Технологическая карта урока развития речи в подготвоительной группе «Автоматизация звука [Р] изолированно, в слогах, словах»

2
0
Материал опубликован 12 February 2018 в группе

Технологическая карта организации совместной деятельности с детьми

Составитель:Гайбышева Д.Р., учитель-логопед МАДОУ ЦРР – детский сад ГО Красноуфимск

Тема: «Звук [Р] и буква Р.

Возрастная группа: дети 7-го года жизни (подготовительная группа).

Форма совместной деятельности: автоматизация звука [Р] изолированно, в слогах, словах. Путешествие в цирк города «Красивой речи».

Форма организации: подгрупповая.

Учебно-методический комплект: Е.А.Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов», Е. А. Ярош «Путешествие по городу Красивой речи», Лебедева «Трудный звук, ты наш друг»

Средства:

Наглядные: игрушки: обезьянка, слон, тигр, лев, волшебник, звуковичок, схемы для артикуляции звука, зеркала, кубик с картинками,

Материалы и оборудование: система интерактивного ввода - вывода SMART Table 442 i (интерактивный стол); интерактивный демонстративный модуль KIDSinteraktive (интерактивный пол); визуализатор цифровой FlexCam 2 (документ - камера); программно – аппаратный комплекс «Bee -Bot»; устройство для синхронизации визуально-слухового восприятия «Говорящие карточки».

Цель:

1. коррекционно-образовательная:

- познакомить детей с механизмом образования звука [р];

2. коррекционно-развивающие:

- развивать общую и мелкую моторику;

- формировать фонематические процессы;

- формировать навыки правильного произношения звука [р] изолированно, в слогах, в словах;

- формировать фонематическое представление звука[р];

- закреплять навыки элементарного звукового анализа;

3. коррекционно-воспитательные:

- воспитывать у детей самоконтроль за речью;

- воспитывать самостоятельность при выполнении заданий;

- воспитывать умения работать в коллективе.

Задачи занятия:

- научить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звука «р»;

- научить соотносить звук «р» и букву «Р».

Этапы совместной деятельности

Содержание деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей, выполнение которой приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый

результат

Мотивация к деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на эмоциональном уровне.

«Ребята, сегодня к нам пришёл добрый волшебник. Он приглашает нас в цирк. Мы будем весело играть вместе с цирковыми артистами, вспоминать, что мы изучали на прошлых занятиях. Вы согласны отправиться в дорогу? »

- (Да! )

- «Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и вспомним наше золотое правило».

Дети берутся за руки, проговаривают:

(Мы спокойны, мы спокойны,

Говорим всегда красиво,

Чётко и неторопливо,

Вспоминаем обязательно,

Что учили на занятиях).

Дети размыкают руки и открывают глаза.

- «Ну, что же, отправляемся в дорогу! А на чём можно поехать в цирк? »

-( На автобусе, на трамвае, на такси.)

- «Правильно, ребята! Но наш транспорт волшебный. Мы полетим на ковре-самолёте». «Сядьте поудобнее и закройте глазки! »

Включается музыка «Полёт».

- «Вот мы и прилетели мы, и оказались прямо в цирке! Посмотрите нас, встречает цирковая обезьянка, которая очень любит кривляться и изображать всех артистов цирка. Она просит и вас изобразить цирковых артистов. Посмотрите на её мячах фотографии этих артистов - ловите мяч и изобразите: неуклюжего медведя, сердитого льва, веселую обезьянку, грустную собачку (дети изображают эмоциональные состояния животных). Молодцы, ребята. Обезьянка очень довольна и приглашает нас в зрительный зал.

Создать игровую ситуацию для детей, настроить на занятие, предложив отправиться в цирк на ковре самолёте

Создать мотивационную ситуацию «вспомнить золотое правило» для дальнейшей реализации поставленной цели

Дети садятся на «ковёр - самолёт» и закрыв глаза, слушают спокойную музыку, представляют, что летят .

Дети берутся за руки и произносят стих

Развитие у детей чувства – прекрасного, слушая спокойную музыку

Развитие общей моторика, мимики

Поиск, решение задачи, проблемы

Цель.

Опора на опыт детей (актуализация знаний), необходимый для выполнений заданий, закрепление умений, выработка навыка

Проходите и занимайте места в зрительном зале (дети усаживаются за столы)

Все цирковые артисты очень любят звук [р] и букву р и мы будем сегодня изучать звук [р] и букву р.

(звенит колокольчик)

Вот звенит первый звонок, а после третьего звонка начнётся представление

А цирковая обезьянка говорит мне, что нужно сначала выполнить гимнастику для губ: «Улыбка» - «Трубочка» (чередуем упр.)

Для языка: «Дятел» «Барабанщики»

«Лошадка» «Шмель»

(дети, взяв в руки зеркала, выполняют артикуляционную гимнастику по инструкции) молодцы, ребята.

(звенит колокольчик)

- «Добрый волшебник шепчет мне на ушко, что цирковое представление начнётся, если мы всё-всё расскажем о звуке [р].

- Давайте мы с вами используя схему и зеркала всё расскажем о звуке[Р]:
- Губы улыбаются, зубы разомкнуты, кончик языка поднят к бугоркам (альвеолам), сильная воздушная струя заставляет кончик языка вибрировать, голос работает. Молодцы.
(Характеристика звука [Р])
- Звук [Р]- согласный, звонкий, твердый (обозначаем синим цветом с колокольчиком)

- Молодцы, ребята. Звуки мы слышим и произносим.Буквы мы пишем и читаем. А вот буква Р. Посмотрите на букву, и цирковая обезьянка просит нас найти и обвест в круг букву Р на «Волшебном полотне» - (на интерактивном полу находят и пером обводят букву Р)

Усаживает детей за столы

Объявление темы занятия

Давать инструкцию к выполнению артикуляционной гимнастики

Опираясь на схему для артикуляции звуков и используя зеркала предлагать детям давать характеристику звука[Р]

Закреплять понятия: «звук» «буква»

Учить детей писать букву Р

Усаживаются на свои места и слушают название темы занятия

Выполняют артикуляционную гимнастику по инструкции


 


 


 


 


 


 

Учится давать характеристику звука [р];


 


 


 


 


 

учить соотносить звук [р] и букву Р.

Учатся находить и узнавать букву Р.

Развитие артикуляционной моторики

Учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звука «р»;


 


 


 


 


 

Учить детейсоотносить звук[р]и букву Р.

Учить детей различать букву р.

Планирование деятельности.

Совместное обсуждение решения задачи, проблемы

Цель. Автоматизировать произношение звука [Р] изолированно, в слогах, словах.

(Звенит колокольчик)

- Вот и началось наше представление, а первый номер нашей программы на волшебном столе. Посмотрите – это самолёт скидывает вам шарики. Вы должны поймать этот шар, если услышите звук[р] .

Л- м- н – р- л – р – к – р

Ра- он – ор – ур – лы- ру

Рак нос нора кот крот

Молодцы, ребята.

- следующий номер для вас приготовил цирковой попугай, посмотрите на «волшебный экран» это цирковой попугай, он любит произносить звук Р-Р-Р, давайте мы с вами тоже произнесём звук [Р]

-Р-Р-Р-Р (дети произносят Р-Р-Р)

А кнам на цирковую арену пришёл полосатый тигр, он умеет только рычать, а вас просит произнести слоги, используя цирковые «говорящие карточки»

- Я вам произнесу эти слоги, а вы повторите, записывая себя на «говорящие карточки», затем прослушайте себя.

Ро-ра-руру-ры-ра

Ры-рэ-рора-рэ-ры

(дети произносят слоги и прослушивают себя по карточкам)

Молодцы.

- На арену цирка приглашается клоун-жонглёр. Он хочет попросить вас, поймать его жонглерский кубик и произнести слова

Рак, робот, рубаха, рука, раковина, рама

- «Молодцы! Клоуну очень понравились ваши ответы

Формировать фонематический слух

Автоматизировать произношение звука [Р] изолированно, в слогах, словах

Учатся определять на слух звук [Р] изолированно, в слогах, словах используя интерактивный стол

Автоматизируют произношение звука [Р] изолированно, в слогах, словах

Выражают собственные мысли, чувства с использованием слухового, зрительного и тактильного анализатора.

Формировать фонематический слух

Учатся чётко и правильно произносить звук [Р] изолированно, в слогах, словах

«Открытие» ребенком нового знания, освоения умения, способа деятельности

Цель.

-учить детей пользоваться Bibot комплексом, учить придумывать чистоговорки, автоматизировать звук [Р] в чистоговорках

- «Ребята, к нам на арену цирка прилетели пчёлки - роботы, они очень любят чистоговорки со звуком [Р] . Посмотрите пчёлки приготовили для вас картинки со звуком [Р] на их любимом ковре, и предлагают вам выбрать правильный путь, задав пчёлкам – роботам программу доехать до этих картинок, затем вы придумайте и произнесите чистоговорку со слогом [Ра-] и с данной картинкой.

(дети задают программу пчёлкам и доехав до картинки придумывают чистоговорку: гора, нора, фара, гитара )

Ра-ра-ра–вот высокая гора

Ра-ра-ра - вот глубокая нора

Ра-ра-ра – вот какая фара

Ра-ра-ра – у меня гитара

Молодцы, ребята! Вы справились с эти заданием и проговорили чётко.

Учит детей задавать программу пчёлкам и придумывать чистоговорку

Учит определять место звука [р] в словах

Автоматизировать звук [Р] в чистоговорках,

Развиваетпространственную ориентацию, математические представления, учит пользоваться BiBot комплексомИндивидуальная помощь, поддержка в выполнение заданий с роботом «Умная пчела»,

Учатся задавать программу пчёлкам и учатся придумывать чистоговорки

Научить детей пользоваться Bibot комплексом, учить придумывать чистоговорки

Самоконтроль

Цель:Развитие навыка звукового анализа слов и совершенствование владения интерактивным столом

А на арене цирка появился король зверей – лев. Он приготовил для вас задание на «волшебном экране» и просит вас посмотреть на экран, назвать слова со звуком [Р], определить, где в этих словах находится звук [Р]. (дети называют слова и определяют место звука [Р] в слове – выполняют задание на интерактивном столе )

Учит определять место звука [р], используя интерактивный стол

Учатся определять место звука [р] в словах на интерактивном столе

Контролируют, все ли выполнили правильно, если ошиблись, могут поправить себя – поместив картинку в нужный домик

Развитие навыка звукового анализа слов и совершенствование владения интерактивным столом

Рефлексия.

Цель.

Осознание детьми своей деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всей группы.

Вот и закончилось наше весёлое представление! Всем артистам очень понравилось играть вместе с вами,они дарят вам эти красивые шапочки циркачей. Ребята, если вам было сегодня легко выполнять все задания артистов, вы возьмите себе шапочку, и украсьте её зелёными смайликами, а если у вас возникали сложности при выполнении заданий - украсьте шапочку синим цветом. Наши циркачи – артисты говорят вам : «Спасибо! Досвидания, до новых встреч! » А нам тоже пора возвращаться в детский сад. Волшебник зовёт вас на ковёр-самолёт. Но он пропустит нас, если вы скажете, какой звук и какую букву мы сегодня изучали? » Дети дают правильные ответы и садятся на коврик, закрывают глаза.Под музыку «Полёт» дети «возвращаются» в детский сад.

Стимулирование к анализу, совместный анализ, Предложить место, где дети могут надеть эти шапочки.

Демонстрируют свои работы. Выражают свои чувства.

Называют звук, который сегодня изучали, слушают спокойную музыку

Открытость.

Цель.

Учить рассказывать о выполненном, об интересном. Воспитывать умение оценивать свою работу в коллективе.

Вот мы и прилетели в наш детский сад. Ребята, вы можете рассказать о своём путешествии ребятам из своей группы, родителям. Расскажите им с какими цирковыми артистами вы сегодня встретились, какие задания они вам предлагали, с какими заданиями вы справились легко, Что было для вас самое интересное, понравились ли вам подарки.

Обсуждение с детьми продолжения работы в разных формах самостоятельной деятельности со взрослыми.

Выражают эмоции посредствам слов и мимики.

Воспитывают умение оценивать свою работу в коллективе.

Учатся рассказывать о своей деятельности, определяют сложности в выполнении заданий


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации