначение колледжа. От задачи простой передачи знаний, умений и навыков преподавателем обучающемуся происходит переход к новому пониманию функции образовательной организации как организации, не только обучающей профессии, но и воспитывающей будущего специалиста. Последние нормативные документы вносят коррективы в образовательные процессы.

Согласно Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ «Об образовании в РФ» рассмотрим понятия «…Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации…».

«Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде».

К основным образовательным программам воспитательный компонент также должен стать неотъемлемой частью образовательного процесса в профессиональном обучении как через аудиторную работу, так и через организацию внеаудиторной деятельности.

В результате освоения образовательной программы у выпускника должны быть сформированы общие, профессиональные компетенции и ЛР. Общие компетенции (ОК) – компетенции, необходимые для успешной деятельности как в профессиональной, так и во внепрофессиональной сферах.

Таблица 1. Общие компетенции при освоении модуля МДК 02.01 «Технология изготовления лекарственных форм»

Код

Наименование общих компетенций

ОК 01.

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

ОК 02.

использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК 03.

планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях

ОК 04.

эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и ко-манде

ОК 05.

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

ОК 06.

проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации

межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения

ОК 07.

содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

ОК 09.

пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке

На этапе разработки рабочей программы рассмотрела проблему воспитания и формирования личности и соотнесла представленные целевые ориентиры воспитания с общими компетенциями, формирование которых является результатом освоения программ подготовки специалистов среднего звена в соответствии с требованиями ФГОС СПО.

Таблица 2. Целевые ориентиры воспитания с ОК

Целевые ориентиры

Гражданское воспитание

Осознанно выражающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе. Сознающий своё единство с народом России как источником власти и субъектом тысячелетней российской государственности, с Российским государством, ответственность за его развитие в настоящем и будущем на основе исторического просвещения, российского национального исторического сознания.

ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06

Патриотическое воспитание

Сознающий причастность к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству, общероссийскую идентичность.

ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09

Духовно-нравственное воспитание

Понимающий и деятельно выражающий понимание ценности межнационального, межрелигиозного согласия, способный вести диалог с людьми разных национальностей и вероисповеданий, находить общие цели и сотрудничать для их достижения. Обладающий сформированными представлениями о ценности и значении в отечественной и мировой культуре языков и литературы народов России.

ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06

Эстетическое воспитание

Ориентированный на осознанное творческое самовыражение, реализацию творческих способностей, на эстетическое обустройство собственного быта, профессиональной среды.

ОК 01, ОК 02, ОК 07

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия

Понимающий и выражающий в практической деятельности понимание ценности жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья других людей. Соблюдающий правила личной и общественной безопасности, в том числе безопасного поведения в информационной среде. Демонстрирующий навыки рефлексии своего состояния (физического, эмоционального, психологического), понимания состояния других людей.

ОК 03, ОК 04, ОК 06

Во время занятий делаю акцент на воспитательный компонент. Например, в технологической карте по теме «Водные извлечения», в планируемых результатах отражаю воспитательный компонент.

t1733122457aa.gif

Гражданское воспитание. На занятии, обращаю внимание на проявление правовой активности и навыков правомерного поведения, уважения к Закону. Это помогает студентам понять, что каждый из них — часть общества, и у него есть роль, права и обязанности по отношению к нему.

При получении рецепта неправильно оформленного фармацевта могут привлечь к ответственности за халатность при отпуске лекарственных препаратов по неправильно оформленному рецепту или неправильно отпущенному лекарственному препарату, а также отпуск лекарственных препаратов по рецептам с истекшим сроком действия, или при разглашении врачебной тайны. Обучающийся должен знать свои права и обязанности не только как будущий специалист, но и как гражданин, выполняющий социальную функцию по обеспечению лекарственными препаратами.

Интеграция патриотических ценностей в учебный процесс. Например, спрашиваю о разнообразии лекарственных растений нашего края и растениях произрастающих в их родных краях.

Во внеаудиторной работе по воспитанию обучающихся патриотических ценностей студенты посадили 10 кедров и 10 лиственниц на территории колледжа в рамках Всероссийского проекта «Кедры России».

Духовно-нравственное воспитание - это целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения, формирование образованности, культуры, справедливости, честности, порядочности, способности к сопереживанию, общественной морали у студентов.

В конце занятия имеется блиц-тест, где студенты могут сами оценить свои знания по пройденному материалу и поставить друг другу объективную и справедливую оценку.

Профессионально-трудовое воспитание - формирование сознательного отношения к выбранной профессии; формирование профессиональной культуры, этики профессионального общения; формирование компетентности. Студенты изучают технологию изготовления настоев и отваров (производственный процесс), отмечают наиболее важные моменты и проводят их анализ. Это повышает мотивацию, любознательность и воображение. Практические действия, те изготовление, помогают вырабатывать умения применять знания на практике и формировать привычки поведения, повысить интерес обучающихся к фитотерапии, использованию настоев и отваров в комплексной терапии заболеваний при проведении реабилитации.

Во внеаудиторной работе организуются походы в музей «Горная аптека», где студенты могут познакомиться с историей фармацевтического дела в Алтайском крае. Студенты в летнее время заготавливают лекарственное растительное сырье и гербарий, которое используется на занятиях технологии изготовления лекарственных форм по теме «Водные извлечения».

Обучающиеся активно участвуют в проекте «Аптекарский огород», рамках которого была создана особая территория с лекарственными растениями на территории колледжа, а также озеленение 4 этажа учебного корпуса. Целью данного проекта является культурно-экологическое воспитание студентов, т.е. бережное, осознанное, ценностно-ориентированное отношение к миру природы.

Воспитательный компонент в профессиональном модуле МДК 02.01

обеспечивает единство содержания воспитательной деятельности, положения ФГОС СПО в контексте формирования общих компетенций у обучающихся с учетом государственной политики в области воспитания. Поэтому преподавателям необходимо сформулировать новые цели курсов преподаваемых дисциплин и междисциплинарных курсов.

Библиографическая ссылка

Денисова Н.Ю., Зацепина О.В., Шерина Н.В. «Воспитательный компонент в реализации программ профессионального обучения как одно из условий подготовки разносторонне развитого конкурентоспособного профессионала // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 6. – С. 109-113;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39209 (дата обращения: 20.11.2024).

Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 224 с.

Ягодкина В.В. Воспитательная деятельность в вузе как условие самореализации студентов // Электронный научный журнал «Исследовано в России»

https://институтвоспитания.рф/upload/medialibrary/8a1/rgb5d4x14mkuf360l0ukhw52whcmouw1.pdf

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.