Отражение воспитательного компонента в профессиональном модуле МДК 0201 «Технология изготовления лекарственных форм» в программе подготовки специалистов среднего звена в соответствии с требованиями ФГОС СПО
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БАРНАУЛЬСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ» |
Доклад |
Отражение воспитательного компонента в профессиональном модуле МДК 0201 «Технология изготовления лекарственных форм» в программе подготовки специалистов среднего звена в соответствии с требованиями ФГОС СПО. |
|
Заслушано на заседании методического совета КГБПОУ ББМК Протокол №_____________ от «__ » _____ 20___ г. Председатель ______________ | Составитель: преподаватель И.В. Лим
|
Барнаул, 2024
В настоящее время меняется социальное предназначение колледжа. От задачи простой передачи знаний, умений и навыков преподавателем обучающемуся происходит переход к новому пониманию функции образовательной организации как организации, не только обучающей профессии, но и воспитывающей будущего специалиста. Последние нормативные документы вносят коррективы в образовательные процессы.
Согласно Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ «Об образовании в РФ» рассмотрим понятия «…Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации…».
«Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде».
К основным образовательным программам воспитательный компонент также должен стать неотъемлемой частью образовательного процесса в профессиональном обучении как через аудиторную работу, так и через организацию внеаудиторной деятельности.
В результате освоения образовательной программы у выпускника должны быть сформированы общие, профессиональные компетенции и ЛР. Общие компетенции (ОК) – компетенции, необходимые для успешной деятельности как в профессиональной, так и во внепрофессиональной сферах.
Таблица 1. Общие компетенции при освоении модуля МДК 02.01 «Технология изготовления лекарственных форм»
Код | Наименование общих компетенций |
ОК 01. | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам |
ОК 02. | использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности |
ОК 03. | планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях |
ОК 04. | эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и ко-манде |
ОК 05. | Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста |
ОК 06. | проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения |
ОК 07. | содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях |
ОК 09. | пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке |
На этапе разработки рабочей программы рассмотрела проблему воспитания и формирования личности и соотнесла представленные целевые ориентиры воспитания с общими компетенциями, формирование которых является результатом освоения программ подготовки специалистов среднего звена в соответствии с требованиями ФГОС СПО.
Таблица 2. Целевые ориентиры воспитания с ОК
Целевые ориентиры | |
Гражданское воспитание | Осознанно выражающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе. Сознающий своё единство с народом России как источником власти и субъектом тысячелетней российской государственности, с Российским государством, ответственность за его развитие в настоящем и будущем на основе исторического просвещения, российского национального исторического сознания. ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06 |
Патриотическое воспитание | Сознающий причастность к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству, общероссийскую идентичность. ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09 |
Духовно-нравственное воспитание | Понимающий и деятельно выражающий понимание ценности межнационального, межрелигиозного согласия, способный вести диалог с людьми разных национальностей и вероисповеданий, находить общие цели и сотрудничать для их достижения. Обладающий сформированными представлениями о ценности и значении в отечественной и мировой культуре языков и литературы народов России. ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06 |
Эстетическое воспитание | Ориентированный на осознанное творческое самовыражение, реализацию творческих способностей, на эстетическое обустройство собственного быта, профессиональной среды. ОК 01, ОК 02, ОК 07 |
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия | Понимающий и выражающий в практической деятельности понимание ценности жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья других людей. Соблюдающий правила личной и общественной безопасности, в том числе безопасного поведения в информационной среде. Демонстрирующий навыки рефлексии своего состояния (физического, эмоционального, психологического), понимания состояния других людей. ОК 03, ОК 04, ОК 06 |
Во время занятий делаю акцент на воспитательный компонент. Например, в технологической карте по теме «Водные извлечения», в планируемых результатах отражаю воспитательный компонент.
Гражданское воспитание. На занятии, обращаю внимание на проявление правовой активности и навыков правомерного поведения, уважения к Закону. Это помогает студентам понять, что каждый из них — часть общества, и у него есть роль, права и обязанности по отношению к нему.
При получении рецепта неправильно оформленного фармацевта могут привлечь к ответственности за халатность при отпуске лекарственных препаратов по неправильно оформленному рецепту или неправильно отпущенному лекарственному препарату, а также отпуск лекарственных препаратов по рецептам с истекшим сроком действия, или при разглашении врачебной тайны. Обучающийся должен знать свои права и обязанности не только как будущий специалист, но и как гражданин, выполняющий социальную функцию по обеспечению лекарственными препаратами.
Интеграция патриотических ценностей в учебный процесс. Например, спрашиваю о разнообразии лекарственных растений нашего края и растениях произрастающих в их родных краях.
Во внеаудиторной работе по воспитанию обучающихся патриотических ценностей студенты посадили 10 кедров и 10 лиственниц на территории колледжа в рамках Всероссийского проекта «Кедры России».
Духовно-нравственное воспитание - это целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения, формирование образованности, культуры, справедливости, честности, порядочности, способности к сопереживанию, общественной морали у студентов.
В конце занятия имеется блиц-тест, где студенты могут сами оценить свои знания по пройденному материалу и поставить друг другу объективную и справедливую оценку.
Профессионально-трудовое воспитание - формирование сознательного отношения к выбранной профессии; формирование профессиональной культуры, этики профессионального общения; формирование компетентности. Студенты изучают технологию изготовления настоев и отваров (производственный процесс), отмечают наиболее важные моменты и проводят их анализ. Это повышает мотивацию, любознательность и воображение. Практические действия, те изготовление, помогают вырабатывать умения применять знания на практике и формировать привычки поведения, повысить интерес обучающихся к фитотерапии, использованию настоев и отваров в комплексной терапии заболеваний при проведении реабилитации.
Во внеаудиторной работе организуются походы в музей «Горная аптека», где студенты могут познакомиться с историей фармацевтического дела в Алтайском крае. Студенты в летнее время заготавливают лекарственное растительное сырье и гербарий, которое используется на занятиях технологии изготовления лекарственных форм по теме «Водные извлечения».
Обучающиеся активно участвуют в проекте «Аптекарский огород», рамках которого была создана особая территория с лекарственными растениями на территории колледжа, а также озеленение 4 этажа учебного корпуса. Целью данного проекта является культурно-экологическое воспитание студентов, т.е. бережное, осознанное, ценностно-ориентированное отношение к миру природы.
Воспитательный компонент в профессиональном модуле МДК 02.01
обеспечивает единство содержания воспитательной деятельности, положения ФГОС СПО в контексте формирования общих компетенций у обучающихся с учетом государственной политики в области воспитания. Поэтому преподавателям необходимо сформулировать новые цели курсов преподаваемых дисциплин и междисциплинарных курсов.
Библиографическая ссылка
Денисова Н.Ю., Зацепина О.В., Шерина Н.В. «Воспитательный компонент в реализации программ профессионального обучения как одно из условий подготовки разносторонне развитого конкурентоспособного профессионала // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 6. – С. 109-113;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39209 (дата обращения: 20.11.2024).
Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 224 с.
Ягодкина В.В. Воспитательная деятельность в вузе как условие самореализации студентов // Электронный научный журнал «Исследовано в России»
https://институтвоспитания.рф/upload/medialibrary/8a1/rgb5d4x14mkuf360l0ukhw52whcmouw1.pdf