Памятка для начинающего психолога

0
0
Материал опубликован 15 December

Памятка для начинающего психолога

Особенности возрастных кризисов раннего детства: 1 года и 3 лет

Общая теоретическая справка о кризисе

Кризис развития (по Л.С. Выготскому) — это закономерный, необходимый и позитивный этап в жизни ребенка. Это краткий (от нескольких месяцев до года-полутора) период резких, бурных качественных изменений, знаменующий переход на новую ступень развития.

Суть: Противоречие между возросшими возможностями и потребностями ребенка («Я могу! Я хочу!») и устаревшими формами отношений со взрослыми («Ты еще маленький!»).

Итог: Кризис завершается формированием новообразования — центрального психического приобретения, которое перестраивает всю личность ребенка и позволяет ему строить новые отношения с миром.

Кризис 1 года

Специфика и психологический смысл:

Это первый «праздник самостоятельности». Ребенок осваивает ходьбу и речь, что радикально расширяет его пространство и способы взаимодействия с миром. Ведущая потребность — потребность в новых впечатлениях и автономии в действиях. Новообразование — прямохождение и автономная речь, которые делают ребенка субъектом деятельности, отдельным от матери физически и в общении.

Основные симптомы и проявления (т.н. «семизвездие» кризиса 1 года):

«Неудержимость», аффективные вспышки. Ребенок становится возбудимым, плаксивым, легко впадает в гнев, особенно при запретах или неудачах.

Нарушение всех сформированных привычек, «регресс» в навыках. Может временно «разучиться» ходить, просить грудь, отказываться от ритуалов укладывания.

Обострение аффективных реакций на замечания. Реагирует криком, падает на пол, отталкивает взрослого в ответ на «нельзя».

Противоречивость в поведении. Может просить о помощи и тут же яростно отказываться от нее («Я сам!» в действии).

Повышенная двигательная активность и любопытство. Лезет везде, тянет, открывает, бросает. Это ведущая форма познания мира.

Рост самостоятельности и настойчивости. Упорно пытается сделать что-то сам, даже если не получается.

Реакция на слово «нельзя». Именно в этот период ребенок начинает проверять границы дозволенного, устанавливая первые социальные нормы.

Рекомендации для родителей (на чем сделать акцент в консультации):

Безопасность, а не запреты. Перестройте пространство (заглушки, блокираторы), чтобы минимизировать слово «нельзя». Лучше сказать «Это опасно, давай сюда» и переключить внимание.

Развитие самостоятельности. Предоставляйте простой и безопасный выбор («Будешь кашу или суп?», «Наденешь красные штаны или синие?»). Поощряйте попытки «Я сам» в быту (есть ложкой, снять шапку).

Альтернатива вместо запрета. Не «Нельзя рвать книгу!», а «Книгу рвать нельзя, а вот старую газету — можно. Давай порвем ее вместе».

Ритуалы и предсказуемость. Четкий режим и ритуалы дают ребенку чувство безопасности в период бурных изменений.

Спокойствие и последовательность. Если «нельзя» — то всегда нельзя. Родительская уверенность снижает тревогу ребенка.

Развитие речи. Активно называйте предметы, действия, эмоции. Используйте простые фразы. Не ругайте за «плохие» слова, а заменяйте их правильными.

Кризис 3 лет («Я сам!»)

Специфика и психологический смысл:

Это кризис социального отделения, рождения личности. Ребенок впервые осознает себя как отдельного субъекта, отличного от взрослого. Ведущая потребность — утверждение своей самостоятельности и воли. Новообразование — система «Я», самооценка, чувство собственного достоинства. Возникает потребность делать не сообразно желанию, а сообразно норме, правилу (зачатки произвольности).



Основные симптомы и проявления (классическое «семизвездие» по Выготскому-Эльконину):

Негативизм. Реакция не на содержание, а на сам факт предложения/требования взрослого. Ребенок отказывается делать что-то, даже если сам этого хочет, лишь потому, что это предложил взрослый («Иди гулять» — «Нет!», хотя очень хочет).

Упрямство. Настаивание на своем решении/действии не потому, что сильно хочется, а потому, что он этого потребовал. Малыш «застревает» на своем первоначальном решении, даже если обстоятельства изменились

Строптивость. Безличный, генерализованный протест против всех норм и системы отношений, сложившейся в раннем детстве. Ребенок бунтует против всего образа жизни («Все не так!»).

Своеволие (Я сам!). Гипертрофированное стремление к самостоятельности. Ребенок хочет все делать сам, даже если не умеет.

Протест-бунт. Частые ссоры, конфликты со взрослыми. Поведение приобретает черты «постоянной войны».

Обесценивание. То, что было дорого, привычно, интересно раньше, теперь обесценивается. Ребенок может ломать любимые игрушки, дразнить родителей, использовать «плохие» слова.

Деспотизм (в семье) / Ревность (при наличии сибсов). Стремление жестко управлять поведением близких, проявлять диктат, ревностно охранять свое «место под солнцем».

Рекомендации для родителей (ключевые направления работы психолога):

Тактика «выбора без выбора». Предлагайте иллюзию выбора в рамках, приемлемых для вас: «Ты сначала соберешь машинки или кубики?», «Ты будешь чистить зубы перед купанием или после?». Это удовлетворяет потребность в самостоятельности и снижает конфликты.

Уважение к самостоятельности. Позволяйте делать самому то, что не угрожает жизни. Договаривайтесь: «Я разрешу тебе налить сок самому, если ты сядешь за стол и будешь делать это медленно». Смиритесь с тем, что «самостоятельно» = «дольше и грязнее».

Сохранение спокойствия и игнорирование провокаций. Не вступайте в препирательства, не пытайтесь сломить упрямство силой. В момент аффекта разговор бесполезен. Переждите.

Перевод конфликта в игру. «Одеваемся на скорость!», «А давай твоя ложка покатается в гараж (рот)», «Кто быстрее — ты оденешь штаны или я заправлю кровать?».

Правила и последовательность. Четкие, понятные, неизменные правила дают ребенку ощущение стабильности и границ. Все взрослые в семье должны придерживаться одной линии.

Предоставление «легального» способа протеста. «Ты можешь злиться, но бить маму/кошку нельзя. Можно топать ногами, порвать эту бумагу, побить подушку».

Поощрение позитивного самовыражения. Чаще хвалите за реальные достижения, просите «помощи» в серьезных делах («Помоги мне замесить тесто»), давайте посильные поручения, повышающие его статус.

Важные выводы для психолога:

Кризис — не патология. Объясните родителям нормативность и временность этих проявлений. Их задача — не «победить» ребенка, а помочь ему пройти этот этап с минимальными потерями для психики.

Дифференциальная диагностика. Проявления кризиса могут быть схожи с неврологическими или эмоциональными нарушениями. Важно отличать возрастной негативизм от хронического плохого настроения при депрессии, упрямство — от ригидности при РАС.

Работа с родительскими установками. Частая проблема — восприятие поведения ребенка как «плохого», «манипулятивного». Помогите родителям увидеть за симптомами потребность в развитии: за негативизмом — становление границ «Я», за обесцениванием — проверку устойчивости мира.

Акцент на профилактику. Лучшая помощь — просвещение родителей об особенностях кризиса до его наступления.

Кризис — это болезнь роста. Задача взрослого — быть надежной «опорой», о которую ребенок может оттолкнуться, чтобы совершить прыжок в свое будущее.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.