Методическая разработка «Ознакомление дошкольников со сказками и притчами Г.Н. Волкова»
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СКАЗКАМИ
И ПРИТЧАМИ Г.Н.Волкова
Приобщение детей к традициям, к культуре своего края, знакомство с великими личностями своего народа осознается современным обществом жизненно важной проблемы. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. В народе говорится: «Нет дерева без корней, дома без фундамента» («Тымарсӑр йывӑҫ ҫук, никӗс ҫук»). Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений
Народная художественная культура - это концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, литературы, труда и быта. Это мировоззренческие, нравственные и этические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность. Этнопедагогика является неотъемлемой частью знакомства с народной культурой.
Однако в силу многих причин возникает необходимость популяризации идей этнопедагогики, формирования этнокультурной компетентности обучающихся. Создается критическая ситуация, при которой мы можем через некоторое время лишить современное и последующее поколение ценнейшего достояния народной культуры и тем самым окончательно разрушить духовную связь современников с культурными традициями и творческим опытом прошлых поколений. Изучение биографии и творческого наследия академика РАО Г.Н.Волкова позволяет решить ряд актуальных проблем.
Представленная методическая разработка «Игра-путешествие по сказкам и притчам Г.Н.Волкова» содержательно вовлекает дошкольников в исследование творчества академика РАО Г.Н.Волкова.
Цель составления методической разработки: поддержание образовательного процесса в ДОУ по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественной культуре чувашского народа, изучение и популяризация этнопедагогических идей Г.Н.Волкова.
Модель организации образовательного процесса: совместная деятельность детей и взрослого в процессе игры-викторины.
Форма развития детской деятельности: совместная игровая познавательная деятельность.
Интеграция образовательных областей и видов деятельности детей: социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, познавательное и речевое развитие.
Обоснование особенностей и новизны работы: особенностью методической разработки является осуществление национально-культурных особенностей организации образовательного процесса в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования; новизна заключается в вовлечение дошкольников в процесс активного познания деятельности Г.Н.Волкова.
Возрастная категория: старший дошкольный возраст.
Ожидаемый результат:
Знакомство детей со знаменитым соотечественником.
Воспитание любви и чувства гордости за малую Родину, формирование этнокультурной компетентности на основе национальной культуры.
Развитие у дошкольников познавательной активности, исследовательских умений и навыков, приобщение к литературе.
Цель: воспитание интереса и любви у детей к культуре и традициям народа на основе ознакомления с творчеством академика РАО Г.Н.Волкова.
Задачи:
Развивать у старших дошкольников интерес к культуре и традициям своего народа, знакомить со знаменитыми соотечественниками; обогащать знания старших дошкольников о литературе.
Учить устанавливать причинные связи, делать выводы, развивать умение сравнивать и мыслить логически, развивать воображение, фантазию, творческие способности, обогащать речь и словарный запас.
Воспитывать у детей культуру межэтнического общения.
Оборудование: портрет Г.Н.Волкова, карта Чувашской Республики, картина (Дои и сад), изображение членов чувашской семьи, предметные картинки, листы бумаги и карандаши для рисования, стихотворения авт.Антоновой Е.В. «Г.Н.Волкову посвящается», «Земля Чувашская».
Предварительная работа: краткое знакомство с биографией Г.Н.Волкова; чтение детских произведений Г.Н.Волкова «Садовник и сынвоья», «Тимерке», «Разбитый горшок», «Прохлада и тень»; знакомство с символами чувашского орнамента.
Ход реализации игры-викторины
Введение в игровую ситуацию.
Выразительное чтение детьми стихотворения «Г.Н.Волкову посвящается»:
1 ребенок: Он Педагог – с великой буквы,
Учитель он – с большой,
В его руках – гранит науки,
А сам – чуваш простой.
2 ребенок: Его труды - венец творенья
В духовной нише естества.
Народ он чтил, и вдохновенье
Нам светит от великого Отца.
3 ребенок: Он – гражданин почетный наш,
Он - самый лучший педагог!
Геннадий – славный человек!
И главный этнопедагог! (Антонова Е.В.)
Рассматривание портрета Г.Н.Волкова и карты Чувашской Республики.
Ответы на вопросы:
Педагог: Ребята, а вы знакомы с Геннадием Никандровичем Волковым?
Дети: Да, это наш земляк, известный академик.
Педагог: А где родился Г.Н.Волков?
Дети: Г.Н.Волков родился в селе Большие Яльчики Яльчикского района Чувашии.
Педагог: Найдем это село на карте нашей республики.
Дети ищут с.Большие Яльчики и отмечают его на карте.
Педагог: Молодцы! Геннадий Никандрович родился в этом селе осенью, 31 октября 1927 года. Мы с вами читали его сказки и притчи. Предлагаю поучаствовать в викторине.
Совместная деятельность по заданиям игры-викторины.
1 сказка «Садовник и сыновья».
Педагог: где спрятал старый садовник сокровища? Попробуем найти это место на картине.
Дети рассматривают картину и находят сад.
Педагог: нашли ли сыновья сокровища? Почему?
Ответы детей: Сыновья перерыли весь сад. Но сокровища не нашли, потому что их там не было.
Педагог: чему учит нас эта сказка?
Ответы детей: Богатство – объединение усилий, сокровище – дружная работа.
2 сказка «Тимерке».
Педагог: сколько лет было мальчику Тимерке? Выложите цифру из снежинок или из цветов. Подумайте, что нам подходит.
Дети выкладывают цифру 7 из снежинок.
Педагог: почему мы взяли снежинки?
Дети отвечают, что действие сказки проходило зимой.
Педагог: рассмотрите героев сказки. Назовите их на русском языке.
Дети отвечают: сын, невестка, дедушка, внук.
Педагог: как можно назвать героев сказки на чувашском языке?
Ответы детей: ывӑл, кин, асатте, мӑнук (или атте, анне, асатте, ача)
Педагог: чему учит нас эта сказка?
Ответы детей: старикам окажешь почет – и сам долго проживешь, стариков введешь в нужду – и сам испытаешь беду.
Педагог: сказки и притчи Г.Н.Волкова собраны в книге «Дуб и солнце».
Физкультминутка «Дуб (Юман)»
На поляне дуб зелёный,
Потянулся к небу кроной. (Потягивания — руки вверх.)
Он на ветках среди леса
Щедро жёлуди развесил. (Потягивания — руки в стороны.)
А внизу грибы растут,
Их так много нынче тут!
Не ленись и не стесняйся,
За грибами наклоняйся! (Наклоны вперёд.)
Вот лягушка поскакала,
Здесь воды ей, видно, мало.
И квакушка бодро скачет
Прямо к пруду, не иначе. (Прыжки на месте.)
Ну, а мы пройдём немного.
Поднимаем выше ногу! (Ходьба на месте.)
Походили, порезвились,
И на травку опустились!
3 сказка «Разбитый горшок».
Педагог: в сказке «Разбитый горшок» старуха мечтала продать горшок с молоком. А что же она хотела купить? Предлагаю выложить последовательность ее покупок.
Дети вкладывают предметные картинки.
Педагог: чему учит нас эта сказка?
Ответы детей: Мечта как глиняный горшок – скорее разбивается, чем сбывается.
4 сказка «Прохлада и тень».
Педагог: кто разрешил спор прохлады и тени? Нарисуйте отгадку символом чувашского орнамента.
Дети рисуют солнце.
Педагог: чему учит нас эта сказка?
Ответы детей: Без матери света, солнышка, нет сияния, нет и теней.
Подведение итогов игры-викторины.
Педагог: сказки Г.Н.Волкова – это целая жизнь, мудрый мир, который учит нас быть добрее, внимательнее, заботливее друг к другу, уважать, любить родных и близких.
Какая сказка вам понравилась больше всего?
Ответы детей.
Выразительное чтение стихотворения «Земля Чувашская» детьми:
1 ребенок: С высоты полета солнце
На Чувашию глядит.
Лучики свои в оконце
Распростерло и хранит:
2 ребенок: Землю Чувашскую,
Народ работящий,
Силу и дух этой земли,
Веру в любовь свою настоящую,-
Все это, солнышко наше, храни!
3 ребенок: Наша земля трудолюбием славится,
Мощью и силой своих городов,
В руках народа железо плавится,
Стоять за землю свою готов!
4 ребенок: Солнышко смотрит с небес, улыбается,
Ласково греет, лелеет, хранит.
Много веков наш народ развивается,
Землю Чувашскую боготворит! (Антонова Е.В.)
Литература
Кил илемĕ : [калавсем, юмахсем, очерксем: кĕçĕн тата вăтам çулхи шкул ачисем валли] / [И. А. Алексеев, З. И. Чернова ÿнерçисем]. – Шупашкар : Чăваш кĕнеке изд-ви, 2007. –127 с.
Педагогика жизни. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1989. – 334 с.
Чувашская этнопедагогика / С.-Петерб. гос. политехн. ун-т, Чебокс. ин-т экономики и менеджмента. – Изд. 3-е, доп. – Чебоксары: ЧИЭМ, 2004. – 487 с.
Этнопедагогика : учеб. для сред. и высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Academia, 2000. – 175 с.