ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ П.А.ОВЧИННИКОВА»
Современный урок
в соответствии с требованиями
ФГОС
© М.Е. Никитин, 2015-2016
Преподаватель высшей категории:
Никитин Михаил Евгеньевич
Современный урок
в соответствии с требованиями
ФГОС - это педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся.
1
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК
Современный урок – это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, его активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования его нравственных основ.
Ю.А. Конаржевский
Главным направлением в работе каждого учителя и педагогических
коллективов на ближайшие годы становится осмысление, освоение и внедрение в практику работы
системно-деятельностного подхода.
3
Понятие и сущность УУД
В широком значении термин «универсальные учебные
действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем
сознательного и активного присвоения нового социального
опыта.
В более узком (собственно психологическом) значении
этот термин можно определить как совокупность способов
действия учащегося (а также связанных с ними навыков
учебной работы), обеспечивающих самостоятельное
усвоение новых знаний, формирование умений, включая
организацию этого процесса.
Виды УУД:
1. Личностные
2. Регулятивные
3. Коммуникативные
4. Познавательные
4
5
Личностные – самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация
Регулятивные – целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция
Коммуникативные – планирование сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением
партнёра, умение выражать свои мысли
Познавательные - общеучебные, логические, постановка и решение проблемы
Современный урок –урок
действенный, имеющий
непосредственное отношение
к интересам, личности ребенка,
его родителей, общества, государства.
6
Современный урок – урок актуальный для настоящего времени
ДИДАКТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА УРОКА
1. Организационный момент:
-тема;
-цель;
-образовательные, развивающие, воспитательные задачи;
- мотивация их принятия;
-планируемые результаты: знания, умения, навыки;
личностно формирующая направленность урока.
2. Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика
на основном этапе урока:
- постановка учебной задачи,
- актуализация знаний
3. Сообщение нового материала
4. Решение учебной задачи
5. Усвоение новых знаний
6. Первичная проверка понимания учащимися нового учебного
материала
7. Закрепление изученного материала
8. Обобщение и систематизация знаний
9. Подведение итогов:
-диагностика результатов урока,
-рефлексия достижения цели
10. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению
7
Этапы конструирования урока:
Определение темы учебного материала.
Определение дидактической цели темы.
Определение типа урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний; закрепления новых знаний; комплексного применения знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.
Продумывание структуры урока.
Обеспеченность урока.
Отбор содержания учебного материала.
Выбор методов обучения.
Выбор форм организации педагогической деятельности.
Оценка знаний, умений и навыков.
Рефлексия урока.
Технологические ресурсы
ИКТ
Развивающее
обучение
Проектная
деятельность
КСО –
Коллективная
система обучения
Модульное
обучение
Интерактивная
доска
Здоровьесберегающие
технологии
7
учитель
ученик
- Продумывает цели урока как результат ученика;
- Организует работу по мотивации обучающихся;
ПРИЗНАКИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
- Сам ставит цель как
собственную учебную задачу;
- Сам проектирует средства
достижения собственных целей;
- Сам оценивает результат и
корректирует действия
8
Предмет изменений
Традиционная деятельность учителя
Деятельность учителя, работающего по ФГОС
Подготовка к уроку
Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока
Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами
Основные этапы урока
Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя
Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)
Главная цель учителя на уроке
Успеть выполнить все, что запланировано
Организовать деятельность детей:
• по поиску и обработке информации;
• обобщению способов действия;
• постановке учебной задачи и т. д.
Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)
Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.
Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.
Форма урока
Преимущественно фронтальная
Преимущественно групповая и/или индивидуальная
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС
Предмет изменений
Традиционная деятельность учителя
Деятельность учителя, работающего по ФГОС
Нестандартное ведение уроков
–
Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся
Взаимодействие с родителями обучающихся
Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс
Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета
Образовательная среда
Создается учителем. Выставки работ обучающихся
Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации).
Результаты обучения
Предметные результаты
Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные
Нет портфолио обучающегося
Создание портфолио
Основная оценка – оценка учителя
Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки
Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ
Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения
Характеристика современного урока
УРОК
Создание условий для формирования компетенций ребенка
Использование образовательных технологий
Практический, деятельностный подход
Самостоятельная работа ученика, а не учителя
Личностно-ориентированный, индивидуальный характер
Компоненты содержания: знания, умения, навыки, творческая деятельность, эмоционально- ценностный опыт
11
Ребенок на современном уроке
Цель- готовность к саморазвитию
1
2
3
5
4
5
Умение самостоятельно делать выбор, адекватный своим способностям
Умение ставить перед собой цель, принимать решения
Умение самостоятельно находить выход в нестандартной ситуации
Умение проконтролировать себя, свои собственные действия
Умение адекватно оценить свои действия, выявить и скорректировать
Умение согласовывать свою позицию с другими людьми, общаться
12
Типы уроков
1. Урок изучения нового.
лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум.
2. Урок закрепления знаний.
практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация.
3. Урок комплексного применения знаний.
практикум, лабораторная работа, семинар и т.д.
4. Урок обобщения и систематизации знаний
семинар, конференция, круглый стол и т.д.
5. Урок контроля, оценки, коррекции знаний.
контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д.
13
Методы и формы современного урока:
• метод проектов;
• информационно-коммуникационные технологии;
• здоровьесберегающие технологии (интеграция);
• портфолио.
14
Использование инновационных педагогических технологий в обучении и воспитании учащихся
Новация – это средство
(новый метод, методика,
технология, программа и т.п.),
а инновация – это процесс освоения этого средства.
15
Источники инноваций
Потребности жизнедеятельности школы: необходимость частичной замены традиционного подхода к получению, закреплению, приобретенных знаний, умений, навыков.
Профессиональный опыт учителей. Этот источник инноваций предполагает личное продуцирование идей (выработку, изобретения, придумывание, догадку).
Заказ социальный: родители, предприятия, учебные заведения.
Отличительные свойства личностно-ориентированных технологий обучения
Усвоение знаний - средство развития, а не цель обучения.
Учебно-воспитательный процесс, максимально адаптированный под индивидуально-личностные особенности каждого из учеников (в том числе – ценностные ориентации, индивидуальные особенности мышления, памяти, течения познавательных процессов, сферы интересов).
Доминирование образованности над обученностью.
Соблюдение принципа вариативности с целью возможности разнообразить как формы, так и содержание учебно-воспитательного процесса.
16
17
Структура технологической
карты урока
1. Название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение
2. Цель освоения учебного содержания
3. Планируемые результаты (личностные, предметные,
метапредметные, информационно-интеллектуальную
компетентность и универсальные учебные действия УУД)
4. Метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы)
5. Основные понятия темы
6. Технология изучения указанной темы ( на каждом этапе
работы определяется цель, прогнозируемый результат,
даются практические задания на отработку материала и
диагностические задания на проверку его понимания и
усвоения
7. Контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов
18
Отличительные свойства личностно-ориентированных технологий обучения
Немалые надежды возлагаются на педагогические технологии личностно-ориентированного обучения не случайно. Преимуществами данных систем, выгодно отличающими их от предшествующих, являются:
Предоставление ученику максимальной возможности самореализации путем раскрытия в себе творческого, интеллектуального, физического потенциала.
Общение между участниками педагогического процесса, построенное на взаимном уважении и принципах педагогики сотрудничества. Признание за учеником статуса субъекта познавательной деятельности.