Урок русского языка в 3 классе «Падежи имен существительных»

4
1
Материал опубликован 23 October 2020 в группе

КОНСПЕКТ УРОКА



Данные об учителе: Малинина Надежда Владимировна (учитель начальных классов)

Полное наименование ОУ: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7».

Предмет: русский язык

Класс: 3

Учебник (УМК): Русский язык: 3 класс: учебник для общеобраз. учреждений: Ч2 (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – (Школа России)

Тема урока: «Падежи имен существительных»

Тип урока: открытие нового знания

Цель: Познакомить с названиями падежей и падежными вопросами, алгоритмом определения падежа имени существительного в предложении.

Межпредметные связи: музыка, литературное чтение, математика.

Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, презентация, карточки, аудиозапись.

Цели урока как планируемые результаты обучения,

планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия


Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные УУД

- познакомить с падежами имен существительных и падежными вопросами;

- составить алгоритм для определения падежа у имени существительного;

-способствовать формированию умения изменять имена существительные по падежам;

- повторить и систематизировать знания об имени существительном.

1 уровень


1 уровень


1 уровень


2 уровень

Регулятивные УУД

- уметь формулировать тему и цель урока;

- составлять план и последовательность действий.

- обобщать собственные представления;

- оценивать правильность выполнения действия;

1 уровень

1 уровень

2 уровень

2 уровень


Познавательные УУД

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- ориентироваться в своей системе знаний;

- находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленном правилу.

2 уровень



1 уровень


1 уровень

Коммуникативные УУД

- слушать и понимать речь других, высказывать свою точку зрения;
- согласовывать позиции и находить общее решение; - уметь оформлять свои мысли в устной форме;

2 уровень

2 уровень


2 уровень

Личностные УУД

- иметь установку на здоровый образ жизни.

- проявлять познавательный интерес к изучению учебного предмета.

1 уровень

1 уровень

Ход урока



I. Мотивационно-целевой этап



Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

- Сегодня на уроке у нас присутствует гости. Я предлагаю сейчас посмотреть на наших гостей, поздороваться с ними. А сейчас повернитесь ко мне.

- Мы начинаем урок.


Словарная работа

- Открываем тетради. Записываем число, классная работа.

На экране:

С_бака, м_.дведь, к_ртина, за_ц, об_зьяны.


- На какую орфограмму все эти слова? (Непроверяемая безуд.гл. в корне слова.)

- Вспомните написание словарных слов и запишите аккуратно в тетради.

- Проверьте свою работу.

- Поднимите руки те, кто не ошибся.

- Поднимите руки те, кто допустил 1 ошибку.

- Поднимите руки те, кто допустил 2 ошибки.

- А тем, кто допустил 3 ошибки и больше, нужно подучить словарные слова.


- Найдите лишнее слово и объясните, почему вы сделали такой выбор. (Обезьяны – сущ. во мн.ч., остальные слова - в ед.ч. Картина – неодуш. , остальные слова – одуш.)

- Какой части речи все эти слова? (Это имена существительные)

- Как правильно выделить в сущ-х окончания? (Надо слово изменить сущ. по числам)

- Выделите в именах существительных окончания.

Проверка (1 ученик называет окончания)

- Что мы сейчас вспомнили? (Как находить окончания имен сущ-х.)

-Эти знания нам пригодятся.


- Наш урок хотела бы продолжить словами русского ученого Владимира Ветвицкого: «Имя существительное – дирижер грамматического оркестра».(СЛАЙД)

- Знакомы ли вам слова дирижер и оркестр?

- На уроке литературного чтения мы познакомились с рассказом, в котором встречаются эти слова. Как он называется и кто его автор? (К. Паустовский «Растрёпанный воробей»).

- На каких ещё уроках вы встречались с этими словами? (На уроках музыки.)

- Что такое оркестр? (Оркестр - группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение на различных инструментах.)

- Кто такой дирижер? (Дирижер - лицо, управляющее оркестром.)

- Почему именно существительное – дирижер? (- Потому, что имена существительные – самая многочисленная часть речи в русском языке. Как дирижер палочкой управляет всеми музыкантами, так имя существительное управляет всеми частями речи.)

- Что же автор сравнивает с оркестром? ( Слова других частей речи.)

- Кто догадался, о какой части речи пойдет сегодня на уроке? (Имя существительное.)

- Что вы уже знаете об имени существительном? (- Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? )

-Назовите постоянные морфологические признаки имени существительного.( Имена существительные бывают собственные и нарицательные. Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые. Имена существительные бывают трёх родов: м.р., ж.р., с.р.)

-Назовите непостоянные признаки имени существительного, т.е как изменяются имена существительные? (Имена существительные изменяются по числам: в ед. ч., во мн. ч.)

- Мы вспомнили, что такое имя сущ-е и его морф. признаки.

- У меня осталась ещё одна карточка, на которой записан ещё один непостоянный признак имени существительного.

В ходе фронтальной работы на доске появляется таблица.


t1603450352aa.gif

- Для того, чтобы узнать с каким признаком существительных мы познакомимся, вы должны ответить на мои вопросы и записать в тетради первые буквы каждого ответа. Из букв получится новое для вас слово.

Вопросы:

Член предложения, который отвечает на вопросы «Кто?», «Что?» и при разборе подчеркивается одной чертой? (Подлежащее)

Первая буква алфавита (А)

На какую букву оканчивается приставка в слове «подбежал»? (Д)

В форме какого числа стоят имена существительные «школа», «ученица», «пенал»? (Единственного)

Эта буква обозначает всегда согласный твердый шипящий звук, который имеет пару звук «ш». (Ж)

Гласная буква, которая пишется в сочетаниях «жи», «ши». (И)


- Какое слово у вас получилось? (Падежи)

- Определите число получившегося слова. (во мн.ч.)

- Значит, их несколько.

- Кто догадался, какая тема нашего урока? (Падежи имён существительных)

- Какова цель нашего урока? (Узнать о падежах.)


II. Ориентировочный этап

- Для достижения цели, какие задачи мы будем решать в ходе урока? Давайте их сформулируем, ориентируясь на опорные слова. ( Повторить пройденное об имени существительном. Узнать названия падежей. Учиться определять падеж имен существительных.)

Под руководством учителя формулируют цели.

На экране записи

Повторить…

Узнать …

Учиться…

- Что нам нужно, чтобы достичь всего этого на уроке? ( Быть внимательным, старательным, слушать учителя и одноклассников, работать на уроке, не отвлекаться).


III. Поисково-исследовательский этап.

-У каждого на парте есть карточка №1.Прочитайте текст. (Слайд ).

- Какое слово встречается в каждом предложении? ( Друг.)

- Подчеркните их.

- Можно ли назвать подчеркнутые слова однокоренными? (нет, это изменяется форма слова)

- Если бы мы писали сочинение о своём друге, то можно ли считать, что этот текст составлен грамотно? (нет, слово нужно заменить синонимами «знакомый, приятель, товарищ, близкий человек», местоимением «он»)


- Какими качествами должен обладать настоящий друг? (Ответы детей.)


- Прочитайте ещё раз 4 предложение. Как вы его понимаете? («На друга положиться» - это значит, что ему можно доверять, можно быть уверенным, что он не предаст, может поддержать в трудную ситуацию)

- Какой частью речи являются подчеркнутые слова? (Имя существительное)

- Докажите, что слово «друг» является именем сущ. и перечислите его морфологические признаки. (Друг (кто?)– сущ., обознач. предмет. Морф.пр.: нариц., одуш., м. р, в ед. ч.)


-Как, вы думаете, в каком предложении подчеркнутое слово является подлежащим? (в первом предложении)

- Назовите основу 1 предложения.

- На какой вопрос отвечает существительное друг в этом предложении? ((кто?) друг)

- Запишите в тетрадь.

- А в остальных предложениях, каким членом предложения являются подчеркнутые слова? (второстепенными членами предложения)

- Найдите и выпишите из этих предложений словосочетания с подчеркнутым словом и задайте вопросы.

Учащиеся называют по 1 словосочетанию и записывают в тетрадь.

На экране:

(кто?) друг

Жить (без кого?) без друга.

Рад (кому?) другу.

Могу положиться ( на кого?) на друга.

Играем ( с кем?) с другом.

Рассказываю (о ком?) о друге.

- Проверьте.

- Что изменяется при изменении формы слова? ( окончания изменяются)

- Почему в словах изменяются окончания? (задаём разные вопросы)

- Выделите окончания имени существительного.

- Назовите окончания в именах существительных . (1 ученик называет окончания)

- Кто знает, как называется изменение существительных по вопросам? (учащиеся затрудняются ответить на вопрос)

- Где мы можем найти новую для нас информацию? (В учебнике.)


- Откройте учебник на с. 36. Найдите в учебнике ответ на вопрос: Как называется изменение имен существительных по вопросам? ( Изменение имен существительных по падежам.)

- Как по-другому называется изменением имен существительных по падежам? (Склонение имен существительных.)

- Как ещё изменяются имена существительные? (по падежам)

- Изменение по падежам – это ещё один непостоянный признак им. сущ-го.

В таблице вместо ??? появляется карточка по падежам.


- Сколько раз изменялась форма слова? (6 раз)

- И это не случайно. В русском языке 6 падежей. В других языках иначе. Например, в английском языке – 2 падежа, , а вот в удмуртском языке насчитывается целых 15. А наша задача – выучить и понять свои 6.

- Падежи следуют друг за другом по порядку, имеют свои вопросы.


- Сейчас мы разделимся на 6 групп и узнаем названия падежей.

- Давайте вспомним правила работы в группе:

1. Выбрать организатора.

2. Каждый должен работать.

3. Один говорит, остальные слушают.

4. Каждая версия обсуждается в группе.

5. В группе согласуется общее решение.

6. Группа защищает согласованное решение перед классом.


- Каждая группа получила стихотворение о каком-то падеже. Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы.

- Отвечает 1 группа.

- Посмотрите, как выглядит именительный падеж-человечек.


- Отвечает 2 группа.

- Посмотрите, как выглядит родительный падеж-человечек.


- Отвечает 3 группа.

- Посмотрите, как выглядит дательный падеж-человечек.


- Отвечает 4 группа.

- Посмотрите, как выглядит винительный падеж-человечек.


- Отвечает 5 группа.

- Посмотрите, как выглядит творительный падеж-человечек.



- Отвечает 6 группа.

- Посмотрите, как выглядит предложный падеж-человечек.

-Что узнали о падежах? (-В русском языке 6 падежей. У каждого падежа есть свои падежные вопросы и употребляется со своими предлогами.)

Работая с каждым падежом, постепенно на экране появляется таблица падежей)


t1603450352ab.gif









- Обратите внимание, что для указания падежей в работе принято их писать сокращенно, по первым буквам: И.п., Р.п. и т.д.

- У каждого падежа есть слова-помощники. Найдите их в своих стихах.

- Как вы думаете, для чего нужны слова-помощники? (Помогут определить падеж имен существительных)

- Сколько вопросов у каждого падежа? (по 2 вопроса)

- Почему? (т.к. имена существительные бывают одуш. и неодуш.)

- Падежи стоят в определенном порядке. Чтобы их запомнить народ придумывал разные шутки-прибаутки, например: Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку. Чтобы запомнить порядок падежей, надо запомнить этот стишок. (СЛАЙД)

- Обратите внимание, первая буква каждого слова указывает на название падежа.


- Зная названия падежей и падежные вопросы, давайте попробуем определить падеж имен существительных: (учащиеся работают в тетради)

(кто?) друг (И.п.)

Жить (без кого?) без друга (Р.п)

Рад (кому?) другу. (Д.п.)

Могу положиться ( на кого?) на друга. (В.п.)

Играем ( с кем?) с другом. (Т.п.)

Рассказываю (о ком?) о друге. (П.п)

- Мы с вами смогли определить падеж существительных. Давайте вспомним, какие действия мы с вами выполнили, и составим алгоритм определения падежа имени существительного:

Найти словосочетание, в которое входит существительное.

Задать падежный вопрос.

Определить падеж.

Выделить окончание существительного.

-. Найдите у себя на столах этот алгоритм и дома вклейте его в тетрадь для правил.

- Учиться определять падеж имени существительного мы продолжим на последующих уроках, используя этот алгоритм.


IV. Физкультминутка

Учащиеся выполняют движения под аудиозапись «Двигайся замри».


V. Практический этап

- Выполним в тетради упр.66. Прочитайте задание.

- Что значит «просклонять имя существительное»? (изменить по вопросам)

- Разделите тетрадь на 2 равных столбика.

- В левом столбике просклоняем вместе слово лиса.

- Запишем в столбик кратко название падежей.

- По какой группе вопросов будем склонять слово лиса? ( Кто? Кого? Кому? Кого? Кем? О ком?)

- Почему? (лиса – одуш. суш.)

- Выделите окончания.


- В правом столбике самостоятельно просклоняйте неодуш. сущ.:1 ряд – м.р., 2 ряд – ж.р., 3 ряд – с.р.

Три ученика работают у доски (1 ряд - стол, 2 ряд - трава,3 ряд - гнездо), остальные - в тетради. Каждый ряд проверяет работу учеников.

- Чему мы сейчас учились? (изменять существительные по падежам)


- Возьмите карточку№2. Задание по вариантам: задать правильно падежный вопрос и по вопросу определить падеж имени существительного.

Учитель демонстрирует образец записи налил (кому?) кошке (Д.п.) , контролирует аккуратность записи. Учащиеся выполняют задание самостоятельно. Взаимопроверка по слайду.

- Поменяйтесь листочками. Поверьте работу соседа.


На экране:

1-вариант

пишу (чем?) карандашом (Т.п.)

стакан (чего?) молока (Р.п.)

рассказал (о ком?) о кошке (П.п.)

звоню (кому?) бабушке (Д.п.)


2-вариант

радуюсь (чему?) солнцу (Д.п.)

горжусь (кем?) другом (Т.п)

мечтает (о чём?) о каникулах (П.п.)

урок (чего?) математики (Р.п.)


- Поднимите руки, кто не допустил ни одной ошибки? Молодцы, вы отлично справились с заданием.

- Поднимите руки у кого 1 ошибка. Вам нужно быть внимательнее.

- -У кого две и более ошибки, вам стоит потренироваться дома.

- Чему мы сейчас учились? (определять падеж имен существительных)



VI. Рефлексивно-оценочный этап.

Домашнее задание.

С.37.Выучить названия падежей, падежные вопросы, так как в дальнейшей работе на уроках русского языка эти знания вам пригодятся.


Итог урока.

- Какая была тема нашего урока? ( Падежи имен существительных. )

- Какие задачи мы выполняли на уроке? (Повторили об имени существительном. Узнали названия падежей и падежные вопросы, слова-помощники, алгоритм определения падежей существительных. Учились изменять существительные по падежам, определять падеж существительных по вопросам).

-Сколько падежей в русском языке? (6)

- Перечислите их.

- Почему каждый падеж имеет два вопроса? (Вопросы одушевлённых и неодушевлённых существительных).

- Имя существительное изменяется по числам и по …? (по падежам.)

- Что значит изменить существительное по падежам? (Изменить по вопросам.)

- Для чего нужно изменять существительные по падежам? (Чтобы грамотно строить устную и письменную речь)



Рефлексия.

- Прошу оценить свою работу на уроке, выбрав фразеологический оборот:

Ловил каждое слово.

Работал, не покладая рук.

Работал в поте лица.

Зарубил себе на носу.

Бил баклуши.

Витал в облаках.

Каша в голове.

Работал спустя рукава.


- А мне хотелось бы закончить урок стихотворением:

Вот такие падежи.

А ты с ними подружись,

Будешь грамотно писать

И пятерки получать.


Спасибо за урок! ~ Молодцы!


















Приложение:


Карточка №1.

Ко мне в гости пришел друг. Без друга жить не интересно. Я всегда рад другу. На друга я могу положиться. С другом мы всегда играем вместе. Я часто рассказываю о друге своей бабушке.


Карточка №1.

Ко мне в гости пришел друг. Без друга жить не интересно. Я всегда рад другу. На друга я могу положиться. С другом мы всегда играем вместе. Я часто рассказываю о друге своей бабушке.



Карточка №2.

1-вариант

Пишу (___?) карандашом (___),

стакан (____?) молока (___),

рассказал (____?) о кошке (___),

звоню (____?) бабушке (___).


Карточка №2:

2-вариант

Радуюсь (____?) солнцу (____),

горжусь (____?) другом (____),

мечтает (____?) о каникулах (____),

урок (____?) математики (___).


Алгоритм определения падежа имени существительного:

Найти словосочетание, в которое входит существительное.

Задать падежный вопрос.

Определить падеж.

Выделить окончание существительного.



t1603450352ac.gift1603450352ad.gift1603450352ae.gift1603450352af.gift1603450352ag.gift1603450352ah.gif




1 группа

Есть именительный падеж,
И нет на нём чужих одежд.
Его легко все узнают
И в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы – кто? и что?
Ни с чем не спутает никто.


Вопросы 1 группы:


1. С каким падежом познакомились?

2. На какие вопросы отвечают существительные в этом падеже?

3.Употребляются ли существительные в этом падеже с предлогами?


2 группа

А я – падеж родительный.
Характер мой – общительный.
Кого? Чего? Нет вот он я!
Предлоги часто мне друзья:
И
с, и до, и у, и из –
До неба вверх и с неба вниз.
Похож я на
винительный
Бываю иногда,
Но в тексте различите вы
Два падежа всегда.



Вопросы 2 группы:


1.С каким падежом познакомились?

2.На какие вопросы отвечают существительные в этом падеже?

3. С какими предлогами употребляются?

3 группа

Я называюсь дательным,
Работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.
С предлогом к и по дружу,
Но и один гулять хожу.


Вопросы 3 группы:


1.С каким падежом познакомились?

2. На какие вопросы отвечают существительные в этом падеже?

3. С какими предлогами употребляются?


4 группа

А я – винительный падеж
И я вижу всех невежд.
Я всех отличников люблю,
Для них «пятёрки» я ловлю.
Кого позвать? Во что играть,
Готов ребятам подсказать.
Не прочь с предлогами про, через, в, на, за дружить,
Но и без них могу прожить.

Вопросы 4 группы:


1.С каким падежом познакомились?

2. На какие вопросы отвечают существительные в этом падеже?

3. С какими предлогами употребляются?


5 группа

А я – творительный падеж,
Исполнен всяческих надежд.

Творите! – С кем?
Горжусь! – Чем?
Я подскажу вам – нет проблем!
Предлогам перед, под, между, с , за, над и между
В любой момент я очень рад.

Вопросы 5 группы:


1.С каким падежом познакомились?

2. На какие вопросы отвечают существительные в этом падеже?

3. С какими предлогами употребляются?


6 группа

Я – падеж предложный.
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О ком? О чём я говорю?
Ах да, нужны предлоги!
Без них мне нет дороги.
Пусть будет
о, об, в, на и при
Ты их случайно не сотри:
Тогда смогу я рассказать,
О чём мечтать и в чём гулять.

Вопросы 6 группы:


1.С каким падежом познакомились?

2. На какие вопросы отвечают существительные в этом падеже?

3. С какими предлогами употребляются?





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за полезный ресурс!

24 October 2020