Учебно-дидактический материал «Пальчиковые шаги для развития мелкой моторики и автоматизации поставленных звуков у детей изолированно и в слогах»
Пальчиковые шаги для развития мелкой моторики и автоматизации поставленных звуков изолированно и в слогах.
«Пальчиковые шаги» — это увлекательные задания, которые не только готовят руку ребенка к письму, но и развивают его память, внимание, зрительно-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, что, в свою очередь, способствует развитию речи. Эти упражнения, предлагаются детям в игровой форме и важны потому, что в процессе работы ребёнок имеет возможность эмоционального общения со взрослым.
В ходе пальчиковых игр у детей развивается мелкая моторика рук. Вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Учеными доказано, что руки находятся в тесной связи с развитием речи, памяти, внимания.
Для развития речи и мелкой моторики я сделала для своих дошкольников вот такие «Звуковые дорожки».
Звуковые дорожки, они же пальчиковые шаги представляют собой ряд упражнений, с помощью которых у детей дошкольного возраста будут развиваться, и совершенствоваться движения кистей и пальцев рук.
Начинаю работу с самого легкого варианта – «шаги» указательным и средним пальцами. Далее постепенно ввожу остальные пальцы руки в следующей последовательности:
- указательный и средний пальчики;
- указательный и безымянный пальчики;
- указательный палец и мизинец;
- большой палец и мизинец;
- большой и указательный пальчики;
- большой и средний пальчики;
- большой и безымянный пальчики;
- средний и безымянный пальчики;
- средний палец и мизинец;
- безымянный и мизинец.
Далее одновременные движения пальчиками обеих рук.
Затем ребенок учится выполнять одновременно разнотипные движения пальцев рук (пальчики одной рукой «шагают» вверх, а другой – «вниз»).
Для автоматизации поставленных звуков я использую задания:
- «Шагай пальчиками по дорожке, правильно произнося звук (Ш или Ж) и т.д.;
- «Шагай пальчиками по дорожке вверх, правильно произнося слоги- ша-ша, шо-шо, шу-шу, ши-ши;
- «Шагай пальчиками по дорожке вниз, правильно произнося слоги: аш-аш, ош-ош, уш-уш, иш-иш»;
- «Шагай пальчиками по дорожке, правильно произнося слоги: ша-жа, шо-жо, шу-жу, ши-жи и т.д.
Следует отметить, что речь у человека является инструментом мышления, тем самым развивая речь – мы даем мощный толчок интеллектуальному развитию ребенка. Речь оказывает большое влияние на развитие психических процессов. Прежде всего, под влиянием речи изменяется восприятие ребёнка.
учитель-логопед
Богатикова Л.Ю.
Тихомирова Екатерина Витальевна
Богатикова Лидия Юрьевна