«Ожесточает душу равнодушье…» (по рассказу А.П.Чехова «Тоска»)
Конспект урока литературы в 9 классе по теме: «Ожесточает душу равнодушье…»
(по рассказу А.П.Чехова «Тоска»)
Цели:
учебные: продолжить знакомство с личностью и творчеством А.П.Чехова, повторить художественные и композиционные особенности рассказов писателя; рассмотреть на примерах изученных ранее произведений эволюцию образа «маленького человека» в русской литературе XIX века;
развивающие: развивать устную речь обучающихся, умение отстаивать свою точку зрения;
воспитывающие: воспитывать вдумчивого читателя, прививать художественный вкус, акцентировать внимание девятиклассников на общечеловеческих проблемах, поднятых в рассказе А.П.Чехова «Тоска».
Метапредметные связи: русский язык, музыка.
Оборудование: раздаточный материал, лексикографические источники, аудиозапись музыки Н.Лысено «Элегия».
Учебник: Литература. 9 класс. Учеб. для общеобразовт. организаций.в 2 ч. Ч.2/ В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 399 с.: илл.
Ход урока
Организационный момент.
ІІ. Актуализация опорних знаний.
«Литературная разминка»
Ребята, назовите автора афоризма и произведение, из которого он взят:
1. «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь» (А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц»).
2. «Оно, конечно, Александр Македонский – великий полководец, но зачем же стулья ломать?» (Н.В.Гоголь «Ревизор»).
3. «Крылья у меня выросли, а лететь некуда» (И.С.Тургенев «Ася»).
4. «Привычка свыше нам дана, замена счастию она» (А.С.Пушкин «Евгений Онегин»).
5. «Есть еще порох в пороховницах» (Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»).
6. «И крестьянки чувствовать умеют» (Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»).
7. «Счастливые часов не наблюдают» (А.С.Грибоедов «Горе от ума»).
8. «Давненько не брал я в руки шашек…» (Н.В. Гоголь «Мертвые души»).
9. «Надо жить, надо любить, надо верить» (Л.Н.Толстой «Война и мир»).
10. «Все были приятно ошеломлены» (А.П.Чехов «Толстый и тонкий»).
Учитель. Не случайно мы, ребята, закончили «Литературную разминку» афоризмом А.П.Чехова, так как сегодня на уроке мы продолжим знакомство с этим удивительным писателем. А какие еще его афоризмы вы знаете?
(ответы детей)
Учитель. Давайте поговорим об особенностях творчества А.П.Чехова.
- Чем манера письма этого мастера слова отличается от манеры письма других прозаиков 19-го века? (Чехов «заставил русскую литературу улыбаться», доказал, что великое произведение может быть небольшим по размеру, мастер сатирических произведений)
- В чем своеобразие заглавий рассказов? (в заглавиях рассказов часто выражена основная мысль произведения)
- Что вы можете сказать о сюжетах? (сюжет динамичен, часто с непредсказуемым финалом)
- Какую роль играет художественная деталь в рассказах А.П. Чехова? (деталь в рассказах Чехова часто заменяет многословное описание)
- Характерные черты композиции в рассказах? (краткая экспозиция, часто кульминация совпадает с развязкой)
- Есть ли в этих произведениях подтекст? (почти во всех рассказах Чехова мы встречаем композиционный прием)
- Что можете сказать об авторской речи? (почти не ощущается присутствие автора, нельзя определить авторскую позицию, эпитеты немногочисленны, но точные, речь писателя лаконична)
III. «Вызов»
Учитель. Скажите, ребята, что роднит следующие произведения: А.С.Пушкин «Станционный смотритель», Н.В.Гоголь «Шинель», Ф.М.Достоевский «Белые ночи», А.П.Чехов «Смерть чиновника»?
(предполагаемый ответ: во всех этих произведениях изображен «маленький человек»)
- А кто такой «маленький человек» в литературе? Какие чувства испытывает к нему автор? (автор чаще всего сочувствует этому герою)
- Поднята ли эта тема в рассказе А.П.Чехова «Тоска»?
- Одинаково ли изображает А.П.Чехов «маленького человека» в рассказах «Тоска» и «Смерть чиновника»? (нет, извозчику Ионе Чехов сочувствует, а над чиновником Червяковым иронизирует)
- Давайте обратимся к финалам произведений. Как заканчивается рассказ «Тоска»? (Иона изливает свою душу лошади)
- А каков финал рассказа «Смерть чиновника»? («а потом …. помер»)
- Почему такое разное у автора отношение к героям, ведь тема смерти есть в каждом из этих произведений? (Иона потерял сына, его горе настоящее, а Червяков спровоцировал свою смерть, настолько сильным оказалось чувство чинопочитания, Чехов подчеркивает: умер не человек, а чиновник)
Прием «Займи позицию».
У нас сегодня звучал афоризм Л.Н.Толстого. Кому – Червякову или Ионе Потапову вы бы хотели его сказать?
IV. Работа над идейно-художественным содержанием рассказа
1.Словарная работа.
Учитель. А.П.Чехов называет свой рассказ «Тоска». Давайте прочитаем, как объясняется лексическое значение этого слова в «Толковом словаре».
Как вы думаете, являются ли синонимами слова «скука», «тоска», «равнодушие»? (ответы детей)
- Что человек из этих состояний переносит больнее всего?
- Давайте подберем эпитеты к слову «Тоска». (примерные ответы: смертная тоска, зеленая тоска, черная тоска, бесконечная тоска).
- А какая тоска у Ионы Потапова?
Учитель. Обратимся к эпиграфу рассказа. Это первая строка духовного стиха, передающего жалобы библейского Иосифа, которого родные братья продали в рабство. А имя главного героя тоже не случайно. Иона – это самый древний из библейских пророков, чьи писания вошли в Библию.
2. Работа с текстом.
- В каком городе происходит действие рассказа?
- Недавно мы прочитали повесть, действие которой тоже происходит в Петербурге. Назовите ее.
-Что общего у Ионы и у Мечтателя? А что общего в изображении Петербурга Чеховым и Достоевским?
- Послушаем и посмотрим творческие работы «Душа города».
- В какое время года и время суток начинается рассказ?
- Чехов скупо рисует городской снежный пейзаж. Все бело кругом. А какой «пейзаж» в душе Ионы?
Защита творческой работы «Пейзаж души Ионы» (представляет заранее подготовленный учащийся).
- Найдите в начале рассказа фразу, которой А.П.Чехов сразу же очерчивает душевное состояние Ионы, не называя его.
- Является ли Петербург родным городом главного героя?
Слово учителя. Итак, в Петербурге происходят основные события рассказа. Сейчас мы поработаем в группах (метод «Тройной дневник»)
Группа 1.
Ключевая фраза | Значение | Вопрос |
Иона не уезжает к себе в деревню, а там осталась дочь? | Примерный ответ: дома все напоминает об умершем сыне, поэтому жизнь кажется все беспросветнее | Примерный вопрос: Правильно ли поступает герой? |
Группа 2.
Ключевая фраза | Значение | Вопрос |
Иона, засыпанный снегом, сидит и поджидает седоков. | Примерный ответ: Иона надеется в большом городе найти того, кто его выслушает | Примерный вопрос: Только ли ради денег в этот снежный вечер Иона пытается найти седоков? |
Группа 3.
Ключевая фраза | Значение | Вопрос |
Все время рядом с Ионой находится его лошадь. | Примерный ответ: лошадь – единственное существо, выслушавшее Иону. | Примерный вопрос: Почему автор называет ее «лошаденка», а не «лошадь»? |
Слово учителя:
- Давайте поговорим о седоках, кто они? (военный, компания молодых людей).
- Как отнеслись эти люди к горю Ионы? Давайте составим синквейн.
Работа в парах (звучит музыка Н. Лысенко «Элегия»)
Примерный ответ:
Кто? Офицер
Какой? Пожилой, равнодушный.
Что делает? Едет, командует, грубит.
Фраза? Ему нет дела до чужого горя.
Ассоциации? Кусок люда.
Кто? Компания.
Какой? Веселая, беспечная.
Что делает? Смеется, издевается, кричит.
Фраза? Считают себя хозяевами жизни.
Ассоциации? Погремушка.
Учитель. Но вот молодые люди высадились. Прочитайте, что же происходит с Ионой? Чего он больше всего хочет? (прием «Осмысленное чтение»)
- В отчаянии несчастный человек обращается к дворнику, но слышит что? Найдите в тексте его ответ.
- На постоялом дворе Иона вновь хочет, чтобы его услышали. Понял ли молодой извозчик героя?
- Прочитайте, о чем хотелось говорить Ионе?
- И кому же герой высказал свою печаль? (чтение)
Учитель. У русских-писателей классиков есть похожие примеры страшного равнодушия. Давайте вспомним
На занятии по анализу художественного текста мы работали с рассказом Б.Васильева «Великолепная шестерка». Почему я сейчас вспомнила об этом произведении? В чем кони оказались милосерднее и добрее людей?
Русская поэтесса М. И. Цветаева сказала: «Друг! Равнодушье – дурная школа. Ожесточает она сердца» Как вы понимаете эти строки?
В финале стихотворения есть такие слова: «А равнодушного – Бог накажет! Страшно ступать по душе живой!» Согласны ли с М. И. Цветаевой?
В 10-м классе мы будем читать рассказ А.П.Чехова «Крыжовник». Послушайте небольшой отрывок: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда — болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других»
- А сам А.П.Чехов был равнодушным человеком? (нет, не был. А.П.Чехов построил три школы для крестьянских детей, бескорыстно лечил бедных людей, будучи больным, отправился на остров Сахалин, чтобы помочь заключенным, учась в гимназии, содержал свою семью)
V. Рефлексия. Прием «Микрофон».
Выберите глагол, с помощью которого сформулируйте основную мысль рассказа: «Рассказом «Тоска» А.П.Чехов хочет …
- рассказать …
- предостеречь…
- пробудить…
- заставить…
VI. Домашнее задание. Написать эссе «Мои слова понимания, адресованные Ионе».
Селиванова Галина Геннадьевна