Овощные растения. Определение основных групп семян овощных растений.

1
0
Материал опубликован 14 October

Урок биологии в 7 классе «Овощные растения»

Практическая работа. Определение основных групп семян овощных растений.

Цель урока:

закрепить у обучающихся знания об основных группах овощных растений;

формировать у обучающихся представления о значении семян как продолжателей жизни растений;

продолжить работу над развитием наблюдательности, через работу с наглядным материалом;

продолжить формирование умений работать с натуральными объектами;

развивать личностные качества: умение действовать по заданному алгоритму, работать самостоятельно, быстро и аккуратно;

воспитывать внутреннюю мотивацию к учению, через интересный, познавательный подбор содержания учебного материала.

Оборудование:  коллекции семян, лупа, инструкция по ТБ, корзина с овощами, определительные карточки, карточки для индивидуальных заданий, картинки овощных растений, презентация к уроку, интерактивная доска, наборы материалов для проведения мастер-класса по изготовлению экочеловечка.

Тип урока: обобщение полученных знаний, практическая работа

Методы и приемы: объяснительно - иллюстративный, проблемный, исследовательский  (практическая работа).

Ход урока


Организационный момент

1. Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Психологический настрой учащихся.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада приветствовать Вас и наших гостей

сегодня на уроке биологии. Сегодня мы продолжим путешествие в удивительное Царство Растений. На уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. Будьте внимательны, активны и вы добьетесь успеха.


Давайте вместе прочитаем правила нашего урока. ( Слайд 2)


На уроке мы слушаем

На уроке мы читаем

На уроке мы играем

На уроке мы отвечаем

На уроке мы активно работаем

На уроке мы узнаем новое


3. Формулировка темы урока.

4. Постановка целей и задач урока.


Актуализация знаний учащихся.

Беседа с учащимися

- Какие растения мы называем овощами?

(Овощи - это травянистые растения, выращиваемые человеком для употребления в пищу их сочных частей) (Слайд 3)

- Какие части растения вы знаете?

(Стебель, корень, листья, цветы, плоды, семена)

- Приведите примеры частей растений, которые человек употребляет в пищу?

(Стебель – лук, чеснок, петрушка;

листья - щавель, капуста;

корень – свекла, морковь, редис, репа;

плоды - помидор, огурец, перец, баклажан;

цветы - лук. календула, жасмин )

- Как называется участок земли, на котором растут овощные растения?

(Огород – участок земли, на котором растут овощные растения) (Слайд 4)

- Что означает слово огород?

(Когда-то в старину, чтобы никто вытоптал всходы, человек стал ограждать место, где происходило чудесное превращение семян в растение)

- На какие группы можно разделить овощные растения по продолжительности жизни?

(По продолжительности жизни растения делят на однолетние, двулетние и многолетние) (Слайд 5)


- Продолжите предложение:

Однолетними называют растения, которые ... (растут, плодоносят и образуют семена в год их посева)

Двулетними называют растения, которые... (в первый год жизни образуют органы, употребляемые в пищу: кочан, корнеплоды, а затем из них выращивают семена)

Многолетними называют растения, которые ... (растут и плодоносят от 3 и более лет на одном месте)

Задание «Овощная корзина» (Слайд 6)

Ребята, сейчас я загадаю загадки про овощи, а вам необходимо их отгадать. Главное условие не называть отгадку вслух, а найти ее в корзине. Затем их необходимо распределить по группам (однолетние, двулетние, многолетние)

Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для неё готовим кадки
И крупной соли пол мешка.
( капуста )


Корешок оранжевый под землей сидит,
Кладезь витаминов он в себе хранит,
Помогает деткам здоровее стать,
Что это за овощ, можете сказать?
( морковь)


Над землей трава,
Под землей бордовая голова.
( свекла)


Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели.
( лук)


На кустах тепличных красные плоды,
Толстые, пузатые, узнаешь их ты?
Как большие ягоды на веточках висят,
С нетерпеньем просятся в овощной салат.

(помидор)

Свежий и солёный
Он всегда зеленый.
(огурец)


В огороде хоть росла,
Знает ноты “соль” и “фа”.
( фасоль)


Раскололся тесный домик
На две половинки.
И посыпались оттуда
Бусинки-дробинки.
(горох)



Молодцы! Правильно отгадали загадки. Давайте теперь распределим эти овощи по группам. (Слайд 7)

Однолетние

Двулетние

Многолетние

Фасоль

Капуста

Лук

Горох

Морковь


Огурец

Свекла


Помидор





Практическая работа

Цель: научиться определять семена основных групп овощных растений;

доказать, что семена - это будущая жизнь



Инструктаж. Как мы работаем:

Перед вами, ребята, определительные карты, натуральные объекты- семена овощных растений, необходимое оборудование для работы: лупы. Поэтапно мы будем выполнять задания, согласно инструктивной карте. (Слайд 8)

Ваша задача:

Работать за столом следует аккуратно.

Осторожно пользоваться оборудованием

Рабочее место держать в порядке, предметы не разбрасывать.

После выполнения работы, привести в порядок рабочее место. 

Выполнение работы по инструктивной карте

1. Высыпьте на разборную доску семена, предназначенные для определения.

2. Рассмотрите семена овощных растений, с которыми предстоит работать. Определите форму, окраску, особенности поверхности (гладкие, шероховатые, угловатые и т. п.), сравните размеры семян каждого вида.

3. С помощью определительной карточки попытайтесь определить, какого овощного растения данные семена. ( Приложение 1)

4. Переложите определенные семена в пакетики. Не забудьте вложить в них этикетки.

5. Результаты занесите в таблицу.

(Слабые учащиеся выполняют работу по индивидуальным карточкам с заданиями)

3. Физкультминутка.

А сейчас немного отдохнем:

Игра на внимание: Если я называю дерево – вы поднимаете руки вверх, травянистое растение – хлопок в ладоши, кустарник – присели: (малина, тополь, тюльпан, сирень, береза, ива, нарцисс, смородина, клен, ромашка, роза, одуванчик, шиповник, подорожник, осина, ландыш).

4.Формулировка вывода с помощью учителя.

5. Проблемный вопрос (Слайд 9)

- У меня в руке будущая жизнь. Что я держу в руках?

(семена)

- Правильно семена. А почему про семя говорится, что это будущая жизнь.

(Будущая жизнь, потому что из семян появляется новое растение)


- Попробуем доказать это сегодня на уроке.



На столах в стаканчиках находятся сухие семена растений.

- Как вы думаете, долго ли в таком состояние могут пролежать семена? А, что же необходимо сделать, чтобы семена проросли.

(учащиеся сами предлагают эти варианты).


6. Мастер-класс «Изготовление экочеловечка «Травянчика» (Слайд 10)

Я предлагаю сделать вам вот такого забавного человечка. Экочеловечек является уникальной экологической игрушкой, выполненной  вручную.  Ее изюминка заключается в том, что поливая  ее водой, через некоторое время из «головы» начинает расти сочная, нежная, густая трава, создавая очень пышную шевелюру. А это и будет доказательством того, о чем мы говорим сегодня с вами на уроке. Наблюдать за процессом будет очень интересно. После того как «волосы» экочеловечка подрастут на 8-10 см, можно мастерить причёски, аккуратно подстригая траву так, как вам больше нравится. Позже она обязательно вырастет снова. (Слайд 11)

Для изготовления экочеловечка потребуется:

1. Опилки.

2. Семена газонной травы.

3. Капроновые колготки.

4. Ножницы.

5. Клей (Слайд 12)

Пошаговый процесс изготовления «Травянчика».

(Дети выполняют работу в парах под руководством учителя)

Шаг 1.  Сначала мы будем делать тело. Возьмем часть чулка или колготок. Для стягивания  приготовьте небольшие ниточки. Затяните конец чулка ниткой.

Шаг 2. Выверним нашу основу, чтобы хвостик ушёл внутрь. (Слайд 13)

Шаг 3. Теперь насыпаем семена. Семена распределить в том месте, где вы предполагаете рост травки.

Шаг 4. Теперь набиваем чулок опилками. Их кладем много, не боимся приминать. (Слайд 14)

Шаг 5. Когда наберется достаточно опилок, завязываем кончик чулка ниточкой и ножницами обрезаем излишки. (Слайд 15)

Шаг 6. Теперь начинаем формировать будущего экочеловечка. Всё зависит от вашей фантазии. Отделили небольшое количество опилок, сделали, например, носик, завязали, затянули ниткой и лишнее отрезали. И так все что хотите: носики, ушки, лапки…

Шаг 7.  Оживляем наших малышей. Приклеиваем глазки, носик, ротик. (Слайд 16)

Шаг 8. Наши экочеловечки готовы!

Полезные советы по уходу за экочеловечком.

1. Экочеловечек любит тепло и свет – поставьте его на солнышко.

2. Поливайте каждый день, но по чуть – чуть.

3. Когда травка вырастет на 8 – 10 сантиметров, его можно подстригать и делать причёски. (Слайд 17)

IV. Обобщение изученного

Итак, что же мы узнали сегодня на уроке?

V. Подведение итогов, выставление оценок.

Сегодня активно работали на уроке: …, они давали полные, правильные ответы на мои вопросы, затруднялись ответить на вопросы: .., они получают оценку ____, за работу по карточкам получают оценки: ____.

VI.Домашнее задание

Раскрасить экочеловечков акриловыми красками, замочить в воде на 2 часа, чтобы они впитали в себя воду.

VII. Рефлексия:

При выходе из класса я попрошу положить жетончик в вазочку с той надписью, которая соответствует вашей оценке урока. «Было интересно», «Было неинтересно».









Государственное

бюджетное образовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Суходольская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа – интернат»





t1728936329aa.gif

t1728936329ab.jpg t1728936329ac.gif




















Подготовила:

учитель биологии

высшей категории

Тарасенко Т.В.




​​​​​​​Практическая работа "Определение основных групп семян"PPTX / 5.05 Мб
Приложение 1DOCX / 1.11 Мб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.