Технологическая карта урока развития речи в подготвоительной группе «Автоматизация звука [Р] изолированно, в слогах, словах»
Технологическая карта организации совместной деятельности с детьми
Составитель:Гайбышева Д.Р., учитель-логопед МАДОУ ЦРР – детский сад ГО Красноуфимск
Тема: «Звук [Р] и буква Р.
Возрастная группа: дети 7-го года жизни (подготовительная группа).
Форма совместной деятельности: автоматизация звука [Р] изолированно, в слогах, словах. Путешествие в цирк города «Красивой речи».
Форма организации: подгрупповая.
Учебно-методический комплект: Е.А.Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов», Е. А. Ярош «Путешествие по городу Красивой речи», Лебедева «Трудный звук, ты наш друг»
Средства:
Наглядные: игрушки: обезьянка, слон, тигр, лев, волшебник, звуковичок, схемы для артикуляции звука, зеркала, кубик с картинками,
Материалы и оборудование: система интерактивного ввода - вывода SMART Table 442 i (интерактивный стол); интерактивный демонстративный модуль KIDSinteraktive (интерактивный пол); визуализатор цифровой FlexCam 2 (документ - камера); программно – аппаратный комплекс «Bee -Bot»; устройство для синхронизации визуально-слухового восприятия «Говорящие карточки».
Цель:
1. коррекционно-образовательная:
- познакомить детей с механизмом образования звука [р];
2. коррекционно-развивающие:
- развивать общую и мелкую моторику;
- формировать фонематические процессы;
- формировать навыки правильного произношения звука [р] изолированно, в слогах, в словах;
- формировать фонематическое представление звука[р];
- закреплять навыки элементарного звукового анализа;
3. коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у детей самоконтроль за речью;
- воспитывать самостоятельность при выполнении заданий;
- воспитывать умения работать в коллективе.
Задачи занятия:
- научить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звука «р»;
- научить соотносить звук «р» и букву «Р».
Этапы совместной деятельности |
Содержание деятельности |
Деятельность педагога |
Деятельность детей, выполнение которой приведет к достижению запланированных результатов |
Планируемый результат |
Мотивация к деятельности Цель. Включение детей в деятельность на эмоциональном уровне. |
«Ребята, сегодня к нам пришёл добрый волшебник. Он приглашает нас в цирк. Мы будем весело играть вместе с цирковыми артистами, вспоминать, что мы изучали на прошлых занятиях. Вы согласны отправиться в дорогу? » - (Да! ) - «Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и вспомним наше золотое правило». Дети берутся за руки, проговаривают: (Мы спокойны, мы спокойны, Говорим всегда красиво, Чётко и неторопливо, Вспоминаем обязательно, Что учили на занятиях). Дети размыкают руки и открывают глаза. - «Ну, что же, отправляемся в дорогу! А на чём можно поехать в цирк? » -( На автобусе, на трамвае, на такси.) - «Правильно, ребята! Но наш транспорт волшебный. Мы полетим на ковре-самолёте». «Сядьте поудобнее и закройте глазки! » Включается музыка «Полёт». - «Вот мы и прилетели мы, и оказались прямо в цирке! Посмотрите нас, встречает цирковая обезьянка, которая очень любит кривляться и изображать всех артистов цирка. Она просит и вас изобразить цирковых артистов. Посмотрите на её мячах фотографии этих артистов - ловите мяч и изобразите: неуклюжего медведя, сердитого льва, веселую обезьянку, грустную собачку (дети изображают эмоциональные состояния животных). Молодцы, ребята. Обезьянка очень довольна и приглашает нас в зрительный зал. |
Создать игровую ситуацию для детей, настроить на занятие, предложив отправиться в цирк на ковре самолёте Создать мотивационную ситуацию «вспомнить золотое правило» для дальнейшей реализации поставленной цели |
Дети садятся на «ковёр - самолёт» и закрыв глаза, слушают спокойную музыку, представляют, что летят . Дети берутся за руки и произносят стих |
Развитие у детей чувства – прекрасного, слушая спокойную музыку Развитие общей моторика, мимики |
Поиск, решение задачи, проблемы Цель. Опора на опыт детей (актуализация знаний), необходимый для выполнений заданий, закрепление умений, выработка навыка |
Проходите и занимайте места в зрительном зале (дети усаживаются за столы) Все цирковые артисты очень любят звук [р] и букву р и мы будем сегодня изучать звук [р] и букву р. (звенит колокольчик) Вот звенит первый звонок, а после третьего звонка начнётся представление А цирковая обезьянка говорит мне, что нужно сначала выполнить гимнастику для губ: «Улыбка» - «Трубочка» (чередуем упр.) Для языка: «Дятел» «Барабанщики» «Лошадка» «Шмель» (дети, взяв в руки зеркала, выполняют артикуляционную гимнастику по инструкции) молодцы, ребята. (звенит колокольчик) - «Добрый волшебник шепчет мне на ушко, что цирковое представление начнётся, если мы всё-всё расскажем о звуке [р]. - Давайте мы с вами используя схему и зеркала всё расскажем о звуке[Р]: - Молодцы, ребята. Звуки мы слышим и произносим.Буквы мы пишем и читаем. А вот буква Р. Посмотрите на букву, и цирковая обезьянка просит нас найти и обвест в круг букву Р на «Волшебном полотне» - (на интерактивном полу находят и пером обводят букву Р) |
Усаживает детей за столы Объявление темы занятия Давать инструкцию к выполнению артикуляционной гимнастики Опираясь на схему для артикуляции звуков и используя зеркала предлагать детям давать характеристику звука[Р] Закреплять понятия: «звук» «буква» Учить детей писать букву Р |
Усаживаются на свои места и слушают название темы занятия Выполняют артикуляционную гимнастику по инструкции
Учится давать характеристику звука [р];
учить соотносить звук [р] и букву Р. Учатся находить и узнавать букву Р. |
Развитие артикуляционной моторики Учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звука «р»;
Учить детейсоотносить звук[р]и букву Р. Учить детей различать букву р. |
Планирование деятельности. Совместное обсуждение решения задачи, проблемы Цель. Автоматизировать произношение звука [Р] изолированно, в слогах, словах. |
(Звенит колокольчик) - Вот и началось наше представление, а первый номер нашей программы на волшебном столе. Посмотрите – это самолёт скидывает вам шарики. Вы должны поймать этот шар, если услышите звук[р] . Л- м- н – р- л – р – к – р Ра- он – ор – ур – лы- ру Рак нос нора кот крот Молодцы, ребята. - следующий номер для вас приготовил цирковой попугай, посмотрите на «волшебный экран» это цирковой попугай, он любит произносить звук Р-Р-Р, давайте мы с вами тоже произнесём звук [Р] -Р-Р-Р-Р (дети произносят Р-Р-Р) А кнам на цирковую арену пришёл полосатый тигр, он умеет только рычать, а вас просит произнести слоги, используя цирковые «говорящие карточки» - Я вам произнесу эти слоги, а вы повторите, записывая себя на «говорящие карточки», затем прослушайте себя. Ро-ра-руру-ры-ра Ры-рэ-рора-рэ-ры (дети произносят слоги и прослушивают себя по карточкам) Молодцы. - На арену цирка приглашается клоун-жонглёр. Он хочет попросить вас, поймать его жонглерский кубик и произнести слова Рак, робот, рубаха, рука, раковина, рама - «Молодцы! Клоуну очень понравились ваши ответы |
Формировать фонематический слух Автоматизировать произношение звука [Р] изолированно, в слогах, словах |
Учатся определять на слух звук [Р] изолированно, в слогах, словах используя интерактивный стол Автоматизируют произношение звука [Р] изолированно, в слогах, словах Выражают собственные мысли, чувства с использованием слухового, зрительного и тактильного анализатора. |
Формировать фонематический слух Учатся чётко и правильно произносить звук [Р] изолированно, в слогах, словах |
«Открытие» ребенком нового знания, освоения умения, способа деятельности Цель. -учить детей пользоваться Bi – bot комплексом, учить придумывать чистоговорки, автоматизировать звук [Р] в чистоговорках |
- «Ребята, к нам на арену цирка прилетели пчёлки - роботы, они очень любят чистоговорки со звуком [Р] . Посмотрите пчёлки приготовили для вас картинки со звуком [Р] на их любимом ковре, и предлагают вам выбрать правильный путь, задав пчёлкам – роботам программу доехать до этих картинок, затем вы придумайте и произнесите чистоговорку со слогом [Ра-] и с данной картинкой. (дети задают программу пчёлкам и доехав до картинки придумывают чистоговорку: гора, нора, фара, гитара ) Ра-ра-ра–вот высокая гора Ра-ра-ра - вот глубокая нора Ра-ра-ра – вот какая фара Ра-ра-ра – у меня гитара Молодцы, ребята! Вы справились с эти заданием и проговорили чётко. |
Учит детей задавать программу пчёлкам и придумывать чистоговорку Учит определять место звука [р] в словах Автоматизировать звук [Р] в чистоговорках, Развиваетпространственную ориентацию, математические представления, учит пользоваться Bi – Bot комплексомИндивидуальная помощь, поддержка в выполнение заданий с роботом «Умная пчела», |
Учатся задавать программу пчёлкам и учатся придумывать чистоговорки |
Научить детей пользоваться Bi – bot комплексом, учить придумывать чистоговорки |
Самоконтроль Цель:Развитие навыка звукового анализа слов и совершенствование владения интерактивным столом |
А на арене цирка появился король зверей – лев. Он приготовил для вас задание на «волшебном экране» и просит вас посмотреть на экран, назвать слова со звуком [Р], определить, где в этих словах находится звук [Р]. (дети называют слова и определяют место звука [Р] в слове – выполняют задание на интерактивном столе ) |
Учит определять место звука [р], используя интерактивный стол |
Учатся определять место звука [р] в словах на интерактивном столе Контролируют, все ли выполнили правильно, если ошиблись, могут поправить себя – поместив картинку в нужный домик |
Развитие навыка звукового анализа слов и совершенствование владения интерактивным столом |
Рефлексия. Цель. Осознание детьми своей деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всей группы. |
Вот и закончилось наше весёлое представление! Всем артистам очень понравилось играть вместе с вами,они дарят вам эти красивые шапочки циркачей. Ребята, если вам было сегодня легко выполнять все задания артистов, вы возьмите себе шапочку, и украсьте её зелёными смайликами, а если у вас возникали сложности при выполнении заданий - украсьте шапочку синим цветом. Наши циркачи – артисты говорят вам : «Спасибо! Досвидания, до новых встреч! » А нам тоже пора возвращаться в детский сад. Волшебник зовёт вас на ковёр-самолёт. Но он пропустит нас, если вы скажете, какой звук и какую букву мы сегодня изучали? » Дети дают правильные ответы и садятся на коврик, закрывают глаза.Под музыку «Полёт» дети «возвращаются» в детский сад. |
Стимулирование к анализу, совместный анализ, Предложить место, где дети могут надеть эти шапочки. |
Демонстрируют свои работы. Выражают свои чувства. |
Называют звук, который сегодня изучали, слушают спокойную музыку |
Открытость. Цель. Учить рассказывать о выполненном, об интересном. Воспитывать умение оценивать свою работу в коллективе. |
Вот мы и прилетели в наш детский сад. Ребята, вы можете рассказать о своём путешествии ребятам из своей группы, родителям. Расскажите им с какими цирковыми артистами вы сегодня встретились, какие задания они вам предлагали, с какими заданиями вы справились легко, Что было для вас самое интересное, понравились ли вам подарки. |
Обсуждение с детьми продолжения работы в разных формах самостоятельной деятельности со взрослыми. |
Выражают эмоции посредствам слов и мимики. |
Воспитывают умение оценивать свою работу в коллективе. Учатся рассказывать о своей деятельности, определяют сложности в выполнении заданий |