Личностно-ориентированный подход к профессиональной подготовке специалистов среднего звена
ГБПОУ «НИЖЕГОРОДСКИЙ ГУБЕРНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ДОКЛАД
«Личностно-ориентированный подход к профессиональной подготовке специалистов среднего звена»
Преподаватель специальных дисциплин: Романова Н.В.
2019
План
Что такое личностно-ориентированный подход?
Виды личностно-ориентированного подхода
Применение личностно-ориентированного подхода на учебной практике
Введение
"Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом"
(А. Франс)
Современное общество диктует следующие требования в квалифицированных, конкурентоспособных специалистах, обладающих достаточным уровнем компетенций, способных быстро ориентироваться в постоянно меняющихся условиях современного рынка. Поэтому внедрение личностно-ориентированного подхода в современном образовании позволяет сформировать новую модель будущего специалиста, востребованного на рынке труда и полностью отвечающего условиям социально-экономического развития страны. Реализация личностно-ориентированного подхода способствует совершенствованию существующих образовательных программ и технологий, созданию условий для подготовки работников обладающих качественно новым уровнем профессиональных компетенций, готовых к профессиональной деятельности в современных условиях.
Задача образовательного учреждения – это подготовка востребованного рынком труда и ведущих компаний города специалиста, обладающего необходимым багажом знаний и умений для дальнейшей успешной трудовой деятельности.
Что такое личностно-ориентированный подход?
Личностно-ориентированный подход – это концентрация внимания преподавателя на целостной личности человека забота о развитии не только его интеллекта гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с чувственными, эстетическими, креативными задатками и способностями развития. Цель личностно-ориентированного образования – это создание условий для полноценного становления следующих функций индивида:
1.Способность человека к выбору
2.Умение рефлектировать и оценивать собственную жизнь
3.Поиск назначения жизни
4.Творчество
5.Создание образа «Я»
6.Ответственность (в соответствии с формулировкой «Я отвечаю за все»).
В личностно-ориентированном образовании обучающийся – это главное действующее лицо всего образовательного процесса.
Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования
Личностно-ориентированный подход - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершается реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным определенным образом (Е.С. Полат)
Личностно-ориентированный подход – как «содержательное, организационно-методическое, материально-техническое и социально-психологическое оформление замысла реализации целостного решения образовательных задач (В.А.Сластенин)
Личностно-ориентированный подход – как деятельность, направленная на разработку и реализацию образовательных проектов, под которыми понимаются оформленные комплексы инновационных идей в образовании (Н.В.Борисова)
Суть личностно-ориентированного подхода – стимулировать интерес обучающихся к определенным проблемам, решение которых предполагает овладение проектировочными навыками, интерактивными технологиями, формирование информационно-коммуникативной культуры.
В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения.
Актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование личностно-ориентированного подхода и методических приемов, которые сформируют у обучающихся навыки самостоятельного получения новых знаний, сбора необходимой информации, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.
2. Цели и задачи личностно-ориентированного подхода
Цели и задачи применения личностно-ориентированного подхода заключаются в следующем:
Цель: формирование практических навыков осуществления профессиональной деятельности на основе личностно-ориентированного подхода.
Задачи:
- создание условий для плодотворной и эффективной организации учебной и производственной практики
- применение современных образовательных технологий
- развитие конкурентоспособных качеств будущего специалиста через вовлечение во внеурочную деятельность
Выделяют следующие виды личностного подхода:
- гуманно-личностный (направлен на признание прав и свобод личности на реализацию собственных потребностей)
- личностно-деятельностный (ученик и преподаватель как субъекты деятельности, которые обеспечивают личностное развитие и самореализацию ученика, путем включения в продуктивную практическую деятельность)
- личностно-развивающий (особое построение педагогического процесса ориентированного на развитие и саморазвитие ученика)
Пример занятия по учебной практике ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих по теме «Эксплуатация контрольно-кассовой техники (ККТ)».
Личностно-ориентированный подход | Где реализуется | Результат | Продукт |
Этапы | На учебной практике в учебной аудитории На рабочем месте в торговом предприятии (электронные кассы). | Актуализация и обогащения личного опыта учащихся. Проявление самостоятельности и инициативы. Развитие внутренней мотивации. Развитие творческих способностей. Включение в коллективную деятельность (сотрудничество). | Качественное выполнение операций при работе на ККТ |
- Подготовительный ККТ к работе - Визуальный осмотр (техника безопасности) - Получение чеков для отчетности - Работа на ККТ - Завершение работы на ККТ |
Новизна опыта заключается в использовании элементов личностно-ориентированных технологий (WEB-квесты) на занятиях учебной практики по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Уметь:
- использовать в технологическом процессе измерительное, механическое, технологическое оборудование
Знать:
- устройство и принцип работы механического и технологического оборудования;
- правила охраны труда и техники безопасности;
- нормативные документы: закон «О защите прав потребителей», Правила торговли, Правила продажи отдельных групп продовольственных товаров
Личностно-ориентированное обучение - это инновационная интерактивная технология, реально позволяющая подготавливать для сферы торговли активных, творческих, компетентных и предприимчивых организаторов производства.
Я считаю, что личностно-ориентированный подход прежде всего предполагает изменение структуры учебного занятия, а также форм его организации. Учебное занятие становится интересным и познавательным в творческом плане и позволяет самостоятельно приобретать и творчески использовать полученные знания, принимать самостоятельные решения, планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать полученные результаты, обладать коммуникативными способностями в обществе.
Список используемой литературы
Бегалиева С.Б. О личностно-ориентированном подходе как о сложном многомерном процессе / С.Б.Бегалиева,// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. №8-3. С.83-85
Реутова Е.А. Применение активных и интерактивных методов
обучения в образовательном процессе вуза. Методические рекомендации для преподавателей. – Новосибирск: Изд-во, НГАУ, 2012. – 58 с.
Якиманская И.С.//Технология личностно-ориентированного образования. М.: Просвещение, 2000. – 67 с.
Интернет-ресурс: http://shkolazhizni.ru./