Урок русского языка в 3 классе «Падежи имен существительных»
КОНСПЕКТ УРОКА
Данные об учителе: Малинина Надежда Владимировна (учитель начальных классов)
Полное наименование ОУ: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7».
Предмет: русский язык
Класс: 3
Учебник (УМК): Русский язык: 3 класс: учебник для общеобраз. учреждений: Ч2 (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – (Школа России)
Тема урока: «Падежи имен существительных»
Тип урока: открытие нового знания
Цель: Познакомить с названиями падежей и падежными вопросами, алгоритмом определения падежа имени существительного в предложении.
Межпредметные связи: музыка, литературное чтение, математика.
Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, презентация, карточки, аудиозапись.
Цели урока как планируемые результаты обучения,
планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные УУД | - познакомить с падежами имен существительных и падежными вопросами; - составить алгоритм для определения падежа у имени существительного; -способствовать формированию умения изменять имена существительные по падежам; - повторить и систематизировать знания об имени существительном. | 1 уровень
1 уровень 2 уровень |
Регулятивные УУД | - уметь формулировать тему и цель урока; - составлять план и последовательность действий. - обобщать собственные представления; - оценивать правильность выполнения действия; | 1 уровень 1 уровень 2 уровень 2 уровень |
Познавательные УУД | - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; - находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленном правилу. | 2 уровень
|
Коммуникативные УУД | - слушать и понимать речь других, высказывать свою точку зрения; | 2 уровень 2 уровень 2 уровень |
Личностные УУД | - иметь установку на здоровый образ жизни. - проявлять познавательный интерес к изучению учебного предмета. | 1 уровень |
Ход урока
I. Мотивационно-целевой этап
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята!
- Сегодня на уроке у нас присутствует гости. Я предлагаю сейчас посмотреть на наших гостей, поздороваться с ними. А сейчас повернитесь ко мне.
- Мы начинаем урок.
Словарная работа
- Открываем тетради. Записываем число, классная работа.
На экране:
С_бака, м_.дведь, к_ртина, за_ц, об_зьяны.
- На какую орфограмму все эти слова? (Непроверяемая безуд.гл. в корне слова.)
- Вспомните написание словарных слов и запишите аккуратно в тетради.
- Проверьте свою работу.
- Поднимите руки те, кто не ошибся.
- Поднимите руки те, кто допустил 1 ошибку.
- Поднимите руки те, кто допустил 2 ошибки.
- А тем, кто допустил 3 ошибки и больше, нужно подучить словарные слова.
- Найдите лишнее слово и объясните, почему вы сделали такой выбор. (Обезьяны – сущ. во мн.ч., остальные слова - в ед.ч. Картина – неодуш. , остальные слова – одуш.)
- Какой части речи все эти слова? (Это имена существительные)
- Как правильно выделить в сущ-х окончания? (Надо слово изменить сущ. по числам)
- Выделите в именах существительных окончания.
Проверка (1 ученик называет окончания)
- Что мы сейчас вспомнили? (Как находить окончания имен сущ-х.)
-Эти знания нам пригодятся.
- Наш урок хотела бы продолжить словами русского ученого Владимира Ветвицкого: «Имя существительное – дирижер грамматического оркестра».(СЛАЙД)
- Знакомы ли вам слова дирижер и оркестр?
- На уроке литературного чтения мы познакомились с рассказом, в котором встречаются эти слова. Как он называется и кто его автор? (К. Паустовский «Растрёпанный воробей»).
- На каких ещё уроках вы встречались с этими словами? (На уроках музыки.)
- Что такое оркестр? (Оркестр - группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение на различных инструментах.)
- Кто такой дирижер? (Дирижер - лицо, управляющее оркестром.)
- Почему именно существительное – дирижер? (- Потому, что имена существительные – самая многочисленная часть речи в русском языке. Как дирижер палочкой управляет всеми музыкантами, так имя существительное управляет всеми частями речи.)
- Что же автор сравнивает с оркестром? ( Слова других частей речи.)
- Кто догадался, о какой части речи пойдет сегодня на уроке? (Имя существительное.)
- Что вы уже знаете об имени существительном? (- Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? )
-Назовите постоянные морфологические признаки имени существительного.( Имена существительные бывают собственные и нарицательные. Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые. Имена существительные бывают трёх родов: м.р., ж.р., с.р.)
-Назовите непостоянные признаки имени существительного, т.е как изменяются имена существительные? (Имена существительные изменяются по числам: в ед. ч., во мн. ч.)
- Мы вспомнили, что такое имя сущ-е и его морф. признаки.
- У меня осталась ещё одна карточка, на которой записан ещё один непостоянный признак имени существительного.
В ходе фронтальной работы на доске появляется таблица.
- Для того, чтобы узнать с каким признаком существительных мы познакомимся, вы должны ответить на мои вопросы и записать в тетради первые буквы каждого ответа. Из букв получится новое для вас слово.
Вопросы:
Член предложения, который отвечает на вопросы «Кто?», «Что?» и при разборе подчеркивается одной чертой? (Подлежащее)
Первая буква алфавита (А)
На какую букву оканчивается приставка в слове «подбежал»? (Д)
В форме какого числа стоят имена существительные «школа», «ученица», «пенал»? (Единственного)
Эта буква обозначает всегда согласный твердый шипящий звук, который имеет пару звук «ш». (Ж)
Гласная буква, которая пишется в сочетаниях «жи», «ши». (И)
- Какое слово у вас получилось? (Падежи)
- Определите число получившегося слова. (во мн.ч.)
- Значит, их несколько.
- Кто догадался, какая тема нашего урока? (Падежи имён существительных)
- Какова цель нашего урока? (Узнать о падежах.)
II. Ориентировочный этап
- Для достижения цели, какие задачи мы будем решать в ходе урока? Давайте их сформулируем, ориентируясь на опорные слова. ( Повторить пройденное об имени существительном. Узнать названия падежей. Учиться определять падеж имен существительных.)
Под руководством учителя формулируют цели.
На экране записи
Повторить…
Узнать …
Учиться…
- Что нам нужно, чтобы достичь всего этого на уроке? ( Быть внимательным, старательным, слушать учителя и одноклассников, работать на уроке, не отвлекаться).
III. Поисково-исследовательский этап.
-У каждого на парте есть карточка №1.Прочитайте текст. (Слайд ).
- Какое слово встречается в каждом предложении? ( Друг.)
- Подчеркните их.
- Можно ли назвать подчеркнутые слова однокоренными? (нет, это изменяется форма слова)
- Если бы мы писали сочинение о своём друге, то можно ли считать, что этот текст составлен грамотно? (нет, слово нужно заменить синонимами «знакомый, приятель, товарищ, близкий человек», местоимением «он»)
- Какими качествами должен обладать настоящий друг? (Ответы детей.)
- Прочитайте ещё раз 4 предложение. Как вы его понимаете? («На друга положиться» - это значит, что ему можно доверять, можно быть уверенным, что он не предаст, может поддержать в трудную ситуацию)
- Какой частью речи являются подчеркнутые слова? (Имя существительное)
- Докажите, что слово «друг» является именем сущ. и перечислите его морфологические признаки. (Друг (кто?)– сущ., обознач. предмет. Морф.пр.: нариц., одуш., м. р, в ед. ч.)
-Как, вы думаете, в каком предложении подчеркнутое слово является подлежащим? (в первом предложении)
- Назовите основу 1 предложения.
- На какой вопрос отвечает существительное друг в этом предложении? ((кто?) друг)
- Запишите в тетрадь.
- А в остальных предложениях, каким членом предложения являются подчеркнутые слова? (второстепенными членами предложения)
- Найдите и выпишите из этих предложений словосочетания с подчеркнутым словом и задайте вопросы.
Учащиеся называют по 1 словосочетанию и записывают в тетрадь.
На экране:
(кто?) друг
Жить (без кого?) без друга.
Рад (кому?) другу.
Могу положиться ( на кого?) на друга.
Играем ( с кем?) с другом.
Рассказываю (о ком?) о друге.
- Проверьте.
- Что изменяется при изменении формы слова? ( окончания изменяются)
- Почему в словах изменяются окончания? (задаём разные вопросы)
- Выделите окончания имени существительного.
- Назовите окончания в именах существительных . (1 ученик называет окончания)
- Кто знает, как называется изменение существительных по вопросам? (учащиеся затрудняются ответить на вопрос)
- Где мы можем найти новую для нас информацию? (В учебнике.)
- Откройте учебник на с. 36. Найдите в учебнике ответ на вопрос: Как называется изменение имен существительных по вопросам? ( Изменение имен существительных по падежам.)
- Как по-другому называется изменением имен существительных по падежам? (Склонение имен существительных.)
- Как ещё изменяются имена существительные? (по падежам)
- Изменение по падежам – это ещё один непостоянный признак им. сущ-го.
В таблице вместо ??? появляется карточка по падежам.
- Сколько раз изменялась форма слова? (6 раз)
- И это не случайно. В русском языке 6 падежей. В других языках иначе. Например, в английском языке – 2 падежа, , а вот в удмуртском языке насчитывается целых 15. А наша задача – выучить и понять свои 6.
- Падежи следуют друг за другом по порядку, имеют свои вопросы.
- Сейчас мы разделимся на 6 групп и узнаем названия падежей.
- Давайте вспомним правила работы в группе:
1. Выбрать организатора.
2. Каждый должен работать.
3. Один говорит, остальные слушают.
4. Каждая версия обсуждается в группе.
5. В группе согласуется общее решение.
6. Группа защищает согласованное решение перед классом.
- Каждая группа получила стихотворение о каком-то падеже. Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы.
- Отвечает 1 группа.
- Посмотрите, как выглядит именительный падеж-человечек.
- Отвечает 2 группа.
- Посмотрите, как выглядит родительный падеж-человечек.
- Отвечает 3 группа.
- Посмотрите, как выглядит дательный падеж-человечек.
- Отвечает 4 группа.
- Посмотрите, как выглядит винительный падеж-человечек.
- Отвечает 5 группа.
- Посмотрите, как выглядит творительный падеж-человечек.
- Отвечает 6 группа.
- Посмотрите, как выглядит предложный падеж-человечек.
-Что узнали о падежах? (-В русском языке 6 падежей. У каждого падежа есть свои падежные вопросы и употребляется со своими предлогами.)
Работая с каждым падежом, постепенно на экране появляется таблица падежей)
- Обратите внимание, что для указания падежей в работе принято их писать сокращенно, по первым буквам: И.п., Р.п. и т.д.
- У каждого падежа есть слова-помощники. Найдите их в своих стихах.
- Как вы думаете, для чего нужны слова-помощники? (Помогут определить падеж имен существительных)
- Сколько вопросов у каждого падежа? (по 2 вопроса)
- Почему? (т.к. имена существительные бывают одуш. и неодуш.)
- Падежи стоят в определенном порядке. Чтобы их запомнить народ придумывал разные шутки-прибаутки, например: Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку. Чтобы запомнить порядок падежей, надо запомнить этот стишок. (СЛАЙД)
- Обратите внимание, первая буква каждого слова указывает на название падежа.
- Зная названия падежей и падежные вопросы, давайте попробуем определить падеж имен существительных: (учащиеся работают в тетради)
(кто?) друг (И.п.)
Жить (без кого?) без друга (Р.п)
Рад (кому?) другу. (Д.п.)
Могу положиться ( на кого?) на друга. (В.п.)
Играем ( с кем?) с другом. (Т.п.)
Рассказываю (о ком?) о друге. (П.п)
- Мы с вами смогли определить падеж существительных. Давайте вспомним, какие действия мы с вами выполнили, и составим алгоритм определения падежа имени существительного:
Найти словосочетание, в которое входит существительное.
Задать падежный вопрос.
Определить падеж.
Выделить окончание существительного.
-. Найдите у себя на столах этот алгоритм и дома вклейте его в тетрадь для правил.
- Учиться определять падеж имени существительного мы продолжим на последующих уроках, используя этот алгоритм.
IV. Физкультминутка
Учащиеся выполняют движения под аудиозапись «Двигайся замри».
V. Практический этап
- Выполним в тетради упр.66. Прочитайте задание.
- Что значит «просклонять имя существительное»? (изменить по вопросам)
- Разделите тетрадь на 2 равных столбика.
- В левом столбике просклоняем вместе слово лиса.
- Запишем в столбик кратко название падежей.
- По какой группе вопросов будем склонять слово лиса? ( Кто? Кого? Кому? Кого? Кем? О ком?)
- Почему? (лиса – одуш. суш.)
- Выделите окончания.
- В правом столбике самостоятельно просклоняйте неодуш. сущ.:1 ряд – м.р., 2 ряд – ж.р., 3 ряд – с.р.
Три ученика работают у доски (1 ряд - стол, 2 ряд - трава,3 ряд - гнездо), остальные - в тетради. Каждый ряд проверяет работу учеников.
- Чему мы сейчас учились? (изменять существительные по падежам)
- Возьмите карточку№2. Задание по вариантам: задать правильно падежный вопрос и по вопросу определить падеж имени существительного.
Учитель демонстрирует образец записи налил (кому?) кошке (Д.п.) , контролирует аккуратность записи. Учащиеся выполняют задание самостоятельно. Взаимопроверка по слайду.
- Поменяйтесь листочками. Поверьте работу соседа.
На экране:
1-вариант пишу (чем?) карандашом (Т.п.) стакан (чего?) молока (Р.п.) рассказал (о ком?) о кошке (П.п.) звоню (кому?) бабушке (Д.п.) | 2-вариант радуюсь (чему?) солнцу (Д.п.) горжусь (кем?) другом (Т.п) мечтает (о чём?) о каникулах (П.п.) урок (чего?) математики (Р.п.) |
- Поднимите руки, кто не допустил ни одной ошибки? Молодцы, вы отлично справились с заданием.
- Поднимите руки у кого 1 ошибка. Вам нужно быть внимательнее.
- -У кого две и более ошибки, вам стоит потренироваться дома.
- Чему мы сейчас учились? (определять падеж имен существительных)
VI. Рефлексивно-оценочный этап.
Домашнее задание.
С.37.Выучить названия падежей, падежные вопросы, так как в дальнейшей работе на уроках русского языка эти знания вам пригодятся.
Итог урока.
- Какая была тема нашего урока? ( Падежи имен существительных. )
- Какие задачи мы выполняли на уроке? (Повторили об имени существительном. Узнали названия падежей и падежные вопросы, слова-помощники, алгоритм определения падежей существительных. Учились изменять существительные по падежам, определять падеж существительных по вопросам).
-Сколько падежей в русском языке? (6)
- Перечислите их.
- Почему каждый падеж имеет два вопроса? (Вопросы одушевлённых и неодушевлённых существительных).
- Имя существительное изменяется по числам и по …? (по падежам.)
- Что значит изменить существительное по падежам? (Изменить по вопросам.)
- Для чего нужно изменять существительные по падежам? (Чтобы грамотно строить устную и письменную речь)
Рефлексия.
- Прошу оценить свою работу на уроке, выбрав фразеологический оборот:
Ловил каждое слово.
Работал, не покладая рук.
Работал в поте лица.
Зарубил себе на носу.
Бил баклуши.
Витал в облаках.
Каша в голове.
Работал спустя рукава.
- А мне хотелось бы закончить урок стихотворением:
Вот такие падежи.
А ты с ними подружись,
Будешь грамотно писать
И пятерки получать.
Спасибо за урок! ~ Молодцы!
Приложение:
Карточка №1. Ко мне в гости пришел друг. Без друга жить не интересно. Я всегда рад другу. На друга я могу положиться. С другом мы всегда играем вместе. Я часто рассказываю о друге своей бабушке. | Карточка №1. Ко мне в гости пришел друг. Без друга жить не интересно. Я всегда рад другу. На друга я могу положиться. С другом мы всегда играем вместе. Я часто рассказываю о друге своей бабушке. |
Карточка №2. 1-вариант Пишу (___?) карандашом (___), стакан (____?) молока (___), рассказал (____?) о кошке (___), звоню (____?) бабушке (___). | Карточка №2: 2-вариант Радуюсь (____?) солнцу (____), горжусь (____?) другом (____), мечтает (____?) о каникулах (____), урок (____?) математики (___). |
Алгоритм определения падежа имени существительного: Найти словосочетание, в которое входит существительное. Задать падежный вопрос. Определить падеж. Выделить окончание существительного. |
1 группа Есть именительный падеж, | Вопросы 1 группы: 1. С каким падежом познакомились? 2. На какие вопросы отвечают существительные в этом падеже? 3.Употребляются ли существительные в этом падеже с предлогами? |
2 группа А я – падеж родительный. | Вопросы 2 группы: 1.С каким падежом познакомились? 2.На какие вопросы отвечают существительные в этом падеже? |
3 группа Я называюсь дательным, | Вопросы 3 группы: 1.С каким падежом познакомились? 2. На какие вопросы отвечают существительные в этом падеже? 3. С какими предлогами употребляются? |
4 группа А я – винительный падеж | Вопросы 4 группы: 1.С каким падежом познакомились? 2. На какие вопросы отвечают существительные в этом падеже? 3. С какими предлогами употребляются? |
5 группа А я – творительный падеж, Творите! – С кем? | Вопросы 5 группы: 1.С каким падежом познакомились? 2. На какие вопросы отвечают существительные в этом падеже? 3. С какими предлогами употребляются? |
6 группа Я – падеж предложный. | Вопросы 6 группы: 1.С каким падежом познакомились? 2. На какие вопросы отвечают существительные в этом падеже? 3. С какими предлогами употребляются? |
Кияйкина Наталья Федоровна